Мониторинг семьи воспитывающей ребенка с овз в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Вартанян Ирина Михайловна

Организация: МБДОУ № 250

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Главными преимуществами инклюзивного образования являются такие аспекты:

- адаптация и интеграция в общество;

- уверенность в себе, общение со сверстниками;

- понимание обществом проблем инвалидности;

- воспитание толерантности у детей без инвалидности.

Обучаясь в условиях инклюзии, дети приобретают знания о правах человека, несмотря на то, что эти знания не даются специально, но тем не менее получение их ведет к уменьшению дискриминации, а также умению детей общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.

Основные принципы инклюзивного образования:

- дети ходят в детский сад, находящийся рядом с домом;

- разработанная методология направлена на поддержку в обучении детей с различными способностями. Исходя из этого, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей;

- все дети участвуют во всех мероприятиях, где спортивные мероприятия, музыкальные праздники, театрализованные представления, конкурсы и прочие являются инклюзивными;

- индивидуальное детское обучение осуществляется при совместной работе воспитателей, узких специалистов, родителей;

- инклюзивное образование, которое основано на правильных принципах, позволяет предотвратить дискриминацию в отношении детей, поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с этой задачей работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для детей, у которых контакт с окружающим миром сужен, особенно возрастает роль семьи. Семья имеет значительные возможности в решении таких важных вопросов, как воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Работа с семьей в нашем детском саду занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Опыт нашей работы показал, что семье, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, необходима особая забота и внимание, так как состояние ребенка является психической травмой для родителей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ, меняет сложившуюся жизнедеятельность семьи, меняется психологический климат семьи. Столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, родители ребенка сталкиваются с множеством трудностей. Нарушение позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологических уровнях. Выявлены причины невысокой результативности коррекционной работы с семьей. Это прежде всего личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром, а именно:

- неприятие личности ребенка;

- неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

- отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.

Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель коррекционно-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательными, а их взаимовлияние – более эффективным.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Коррекционно-педагогическая помощь родителям осуществлялась по следующим направлениям:

- диагностическое –исследование воспитательного потенциала семей и организация взаимодействия;

- профилактическое – социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в семье в условиях образовательного процесса;

- информационное – просветительское – психолого – педагогическое и медико – социальное просвещение родителей;

- консультативное – консультирование родителей по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам коррекции нарушений в развитии детей;

- психокоррекционное – совместная деятельность специалистов ДОУ и родителей по разработке индивидуальных образовательных маршрутов;

- социокультурное – оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, через проведение совместных с родителями мероприятий.

Коррекционно-педагогическая помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ, в вопросах воспитания и обучения ребенка осуществляется в тесном взаимодействии воспитателей и музыкального руководителя.

Для того, чтобы повысить педагогическую компетентность родителей детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении, мы используем традиционные формы взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества.

В нашем дошкольном учреждении используются следующие формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ:

- общие родительские собрания, которые проводятся администрацией в начале и в конце учебного года;

- групповые родительские собрания, на которых обсуждаются задачи содержания и форм работы с детьми в семье;

- Тематические доклады, плановые консультации, семинары;

- Проведение детских праздников и развлечений с привлечением родителей;

- Беседы и консультации по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями;

- Анкетирование и опросы с целью сбора информации о ребенке и его семье, а также определение оценки родителями эффективности работы педагогов;

- Информационные стенды и тематические выставки;

- Выставки совместных работ детей и их родителей;

В результате используемых форм работы у родителей формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Они убеждаются, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, что активное участие родителей в развитии ребенка с ОВЗ ведет к определенному успеху. У родителей формируется интерес к работе дошкольного учреждения с их детьми, повышается компетентность в психолого-педагогических правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ, растет удовлетворенность родителей работой педагогов в целом.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с отклонениями в развитии, коррекция, особые образовательные потребности, психолого-педагогическая поддержка семье, социальное благополучие.

В статье раскрываются направления коррекционно-педагогической помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ, а также представлены принципы и формы совместной работы педагогов и родителей.

В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимо создать такие условия, цель которых – комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Основными задачами по взаимодействию с семьей являются:

1) Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.

2) Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.

3) Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.

4) Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.

5) Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

- между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

- О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей, дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т. д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В сотрудничество и взаимодействие с такой семьей входят:

• от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;

• партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;

• атмосфера общности интересов.

• единство целей и задач воспитания здорового ребенка;

• индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;

• системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в школе или ДОУ;

• взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Индивидуальное взаимодействие с родителями:

• Переписка (в т. ч. тетради взаимодействия, анкетирование, благодарст. письма)

• Выполнение индивидуальных поручений

• Посещение на дому

А так же, нформационные стенды:

• Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

• Встречи с родительским комитетом

Совместные мероприятия педагогов и родителей:

• родительские собрания, конференции,

• вечера для родителей,

• кружки для родителей,

• встречи с администрацией,

• школа для родителей,

• посещение семей на дому,

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

• дни открытых дверей,

• благоустройство школы и территории сада или школы

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,

Кафедра специального и инклюзивного образования

Бридихина Евгения Викторовна,

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

Ставрополь, 2019 год

Семья — единственный устойчивый краеугольный камень, который я знаю. Так же, как и единственное по-настоящему работающее учреждение, которое мне известно, является семьей. (Ли Якокка)

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи проекта:

создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;

подбор диагностических методик;

разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Ожидаемые результаты проекта:

положительная динамика в адаптации к условиям ДОУ;

развитие психического, физического, интеллектуального направления при активном включении в работу;

положительное формирование нарушенных функций;

эффективное развитие личностных качеств ребёнка, развитие его навыков в общении;

приобретение опыта общения в социальной сфере.

проконсультированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;

оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

адекватное отношение в развитии перспектив ребенка;

информированность о результатах психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с ребенком;

гармонизации детско-родительских отношений;

активное участие родителей вовлеченных в коррекционный процесс ребёнка с ОВЗ.

Сроки разработки и реализации проекта: учебный год

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Комната психологической разгрузки для проведения индивидуальных, групповых встреч.

2. Инструментарий: ноутбук, песочный стол, краски, мелки.

3. Специальные разработанные программы по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержке семьям разной категории. Разработанные занятия с родителями, детьми и педагогами. Видео материалы (презентации, видеопрезентации, короткометражные фильмы, наглядный материал) с элементами сенсорной интеграции;

Планирование проекта:

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Основной

3 этап. Заключительный

Практическая часть проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь)

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребёнком и семьей по итогам диагностического обследования.

Психолого-социальное консультирование. Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребёнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребёнком.

2. Основной этап

2.1 Родительское собрание (октябрь)

Тема: “ Совместные увлечения, хобби, интересы родителей группы с ОВЗ”:

- организация выставки творческих работ, поделок, фотоколлажей и достижений детей;
- изготовление семейных фотоальбомов, знакомство и рассказ каждой семьи о себе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективных стендов с пожеланиями от каждой семьи к другим семьям;
- совместное чаепитие.

2.2. Психолого-педагогическая подготовка родителей

- индивидуальные консультации семей у педагога- психолога. (в течение года)
- выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и ДОУ детей с ОВЗ“ Психологическая поддержка ребёнка с ОВЗ в семье и группе”

2.3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей

- мониторинг группы детей на начало учебного года;
- мониторинг способностей и навыков родителей для оказания обучающей и воспитывающей помощи;
- индивидуальные консультирования, собеседования с родителями в ДОУ;
- мониторинг группы детей на конец учебного года .

Привлечение специалистов:

воспитатели, медицинские работники.

Критериями эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;

Особенность организации работы специалистов:

ранний мониторинг и профилактика отклонений в развитии у ребенка;

индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ;

повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ;

создание образовательного маршрута развития ребенка с ОВЗ с учётом его дефекта, где учреждение должно подстраиваться под ребенка, и ребенок не должен подчиниться общей системе обучения и воспитания .

Результатом работы специалистов является:

создание условий, способствующих благоприятному и развитию, и обучению ребёнка с ОВЗ;

предоставление квалифицированной помощи ребенку с ОВЗ и родителям, что способствует его оптимальному развитию и социальной адаптации.

В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в классах (до 25%) и в семьях (до 20%), снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%), повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.

Список использованной литературы:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06

Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.:

Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.

Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ.

Н.В. Кузнецова

г. Прокопьевск, Кемеровская область

На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Это подчеркивается в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что важным является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент не заменим и уникален. Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья. Одним из звеньев этой системы выступает психопросветительская деятельность в родительской среде.

Необходимость организации работы в данном направлении в конкретном ДОУ, которое посещают дети с нарушением зрения, определилась результатами мониторинга и наблюдений : на сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены. Происходит это в семьях, имеющих детей с ОВЗ по нескольким причинам, к числу основных относится нехватка психолого- медико-педагогических знаний у родителей.

Поставленные цели достигались через решение следующих задач:

Обеспечить родителей, воспитывающих детей с патологией зрения необходимыми знаниями в области психологии, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Разработать и провести мероприятия, с целью оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ДОУ.

Привлечь родителей к работе творческой мастерской по изготовлению игр и дидактических пособий, направленных на развитие психических процессов и компенсаторных функций у детей со зрительной патологией.

Вид проекта – долгосрочный, тип проекта - информационно – практико-ориентированный.

Результативность работы по реализации проекта педагог – психолог видел:

- в получении знаний родителями по вопросу особенностей психического развития ребенка со зрительной патологией и проявление у них осознанного отношения к воспитательной деятельности.

- в повышении мотивации к развитию творческого потенциала всех субъектов педагогического процесса;

- в формировании активной жизненной позиции родителей, имеющих детей с ОВЗ и активизации роли семьи в жизни детского сада.

Партнерами проекта выступили:

администрация, которая осуществляла разработку локальных актов МБДОУ, создавала условия для реализации мероприятий по проекту, заключала договоры с медицинскими учреждениями города, создавала условия для творческой работы педагогов;

педагоги осуществляли образовательную и посредническую помощь, выполняли комплекс мер, направленных на оптимизацию отношений партнерства и сотрудничества между ДОУ и семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ;

дети участвовали в интервьюировании, выставках, акциях, совместных мероприятиях и праздниках;

врач – офтальмолог и врач – невролог консультировали по заявленной проблеме, давали необходимые рекомендации, участвовали в запланированных мероприятиях.

Проект реализовывался в 3 этапа:

Практический этап самый длительный. Педагог-психолог провела комплекс мероприятий, направленных на повышения образовательного уровня в области психологии родителей, имеющих ребенка с ОВЗ и оптимизацию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детским садом.

Проект реализовывался через следующие формы : круглый стол, мастер-класс, лекция-беседа, семинар-практикум с элементами тренинга, видеофильм, интервьюирование, деловая игра, тематическая выставка, акция, мультимедийная презентация, оформление лифлет-холдеров, индивидуальная и групповая консультация, творческая мастерская, аукцион секретов воспитания, родительская гостиная, творческое фантазирование, домашнее задание и т.д.

Результатом реализации проекта стало повышение образовательного уровня родителей в области психологии, овладение ими определенных умений и навыков по изготовлению игр и дидактических пособий для развития компенсаторных функций у детей со зрительной патологией и использование их в домашних условиях, увеличение процента родителей, посещающих мероприятия, проводимых в ДОУ.

После завершения работы над проектом открылась возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности педагога-психолога, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая работа в данном направлении позволила организовать новые маршруты взаимодействия с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Следовательно, решить одну из основных задач, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребёнка с особыми образовательными потребностями. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребёнка с умственной отсталостью.

Программа сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ

(интеллектуальная недостаточность)


педагог-психолог Рябоконь Н.С.

Лемешкино, 2020 год

Назначение программы

Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности специалистов школы-интерната с родителями обучающихся.

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

оказание социальной, психологической, педагогической поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

организация и проведение социального, педагогического сопровождения ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями; – активная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;

создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации программы.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап – организационный (2020-2021 г.)

2 этап – основной (2021-2022 г.)

3 этап - обобщающий (2023 г.)

Нормативная база

- Конституция Российской Федерации

- Декларации прав ребенка

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

- Концепция непрерывного образования.

Пояснительная записка

Семья - это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нём. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребёнка с ОВЗ (нарушением интеллекта), оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей.

Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку. В процессе своей жизнедеятельности семья сталкивается с проблемами, большинство из которых несвойственно и нетипично с нормально развивающими детьми. Воспитание ребёнка–инвалида затрудняет функционирование семьи, ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Все семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ можно разделить на три группы – принимают, боятся, отрицают ребенка.

II группа – родители боятся своего ребенка. В семье негармоничные отношения, родители не способны адекватно и оптимально использовать воспитательный потенциал. Зачастую уходят от проблем, не решают их. В семьях отмечается угнетенное состояние и повышенное беспокойство у родителей и детей. Родители посвящают все свое время воспитанию и лечению своего ребенка, не реализуя потребности в совместном проведении досуга и отдыхе.

III группа - родители отрицают своего ребенка. В данных семьях родители отказываются признавать диагноз ребенка. Семейные взаимоотношения нарушены и искажены. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и как следствие вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность. Родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается.

Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребёнка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребёнка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Дети с умственной отсталостью - это дети, страдающие в результате органических поражений головного мозга (главным образом его коры), нарушениями в развитии психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, памяти, речи, воображения). Эти особенности развития обуславливаются типом нарушений центральной нервной системы и его последствиями. Психическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это прослеживается как в отношении ребенка к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и в его социальном поведении — пассивном отношении к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказываются несформированными присущие дошкольникам в норме формы деятельности: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию. Неправильное воспитание ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на детей с нормальным развитием, могут явиться источником грубых вторичных отклонений в развитии. Поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования уже в раннем возрасте. Основной задачей семейного воспитания является создание условий для полноценного развития ребенка, воспитание такой личности, которая может существовать в обществе. На каждом возрастном этапе семейное воспитание реализует свои особые задачи. В процессе воспитания ребенка с умственной отсталостью задачи семейного воспитания конкретизируются с учётом структуры дефекта ребенка. К сожалению, во многих семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, эти задачи реализовываются в искажённом виде или не реализуются вовсе. Одной из самых веских причин нарушения процесса воспитания в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью, является низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители, воспитывающие ребёнка с отклонениями в развитии, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия. Так как успех работы с ребёнком во многом зависит от уровня педагогических и психологических знаний и умений, который наблюдается у родителей умственно отсталых детей. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребёнка с особыми образовательными потребностями. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребёнка с умственной отсталостью.

Принципы реализации программы сопровождения:

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре внимания стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

Принцип комплексности – целенаправленная системная деятельность всех специалистов школы-интерната (учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатель);

Принцип деятельностного подхода –помощь родителям в очном и дистанционном режиме;

Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы школы-интерната, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Формы реализации программы: встречи-консультации, семинары, тренинги, круглый стол, дни правовой помощи, общешкольные мероприятия и проекты.

Методы: анкетирование, тестирование, консультирование, сказкотерапия, арт-терапия и др.

Основные этапы и мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Исполнители

Организационный

Изучение семей, составление социального паспорта.

Организация необходимого ресурсного обеспечения

Педагог-психолог, социальный педагог

Основной

Если в семье появился ещё один ребёнок.

Адаптационный период в детском саду.

Как помочь ребёнку преодолеть тревожность.

Как развить внимание ребёнка? На что необходимо обратить внимание.

Профилактика вредных привычек у подростков.

Предотвращение развития компьютерной зависимости. у детей.

Безопасность детей-забота родителей.

Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Авторитет родителей в семейном воспитании.

Поощрение и наказание в воспитании ребенка.

Мама и папа опять поссорились…

Агрессивный ребёнок. Что делать?

В помощь родителям: правила выполнения домашнего задания.

Как научить ребёнка решать задачи.

Первый раз в первый класс.

Игры, которые будут интересны Вам и вашему ребёнку.

Взрослые и дети

Общение с ребёнком

Покажи мне любовь

Учимся требовать и контролировать

Приёмы эффективного взаимодействия с детьми.

Как воспитывать у детей самостоятельность.

Круглый стол

Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка.

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления.

Роль семьи в формировании положительной мотивации к обучению.

Дни правовой помощи

Правовое просвещение родителей.

Как уберечь детей от насилия.

Роль родителей в процессе выбора профессии детей.

Преступление и наказание (ответственность несовершеннолетних перед законом).

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Общешкольные мероприятия

Международный женский день

День защитника отечества

Всемирный день здоровья (7 апреля)

Общешкольные проекты

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

Читайте также: