Моделирование коррекционно образовательного пространства в доу

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Коррекционно - развивающее пространство в ДОУ для детей

Чербаева Юлия Сергеевна

(Ф.И.О. автора работы)

г. Ивантеевка, 2018г.

Паспорт управленческого проекта

Коррекционно - развивающее пространство в ДОУ для детей с нарушением речи

Разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды дошкольного общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи

Выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;

Определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве ДОУ;

Выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;

Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп по организации коррекционно-развивающей среды в специализированной группе ДОУ;

Разработать и издать буклет для специалистов, воспитателей и родителей по данной теме;

Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;

Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ.

Основание для разработки

Проведённый нами проблемно-ориентированный анализ помог выявить основные причины недостаточности условий и коррекционно-развивающей среды:

Постоянный рост числа детей с нарушением речи;

Низкая компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики;

Недостаточность методической разработанности вопроса организации коррекционно-развивающей среды общеобразовательных учреждений.

Это делает проблему организации коррекционно-развивающей среды в ДОУ особенно актуальной. Поэтому, требуется разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ. Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Коррекционно-развивающая среда в ДОУ должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением речи. Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.

И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в ДОУ единой коррекционно-развивающей среды.

Команда проекта (роли)

Заведующий, учитель - логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, муз. руководитель, воспитатели специализированной группы.

- принцип дифференцированного подхода

Создание коррекционно-развивающей среды, с учетом решения задач коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением речи. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением речи взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка. Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

Ресурсное обеспечение проекта

Местный и федеральный бюджет

Период реализации проекта

Этапы реализации проекта

- Создание творческой группы

- Изучение программно-методических материалов и нормативных документов

- Изучение медицинских карт, индивидуальных карт развития ребёнка и речевых карт логопеда

- Создание коррекционно-развивающей среды в группах

- Оснащение кабинетов педагога - психолога и учителя - логопеда

- Проведение диагностического обследования детей

2. Основной этап.

- Разработка и проведение цикла консультаций для специалистов и воспитателей

- Подготовка и выпуск буклета для специалистов, воспитателей, родителей по данной теме.

3. Заключительный этап.

- Проведение исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (анализ состояния)

- Проведение диагностического обследования детей

- Проведение итогового семинара для воспитателей специализированных групп города

- Опубликование практического материала на сайте ДОУ

Риски проекта / способы минимизация рисков

Риск субъективности в распределении и использовании финансовых и материальных средств/ планирование заранее плана ФХД

Риск профессиональной некомпетентности педагогических кадров/прохождение курсов повышения квалификации и курсов переподготовки

Риск недовольства психофизическими и психоэмоциональными перегрузками со стороны воспитанников и их родителей/ организация разьяснительной работы (консультации, родительские собрания и т.д)

Педагоги города получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ;

Повысится квалификация педагогов ДОУ (через систему обмена опыта и специальное обучение);

Успешное осуществление коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Дети с нарушением речи получат интенсивное длительное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-развивающую работу с учётом степени тяжести нарушении речи;

У детей с нарушением речи повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;

Дети с нарушением речи приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;

Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для специалистов и педагогов детских садов.

Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с нарушением речи -обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.

Критерии оценки эффективности проекта:

Для оценки эффективности реализуемого проекта мы предполагаем использование количественного и качественного методов сбора и анализа данных.

Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;

Оценка изучения индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде групп ДОУ, их активности, удовлетворённости будет отслеживаться через диагностическое обследование детей, а также через беседы с детьми, наблюдения за ними во время занятий, игр, через беседы с воспитателями и родителями;

По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по оценке эффективности и полезности проекта в целом.

Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является создание типовой модели коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.

Работать над проектом будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка, а также в области коррекционной педагогике. В проекте будут участвовать: учитель-логопед, педагог-психолог старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением речи.

В результате реализации проекта педагоги получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ, что позволит повысить эффективность осуществления коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Постановка проблемы

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ.

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в ДОУ единой коррекционно-развивающей среды.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Коррекционно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением речи.

Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.

Проведённый нами проблемно-ориентированный анализ помог выявить основные причины недостаточности условий и коррекционно-развивающей среды:

Постоянный рост числа детей с нарушением речи;

Низкая компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики;

Недостаточность методической разработанности вопроса организации коррекционно-развивающей среды общеобразовательных учреждений.

Это делает проблему организации коррекционно-развивающей среды в ДОУ особенно актуальной. Поэтому, требуется разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов сможет освоить новые идеи и методы, а их воспитанники смогут освоить новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться в социальную систему общего дошкольного и школьного образования.

Цель и задачи проекта

Цель проекта - разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.

Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:

Выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;

Определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве ДОУ;

Выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;

Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп по организации коррекционно-развивающей среды в специализированных группах ДОУ;

Разработать и издать буклет для специалистов, воспитателей и родителей по данной теме;

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности – значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе.

Автор: Скляр Елена Валерьевна

Самостоятельная работа №4

Скляр Елена Валерьевна

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности – значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностя м образовательной среде.
Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно-обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения, создания адаптивной среды ДОУ (Организации).

Принципы создания адаптивного образовательного пространства:

принцип индивидуального подхода;

принцип междисциплинарного подхода;

принцип вариативности развивающей среды и методической базы;

принцип самостоятельной активности ребенка;

принцип семейно-ориентированного сопровождения;

принцип результативности и гарантированности;

Очень важно, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет требования к дошкольному образованию и ориентирует на создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей , использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на :

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здо ровья, осваивающих Программу в г руппах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного р аздела определяется ДОУ самостоятельно .

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает создание в дошко льных учреждениях следующих специальных условий:

создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;

создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;

организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой.

Алгоритм работы по подготовке педагогического коллектива ДОУ к сотрудничеству с родителями и общественностью:

- Диагностика материальных, профессиональных, кадровых, информационных, психологических ресурсов ДОУ

- Определение форм, методов, достижения эффективного сотрудничества

- Совместное обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками

- Определение критериев эффективности проделанной работы, способов оценивания результатов

- Реализация системы взаимодействия, ее отдельных этапов, форм работы

- Анализ проведенной работы и информирование обществ енности о полученных результах

Алгоритм вовлечения родителей и социума в деятельность ДОУ:

- Информирование родителей и участников образовательного сообщества о запланированных мероприятиях (время, участники, содержание, форма проведения, ожидаемые результаты и т. д.)

- Диагностика отношение к происходящему всех субъектов образовательного процесса

- Совместное планирование образовательной деятельности и разработка мероприятий

- Совместное обсуждение и коррекция различных элементов образовательной деятельности

- Подготовка ресурсной базы (в том числе повышение компетентности родителей, квалификации педагогов, привлечение к сотрудничеству специалистов и социальных институтов)

- Динамика достижений (рефлексия)

Алгоритм психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса:

- Изучение проблем субъектов образовательного процесса, условий их возникновения и разрешения

- Прогнозирование процесса развития и взаимодействия субъектов образовательного процесса

- Социальная защита прав детей

- Создание условий для саморазвития личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса

- Расширение содержания образования через систему дополнительного образования

- Установление и развитие с социальными институтами

- Анализ и принятие решений

В приведенной ниже таблице 1. отражены этапы включения образовательного учреждения (Организации) в работу по развитию инклюзивной политики и практики, содержание деятельности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива на каждом этапе.

Этапы включения ОУ

Направления деятельности администрации и педагогического коллектива

Руководитель образовательного учреждения обсуждает необходимость и возможность включения ОУ в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом ОУ. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении. Сотрудники ОУ проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции в Окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования – педагогические мастерские, студии, обучающие семинары и т.д.)

Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.

Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов и т.д.)

Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами

Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ.

Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения.

Начинает действовать ПМПк (если такого не было в ОУ), или в содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ.

Заключаются соглашения о сотрудничестве с Окружным ресурсным центром и (или) ППМС-центром , находящемся в непосредственной территориальной близости от ОУ. Сотрудники ОУ активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды

Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ОУ, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его .

Администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении.

Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда.

Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.

Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях.

Коллектив ОУ принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в ОУ, так и вне его (участвуя в межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных Городским и (или) Окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность.


Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел 3.3. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.

  • демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
  • преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
  • особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
  • материал для занятий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
  • предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
  • наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
  • посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

  • Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
  • Схемы и алгоритмы действий
  • Модели последовательности рассказывания, описания
  • Модели сказок

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

  • Предметы для развития перцептивных действий
  • Предметы для развития сенсорной сферы
  • Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
  • Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

  • Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
  • Схемы составления описательных рассказов, предложений
  • Схемы последовательности действий

Предметно-развивающая среда для детей с НОДА

Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

  • Свободное малоизрезанное пространство
  • Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
  • Разнообразные шнуровки по темам
  • Рамки Монтессори
  • Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
  • Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

  1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ
  2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
  3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
  4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
  5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
  6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
  7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
  8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
  9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
  10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
  11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
  12. Целесообразное соседство уголков.
  13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Татьяна Фунт
Создание коррекционно-образовательного пространства в группе.

Я работаю в коррекционном ДОУ (для детей с ОНР, в качестве знакомства предлагаю совершить путешествие по моей любимой группе.

Цель - создать коррекционно-образовательное пространство в группе.

повышение профессионального уровня педагога;

создание условий для качественной реализации педагогической деятельности;

обеспечение качественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Назначение группового пространства – создание рациональных условий для развития дошкольников.

1. Предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.

2. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

3. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

4. Информационный блок для педагогов и родителей.

Принципы функционирования предметно-развивающей среды:

Принцип перспективной направленности.

Принцип комплексного использования предметов среды.

Принцип оптимального насыщения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Принцип соответствия санитарным, гигиеническим и эстетическим требованиям.

• Соответствие требованиям СанПин 2.4.1.3049-13Содержание предметно-развивающей среды

Материально-техническая база группы :

- наличие современных технических средств обучения и коррекции.

Содержание методического материала:

- нормативные документы, регламентирующие коррекционно-образовательную деятельность;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога;

Создание коррекционно-образовательного пространства в группе.

Оборудование группового пространства

1. Шкаф для дидактических пособий (2шт)

2. Рабочий стол (2шт)

3. Стол для работы с детьми (7шт)

4. Стулья (21шт)

5. Столы для обеда (4шт)

6. Стенды для наглядных информационно – методических материалов (7шт)

7. Настенное зеркало (3шт)

8. Шкаф для игрушек (8шт)

9. Диван (1шт)

10. Журнальный стол (1шт)

11. Пуфик (2шт)

14. Подставки для цветов (3шт)

15. Ковровые дорожки (4шт)

16. Кровати (14шт)



1. Информационный стенд для родителей;

3. Экран настроения

4. Советы специалистов (консультации и рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр);

6. Стенд для лепки;7. Индивидуальные шкафчики для раздевания с определителем индивидуальной принадлежности - яркими картинками)



Центр физической культуры

1. Мячи надувные, резиновые, пластмассовые (разного

6. Бадминтон, кольцеброс7. Дидактический материал «Спорт. Спортивные



1. Комнатные растения по программе с указателями, алгоритм

ухода за растениями;2. Гербарий, природный материал (различные семена и плоды,кора деревьев, листья)3. Паспорт комнатных растений;

Центр трудовой активности

1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки,

шапочки, совки, щётки.

2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями:

тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для

протирания пыли, кисточки, клеёнки большие и

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло,фартуки клеёнчатые.



Центр художественного творчества

1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;

2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные, клеёнки;3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкостьпод клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;4. Образцы по аппликации и рисованию;5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;



Коррекционно-развивающие центры

1. Дидактические игры по развитию речи

2. Лексический материал

• Дикие животные наших лесов.

• Животные Севера и их детеныши.

• Животные жарких стран.

• Домашние птицы и их детеныши.

• Детеныши домашних животных.

• Наше тело. Одежда.

• Начало осени. Признаки осени.

• Лес. Грибы. Ягоды.

• Цветы полевые и садовые.

• Звуковой анализ слов.

• Схема предложений. Схема слов.

• Учимся и играем (Дорожные знаки).

• Играя, учись (Расти малыш).




Центр занимательной математики

1. Наборы геометрических фигур, картинок для фланелеграфа;

2. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

9. Счетная лесенка (демонстрационный материал)

10. Геометрические формы

11. Рабочие тетради по математике;

12 Волшебные часы;

14. Занимательный и познавательный математический материал 15. Логико-математические игры 16. Материал для логического мышления (ребусы, кроссворды и другое);

Центр строительно – конструктивных игр

5. Игры со шнуровками и застёжками (для развития мелкой моторики);

1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2. Кукольный театр;3. Настольный театр;4. Театр на фланелеграфе;

5. Шапочки, маски и атрибуты для постановки сказок;6. Куклы – бибабо;7. Магнитофон и аудикассеты с записью музыки для спектаклей.

8. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки и т. д

Центр сюжетно – ролевых игр




Читайте также: