Инсценировка достоевского в школе

Обновлено: 04.07.2024

Действие происходит в тюремном лазарете, где лежит больной Раскольников и в сновидениях вспоминает происшедшее с ним. На авансцене стоит железная кровать, в глубине сцены дверь с колокольчиком.

(Доктор склонился над лежащим в лихорадке Раскольниковым. Затем уходит. Звук закрывающегося замка. )

Р.Р.(с полотенцем на лбу )- Что если бы на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей какая-нибудь смешная старушонка, которую надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то), решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было?Не покоробился бы оттого, что это уж слишком не монументально и. и грешно?На этом "вопросе" я промучился ужасно долго, когда наконец догадался (вдруг как-то) , что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально. и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться - задушил бы без всякой задумчивости. Ну и я. задушил. по примеру авторитета. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную!

Й эпизод КВАРТИРА СТАРУХИ

(Раскольников, Алёна Ивановна)

Р.Р.- Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

Алёна Ивановна- очень хорошо помню, что были.

Р.Р.- и опять, по такому же дельцу.

Алёна Ивановна- Что угодно?

Р.Р.- Заклад принес, вот-с!

Алёна Ивановна- Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул.

Р.Р.- Я вам проценты еще за месяц внесу; Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

Алёна Ивановна- А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

Р.Р.- Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

Алёна Ивановна- Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Р.Р.- Полтора рубля?!

Алёна Ивановна- Ваша воля.

Р.Р.- Давайте! Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу. серебряную. хорошую.

Алёна Ивановна- Ну, тогда и будем говорить, батюшка.

Р.Р.- Прощайте-с. А вы все дома одни сидите, сестрицы-то нет?

Алёна Ивановна- А вам какое до нее дело?

Р.Р.- Да ничего особенного. Я так спросил. Прощайте, Алена Ивановна!

Р.Р.-Ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Чего ж я еще до сих пор сомневался? Ведь это подло, гадко, низко. ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило. Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах. Господи! Ведь я все равно не решусь! Я ведь не вытерплю,

не вытерплю. Господи! - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!

Й эпизод БИЛЛИАРДНАЯ

(Раскольников, 1-й человек, 2-й-человек.)

1-й-человек - Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная. стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь. Kроме того у старухи есть сестра, Лизавета, которую она бьет поминутно и держит в совершенном порабощении.

2-й-человек - Лизавета?

1-й-человек- Младшая, сводная сестра старухи. Pаботает на сестру день и ночь, в доме вместо кухарки и прачки. Старуха уже сделала свое завещание, и Лизавете - ни гроша, кроме стульев и прочего; деньги же все - в монастырь, на вечный помин души. Главное же то, что Лизавета поминутно беременна.

2-й-человек - Многим нравится…

1 -й-человек- Улыбка у ней даже очень хороша.

2-й-человек- И тебе нравится?

1-й-человек- Из странности. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести. Смотри: с одной стороны, бессмысленная , ничтожная, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь?

2-й-человек- Ну, понимаю..

1-й-человек- С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки. Тысячу добрых дел и начинаний можно устроить на старухины деньги, обреченные в монастырь! (Раскольникову)

1-й человек-Убей ее и возьми ее деньги,

2-человек- Чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу:

1-й человек- Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?

2-человек- Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной старушонки?

1-й человек-Не более как жизнь таракана. Намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть- чуть не отрезали!

2-й-человек- Она недостойна жить, но ведь тут природа.

1-й человек - Да ведь природу поправляют и направляют. Без этого ни одного бы великого человека не было.

2 -й человек - А скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?

1-й человек - Разумеется, нет! Я для справедливости.

2-й человек- А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости!

1-й человек- Еще партию!

Р.Р. - Почему именно теперь… именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове только что зародились. такие же точно мысли? И почему именно сейчас - разговор о старухе. совпадение?какое-то предопределение . указание..

Й эпизод

В ТРАКТИРЕ (Раскольников, Мармеладов, Гармонист, Соня, Катерина Ивановна.)

(гармонист фоном наигрывает мелодии )

Мармеладов- А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором? Мармеладов - такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

Р.Р.- Нет, учусь.

Мармеладов- Позвольте еще вас спросить, в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве?

Р.Р.- Нет, не случалось.

Мармеладов- Ну-с, а я оттуда, и уже пятую ночь-с. а Катерина Ивановна, супруга моя, дама хотя и великодушная, но несправедливая…Знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил? Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. Детей маленьких у нас трое, и от первой жены четырнадцатилетняя дочь Соня. И что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей. Да-с!Лежал я тогда. пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (голосок у ней такой кроткий, личико всегда бледненькое),говорит:

Соня - Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?"

Катерина Ивановна - А что ж, чего беречь? Эко сокровище!"

Мармеладов - Но не вините, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а в болезни, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле. Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает. И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. А я, как и давеча, в том же виде лежал-с. И видел я тогда, как Катерина Ивановна, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала. С тех пор, дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться .Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде способствовала). И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет. Живет же на квартире, снимает. А сегодня у Сони на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен.Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел. Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. Тридцать копеек, да-с. Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. ( появляется пьяный в трактире, начинает танцевать под гармонь) Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: "А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, пожалела?" И простит мою Соню, простит. И всех рассудит и простит. Господи, да приидет царствие твое!

й эпизод Квартира старухи - процентщицы

УБИЙСТВО

( Раскольников, Алёна Ивановна, Лизавета)

Р.Р.- Здравствуйте, Алена Ивановна, я вам. вещь принес. да вот лучше пойдемте сюда. к свету…

Алёна Ивановна - Господи! Да чего вам. Кто такой? Что вам угодно?

Р.Р. - Помилуйте, Алена Ивановна. знакомый ваш. Раскольников. вот, заклад принес, что обещался намедни. Да что вы так смотрите, точно не узнали? Хотите берите, а нет - я к другим пойду, мне некогда.

Алёна Ивановна - Да чего же ты, батюшка, так вдруг. что такое?

Р.Р.- Серебряная папиросочница: ведь я говорил прошлый раз.

Алёна Ивановна- Да чтой-то вы какой бледный? Вот и руки дрожат!

Р.Р. - Лихорадка…

Алёна Ивановна- Что такое?

Р.Р.- Вещь. папиросочница. серебряная. посмотрите.

Алёна Ивановна- Да чтой-то, как будто и не серебряная. Ишь навертел.

Й эпизод

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Звучит полонез. Танец в исполнении девочек и мальчиков.

На сцену выходят двое ведущих (1 ведущий - девочка, 2 ведущий - мальчик). Речь ведущих сопровождается инсценированием эпизодов произведений Ф.М.Достоевского и презентацией.

1 ведущий. Федор Михайлович Достоевский был вторым ребенком в большой семье. Пожалованный дворянством отставной штаб-лекарь Михаил Достоевский внушал своим детям: "Со смертью моей вы останетесь нищими и должны быть готовы сами пробивать себе дорогу". Но они об этом не задумывались, рыбачили, купались, играли в дикарей, в лошадки…

Но вскоре в беззаботное детство одна за другой ворвались трагедии: смерть матери, дуэль кумира семьи Пушкина, убийство отца… Он успел лишь определить сыновей в Петербургское военно-инженерное училище. По окончании его Федор попал в инженерный департамент, и на его практическую работу Николай I наложил резолюцию: "Какой дурак это чертил?"

2 ведущий. "Скверную кличку дал мне государь, а известно, иные клички держатся до могилы…"

1 ведущий. Достоевский ушел в отставку, хлебнул полуголодной жизни обитателей чердаков и взялся за перо.

"Бедные люди" привели Белинского в неописуемое волнение:

"Да вы понимаете ль сами-то, что написали! - в слезах обнимал он юного автора. - Вы до самой сути дела дотронулись".

Пафос "Бедных людей" заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества. Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была раскрыта так правдиво и подробно, убедительно показана красота, высокая культура чувств.

(монолог Вареньки Доброселовой из повести "Бедные люди").

Увы, уже после второй повести тот же Белинский махнул рукой: "Ну и надулись мы, друзья, с Достоевским".

Объект оскорбительного внимания "коллег" замкнулся в себе, лишь однажды прорвалось негодование:

2 ведущий. "Дайте срок, я всех вас в грязь затопчу!"

1 ведущий. Достоевский вступил в кружок Петрашевского, был арестован, приговорен к расстрелу, который в последнюю минуту заменили гражданской казнью и ссылкой… В списке государственных преступников против фамилии "Достоевский" стояло: "28 лет, чернорабочий, грамоте знает".

2 ведущий. "О, Это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Я там себя понял… Русского человека понял".

"Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало. Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. От расстройства нервов у меня случалась падучая… Еще есть у меня ревматизм в ногах. Кроме этого я чувствую себя довольно здорово. Прибавь ко всем этим неприятностям почти невозможность иметь книгу, что достанешь, то читать украдкой, вечную вражду и ссору вокруг себя, брань, крик, шум, гам, всегда под конвоем, никогда один, и это четыре года без перемены, - право, можно простить, если скажешь, что было худо. Что сделалось с моей душой, с моими верованиями, с моим умом и сердцем в эти четыре года - не скажу тебе. Долго рассказывать. Но вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды".

1 ведущий. "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, любезный читатель, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам Господь чаще на душу!" Так непривычно и лирично пишет Достоевский на первой странице своей самой романтичной Петербургской повести "Белые ночи".

2 ведущий. "Есть, Настенька… в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей… В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая, может быть в тридесятом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время… В этих углах проживают странные люди - мечтатели…"

(Сцена "Жилец" из повести "Белые ночи").

1 ведущий. Самым крупным литературным явлением 60-х годов был, без сомнения, роман "Преступление и наказание". Он читался с величайшей жадностью, несмотря на силу внешнего интереса - рассказа об уголовном деле.

2 ведущий. "Могу ли я надеяться поместить в вашем журнале "Русский вестник" мою повесть? Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…

(сцена "Признание Соне Раскольниковым" из романа "Преступление и наказание").

2 ведущий. "Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне сооблазнительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…

Неужели фантастический мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества…"

(Монолог Мышкина из романа "Идиот").

1 ведущий. Исключительное место в романе "Идиот" занимают женские персонажи, прежде всего Настасья Филипповна. Чувства и настроения Настасьи Филипповны проявляются с необычайной страстностью и эксцентрической крайностью. Мечта толкает ее к князю Мышкину, а самоуничижение - к Рогожину…

(Сцена "Именины в доме Настасьи Филипповны").

1 ведущий. Семейное счастье Федор Михайлович не мыслил без детей и вот в возрасте 47 лет стал отцом… Сколько радости! А через три месяца - сколько горя… Он рыдал над остывающим телом Сонечки, покрывая бледное личико и ручки горячими поцелуями…

Похороны дочери усугубили болезнь Достоевского. На улице он мог не ответить на поклон, мог о человеке, давно ему известном, спросить: кто это? Он знал, что может умереть в пять минут, и требовалась большая воля, чтобы не обращать внимания на дамоклов меч.

2 ведущий. "Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше оставаться с Христом, нежели с истиной".

1 ведущий. Большевики не простили Достоевскому того, что в революционном движении он увидел лишь анархию и бунтарство. Его издавали редко и неполно. Но и спустя полтора века горят его слова:

1 ведущий. "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей".

Монолог князя Мышкина о счастье.

(На полу разбитая ваза, все герои застыли на месте. Аглая и Мышкин стоят и смотрят друг на друга, остальные начинают ходить)

Елизавета Прокофьевна: Да тьфу, тьфу, тьфу, тьфу (смеется). Вы испугались? Испугались (жалеет).

Мышкин: Простили меня? Вы не сердитесь? Вы в самом деле не сердитесь? Елизавета Павловна?

Елизавета: Да полно голубчик! И человеку конец приходит, а тут из-за глиняного горшка. Ну его! Ну его! Полно, полно! (отводит Мышкина в сторону). Пугаешь ты меня в самом деле. Садись вот сюда.

Мышкин: Так я вас что, никого не оскорбил?

Елизавета: Нет, нет!

Мышкин: Никого? Вы не поверите, я так счастлив! От этой мысли, вы знаете, это так должно быть! Конечно, конечно. … Разве я мог здесь кого-нибудь оскорбить. А я вас опять оскорблю если подумаю так даже. (Усаживают обратно Мышкина).

Герой 1: Успокойтесь мой друг, это преувеличение. И вам вовсе не за что так благодарить. Это чувство прекрасное, но преувеличенное.

Мышкин: Я вас вы знаете, я вас не благодарю. Я так любуюсь вами. Я так вами любуюсь. Нет! Мне надо говорить. Надо мне объяснить. Да! Даже хоть из-за уважения к самому себе. Надо!

Княжна: Ничего батюшка, продолжай, только не задыхайся. (Сел). Эти господа и почудней тебя видывали, а ты еще не Бог знает как мудрён. Только вот вазу разбил напугал.

Мышкин: Скажите ведь это вы, вы пол года назад студента Подкумова и чиновника Швабрина, вы пол года назад от ссылки спасли?

Герой 1: Да ну! какие….

Мышкин: А вы княгиня? Разве не вы пол года назад, вы приняли меня в Москве? Помните? Как родного сына, по письму Елизаветы Прокофьевны. А какой вы мне совет дали? Я никогда его не забуду. Вы помните?

Княжна: Ну что ты на стену –то лезешь. Человек ты добрый, да смешной. Два гроша ему дадут, а он благодарит, точно жизнь спасли (смеются)

Герой 2: Я же говорила что Лев Николаевич он человек, человек, одним словом! Только вот не задыхался бы, как княгине заметила!

Мышкин: Вот знаете, вот я вошел сюда, с такой мукой! Я так боялся вас, я так боялся, боялся себя! Нет! Я всего себя боялся! Вы знаете, вот я вошел сюда и я все думал. Как я с ними заговорю? Вот с какого слова мне надо начать, чтобы они хоть что-нибудь поняли. Нет! Послушайте! Я знаю, нет, говорить не хорошо. Нет, лучше просто пример лучше просто начать! А я уже начал. Скажите! Неужели в самом деле? Неужели можно быть несчастным? Что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Как можно пройти мимо дерева и не быть счастливым что видишь его. А говорить с человеком и не быть счастливым, что ты любишь его? А сколько вещей на свете, на свете таких прекрасных что… Посмотрите на ребенка! Посмотрите на Божью зарю! Посмотрите на травку как она растет! Посмотрите в глаза которые на вас смотрят и так вас любят…. Ааааааааааааааааааааа! Ааааааааааааааааааа. (Мышкин падает, все стоят около него).

Цветное домино.

Цветное домино. Задачи: 1) Сформирование понятий "много" и "один" 2) Научить детей выделять различные признаки предметов 3) Развитие тактильных ощущений.

Литературное творчество. Посвящение детям В нашем городе на Ильича Стоит детский сад под названием "Мечта" В этом саду есть группа одна яркими красками играет она Здесь каждый ребенок.

Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

— взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его произведении среди героев мы встречаем детей.

На похоронах среди множества венков был венок и от детей. Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Достоевский. Он хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы люди никогда не забывали, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая жизнь. И в этой другой жизни господствуют голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Достоевскому детская душа открывалась полностью потому, что он имел дар — дар сострадания во имя любви к людям.

2. Литературный монтаж

Ученик. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. У нас в Святки принято творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни В России следовали этой традиции все — от государя до простых смертных. Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества.

Ученик. Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешнего Рождества, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес- в силе и славе, в образе царя, окруженный ратью Ангелов…

Чтец 1.

Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов.
Там только нетающим снегом сверкают вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды — крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился .

Слайд 2

Чтец 2

Сегодня Бог родился…
Благословен тот день и час,
Когда на землю Он явился
Чтоб возвести на небо нас.

Чтец 3

Мир ожидал Спасителя — Царя
А Он родился тихо, как заря,
Не во дворце богатом, не в столице,
Где Богу подобало бы родиться.

Чтец 4

Родился в хлеве в полунощный час,
Явив пример смирения для нас,
Родился Бог под небом Вифлеема.
Его рожденье — целая поэма.

Слайд 3

Чтец 5

Слайд 4

И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
И в Вифлеем дары свои волхвы несли за ней.
И на соломе там нашли они Царя царей

Слайд 5

Ученик Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды — вестницы, от Рождества Христова мы отсчитываем века.

Ученик. Слайд 6

Правитель Иудеи, жестокий царь Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере — вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно-единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Ученик. Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Учитель: В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа — рождественский (святочный) рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное.

Слайд 7

3. Работа над композицией рассказа. Фронтальная беседа

Учитель

Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы рассказа. Что такое композиция?

Композиция — это построение словесного произведения. Композиция рассказа состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

О чем повествует 1 часть рассказа? Слайд 8

Учитель: Слайд 9

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

Давайте определим, с чего начинается действие в данном рассказе?

Что служит завязкой действия в рассказе?

Завязкой служит описание жизни в подвале, где жил мальчик, знакомство с самим мальчиком. Автор очень мало описывает внешность мальчика, отмечает его маленький рост, возраст — лет семь и одежду — халатик. А самое важное, что говорит Достоевский, что мальчик хочет кушать.

По внешности мы всегда судим о характере человека. Какие черты характера можно рассмотреть в этом мальчике?

Мне кажется, что этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, невспыльчив, нетребователен, эмоционален.

Как развивается действие? Слайд 10, 11, 12

Развитие действия — это момент, когда мальчик оказывается в городе и картины, которые он там увидел. Он увидел широкую улицу, где много народа, все суетятся, бегут. Еще он увидел большое стекло, а за стеклом елка. В комнате дети веселятся, играют, смеются. Уже и мальчик хотел было рассмеяться, да уж болят у него пальчики на руках и ногах. Заплакал мальчик и побежал дальше.

Выделите самый яркий эпизод в рассказе.

Самым ярким эпизодом является эпизод, когда тихий голос приглашает мальчика не елку, и герой оказывается на Христовой елке. Этот эпизод является кульминацией рассказа.

Что видит мальчик на елке у Христа? Слайд 12, 13, 14, 15

Он увидел елку, какой еще никогда не видал, все кругом сияло, блестело, а вокруг кружились мальчики и девочки. Там же он увидел свою маму, которая смотрела на него и смеялась, а затем он увидел Иисуса, простирающего руки к детям и благословляющего всех.

А какова развязка?

Мальчик умирает. Наутро тело мальчика находит дворник. Мальчик умер за дровами.

Композиция рассказа обуславливает настроение рассказа. Какое настроение было у вас, когда вы прочитали этот рассказ?

Печальное, мрачное, угнетенное (когда Достоевский показывает жизнь мальчика, его скитания по улицам Петербурга), но и светлое, радостное, излучающее добро.(когда мальчик оказывается на елке у Христа)

Учитель

Развязка рассказа грустная, но вам хотелось бы, чтобы рассказ был веселым, ведь совсем недавно закончились Святки, а в праздники особенно верится в добро, счастье, ждешь чуда. Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

4. Творческое задание

2 группа Сон накануне Рождества. Что могла присниться вам накануне такого светлого и радостного праздника?

Прослушивание написанных работ

5. Подведение итогов

Ответы детей

Учитель: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

Учитель:

Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к Нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Как царь младенцев убивал,
Убийцу наградя,
Как ангел посланный спасал
Священное Дитя.
Как, проповедуя любовь
И правду Божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.
Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыто на земле
Рождение Христа.

6. Рефлексия

В заключении урока я предлагаю раскрасить нашу Рождественскую елку. На елке развешаны игрушки. Напишите на каждой игрушке слова, которые определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую елку.

Ребята работают на интерактивной доске в программе Activstudio Professional Edition

Читайте также: