Игры для детей с нарушением слуха в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Ведущий предлагает играющим написать в алфавитном порядке в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в комнате. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность – отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным.

СОБЕРИ СТРОЧКУ

В конвертах – карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны. Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах – неизвестно.

ПО АЛФАВИТУ
На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту.
Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

СМОТРИ В КОРЕНЬ!
Придумать как можно больше слов с одним и тем же корнем за определенное время.

ГОРОДА-ГОРОДА
На листочке напишите название города так, чтобы буквы располагались в столбик. К каждой букве приписываем название города, в котором она стоит первой. Кто первым запишет города на все буквы, поднимает руку, и игра прекращается. По очереди читаем свои списки и зачеркиваем повторяющиеся города. Выигрывает тот, у кого в списке остается наибольшее количество городов.
Например, вы записали название: Саратов. Далее можно выстроить такой ряд:
Сызрань
Архангельск
Рига
Ашхабад
Таллинн
Оренбург
Владивосток

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ
ВСЕ РАВНО СОБЬЕТЕСЬ!
Сидя на стуле, надо делать круги рукой и ногой одновременно, но в разные стороны. Скорость постепенно увеличивается.

САЛКИ В ДВА КРУГА
Участники игры образуют два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу водящего они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются задеть игроков внешнего круга таким образом, чтобы последние не успели присесть раньше, чем их заденут.
Те игроки, которых задели, встают во внутренний круг, игра возобновляется. Игра заканчивается, когда во внешнем круге остается 2-3 игрока.

КОМИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ
Два стула, ножки которых служат воротами, ставят на расстоянии 5-8 метров. Играют два человека. Их задача: со связанными ногами загнать в ворота противника волейбольный мяч.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.


ВложениеРазмер
kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_s_narusheniem_sluha.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

• Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

• При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Цель : развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  1. Собрать треугольники красного цвета.
  1. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.
  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

  • Повторение одиночных движений вслед за ведущим.
  • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.
  • Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10— 14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

  • Игра повторяется несколько раз.
  • Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Методические указания. Обеспечить страховку.

Подвижные игры на воде

На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Т.И. Осокина, 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Взрослый (педагог, вожатый) должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на инструкторе.

Необходимо учитывать специфику состояния и поведения детей и формировать группу с учетом их основного дефекта.

Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой.

В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно; в зависимости от их умения плавать.

Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, инструктор — на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону инструктора, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует им педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок.

Цель: обучение детей выдоху и вдоху в воде.

Количество игроков — 4—10.

Инвентарь: резиновые мячи (или другие нетонущие предметы).

Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому петонущему предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех.

Методические указания. Во время этой игры инструктору следует очень внимательно следить за безопасностью детей, особенно если они еще не умеют плавать.

Цель: ознакомление детей с водой и преодоление страха перед ней.

Количество игроков — 6—15.

Инвентарь: легкий яркий мяч.

Инструкция. В мелкой части бассейна (водоема) поплавками отмечается круг диаметром 5—6 метров. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом — столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу легкий цветной мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков — проворно погрузиться с головой иод воду.

  • Каждое попадание мяча выводит нырка из круга.
  • Игра проводится на время, через 5 минут нырки и охотники меняются ролями.
  • Выигрывает команда, в которой остается большее количество игроков.

Цель: обучение детей искусству погружаться в воду и ориентироваться под водой.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 10—15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.

Инструкция. На дно неглубокого бассейна (водоема) бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 секунд) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.

Вариант: mooicuo разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета.

Методические указания. Инструктору следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков.

Цель: обучение детей искусству свободно передвигаться в

Играют две команды по А —8 человек, с равным количеством мальчиков и девочек.

Инвентарь: 6 буйков.

Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 метра устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь и т.д. Побеждает команда, закончившая первой.

Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам (с учетом заболеваний каждого игрока).

Цель : обучение детей свободному передвижению в воде.

В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20.

Инвентарь: яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд.

Методические указания. Игра-эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности II состоянием детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки, сколиозом и плоскостопием.

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования осанки и исправлоения сколиоза.


Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"


Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки

В детском возрасте, как правило, отличаются подвижностью и активностью в восприятии окружающего мира. Они с удовольствием занимаются подвижными играми и находятся в постоянном движении.


Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека развивающих и дидактических игр, направленных на развитие психических процессов памяти, внимания и мышления, речи

Данная картотека подробно раскрывает работу по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста.


Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики для детей с нарушениями слуха


Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха).


Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения

Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

• Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

• При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Цель : развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

Собрать только круги (цвет не имеет значения).

Собрать треугольники красного цвета.

Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10— 14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Играющие рассчитываются на 1 — 12 (соответственно количеству месяцев в году):

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Методические указания. Обеспечить страховку.

Подвижные игры на воде

На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Т.И. Осокина, 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Взрослый (педагог, вожатый) должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на инструкторе.

Необходимо учитывать специфику состояния и поведения детей и формировать группу с учетом их основного дефекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.

Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.

Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь

Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему - приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.

Усложнения:

сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;

можно выбрать водящих - они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;

одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;

увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.

Что изменилось?

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран), салфетка, таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

2.Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушай и запомни

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.

Что изменилось?

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран), салфетка, таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

2. Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Посади огород

Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.

Листы картона(12х12), разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый), расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).

Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.

Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.

Что сначала, что потом

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что это такое?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Дети на прогулке

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.

Оборудование: несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей группе детей. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.

Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, названия предметов, придумай, скажи, назови, верно.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ

Барабан

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (предъявляется детям письменно - на табличке).

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка. ) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Бубен

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЙ

Машина (поезд) едет

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО), под первой табличкой - длинная черта, под второй - короткая.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина, долго, кратко.

РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГРОМКОСТИ ЗВУЧАНИЙ

Две собаки

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: игрушки - большая собака и маленькая собачка, таблички ГРОМКО и тихо.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает -АФ-АФ-АФ. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГОЛОСОВ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ

Это кто?

Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование: пластинки или кассеты с записью голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.

Речевой материал: будем играть, слушайте, пластинка (кассета), да, нет, верно, неверно, КОРОВА, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, СОБАКА, КОШКА, ЛЯГУШКА.

Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает (СНОСКА: По возможности детям нужно показать живую кошку, дать возможность понаблюдать за ней, послушать звуки, которые она издает). После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Аналогично педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку.

Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из двух-трех) выборе, например: мычание коровы - стук дятла (голос кукушки), лай собаки - мяуканье кошки - кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется.

ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА

Кто играл?

Цель: учить определять направление звука: слева или справа.

Оборудование: барабан (или бубен, гармошка и т.п.), платок, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушаи(те), барабан (бубен, гармошка . ), кто играл? Где звучало? да, нет, верно, неверно, СПРАВА, СЛЕВА.

Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии (например, в 1-2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги - барабан (или бубен, гармошка и т.п.). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т.е. ребенка находящегося в центре), кто играл. Водящий показывает на играющего на барабане ребенка и называет его. Дошкольник, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа и с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл на барабане (т.е. определяет направление звука). Игра повторяется два-три раза, а затем выбирается новый водящий (или водящие, т.к. ими могут быть сразу два - три ребенка).

Аналогично можно проводить работу по определению направления звука, расположенного спереди - сзади, справа слева - спереди - сзади. Главное чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (например, барабан, дудку и т.п.), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука ее берет педагог и только затем развязывает платок, которым завязаны глаза водящего.

При правильно подобранном режиме работы даже глухие дети слышат звук голоса с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5 - 2 м. Поэтому, если дети протезированы бинаурально, т.е. двумя индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа, следует учить их определять направление звучания голоса. Упражнения могут проводиться в той же форме, при этом произносится имя ребенка.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Семья

Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

Покажи

Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.

Оборудование: знакомые ребенку игрушки или предметы другой тематической группы.

Огород

Цели: развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимание.

Речевой материал: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, огурец, помидор. Это огород. Тут растет капуста, лук. Что там? Что это? Где растет.

Найди картинку

Цели: активизировать словарь, совершенствовать навык глобального чтения, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением посуды (по пять картинок у каждого ребенка), таблички с названием посуды.

Речевой материал: чашка, ложка, тарелка, блюдце, чайник, кастрюля. Покажите картинку. У кого такая картинка? Иди вперед.

Кроссворды

Цели: учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.

Оборудование: картинки, схемы кроссвордов

Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.

Усложнение. Если данная игра используется часто, можно предложить старшим дошкольникам вспомнить слова по какой-то теме (например, цветы) и вписать их в кроссворд. Если дети не могут вспомнить названия предметов, им предлагаются картинки, которые дети называют, а затем вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если дети неточно воспроизводят структуру слов, можно сначала предложить прочитать слова или написать их, а затем заполнить кроссворд.

Кому что надо?

Цели: уточнять представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.

Оборудование: шапочка врача (с красным крестом), колпак повара, элементы костюмов представителей других профессий (по усмотрению педагога); коробка с игрушечными вещами - атрибутами различных профессий (шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.).

Речевой материал: повар, врач, кто ты? кому что надо? Для чего нужно? Передай врачу (повару). Градусник нужен врачу. Что надо врачу (повару)?

Помогите животным найти свой дом

Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц. )?

Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?

Цели: уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.

Оборудование: картинки с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки и др.

Речевой материал: Кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает. и т.д.

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Оборудование: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка –лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака –щенок, гусь – гусенок.

Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя экспериментатор записывает полученные результаты. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Экспериментатор должен контролировать, чтобы в игре не выполнялись поставленные задачи.

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько
(котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Оборудование: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т.д.).

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.

Оборудование: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа– лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Оборудование: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего, каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (Для детей с нарушениями слуха)

Цели : учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.

Оборудование : картинки, схемы кроссвордов

Речевой материал : какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.

Усложнение . Если данная игра используется часто, можно предложить старшим дошкольникам вспомнить слова по какой-то теме (например, цветы) и вписать их в кроссворд. Если дети не могут вспомнить названия предметов, им предлагаются картинки, которые дети называют, а затем вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если дети неточно воспроизводят структуру слов, можно сначала предложить прочитать слова или написать их, а затем заполнить кроссворд.

image068

Кукла едет отдыхать

Цели : расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.

Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.

Речевой материал : Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта - это одежда.

Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой - продукты и фрукты.

Помогите животным найти свой дом

Цели : расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование : игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал : названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц. )?

Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?

Цели : уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.

Оборудование : картинки с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки и др.

Речевой материал : Кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает. и т.д.

Четвертый лишний

Оборудование : четыре набора картинок с предметами разных тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Ход игры Педагог размещает в наборном полотне или на фланелеграфе наборы картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе, а одна - к другой. Например, в одном наборе находятся картинки с изображением стола, стула, шкафа и тарелки, в другом - помидора, сливы, моркови, лука. По такому же принципу подбираются и другие наборы картинок. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и сказать, что лишнее (что не подходит). Когда ребенок назвал предмет, педагог просит ребенка объяснить, почему он так считает. Взрослый помогает ребенку правильно построить сложное предложение. Можно записать предложение на доске в качестве образца. Если дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, педагог на примере одного набора картинок уточняет, к какой группе относится каждый предмет. Таким же образом проходит работа и с другими наборами картинок. Педагог не должен спешить помогать детям, сначала нужно выслушать все объяснения детей, и если они не точны, помочь детям установить правильные причинно-следственные связи.

Когда дети научатся правильно выделять четвертый лишний предмет, относящийся к другой тематической группе, можно предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному признаку, например, домашние и дикие животные, столовая и чайная посуда, летняя и зимняя одежда, верхняя одежда и белье и т.д.

Опиши предмет

Цели: учить использовать вопросный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности.

Оборудование : реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки-символы или схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растет, где живет, где купили).

Речевой материал : названия предметов, опиши предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живет? Где растет? Для чего нужен? Где купили?

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать символический план. Педагог предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек-символов последовательность описания (о чем нужно сказать сначала, о чем потом). При необходимости вводятся новые символы, значение которых уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных - карточка с символами дома, леса, гнезда.

image068

Цель : учить описывать предметы и узнавать их по описанию, закреплять навыки чтения.

Оборудование: коробка, в которой в бумажных пакетах лежат овощи и фрукты (по одному в пакете). Могут использоваться предметы других групп (игрушки, одежда и др.).

Речевой материал : Почтальон принес посылку: овощи, фрукты, опиши, назови, угадай, а также слова, обозначающие свойства фруктов и овощей (форму, величину, цвет, вкус).

В конце игры дети, получившие посылки, угощают других детей фруктами или овощами.

Кому что надо?

Цели: уточнять представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.

Оборудование: шапочка врача (с красным крестом), колпак повара, элементы костюмов представителей других профессий (по усмотрению педагога); коробка с игрушечными вещами - атрибутами различных профессий (шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.).

Речевой материал : повар, врач, кто ты? кому что надо? Для чего нужно? Передай врачу (повару). Градусник нужен врачу. Что надо врачу (повару)?

Речевой материал : Что Вы хотите посмотреть? Что вам показать? Покажите мне, пожалуйста, красное платье ( синюю рубашку, черные туфли. зеленый мяч. ). Одежда, обувь, игрушки. Я купил(а) черные сапоги. Сапоги - это обувь.

Ход игры Педагог продавец сообщает детям, что открылся новый магазин, и что они могут купить в магазине одежду, обувь, игрушки для кукол. Он вместе с детьми рассматривает предметы в каждом отделе, уточняет, почему данный предмет продается в этом отделе, вместе с детьми называет цвет, размер предметов.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, маски животных, конверты по числу детей, корзина, салфетка, написанный на большом листе бумаги вопросный план.

Речевой материал : вопросы плана, описания животных. Кто это? Расскажи о волке (собаке. ). Я рассказывал о волке.

2. Домашнее или дикое животное?

3. Где он живет? Как называется его дом?

4. Какие части тела есть у него?

5. Чем питается? (Что ест?)

6. Как называют детей (детенышей)?

Один ребенок описывает животное, изображенное на его картинке, по этому плану. Педагог может записать описание на доске. После составления описания ребенок закрепляет свою картинку в наборном полотне, описание прочитывается.

В качестве одного из вариантов игры на следующем занятии можно использовать рисование животного по описанию. Дети читают описание, называют животное и по представлению рисуют.

Цели: учить строить предложения по аналогии, пользуясь образцом; использовать союзы при построении сложного предложения.

Подбери пару

Цели : учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме.

Оборудование : картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной ситуации (карандаш и тетрадь, молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.).

Помоги кукле одеться на прогулку

Оборудование: окно из картона, в котором меняются картинки с временем года; бумажная кукла с набором одежды.

Что ты видел по телевизору?

Цели : учить детей составлять рассказ по серии картин, грамматически правильно строить предложения. Учить аналитическому чтению.

Речевой материал : слова и фразы, необходимые для составления рассказа по серии картин.

Цели : учить составлять рассказ по сюжетной картине, развивать внимание, мышление.

Речевой материал : Вопросы по содержанию картины. Текст описания картины. Что забыл нарисовать художник? Чего нет? Нарисуй (дорисуй). Расскажи.

Затем дети отвечают на вопросы педагога. Ответы детей выстраиваются в виде рассказа, который записывается на доске. Дети читают текст, соотносят его содержание с картиной. На следующем занятии дети описывают содержание картины самостоятельно.

Бывает - не бывает

Оборудование: картина с изображением различных действий животных, как реальных, так и нереальных.

Речевой материал : художник ошибся, так (не) бывает, собака не летает, потому что у нее нет крыльев, кошка не ест конфеты, потому что любит молоко.

Ход игры Педагог показывает детям картину, на которой изображены разные животные как в присущих им ситуациях, так и не характерных. Например, изображена летящая по воздуху собака; корова, прыгающая через скакалку; рыба, привязанная на веревку около конуры и т.д. Картину может нарисовать педагог или можно использовать готовую из детских журналов.

Девочка и ежик

Цели: учить определять последовательность событий в серии сюжетных картинок, составлять рассказ по серии картинок, используя ответы на вопросы.

Оборудование : игрушечный ежик, машина-грузовик, телевизор, сделанный из картонной коробки, серия из четырех сюжетных картинок.

Речевой материал : вопросы по серии сюжетных картинок, текст рассказа.

В результате работы с серией картинок составляется текст, который дети читают и соотносят его фрагменты с картинками, выставленными в наборном полотне.

На следующем занятии педагог предлагает детям самостоятельно разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.

3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Отгадай-ка. Развивающие задания детям от 3 до 7 лет.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., 1989.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.,2001.

7. Никольская Л. Ю. Путь к слову. — Иркутск,1999.

8. Матюхин И. Ю. Тактильная память. — М., 1991.

9. Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.

10. Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.

11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб, 2000.

12. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. — 1991.

Читайте также: