Инициатива возникновения игр в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ульзутуева Елена Николаевна

Населенный пункт: Забайкальский край, г. Чита

Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС в ДОУ является построение образовательной деятельности детей на основе главного принципа соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребенка , при этом ребенок сам по себе становится полноценным участником образовательных отношений, что влечет за собой поддержку инициативы детей во всех видах деятельности.

Инициативность – или так называемая активность в начинании, активность продвигать новые дела, вовлекая в этот процесс окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии с собственным интересам и потребностям.

Возникла задача создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности. Отсюда вытекает и то , что предметно - развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Так, например, в одно время несколько детей могут заниматься в одном центре, но каждый делает свое дело. Очень важно , чтобы отводилось время для занятий по индивидуальному выбору - так дети учатся самостоятельно , и сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей самостоятельно выбирать и решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить перед собой цели и достигать их – вот , что является главным для освоения образовательной программы в ДОУ .

Игровая и образовательная среда , должна побуждать у ребенка развитие поисково – познавательную деятельность. Следует брать во внимание и тот факт , что особенно легко запоминается и сохраняется в памяти у ребенка тот материал, с которым ребенок работал сам; ощупывал, составлял, строил , изображал. Дети должны обогащать свои знания и приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировать прежние знания при решении новых задач.

Развивающая среда должна содержать в себе все аспекты и учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. А из этого следует, что все материалы, и оборудование которые находятся в группе и интерьер способствуют развитию и росту каждого из детей, и то что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровня развития всех детей.

Не все дети из группы занимают активную позицию и не могут определится с выбором деятельности которая им наиболее подходит, и тут возникает необходимость воспитателя помочь ребенку оказать недирективную помощь. Важно помнить о партнерской позиции взрослого в группе, взаимное уважение между воспитателем и детьми. Когда педагог показывает пример уважительного отношения к каждому ребенку в группе, все дети учатся принятию всех детей-кто плохо разговаривает, или медленно бегает, а так же дети с необычным поведением. Дети очень хорошо чувствуют отношение к ним, и начинают ощущать себя комфортно, если их уважают, и ведут себя свободно в соответствии с собственными интересами, делают выбор, проявляют инициативу.

Для всеобщего развития ребенка- дошкольника необходима самостоятельная, или так называемая спонтанная игра, которая возникает и развивается по собственной инициативе ребенка. Эта игра и является ведущей деятельностью ребенка. Инициатива - это одна из основ уверенности в себе, умение , практические навыки, инициативу проявляет тото, кто верит в себя.

Первостепенной задачей воспитателя является- создание ситуации, которая будет побуждать детей активно изменять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не стоит при первых затруднениях спешить ребенку на помощь ребенку, лучше посоветовать, подсказать, постараться активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов ответа, тем самым вызвать у ребенка чувство веры в себя , радости и гордости от успешных инициативных действий.

Для развития детской инициативности и ее поддержки необходимо:

Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:

Отсюда вытекает следующее:

  1. Предоставлять детям самостоятельность во всех видах деятельности, которые не представляют собой опасности ,для жизни и здоровья ребенка, и помогает им реализовывать свои собственные замыслы.
  2. Не оставлять без внимания даже самые минимальные успехи ребенка.
  3. Создавать необходимые условия, для поддержки инициативы и творческой досуговой деятельности ребенка.
  4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться пособиями и игрушками.
  5. Углублять интерес ребенка в той области знаний , на которую он обращает повышенное внимание во время режимных моментов.

Важно понимать, что для полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, не достаточно для поддержки детской инициативы и развития ее .Для этого очень важно сделать все необходимое , чтобы создать условия, которые будут способствовать принятию детьми решений, обеспечивающих выражение своих чувств, и мыслей.

Как показывает практика , что самой эффективной формой работы по поддержки детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор представляет из себя, неотемлимую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы , планируют индивидуальную, и совместную деятельность.

К задачам группового сбора относятся:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми,создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
  2. Обмен информацией о прошедших или о прдстоящих событиях, выявление детских интересов.
  3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака , и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения .Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность ,для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек , тамбурин, игрушки , картинки.

Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.

  1. Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
  2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают , и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором , не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
  3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно –развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно , что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.

Проектная деятельность, как никакая другая деятельность , поможет ребенку поддержать его инициативу, и раскрыть возможности каждого ребенка. Суть проектной деятельности заключается в том , что педагог должен помочь ребенку создав для него проблемную ситуацию, но он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается акцентировании своеобразия этой идеи . Например при обсуждении подарков к 23 февраля один мальчик предложил нарисовать открытку для папы, а девочка добавила , что еще можно сделать открытку для братьев и дедушек. В такой ситуации более продуктивным является то, то можно поддержать инициативу девочки, акцентируя тот момент что еще никто не предлагал изготовить открытку для братьев и дедушек . В током случае у педагога возникает несколько преимуществ: первое он открывает возможность для творческой деятельности; второе , поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт в высказываниях , и при возникновении подобных ситуаций, будет предлагать другие варианты своих замыслов. Положительные стороны в подобных ситуациях заключаются в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно будет похоже на высказывание другого ребенка. Это сподвигнет пассивных детей, не имеющих положительного похожего социального опыта для проявления самостоятельной инициативы в последующих подобных ситуациях. Главное , что детская инициатива выражается не в том, что он захотел помочь в какой либо деятельности взрослому, а ребенок становится сам значимым тогда, когда он сделал сам по собственной инициативе, и именно это оказалось важным для других. Так ребенок становится инициатором, и исполнителем , и полноправным участником, и самое главное субъектом социальных отношений.

Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Задачи:

Раздел 1. Теоретические основы поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

1.2. Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации

совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

  • Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре должно соответствовать возрасту воспитанников.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, развивать инициативу дошкольников, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.

Раздел 2. Практический опыт поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

2.1. Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы используются различные методы.

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников. Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:

  • организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
  • эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

2.2. Практика поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Автор: Курьянович Наталья Олеговна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Библиографический список:

Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

Большой Энциклопедический словарь. 2000г.

Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009

Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.

Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.











Цель конференции - обосновать представление об игре и игрушке как об инструменте формирования человека. Показать психолого-педагогические практики применения игр и игрушек в учебно-воспитательном процессе, переосмыслить содержание основных проблем детской игры в контексте особенностей современной семьи,

Миссия конференции – предоставить площадку для профессиональной дискуссии исследователям детской игры и практикам, применяющим в программах развития, воспитания и образования детей игровые технологии и потенциал игры, а также способствовать научно-промышленной кооперации с ведущими производителями игровой среды, реализующими инновационные подходы при разработке наукоемкой развивающей игровой среды.

На конференции будут представлены новые разработки, инновационные игры и игрушки, а также игровая образовательная среда, созданная при поддержке ведущих научных школ и подтвердившая свою эффективность в рамках апробации и тестирования в образовательном сообществе.

Конференция адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, социальной сферы, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

Читайте также: