Проблемы цифровизации высшей школы

Обновлено: 05.07.2024


Псковский государственный университет

В современное время в средствах массовой информации и в научной литературе бытует мнение, что Интернет стал самым весомым и влиятельным аспектом в образовании и становлении личности в целом. Формирование информационной культуры молодежи, студентов, учеников под влиянием Интернета, происходит молниеносно и хаотично. Сегодня, в повседневном образовании следует обратить внимание на организацию информационно-коммуникативной среды. Это связано с распространением новых информационных медиа и вообще цифровизации каждого аспекта нашей жизни.

Можно привести несколько примеров для наглядности. Такой ресурс по хранению видео как YouTube в течении минуты принимает около 72 часов видео, социальная сеть Facebook выкладывает в минуту более 2,5 млн постов. Колоссальное количество информации появляется в нашей жизни ежедневно и ежеминутно, оно постоянно растёт. Житель большого города за один год своей жизни получает больше информации, чем в начале 20 века житель деревни за всю свою жизнь. Объём информационной нагрузки на человека возрос за последние сто лет колоссально.

Существует единица измерения информации – зеттабайт. Так, в 2010 году в интернете хранился 1 зеттабайт информации, в 2020 году – 44 зеттабайта информации. Это не только продукты человеческой культуры (видео, фото, тексты), но и различная оцифрованная информация (медкарты, архивы). Студент будет иметь доступ к любой точке на планете, к любой имеющейся в распоряжении человечества информации.

Также большое влияние на процесс образования оказывают новые интерфейсы, не только планшеты и смартфоны, но и решения дополнительной и виртуальной реальности. Теперь в процессе обучения можно не только смотреть достопримечательности определённого города на картинке, а виртуально побывать на экскурсии в самом городе, переместиться в прошлое.

С ростом информационной нагрузки растёт влияние цифровизации на наше сознание. В процессе образования нужно быстро ориентироваться в доступной информации, что важно, что полезно, а на что не стоит обращать влияние.

1. к.э.н., доцент, доцент кафедра ИТ,
Южно-Российский институт управления филиал РАНХ и ГС,
г. Ростов-на-Дону, Россия
2. бакалавр, 3 курс,
Донской Государственный Технический Университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия

Shepelova Natalya Sergeevna
Shepelov Nikolay Nikolaevich

1. PhD in economics, associate professor, associate professor of IT, South Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Rostov-on-Don, Russia
2. Bachelor, 4 year, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract: The article deals with one of the current management problems-the transformation of higher education in the conditions of digitalization. The authors analyzed the main directions of digital transformation in higher education, affecting not only the content of education, but its organization. The characteristic of the digital educational environment is given, the model of the "digital University"is defined. The authors conclude that digitalization of the educational process is a necessary but not sufficient condition for improving the effectiveness of educational activities and the quality of education in General. To ensure the quality of higher education and prevent possible negative changes in this area, further pedagogical research is necessary, taking into account the possible risks of digitalization.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, трансформация образования, цифровая образовательная среда, цифровой университет, качество высшего образования

Keywords: digitalization, digital technologies, transformation of education, digital educational environment, digital University, quality of higher education

Соответственно реформы в системе образования направлены на формирование нового среднего класса для развития цифровой экономики и реорганизацию образовательного процесса, основанную на использование новых информационных технологий.

Цифровые технологии радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи. Это уже не только электронные презентации или использование видео, но и прямые подключения к электронным БД, новостям, проходящим форумам, видео трансляциям. Для мотивации обучающихся активно используются системы виртуальной (VR) и дополненной реальностей (АR). Технологии VR и AR применяются в программах иммерсивного обучения (IE) (immersive education). Такие программы включают в себя использование современных информационных технологий в процессе обучения, который проходит внутри различных виртуальных миров и симуляций, причем часто в игровой форме. Такой вид обучения способствует повышению вовлеченности, коммуникаций между студентами и интереса к предмету.

Мир образования и науки становится глобальным, развитие цифровых технологий приводит к снижению стоимости образования и снятию языковых барьеров. Университеты и отдельные преподаватели активно выходят на рынок МООК (МООС — Massive on-line open course)) — уже сложившейся формы дистанционного обучения с открытым доступом в интернете. Увеличивается число студентов, которые учатся удаленно, так как традиционные образовательные программы зачастую не успевают за динамикой развития технологий.

Благодаря цифровизации каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Большинство издательств, специализирующихся на учебной литературе, переходят на электронные версии учебников и пособий. Таким образом, происходит трансформация обучения: обучающиеся имеют возможность формировать индивидуальные учебные планы, а задача преподавателя − помочь ориентироваться студентам в огромных объемах информации.

Суть цифровой трансформации (ЦТ) образования — достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала ЦТ, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными [3].

Реформа цифровизации образования предполагает оснащенность образовательных учреждений современной техникой, а именно, мощными компьютерами с возможностью подключения к сети интернет, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Цифровые технологии обеспечивают массу возможностей для улучшения образования, но их интеграция в учебный процесс далеко не проста и сопровождается рядом проблем. Выделим основные проблемы, возникающие в процессе цифровой трансформации высшего образования.

Преодоление нового цифрового разрыва связано с инновационными изменениями содержания, организационных форм и методов учебной работы и становится одной из актуальных задач образования. Важным условием преодоления цифрового разрыва является формирование цифровых компетенций обучающихся, т.е. способностей эффективно и безопасно применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности.

Во-вторых, профессиональная подготовка специалистов цифрового общества требует подготовки (переподготовки) профессорско-преподавательского состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в педагогической практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации.

В новых условиях процесс профессионального развития профессорско-преподавательского состава становится непрерывным. Преподаватели, в рамках самой деятельности и на специальных курсах, должны получать новые знания для поддержания собственной работоспособности, осуществлять постоянное самообучение. Очевидна необходимость создания эффективной системы мониторинга и оценки образовательных достижений, как студентов, так и преподавателей.

Следует заметить, что далеко не все организации и учреждения готовы воспринимать вложение средств в обучение своих сотрудников как инвестиции в будущее развитие. Поэтому необходимость мотивации сотрудников на инновационное поведение, на постоянное обучение в изменяющихся условиях представляется достаточно сложной задачей.

В третьих, современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду. Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе подготовки и осуществления всего образовательного процесса. Такая ЦОС должна [4]:

  • поддерживать систематическую совместную работу обучаемых и педагогов;
  • помогать формировать и обновлять профиль каждого обучаемого, их личные учебные планы, а также следить за их выполнением и корректировкой;
  • предоставлять всем участникам учебного процесса доступ к необходимым (обязательным и дополнительным) учебным и контрольным материалам;
  • помогать всем заинтересованным лицам (родителям, администрации образовательной организации, привлекаемым экспертам, проверяющим и др.) отслеживать ход образовательного процесса;
  • способствовать непрерывному профессиональному развитию педагогов.

Основные проблемы разработки и внедрения ЦОС −это отсутствие единого стандарта цифровых решений и форматов электронных курсов, единых платформ или требований к совместимости отдельных сервисов, отсутствие согласованных требований и стандартов качества электронных контентов и онлайн-курсов, а также проблема границы защиты авторского права.

Главной задачей для вузов становится определение эффективности ЦОС, проверка обоснованности изменений в содержании и организации образовательного контента, в структуре и в организационных принципах вуза. Сотрудникам управления образования и методистам в ближайшие годы придется изменить традиционные взгляды на результаты обучения с учетом массового распространения цифровых информационных инструментов. Они должны будут пересмотреть решения, используемые для проверки достижения требуемых образовательных результатов и определить содержание общего образования.

В ходе стремительных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества. Одним из примеров вуза, активно включившегося в процесс цифровизации, стал Тюменский государственный университет.

У каждого студента тюменского вуза индивидуальное расписание, зайдя в свой профиль, он видит перечень предметов, описание каждой учебной встречи и свою учебную команду. Кроме того, он может загрузить туда свои задания, а преподаватель — проверить. На данный момент уже 2200 студентов ТюмГУ учатся по индивидуальным образовательным траекториям.

По словам ректора ТГУ, уже наблюдаются реальные эффекты от внедрения цифровых решений на базе университета. Например, рост контингента и расширение географии обучающихся онлайн стало возможным благодаря системе цифрового маркетинга и онлайн-приема, технологии производства электронных контентов, системе дистанционного сопровождения. Кроме того, именно благодаря цифровым решениям индивидуальные траектории уже перестали быть исключением, а стали правилом.

Среди достигнутых результатов ректор особо отметил возможность перераспределения аудиторной нагрузки с лекционных занятий на проектную деятельность. Так происходит реальная трансформация образовательного процесса в технологию генерации инноваций и подготовки команд для их реализации.

  • информационные системы управления университетом;
  • онлайн-поддержка образовательного процесса, обеспечивающая и трансформирующая процесс взаимодействия студентов и преподавателей внутри курсов;
  • управление учебным процессом на основе создания условий учета индивидуальных особенностей обучающихся через формирование индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование у обучающихся, научно-педагогических работников и других сотрудников вуза ключевых компетенций цифровой экономики.

Таким образом, современный этап развития системы образования в России характеризуется процессом трансформации самой парадигмы образования, пересмотром существующих подходов и моделей обучения. Цифровизация высшего образования вносит изменения в квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу и остальным работникам вуза, ставит вопрос об их традиционной роли в учебном процессе.

Формируются новые образовательные решения, затрагивающие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные и интерактивные. Интеграция новых технологий в уже сложившиеся обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образовательном мире. При этом основной задачей вузов остается построение эффективного взаимодействия с работодателями для определения перспективных профессий и компетенций выпускников. Активные и инновационные вузы сами выходят на образовательный рынок и предлагают специализированные курсы.

Поскольку изменения в сфере технологий обучения и содержания образовательной программы взаимосвязаны, то по мере таких технологических изменений будут возникать новые содержательные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений. По нашему мнению, образовательные учреждения должны быть обеспокоены не только продвижением технологических новшеств, но и развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.

Для обеспечения качества высшего образования и упреждения вероятных негативных изменение в данной сфере необходимы дальнейшие педагогические исследования по таким актуальным вопросам как модель преподавателя/педагога цифрового образования, содержание его профессиональной подготовки; технологии разработки цифрового образовательного контента, методики оценки его качества и применения в учебном процессе. А так же исследований по вопросам эффективности методов, форм, средств обучения в открытом образовательном пространстве; их методологическом обосновании, в том числе соотношению традиционного и электронного обучения, контактной и самостоятельной работы обучающихся; методики контроля успеваемости и сформированности образовательных результатов в условиях переноса учебного процесса в глобальную сеть.

Скорость нововведений и глобальность их последствий требует прогнозирования и глубокого анализа возможных рисков цифровой трансформации в высшем образовании.

В статье обоснована необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, создания и развития электронной образовательной среды вуза в контексте сформировавшейся в 2020 году ситуации. Рассматриваются проблемы, возникающие при массированном внедрении цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Особое внимание уделено переходу университетов в весеннем семестре 2020 года на дистанционный формат обучения. Представлены результаты авторского исследования отношения студентов старших курсов к дистанционным технологиям, определены последствия их ускоренного внедрения для обучающихся и преподавателей, а также для формирования индивидуального, организационного и национального человеческого капитала.

человеческий капитал, цифровизация, дистанционные технологии, электронная образовательная среда, десоциализация, неявное знание, soft skills

Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 3089-3104. – doi: 10.18334/ce.14.11.111137
Sannikova, T.D., & Aksenova, Zh.N. (2020) On the problems and prospects of digitalization of the higher school educational environment. Kreativnaya ekonomika, 14(11), 3089-3104. doi: 10.18334/ce.14.11.111137 (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

Введение. Использование цифровых технологий в процессе развития экономики и общества на сегодняшний день является одним из важнейших предметов исследований как с научной, так и с практической точки зрения. Перманентные экономические, политические и социальные кризисы заставляют искать новые стратегии развития социально-экономических систем. Одним из вариантов развития является цифровизация – процесс глобальной трансформации жизнедеятельности общества на основе цифровых информационных технологий [1] (Afonasova, 2018).

Данные технологии уже достаточно давно определяют направления развития экономики и общества, порой кардинально меняя жизнь людей. Как естественное следствие технического прогресса, цифровизация представляет собой цифровое переустройство практически всех сфер общественной жизни, начавшееся с расширения возможностей использования интернет-ресурсов для населения. Следующим этапом стало внедрение цифровых сервисов и продуктов в производственные и управленческие системы, что меняет многие сектора экономики за счет интеграции IT-инфраструктуры в бизнес-процессы [5] (Basaev, 2018).

Однако динамичное внедрение цифровых технологий в деятельность экономических субъектов осложняется рядом проблем. Российская экономика в ряде отраслей существенно отстает в технологическом плане. Для укрепления своих технологических позиций необходимо в первую очередь использовать свой достаточно высокий потенциал в сфере человеческого капитала. Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в России в 68%, определив страну на 41-е место среди 174 стран мира. Ее соседями в рейтинге стали Люксембург, Венгрия, Сербия и Арабские Эмираты. Среднемировой показатель составляет 56%, индекс для стран с низкими доходами равен 37%, с высокими – 70%. В то же время РФ оказалась в десятке стран, где человеческий капитал быстрее всего рос в последнее десятилетие – обеспечила это в основном образовательная система (за счет доступности всеобщего среднего и дошкольного образования) [11].

Базой цифровой экономики являются знания, интеллектуальная составляющая человеческого капитала. Когнитивный ресурс становится приоритетным, так как именно он способен генерировать инновации, в результате которых возникают различного рода эффекты, существенно влияющие на качество развития общества [3] (Afonasova, 2019). Индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с социальной средой формируют человеческий капитал более высокого уровня – человеческий капитал организаций, который позволяет им генерировать, внедрять и использовать новые технологии. Очевидно, что сохранение конкурентоспособности на рынке предполагает обеспечение бизнес-процессов высококвалифицированным персоналом, пересмотр методов организации труда и мотивации работников, трансформацию кадровой стратегии в соответствии с потребностями и спецификой мировосприятия нового поколения специалистов, которое выходит на рынок труда из стен российских университетов в последнее десятилетие.

Характеристикой этого поколения можно назвать высокую адаптивность к новым технологиям. Еще одной характеристикой многие исследователи называют стремление постоянно совершенствовать навыки, овладевать смежными профессиями, повышать уровень знаний и квалификации для обеспечения своей конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Однако существует также мнение, что в этом поколении усиливаются черты инфантилизма, желания получать все сразу, отсутствия готовности к долгой и кропотливой работе по выстраиванию своей траектории развития, карьерного роста, самореализации. Т.е., другими словами, поколению Z не хватает социальной и нравственной зрелости – тех качеств, которые в комплексе с профессиональной компетентностью дают истинную профессиональную зрелость.

Сегодня все больше работодателей осознают ценность человеческого капитала и требуют от соискателей вакансий не только полипрофессионализма, но и наличия так называемых мягких навыков (soft skills): личные качества и социальные навыки, например, умение работать в команде, любознательность, инициативность, критическое мышление, способность решать сложные задачи, взаимодействовать с разными людьми и правильно расставлять приоритеты [19] (Shipilov, 2016).

Решение приоритетных вопросов развития востребованных компетенций невозможно без соответствующих требованиям времени образовательных структур. Однако мы не можем с уверенностью утверждать, что уровень организации образовательного процесса в высшей школе, наполнения его цифровыми технологиями соответствует современным потребностям и обучающихся, и работодателей.

Цифровые технологии можно использовать в образовательном процессе вузов в различных форматах: как в традиционной университетской аудитории, так и в смешанном или дистанционном образовании [18] (Tsygankova, 2019).

В 2020 году все российские вузы столкнулись с проблемой реализации образовательного процесса только в дистанционной форме. Мнения по вопросам организации и результативности данной формы разделились полярно, причем основным фактором, повлиявшим на это мнение, стал уровень развития электронной информационно-образовательной среды вуза (ЭИОС) [17] (Sekulich, 2016).

В условиях цифровизации происходит трансформация информационно-образовательный среды, в первую очередь в направлении технологизации процесса образования: мультимедийные и интернет-технологии сегодня во всем мире прочно вошли в вузовское пространство, с их помощью знания, сведения, информация активно передаются студентам. Целью цифровизации образовательной среды является повышение эффективности образовательного процесса [15] (Safuanov, Lekhmus, Kolganov, 2019). Однако на практике массированная реализация весной 2020 года цифровых технологий в образовании встретилась с непониманием, а порой и неприятием как у преподавателей, так и у студентов.


Источник: составлено автором.


Источник: составлено автором.


Источник: составлено автором.


Источник: составлено автором.


Источник: составлено автором.


Источник: составлено автором.

Результаты анализа. По итогам проведенного исследования можно выделить несколько основным проблем, возникающих у студентов в процессе перехода с очной формы на дистанционное обучение.

1. Информационный дисбаланс, возникший из-за резкого перехода к онлайн-обучению весной 2020 года. Преподаватели стали активно наполнять электронные курсы лекционным и практическим материалом, который студентам предлагалось изучать самостоятельно. Однако большинство студентов привыкли к непосредственному общению с преподавателем в строго отведенные для этого часы, когда можно задать любой вопрос и сдать задание. Способность к самоорганизации образовательного процесса не сформирована, как не сформированы в полной мере навыки работы с информацией. Студенты восприняли дистанционный формат в первую очередь как отсутствие четкого расписания, позволяющего не посещать занятия, не вести конспекты лекций, выполнять практические задания в любое удобное время. В отсутствие самоконтроля это привело к накапливанию когнитивно не освоенной информации, появлению задолженностей по практическим заданиям, возникновению существенных пробелов в знаниях. Информационный дисбаланс сформировался именно вследствие неумения распределять самостоятельно время для изучения учебных материалов, структурировать свою работу по решению практических задач. К концу семестра многие студенты оказались перегруженными учебной информацией, на освоение которой уже не оставалось времени.

2. Отсутствие сосредоточенности на учебном процессе. В режиме онлайн-лекции, когда студент находится не в аудитории, а дома у компьютера, он постоянно отвлекается на объекты других интересов. Это могут быть социальные сети, статьи развлекательного характера, игры, другие занятия, кажущиеся ему более важными в данный момент. Такая пространственная позиция расхолаживает, снижает обязательность активного включения в процесс. Эта проблема усугубляется социальной незрелостью, несформированностью личности в 20 лет, недооценкой важности получения знаний (а не просто диплома о высшем образовании). Многие студенты признаются в наличии у них прокрастинации, трудностей целеполагания, неспособности ранжировать интересы и занятия по степени важности для реализации жизненных целей.

4. Проблемы восприятия неявного знания. Тенденция десоциализации провоцирует возникновение дополнительных трудностей передачи и восприятия неявных знаний, демонстрируемых преподавателем. Неявные знания и без того отличаются сложностью передачи, они транслируются неосознанно в процессе совместной деятельности и воспринимаются студентами исходя из способностей и мотивации к их усвоению [6] (Bolbakov, 2015). Эффективная передача неявных знаний в процессе вузовского образования возможна только через личные контакты преподавателя и студентов, регулярное взаимодействие и формирование атмосферы доверия. Полноценное образование невозможно только через усвоение явных (формализованных) знаний, так как неявные знания помогают формировать целостную картину мира и своего места в нем, воспринимать конструктивные паттерны поведения, ментальные модели. Студенты получают возможность усвоить неявные знания не через язык, а через наблюдение, имитацию, и практику.

Однако при постепенной (а тем более полной, как весной 2020 г.) цифровизации процесса обучения неявное знание исключается. Студент оказывается в ситуации, в которой восприятие информации и решение проблем осуществляется только с помощью лично сформированного (часто неверного или однобокого) подхода. В этом случае его образование становится ущербным, неполноценным. Почти половина опрошенных предпочитает уменьшить количество занятий дистанционного формата в пользу непосредственного общения с преподавателем.

Таким образом, с одной стороны, внедрение дистанционных информационных технологий в образовательный процесс позволило не прерывать его в условиях пандемии, но с другой – не обеспечило пока реального повышения качества образования, т.к. основные адресаты (студенты) не хотят (не могут?) использовать открывающиеся возможности по прямому назначению – для поиска, анализа и усвоения релевантной учебной информации [9] (Molodyh, Sannikova, 2020).

Результаты исследования и обобщение личного опыта авторов позволили систематизировать и проблемы преподавателей.

1. Отсутствие возможности контролировать вовлеченность студентов в образовательный процесс. Студент, подключаясь к видеоконференции, формально присутствует в сети, однако при этом он может находиться где угодно, точно фиксировать посещаемость технически проблематично, как и степень сосредоточенности студента на процессе.

5. Обеднение педагогического арсенала преподавателя. В частности, сегодня преподаватели ТУСУРа лишены возможности полноценно реализовать методики группового обучения в процессе практических занятий. Теоретически такая возможность есть – групповые задания студенты могут выполнять, организовав взаимодействие друг с другом с помощью современных мессенджеров, чатов, форумов, однако, на практике такое общение продуктивно в гораздо меньшей степени, чем живое взаимодействие.

6. Недостаточность цифровых компетенций у части преподавателей. Несмотря на повышение квалификации в области цифровых образовательных технологий, некоторые преподаватели до сих пор испытывают трудности при организации учебного процесса онлайн. Объективной причиной такого положения дел можно считать старение преподавательского состава, медленно идущие процессы кадрового омоложения вузов, искусственное ускорение которых не представляется выходом в силу недостаточного педагогического опыта и профессионализма молодых ассистентов и преподавателей [13] (Sannikova, 2019).

В настоящее время появляется множество новых возможностей для создания и использования принципиально новых и более эффективных способов, методов, приемов обучения. Однако до сих пор многие преподаватели высшей школы используют в своей деятельности только методы словесного и догматического обучения, заключающиеся в передаче информации (знаний) в знаковой форме и готовых (типовых) ответах на вопросы обучающихся. Проблемой в наше время становится шаблонное мышление, инерционность педагогического состава, не позволяющие отслеживать появление образовательных инноваций. Зачастую отсутствует понимание того, что педагог должен не только передавать знания (они есть в интернете), но и учить навыкам обращения с информацией (поиск, анализ, интерпретация, использование), формировать коммуникативные навыки, навыки командной работы. Но если преподавательский багаж составляют знания по конкретной дисциплине, которая читается 25 лет, с типовыми задачами на практических занятиях и отсутствием актуализации, приходится признать, что такой образовательный процесс не выдерживает критики. Следует признать, что такое положение дел встречается не так часто, а в топовых вузах и вовсе невозможно. Однако эта проблема требует внимания со стороны руководства кафедр и факультетов. Поскольку быстрая смена поколений в преподавательском составе вуза невозможна, необходимо своевременно выявлять квалификационные дефициты в преподавательской среде и разрабатывать меры по приведению компетенций профессорско-преподавательского состава (в том числе и цифровых) в соответствие с требованиями времени [16] (Serafimovich, Konkova, Raykhlina, 2019).

Ректор РАНХиГС В. Мау подчеркивал, что дистанционный формат, на который перешли вузы в 2020 году, – это не заочное образование. Это полноценное очное образование, но с использованием информационных технологий [14] (Safronova, 2020).

Ситуация 2020 года усилила тренд развития университетских электронных образовательных сред. К октябрю 2020 г. 152 вуза из 1278 полностью перевели студентов на удаленный формат обучения [12] (Remezova, 2020). Массированный и ускоренный переход на дистанционный формат четко выявил слабые стороны вузов, не развивающих цифровые образовательные технологии. Многочисленные жалобы преподавателей высшей школы в сети на отсутствие удобных средств связи, полноценных ЭИОС вузов подтвердили возникшие весной трудности с организацией процесса в российских университетах. Исключением являются, конечно, топовые вузы, к которым можно с уверенностью отнести и ТУСУР, давно развивающий дистанционное обучение и электронную образовательную среду. Однако опыт показал, что и такой, казалось бы, самой современной цифровой среде, как ЭИОС ТУСУР, необходимо совершенствование, в процессе которого должны учитываться все обозначенные проблемы.

Заключение. Сегодня стало понятно, что проникновение цифровых технологий в сферу образования будет только нарастать, и для того чтобы сделать этот процесс максимально эффективным, необходимы скоординированные усилия как руководства вузов и их профессорско-преподавательского состава, так и Минобрнауки, чтобы не допустить рассогласования целей и возникновения новых барьеров и проблем [4] (Afonasova, 2019). В противном случае риск снижения позиций России в мировом рейтинге по индексу человеческого капитала становится реальным, так как очевидно, что тотальный перевод образовательного процесса на дистанционные технологии, о котором много говорят в последнее время, не обеспечит даже сохранение существующего положения с качеством образования.

Однако, несмотря на традиционные преимущества очного формата, российской системе образования приходится проявлять гибкость и адаптироваться к работе в новых условиях, обеспечивая качество обучения. Для этого нужны инвестиции в образовательные платформы университетов, в формирование цифровых навыков и студентов, и преподавателей [2] (Aksenova, 2020). Только в этом случае система образования действительно будет работать на увеличение человеческого капитала страны.

Таким образом, можно констатировать, что современная система высшего образования должна стать более гибкой, динамичной и адаптивной к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимость опережающего развития образования по отношению к процессам цифровизации экономики не вызывает сомнений. Однако отказываться от проверенных традиционных методов, форм, средств обучения, делая ставку только на цифровые педагогические инновации, – это рискованный путь, изобилующий барьерами для формирования soft skills и передачи неявного знания. При стабилизации ситуации, как представляется авторам, необходимо вернуть в образовательный процесс полноценный очный формат, используя дистанционные технологии как вспомогательные инструменты, которые должны внедряться не бессистемно и ускоренно, а планомерно, продуманно и в сочетании с лучшими практиками отечественных вузов.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Что такое цифровизация образования в России? Что является основной целью цифровизации образования в России? Условия для цифровизации образования. Проблемы цифровизации образования.

Редакция wsem.ru

Цифровизация образования в России: проблемы и условия

С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ стало внедрять в образовательные учреждения цифровую образовательную среду. По официальной версии чиновники и банкиры делают это для того, чтобы улучшить российский образовательный процесс. Они внедряют цифровые технологии в детские сады, школы, колледжи, вузы. Так ли нужна цифровизация образования и к чему она приведет?

7 задач цифровизации образования в России

В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты представили доклад о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.

Ее авторы уверяют, что целью цифровизации образования является использование технологий, которые позволят перейти к персонализированному образовательному процессу. Чтобы достичь ее, государство и общество одновременно и скоординировано должны решить семь задач:

1. Развить материальную инфраструктуру: построить дата-центры, создать устройства для изучения учебных материалов.

2. Внедрить цифровые программы: создать, тестировать и использовать учебные материалы с помощью искусственного интеллекта и т.п.

3. Разработать системы управления обучением — программы, которые администрируют и контролируют учебные курсы. Авторы доклада считают, что это создаст условия для цифровизации образования и предоставит равный и беспрепятственный доступ ученикам к знаниям.

4. Создать модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции. Ее еще называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.

5. Определять учащегося в автоматизированной системе по идентификатору — уникальному признаку, как правило, цифровому коду.

6. Повысить навыки преподавателей в области цифровизации образования в России.

7. Постепенно отказаться от бумажных информационных носителей.


У машины будет информация о знаниях каждого ребенка, его успехах, неудачах, интересах. По окончанию школы дети не будут сдавать экзамены: искусственный интеллект будет анализировать и выдавать результаты.

Проблемы цифровизации образования в России

Утрачивание способности воспринимать большие тексты

Учащиеся ищут информацию через интернет. Они быстро находят ответы в сети, поэтому привыкают к необдуманному чтению. Дети не углубляются в текст. Это приводит к поверхностному мышлению.

Появление экранной зависимости из-за цифрового образования

Директор факультета неврологии в Калифорнийском университете Питер Вайбрау говорит, что экраны гаджетов — электронный кокаин. При их использовании происходит воздействие на лобную долю коры головного мозга, которая контролирует дофаминовую систему. Она отвечает за кратковременную память, вознаграждения и внимание, так же как и кокаин.

Проблемы цифрового образования: снижение социальных навыков

Исследования Общероссийского народного фронта показывают, что большинство школьников страдают от одиночества и не могут без соцсетей и гаджетов. Из-за этого им тяжело общаться в живую, они не умеют находить выходы из конфликтов, не учатся жертвовать чем-то для общего блага.


Электромагнитное излучение из-за цифрового образования

В 2017 году в Рейкьявике прошла международная конференция об опасности гаджетов в школе для здоровья детей. В ней участвовали врачи-онкологи, специалисты по электромагнитному излучению, педагоги и другие эксперты. На конференции они рассказали об исследованиях, которые подтвердили следующие опасения:

Длительное воздействие электромагнитного излучения в радиочастотном диапазоне от беспроводных устройств и сетей увеличивает риск развития онкологии.

Радиочастотное излучение влияет на гематоэнцефалический барьер, который располагается между кровеносной и центральной нервной системами. Из-за этого в мозг попадают токсичные молекулы. Они повреждают нейроны в гиппокампе, который выполняет функцию кратковременной памяти и отвечает за последующий перевод информации в долговременную память.

Нарушаются когнитивные функции: память, речь, праксис, гнозис и интеллект. С их помощью проходят процессы рационального познания мира.

Ухудшается зрение. В санитарных нормах РФ сказано, что в 1-4 классах ребенок может находиться за компьютером не больше 15 минут. Цифровизация образования предполагает взаимодействие с электронными носителями не менее пяти часов. Исследования ученых показывают, что у людей, которые проводят за компьютером от трех часов день, в 90% случаев ухудшается зрение.

Утрачиваются умственные способности. Психотерапевт Андрей Курпатов, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека, в рамках Всемирного экономического форума заявил об эпидемии цифрового аутизма. Он рассказал о том, как гаджеты вызывают слабоумие. Если это происходит сегодня, что же будет, когда компьютеры, смартфоны и планшеты заменят книги и будут с ребенком и в школе, и дома?


  • К нему апеллируют, прикрывают свою культурную наготу, он является скорлупой духовной пустоты и коммуникативной никчемности, — заявляют они.

Личность попадает в цифровую среду задолго до того, как она осознает свои профессиональные интересы и склонности. Это реальность нашего времени. Эксперты считают, что цифровизация образования — актуальная проблема, которая требует общественного резонанса.

Читайте также: