Новгородский цикл былин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Все это: и неумеренная похвальба, и роскошные палаты бывшего гусляра Садко, и этот грандиозный спор — также воспроизводятся средствами эпического преувеличения, т. е. стиль эпоса не меняется, невзирая на отсутствие в данном случае воинской героики.

Исторические песни

Исторические песни без преувеличения являются продолжением эпического творчества народа на новом этапе государственного развития Руси. Все они посвящены различным историческим событиям и лицам и выражают народные интересы и идеалы.

По своему объему они меньше былин. Обычно сюжет исторических песен сводится к одному единственному эпизоду. Персонажи исторических песен – всем известные исторические личности (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Александр I, Кутузов), а также представители, так сказать из народа: пушкарь, канонер, солдаты, казаки. Старшие исторические песни XIII–XVI вв. уже немного ближе к былинам наличием четко прослеживаемого развернутого сюжета, а самое главное стилистикой, а младшие – XVIII-XIX вв. начинают испытывать все большее влияние лирических песен и постепенно переходят в солдатские песни лирического звучания. В настоящем разделе сайта публикуется примерно четвертая часть известных науке исторических песен.

Что же касается времени происхождения исторических песен, так среди авторитетных фольклористов существуют серьезные разногласия. Петербургский ученый С. Н. Азбелев утверждает, что подобные песни существовали задолго до образования Древнерусского государства. В своих рассуждениях С. Н. Азбелев опирается в основном на мнение таких авторитетных ученых, как Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер, а также на свидетельства византийских историков. С другой точки зрения (Ю. М. Соколова, Б. Н. Путилова, Ф. М. Селиванова, В. П. Аникина), исторические песни возникли во время монгольского или ордынского нашествия – в середине XIII в.

19.

Это в обобщенном виде.

По своей первоначальной функции, тесной взаимосвязи с исполнением, особенностями тематики. Образов, пространственно-временной характеристики поэтического мира, композиции и стиля в обрядовых песнях, можно выделить особый жанр - игровые песни. Эти песни непосредственно связаны с действием, игрой участников ритуала, они рассказывают о растительном и животном мире природы, на которую, очевидно, таким образом в древности стремился воздействовать человек, желая получить богатый урожай культурных растений, большой приплод от домашних животных и птиц, стараясь обезопасить себя от зверей и птиц, приносивших вред хозяйству. В связи с этим образы игровых песен в корне отличаются от образов других песенных жанров обрядового фольклора. Лишь в этих песнях растения, животные и птицы стали главным предметом изображения. Целенаправленность песен, исполнение, особенности образов, а также своеобразие пространственно-временной характеристики поэтического содержания обусловили повествовательность, многоэпизодность, многочастность их композиции; жанровая природа объясняет отбор худ. Средств и специфику их употребления в песнях.

Древние песни-действия в процессе эволюции изменились, они обратились к изображению человека. Вместе с тем, вероятно и на их основе, оторвавшись от игрового исполнения, но используя многоэпизодность и повествовательность жанра, образовался новый тип песен – лирический, целью которого стало описание сложных социально-бытовых, семейных и любовных отношений. Однако эти лирические песни, содержание кот.могло и разыгрываться и не разыгрываться в хороводе, отождествлять с игровыми песнями нельзя.

А теперь поподробнее.

Прежде всего должны быть ясно разделены понятия песни игровой и хороводной. В большинстве муз. Изданий они отождествляются. Однако ставить знак равенства между ними нельзя: не каждая игровая песня явл.хороводной и не каждая хороводная-игровой. В хороводах, где собравшиеся ходят кругами, цепью, восьмеркой и др.фигурами, никакой игры нет. Игра – это действие, разыгрывание той или иной сюжетной ситуации. В круговых же хороводах, где такое разыгрывание отсутсвует, зачастую исполнялись песни совершенно неигрового, а повествовательного характера на различные бытовые и семейные темы… то по содержанию, и по композиции эти песни относятся к лирическим и никакого драматургического элемента в себе не содерджат.

Хороводные и игровые песни генетически восходят к древнейшим обрядам земледельческого календаря, связанным с культом солнца, стремлением человека обеспечить достаток в хозяйстве и благополучие в семье. Многие из этих песен сохранили функциональную связь с обрядовой поэзией календарного и свадебного циклов и находятся как бы на грани обрядовой и необрядовой лирики.

Хоровод- игры-пляски с песнями

Хороводы в основном приурочены к весне и более всего к пасхальной неделе.

Уже собиратель 19 века отмечали неоднородность хороводов и хороводных песен и пытались классифицировать их. (тогда как в теории сохраняется взгляд на хороводные песни как на особый фольклорный жанр) Имеются сведения об исполнении разного типа песен в хороводах (игровые, величальные, лирические).

В хороводных великорусских песнях различают три группы:

а) хороводные наборные (приступ к хороводу.),

с) хороводными разборные или разводные.

Однако, некоторые группы хороводов служат как наборными, так и просто хороводными.; таковы так называемые “заиньки”. Наборные хороводные песни имеют своим содержанием почти исключительно сватанье и брак. Содержание это развивается либо просто, либо в символической форме, обычной в народной песне (песни о "веночке" = "девство", о "девушке, идущей по жердочке" "любящей" и т. д.). По окончании сбора хоровода начинается самое хороводное действо, сопровождаемое песнями, которые известны под именем "игровых".

Уж ты груша, груше зеленая!

Расти, груша, эдака, вот эдака, вот какая!

Какой должна все-тика вырасти груша, судя по тексту, определить нельзя. Но стоит только рассмотреть песнб в контексте исполнения-её смысл сразу же прояснится. Участники хоровода при её пении поднимали руки, что означало, в согласии с текстом, какой должна вырасти груша, а именно высокой.

К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.

Содержание

Новгородский цикл былин представляет собой продолжение общерусских эпических традиций, но в силу своеобразия общественно-экономических и политических условий жизни Новгорода эти былины отличаются особого рода тематикой, сюжетами и типами героев.

К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.

Для новгородских былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, большого торгового центра, который вёл торговлю со многими странами.

Новгород представлял собой политически независимую область. Былины новгородского цикла отразили многие особенности новгородского общественного и частного быта. В них обрисованы 2 части города и соединяющий их мост через реку Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви и крепкие семейные порядки. Новгород во многом соперничал с Киевом. Новгородцы гордились своим городом, и это сказалось в былинах: в них нередко он прославляется.

В былинах о Микуле и о Ставре киевские князья посрамлены новгородцами. Садко, решивший соперничать с Новгородом, терпит поражение.

Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов. Это объясняется тем, что Новгород значительно меньше, чем южные земли, подвергался набегам татаро-монголов и меньше вёл с ними борьбу. Сосредоточенность интересов на торговой деятельности и внутренних конфликтах, а не на борьбе с внешними врагами, определили характер сюжетов этого цикла былин.

Удалённость от территорий, подвергавшихся набегам, широкие торговые связи с другими странами, значительное развитие ремёсел сделали Новгород не только своеобразной торговой республикой, но и соперником Киева, а затем и Москвы.


03.09.2016, 15191 просмотр.

былины Великого Новгорода

В русском эпосе особняком стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси.

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Содержание былин новгородского цикла

Былины о Садке

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Другие былины

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Роль новгородского цикла былин

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Не менее интересен другой персонаж новгородских былин – Василий Буслаев. Столкновение Буслаева с богатым посадом и всеми, кто его поддерживал в Новгороде, воспроизводит борьбу новгородских политических партий XII - первой половины XIII веков. В Новгороде XII-XIII вв. была очень сильна суздальская партия, против которой выступал Василий Буслаев, против торгового поселения и одновременно против великокняжеских притязаний Суздальско-Владимирской Руси. Свою антисуздальскую направленность он раскрывает в образе могучего Новоторженина и старца-паломника – новгородского архиепископа. Идея независимости от властей тех, кто поддерживал владимиро-суздальских князей, была боевой на протяжении XII века и в XIII веке до нашествия татаро-монголов.

В былинах о Садко, о Василии Буслаеве развиты сюжеты, совершенно не связанные по тематике с Киевом и киевским князем, но целиком взятые из исторической реальности XII-XIV веков. Они, как и другие региональные проявления этнического творчества, такие как брянская песня о князе Романе (он упоминается в летописи того времени) и братьях Ливик, были показателем острой потребности песенно-эпического творчества в ответ на все, что реальность принесла с собой 12-19 веков.

Таким образом, историзм русского эпоса состоит в том, что былины правильно отражают общий характер эпохи с ее материальной и духовной культурой, военными и социальными конфликтами, бытом и обычаями, в которых нашли отражение конкретные факты древнерусской истории, деятельность некоторых героев и содержание ряда эпосов. В русских былинах упоминается около тридцати исторических личностей, известных нам по письменным источникам с 975 по 1240 год. Исторический подход к русскому эпосу показал, что былины X-XIV веков являются чрезвычайно важными историческими источниками, отображающими нам на протяжении пяти веков отношение масс, к важнейшим событиям жизни Киевской Руси, ее героям и деятелям.

Отражение повседневности в былинах

В былинах народные застолья имеют важное архитектурное и даже сюжетное значение, но в исторической действительности они представляли собой социальный институт, характерный для эпохи становления раннеклассового общества, именно в том виде, в котором эти застолья описаны в русском эпосе.

Все это позволяет через рассмотрение эпических застолий собрать как в фокусе, так и показать различные аспекты древнерусской культуры, как материальные, так и духовные. При анализе пира в эпосах неизбежно следует учитывать здания - гридницы, где проходят праздники, с их архитектурой, убранством, сложными функциями и праздничной утварью, вместе со всей обстановкой праздника, музыкальными инструментами, используемыми в соревнованиях и других развлечениях, сопровождающих праздники. При изучении былинных застолий хорошо виден социальный облик отряда, для которого, собственно, и устраиваются застолья. В описании застолий есть следы дохристианской ритуальной трапезы.

В обстановке эпических застолий вырисовывается культура древнерусского народа, во многом знакомая по археологическим и историческим данным. Что очень важно для понимания исторических условий возникновения в то время нового жанра эпоса.

Все это позволяет на конкретном материале поставить вопрос о времени и месте становления русского эпоса как жанра и специфике их историзма.

Каждое явление, отраженное в эпосе, рассматривается, по возможности, в его динамике, в борьбе между старым и новым, которая могла происходить только в одно конкретное время, с учетом того, что это явление не исчезло в памяти людей и не могло не исчезнуть. быть изобретенным позже.

Подобное изучение эпосов по разным темам и обобщение результатов поможет определить более низкие и более поздние хронологические границы эпосов. Установить, что в них изначального, а что есть модернизация, выяснить историческую самобытность, социальную обусловленность как жанра в целом, так и его отдельных сторон.

В сюжетах, мотивах, персонажах и образах былин чувствуется атмосфера Киевской Руси, в которую органично вписываются сами былины, как часть древнерусской культуры.

«Не малу мы тебе сыпь платим

За всякого брата по пяти рублев.

А и за себя Василей дает пятьдесят рублев

А и тот староста церковный

Исследователи культуры Древней Руси издавна пытались исследовать архаические корни пирсов и братчинов.

Однако обычная гипербола не так уж и чрезмерна, если учесть, что в Древней Руси ведра делали намного меньше современных. В погребениях 9-11 вв. они часто находят остатки небольших деревянных ведер с железными обручами, ушками и бантами.

Сравнение языческого распития вина у славян с учениями духовенства Древней Руси XI века проводили многие исследователи. Прежде всего, И.И. Срезневский. Впоследствии это сравнение развили Фаминцын, Аничков, Ржига и другие. «С распространением христианства на Руси, - писал В. Ф. Ржига, - старинный обычай пить в честь языческих богов, с одной стороны, продолжал жить в прежнем виде, с другой - принял христианизированные каноны".

Применяя все вышесказанное к былинам, легко понять, что гость на эпическом пиршестве, которого обошла такая церемониальная братская чаша, тем самым становился низшим членом братства, был исключен из участия в ритуальном потоке праздник; в конце концов, застолье в сознании его участников в недавнем языческом прошлом было серьезным социальным институтом, важным делом, а не простой выпивкой.

Ведро, чан, бочка.

«Он пускает в них золоты чары,

С теми камнями самоцветными,

Иногда чан заменяют выставленными во дворе бочками, из которых черпают ведра.

Котел в эпосах с их сложным бытом уже упоминается не как пиршественная утварь, а только как предмет военно-походной жизни, жизни на заставе.

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин:

Если обратиться не к словесному, а к звуковому полотну русских былин, то оно предстанет перед нами достаточно насыщенным, прежде всего, гусиным звоном и жужжащими гудками. На первый взгляд, партитура русского эпоса представляет собой партитуру двух музыкальных инструментов: щипковых гуслей и смычковых гудков, в которых, кроме того, доминирует тема игры на гуслях. Но это только на первый взгляд. Правда, нельзя сказать, что словесная ткань русского эпоса изобилует инструментальной терминологией, но было бы неправильно сводить ее только к двойственному единству гусли-гудок, потому что при внимательном прочтении эпоса образовалась целая путаница инструментальных образов внезапно предстает перед нами, многие из которых наделены известной долей таинственности.

Игра арфы устраивается на грандиозном застолье. Гусли - любимый музыкальный инструмент восточных славян - прочнее всего вошел в русский эпос. Гусляров знает много былин, и это не только скоморохи.

При раскопках Новгорода в 50-60-е годы было обнаружено около десятка экземпляров гуслей, из которых два целы и два пустые. Все они полые, ладьевидные, длиной от 20 до 70 см, доска тонкая, струн от трех до восьми.

Образ Садко, безусловно, является наиболее оригинальным и генетически важным для отражения древнерусской игры на гуслях в былинах. Вступивший в ряды своих собратьев-гусельников на древнерусских застольях и даже приглашенный морским царем так же легко и за плату, как новгородцы приглашали его на застолья, Садко тем не менее имеет черты древнего музыканта-колдуна, увлекающего своим творчеством. игра стихий и духов:

«А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

Песни и музыка были неотъемлемой частью языческого культа и празднеств у славян. Этим, возможно, и объясняется враждебное отношение к гуслю в церковной литературе, в то время как былины не содержат ни малейшего осуждения игры на гусле, а, напротив, с любовью описывают виртуозное мастерство гуслей.

Заключение

Русские народные былины имеют большое значение для понимания развития устного народного искусства и изучения истории России. Такое народное творчество ярко отражает все стороны исторической и повседневной жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.

Былины дают представление о героическом прошлом русского народа, вызывают чувство гордости и уважения к русским героям, желание им подражать. Сегодня былины - настоящие памятники народного самобытного искусства, которые нужно беречь как зеницу ока.

На протяжении многих веков и поколений былины не записывались, а передавались сказителями из уст в уста. Причем, в отличие от сказок, их не просто рассказывали, а пели. В деревнях древней Руси, которые со временем превратились в Российское государство, крестьяне, выполняя рутинную работу (например, шили или ткали сети), чтобы не скучать, пели рассказы о подвигах. Сын и дочь выучили эти мелодии от своих родителей, а затем передали их своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших много веков назад, сохранились в памяти народа. В начале 20 века - в эпоху, когда поезда и кинотеатр уже существовали в больших городах, в далекой северной деревне, на краю света, старый крестьянин, как и его отцы и деды, напевал былины, воспевая дифирамбы. Добрыня - дядя князя Владимира и славный воин Древней Руси. Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние, и тем не менее слава героя преодолела эти препятствия.

Говоря о повседневной жизни, отраженной в былинах, мы рассмотрели предметы быта, найденные в тексте этих трех былин: это чаши, амулеты и братья, кадки, чаны, а также один из наиболее значимых элементов эпоса о Садко - музыкальный инструмент - гусли.

Был поднят вопрос о времени и месте добавления русских былин и об особенностях их историзма.

Все это позволило рассмотреть различные аспекты повседневной жизни Древней Руси, как материальные, так и духовные. Это произведение полезно как краткое изложение исторических и бытовых реалий, запечатленных в эпосах.

Список литературы

1. Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь, издательство Наука, М.:1969.

2. Аникин В.П. Русский богатырский эпос, Просвещение, М.:1964.

3. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история, издательство Санкт-Петербургского Университета, 1997.

4. Пропп В.Я. Русский героический эпос, Государственное издательство художественной литературы, М.:1958.

5. Липец Р.С. Местные мотивы в былине о Садко, Летописи гос. лит. музея. М.: 1941, Т. 2, кн. 8.

6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, Л., 1971.

7. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи, М.:1963.

8. Былины Севера / Записи А.М. Астаховой. М. – Л.: 1938–1951.

9. Смирнов Ю.И. и Смолицкий В.Г., Новгородские былины, Наука, М.:1978.

10. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей Н.И. Костомаров. - М., 1993.

11. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв, Т. Н. Михельсон. М.: Детская литература, 1979. 638 с.

12. Аникин В. П. Русский богатырский эпос / В. П. Аникин. М.: Просвещение, 1987. 192 с.

13. Лихачев Д. С. Поэтика древней русской литературы / Д. С. Лихачев. Л.: 10 Наука, 1971. 372 с.

14. Скафтымов, А. П. Поэтика и генезис былин / А.П. Скафтымов. М.: Саратов, 1994. 224 с.

15. Чердынцев, В. В. Где, когда и как возникла былина / В. В. Чердынцев. М.: Эдиторная УРСС, 1998. 80 с.

18. Киселева И.А., Поташова К.А. Одежда у Н.М. Карамзина как примета исторического времени и национального характера // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Русская филология. - 2017. - № 5. - С. 113-121.

20. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. — М.; Л., 1966.

21. Потебня А.А. Мысль и язык. — Киев, 1993.

22. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

23. Селиванов Ф.М. Богатырский эпос русского народа // Былины. / Под ред. Ф.М. Селиванова. М., 1988.

24. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Исторические реальности и былинная фантазия. // Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. Работы разных лет. СПб., 1997.

25. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Драма древней семьи в русской былевой поэзии. // Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. Работы разных лет. СПб., 1997.

26. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

27. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Об исторических основах русского былевого эпоса. // Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. Работы разных лет. СПб., 1997.

28. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

29. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

Читайте также: