Ильина н д предметная неделя литературы в школе

Обновлено: 28.06.2024

EAN/UPC/ISBN Code 9785222108482, 9785222129487

Библиотека учителя Как стройно и логично скомпоновать различные мероприятия в рамках предметной недели, посвященной литературе? Что такое "коронация писателя" и как ее эффективнее провести? Как сделать предметную неделю разнообразной по формам проведения мероприятий: Об этом - в практическом формате, готовом к непосредственному воплощению, - и пойдет речь в предлагаемом пособии.Для учителей школ, гимназий, для преподавателей лицеев и колледжей, студентов.

Конкурс чтецов "И станет мир прекрасней от доброты людей".

Обучающиеся 5-12 кл

Обучающиеся 5-12 кл

Русские поэты и писатели . Ребусы

Обучающиеся 5-12 кл

Обучающиеся 5-12 кл

Образец объявления о проведении в школе Недели литературы

проводится Неделя литературы

… - День выразительного чтения. Конкурс чтецов "И станет

мир прекрасней от доброты людей".

… - Русские поэты и писатели. Ребусы

Эту стенгазету можно использовать на неделе по литературе или в качестве домашнего задания. Стенгазета по литературе - это разнообразные факты, связанные с литературой как культурой, и несколько простых, но интересных заданий на знание русских писателей и их произведения.

Материалы для стенгазеты:

Высказывания о литературе и поэзии

1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников.

2. Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь.

3. …Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет;

Хорошие стихи не так легко писать…

4. Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.

5. Где и когда работали в одно и то же время такие несоединимые, столь чуждые один другому таланты, как Помяловский и Лесков, Слепцов и Достоевский, Гл. Успенский и Короленко, Щедрин и Тютчев? Продолжайте эти параллели, и вас поразит разность лиц, приемов творчества, линии мысли, богатство языка.

6. Стих, как монету, чекань –

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно;

Чтобы словам было тесно,

7. Пушкин у нас – начало всех начал.

8.Чтобы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет её гордостью, её славой, её украшением…

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Кого подковал Левша? (блоха)

Как звали мальчика, который выжил в тайге и в честь него назвали озеро? (Васютка)

Какой псевдоним взял себе писатель А. М. Пешков? (Горький)

Как называют слова, которые употребляются жителями одной местности? (диалектизмы)

Как называется основная мысль художественного произведения? (Идея)

Как называется в русской литературе резко выраженное противопоставление? (антитеза)

Знаменитый русский баснописец? (Крылов)

Как называется речь одного человека в произведении? (Монолог)

Как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (Олицетворение)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

Как называется высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом , преувеличенном, карикатурном виде? (Сатира)

Кого из русских писателей звали Лев? (Толстой)

Чей остров посетил Одиссей? (Циклоп)

Как фамилия заседателя, которому поручил Троекуров отобрать имение у Андрея Гавриловича Дубровского? (Шабашкин)

Кем хвастался Троекуров перед Дубровским? (щенки)

Двусложный размер стиха со вторым ударным слогом? (ямб)

Как называется надпись, которую автор помещает перед произведением? (эпиграф)

Наука, изучающая происхождение слов? (этимология)

Добродушное, беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо? (юмор)

Какие плоды достал Геракл из сада Гесперид? (яблоки)

Придумай рифму к современным словам.

9. GPRS (джи пи эр эс)

О тветы :
По горизонтали: 5. Чапаев. 6. Аэлита. 9. Панса. 10. Хорей. 11. Сонет. 12. Грант. 16. Басня. 18. Чичиков. 19. Тортила. 20. Человек. 21. Дневник. 22. Роман. 25. Бунин. 30. Носов. 31. Купер. 32. Номер. 33. Виктор. 34. Онегин.

По вертикали: 1. Ватсон. 2. Овсов. 3. Павел. 4. Строфа. 7. Жанр. 8. Керн. 13. Антоним. 14. Киплинг. 15. Комедия. 17. Сименон. 23. Овод. 24. Аноним. 26. Утопия. 27. Идея. 28. Пуаро. 29. Чехов.

День выразительного чтения.

Конкурс чтецов "И станет мир прекрасней от доброты людей".

способствовать воспитанию читательской восприимчивости, развитию речи и творческих способностей обучающихся.

активизировать художественное восприятие литературного произведения,

осуществлять процесс исполнительского анализа,

воспитывать навыки, необходимые для самостоятельной подготовки к чтению и рассказыванию художественных произведений

формировать умение творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

воспитание полноценного эмоционального восприятия художественной литературы.

Форма работы : чтение художественных произведений различных жанров.

Золотой век русской поэзии .

обобщить и углубить знания учащихся, сформированных при изучении эпохи начала Х1Х века, произведениях о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях.

воспитание стремления разобраться в сложном материале и получать удовольствие от интеллектуально насыщенной творческой работы.

развитие интеллектуального, творческого потенциала.

(В игре участвуют 4 пары. Для каждой пары участников заранее делаются комплекты табличек с цифрами от 0 до 4).

Участникам предлагается вопрос и четыре варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой 0. Помощники делают то же самое с, и если его табличка с цифрой совпадает с ответом участника, то последний получает звезду.

Вопрос: Годы жизни А.С.Пушкина?

Ответ: 1799 – 1837.

дядя Василий отец Сергей бабушка мать Надежда

Львович Львович Мария Осиповна

Пушкин Пушкин Алексеевна Пушкина

Вопрос: Кто привёз Пушкина на приёмные экзамены в лицей?

Ответ: дядя Василий Львович Пушкин.

Н.Н. Гончарова А.П.Керн Е.П.Бакунина Е.К.Воронцова

Вопрос: Кто из этих женщин, в которых, в своё время, был влюблён Пушкин, стала его женой?

«Я помню «Храни меня,

Вопрос: Какое из данных стихотворений посвящено Н.Н.Гончаровой?

Вопрос: Сколько детей было у А.С.Пушкина?

Михайловское Москва Болдино Петербург

Вопрос: Где похоронен поэт?

Ответ: в Михайловском.

После I тура 1 участник, набравший наименьшее количество очков, покидает игру. Если число очков одинаковое, то проигравшего определяют по числу заработанных в процессе игры.

Из ящика высыпаются буквы. кубики (9 штук), на каждой грани которых расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в И.п., ед. ч.). У участников есть ещё десятая дополнительная буква (любая буква, которая понадобится участникам). Участник, который составит самое длинное слово, получит поощрительный приз. Составивший самое короткое слово выбывает из игры, получив утешительный приз.

По истечении времени проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями

Зрители также должны были за то же время составить из выпавших букв самое длинное слово (У зрителей нет дополнительной 10 буквы, как у участников). Зритель, использовавший большее количество букв, становится победителем и получает приз.

Александр Ольга Лев

Вопрос: Старшим в Семье был Александр?

Ответ: Нужно поменять местами таблички 1↔2.

Вопрос: В своих некоторых поэмах Пушкин изображал русского царя – Петра I. Ко всем ли данным произведениям это относится?

Михайловское Одесса Кишинёв

Вопрос: За политические взгляды Александр I намерен сослать Пушкина в Сибирь, но заступничество В.А.Жуковского и Н.М.Карамзина смягчили приговор царя. Правильно ли расположены места, где Пушкин находился в ссылке?

Ответ: Нужно поменять таблички 1↔3.

Южная ссылка Болдинская осень Михайловское

Вопрос: Здесь даны периоды, очень важные в жизни А.С.Пушкина. Правильно ли они расположены с хронологической точки зрения?

Ответ: Нужно поменять таблички 2↔3.

Участник, ответивший на меньшее число вопросов, покидает игру с утешительным призом.

У победителя наступает звёздный час. Он произносит речь. Ему вручается приз.

1.1. Школьные предметные недели в общеобразовательном учреждении проводятся ежегодно по инициативе и при непосредственном руководстве методических объединений учителей-предметников с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

1.2. Задачи предметной недели:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков, и внеклассных мероприятий;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;

- развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.

II. Организация и порядок проведения предметной недели

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором учебного заведения не позднее чем за две недели до начала ее проведения.

2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение учителей-предметников.

2.4. Участниками предметной недели являются:

- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;

- обучающиеся учебного заведения, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:

- нетрадиционные уроки по учебному предмету;

- мастер-классы лучших учителей учебного заведения;

- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;

- массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.

2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.

2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) поощряются администрацией учебного заведения, членами попечительского совета или спонсорами.

2.8. По итогам предметной недели может быть определен состав команды учебного заведения для участия в городских (районных) предметных олимпиадах, проведен набор в научное общество учащихся, организована научно-практическая конференция или творческий вечер старшеклассников.

2.9. По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей-предметников проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

2.10. По итогам предметной недели заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует ее проведение, могут быть предоставлены следующие документы: план предметной недели; тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами; планы или сценарии открытых мероприятий; анализ итогов предметной недели.

III. Порядок и проведение.

3.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения в МКОУ СОШ №3 г. Нижние Серги-3 предметной недели по русскому языку (далее - Неделя), посвящённой году кино РФ.

3.2. Организаторами Недели являются учителя русского языка Логинова Е.Г. и Шеина М.В.

формирование состава жюри конкурсов Недели (далее - жюри);

определение количества победителей и призеров;

анализ и обобщение итогов Недели, представление отчета в банк данных образовательного учреждения;

3.4. Состав жюри формируется из числа педагогических работников образовательного учреждения.

3.5. Цель Недели - пропаганда чтения, повышение интереса к книгам у обучающихся образовательного учреждения.

способствовать воспитанию бережного отношения к языку;

активизировать знания детей о книге (ее структуре, правилах обращения с книгой);

содействовать развитию национального самосознания и патриотизма обучающихся через произведения русских писателей и поэтов;

содействовать развитию творческих возможностей обучающихся, педагогов;

развивать у подрастающего поколения культуру речи, культуру досуга и здорового образа жизни;

IV. Участники Недели

В Неделе принимают участие обучающиеся 5-11 классов МКОУ СОШ №3г. Нижние Серги-3

V. Содержание, сроки и порядок проведения Недели

3.1. Неделя проводится с 25.01.2016 по 29.01.2016.

3.2. Конкурсы Недели проводятся в средней (5 - 6 класс) и старшей (7 - 11 класс) возрастных категориях обучающихся.

План проведения недели

Знакомство с планом работы недели на школьной линейке

КВН между 5-6 классами

Выставка творческих работ

Конкурс иллюстраций к любимым литературным произведениям 5-11 классы.

Викторина по литературе

5-11 классы - конкурс чтецов на тему

Материалы для проведения недели.

За 2 недели до проведения учащиеся были разделены на группы и получили задание прочитать сказки народов Урала, сделать иллюстрации к понравившимся сказкам, сшить костюмы, подготовить инсценировки отдельных эпизодов из сказок.
Перед началом мероприятия мы оформили кабинет: на доску повесили большую карту Урала; на стены - иллюстрации к сказкам, прочитанным детьми; на столы положили предметы, которые помогут детям во время инсценировок. Столы поставили кругом, а в центре класса образовалась сцена, на которой разворачивалось действие

Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству;

Учитель. Край, в котором мы живём, называется Уралом. Если посмотреть на карту Евразии, то он располагается почти посередине, и именно через Урал проходит граница между двумя частями света - Европой и Азией. С севера, от Карского моря, на две тысячи километров к югу тянутся невысокие и старые Уральские горы. На севере Урала вечная мерзлота, тундра, полярная ночь.

На юге расстилаются жаркие степи, растут абрикосы и виноград. В Приполярье можно встретить северных оленей, а на юге Оренбуржья - верблюдов. Из-за такого расположения и называют части Урала Полярным, Приполярным, Северным, Средним, Южным, а также Зауральем и Приуральем.

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала -
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Учитель. Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. Жители Урала создали прекрасные произведения искусства. Это и пермская деревянная скульптура, и каслинское литьё, златоустовская гравюра и резьба по кости и камню, росписи и рукописные книги, вышивки и оренбургские пуховые платки.

У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают.

Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

1 группа учащихся.

Мы познакомим вас с башкирскими народными сказками.

У седого старика Урала был сын - батыр по имени Яик. А у старухи Иремели, говорят, была писаная дочь - красавица по имени Агиделькай. Задумал старик Урал женить своего сына на той девушке-красавице. Очень богатый калым за неё уплатил.

Даже лук орошать бы рад -
Нету лука - куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.

И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы сосны, ели или берёзы, даже дикий лук не рос. Так и остался невозвращённым калым, заплаченный за Агиделькай. С тех пор и течёт в Хазарское море Яик через мёртвые пустыни, свистящие песчаными буранами.

А по берегам Агидели на веки вечные остались расти вечнозелёные сосны и ели, белоствольные берёзы, лохматые дубы и исходящие медовым благоуханием липы.

2 группа учащихся.

В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки.

У ветра с дождём не хватило миру, и они рассорились. Начали друг перед другом своею силою хвастаться, свою мощь доказывать. Спорили, спорили и решили бороться: кто над кем верх одержит, тот и сильней.

Дул ветер, собирая землю в груду, лил дождь, изрывая потоками собранную ветром землю.
Так вот и произошли горы и долы

У одного удмурта умерла жена, и он женился на другой женщине. Она оказалась злой мачехой для падчерицы. Вздохнуть не давала бедняжке: и скотину накормить, и печь истопить, и воды наносить, и полы вымыть - со всеми делами сирота одна должна управляться. И за всё это ей только ругань и побои доставались и ни одного ласкового слова.
Однажды, ещё не брезжил зимний рассвет, подняла её мачеха за водой. Взяла она вёдра на коромысло и пошла на речку. А на дворе мороз стоял лютый, луна ярко-ярко сияла в небе. Черпая воду из проруби, девушка горько-горько плакала.
- Хоть бы эта холодная луна забрала меня к себе, - приговаривала она.

Луне стало жаль сиротку, и она притянула её к себе вместе с вёдрами и коромыслом.
Присмотритесь-ка, когда луна ярко светит: та девушка и теперь там стоит, коромысло с вёдрами на плечах держит.

3 группа учащихся.

На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они.

Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад вернулись.

Выплыли, подышали немного, снова нырнули. Глубоко спустились, до дна всё же не дошли, дыхание спёрло.

Выплыли, отдышались и в третий раз нырнули. Долго спускались, наконец всё-таки до дна дошли. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились. В этот раз уж очень долго гагары под водой пробыли. Дыхание у них так спёрло, что, когда наверх выплыли, у большой гагары из груди воздух вырвался и кровь потекла. Оттого теперь у гагары грудь красная. У малой гагарки из затылка кровь потекла, и теперь у всех малых гагар затылок красный. Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно. И всё больше и больше растёт.

4 группа учащихся:

А нашу сказку рассказывают татары, с давних пор живущие на Урале.

Жил в давние времена очень сметливый бедный человек. В тех же местах жил богатый человек, который очень любил хвастать и считал себя большим умником.

- Меня не обманет ни один хитрец! - любил повторять хвастун. Однажды шёл он по дороге и увидел издалека сметливого бедняка, который стоял, прислоняясь к кривой берёзе.

Подошёл хвастун к нему и сказал:

- Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А ну-ка попробуй перехитрить меня!

На это сметливый ответил:

- Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с хитростями. Дома он у меня остался.

- Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, - сказал хвастливый.

- Я бы охотно пошёл, да не могу, - сказал сметливый. - Видишь, как берёза покривилась? Стоит мне отойти - она и повалится.

Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и крикнул:

- Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу подпирает.

Учитель. Вот сколько новых сказок узнали мы сегодня, ребята. И, конечно же, вы обратили внимание на то, что в сказках разных народов много общего, потому что много общего в жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой уклад - люди живут в разных жилищах, по-разному добывают себе пропитание, живут в разных географических условиях, - и это отражается в сказках.

Год за годом вы будете узнавать всё больше о географии, истории родного края, о людях, его населяющих, об их обычаях и традициях. Сказки и легенды, песни и предания, рассказы и повести, созданные здесь, на Урале, покажут вам, что люди разных национальностей во все времена хотели понять окружающий мир и самих себя, желали добра своим детям и мира своему дому.

Ребята, когда вы придёте домой, вспомните наш урок, напишите отзыв о нём, что понравилось, что не понравилось, и обязательно поясните, почему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

План проведения недели литературы

День недели

Мероприятие

Характеристика деятельности

1

понедельник

Открытие недели литературы

1)Викторина по творчеству А.П.Чехова

Ознакомление с планом работы недели на школьной линейке

задания учащимся 5-9 классов

Книга – величайшее из чудес

Экскурсия в школьную библиотеку 5-9 кл

2

вторник

Открытие картинной галереи

Литературный турнир по юмористическим рассказам А.П.Чехова

6,9 класс-оформление стенда

7-8 классы- выставка творческих работ учащихся, иллюстраций к художественным произведениям

3

среда

КВН между 5-6 классами

Выставка творческих работ

Конкурс литературных газет

5-6 классы- конкурс ( проводит 9 кл)

5-9 классы- выставка творческих работ учащихся, иллюстраций к художественным произведениям( оформление 8, 7, 6 класс)

4

четверг

Литературная гостиная по творчеству А.П.Чехова

5-9 классы- презентация о жизни и творчестве писателя, выставка творческих работ учащихся, инсценировка рассказов А.П.Чехова( ответственные 8,9,6 кл)

5

пятница

Выставка читательских дневников

Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей на школьной линейке

Неделя литературы

– развитие интереса к изучаемому предмету;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

План проведения недели литературы

День недели

Мероприятие

Характеристика деятельности

понедельник

Открытие недели литературы

1)Викторина по творчеству А.П.Чехова

Ознакомление с планом работы недели на школьной линейке

задания учащимся 5-9 классов

Книга – величайшее из чудес

Экскурсия в школьную библиотеку 5-9 кл

Открытие картинной галереи

Литературный турнир по юмористическим рассказам А.П.Чехова

6,9 класс-оформление стенда

7-8 классы- выставка творческих работ учащихся, иллюстраций к художественным произведениям

КВН между 5-6 классами

Выставка творческих работ

Конкурс литературных газет

5-6 классы- конкурс ( проводит 9 кл)

5-9 классы- выставка творческих работ учащихся, иллюстраций к художественным произведениям( оформление 8, 7, 6 класс)

Литературная гостиная по творчеству А.П.Чехова

5-9 классы- презентация о жизни и творчестве писателя, выставка творческих работ учащихся, инсценировка рассказов А.П.Чехова( ответственные 8,9,6 кл)

Выставка читательских дневников

Подведение итогов конкурсов.

Читайте также: