Игра о робене и марион краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ ТОМА

-=ЛИТЕРАТУРЫ ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ [III—XIII ВВ.]=-

КЛАССИЧЕСКАЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(П.А.Гринцер)

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ВЕКОВ Н. Э.

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IV—VIII ВВ. Н. Э.

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИНДИЙСКИХ ЛИТЕРАТУР(Гринцер П. А., Дубянский А. М., Серебряков И. Д.)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ ИНДИИ VIII—XIII ВВ.

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА VIII—XIII ВВ.

ЗАРОЖДЕНИЕ НОВЫХИНДИЙСКИХ ЛИТЕРАТУР

ДРЕВНЯЯ ЯВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Парникель Б. Б)

-=ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ [III—XIII ВВ.]=-

ПОЭЗИЯ III—VI ВВ.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАО ЮАНЬ-МИНА, СЕ ЛИН-ЮНЯ, БАО ЧЖАО

ПЕРЕВОДНАЯ БУДДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТАНСКАЯ ПОЭЗИЯ VII—IX ВВ.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА VII—IX ВВ.

СУНСКАЯ ПОЭЗИЯ X—XIII ВВ.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА X—XIII ВВ.

СУНСКАЯ НАРОДНАЯ ПОВЕСТЬ X—XIII ВВ.

КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Никитина М. И., Троцевич А. Ф.)

ВЬЕТНАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Никулин Н.И)

ЛИТЕРАТУРА III—VIII ВЕКОВ(Глускина А.Е)

ЛИТЕРАТУРА IX—XII ВЕКОВ(Пинус Е.М., Мелетинский Е.М.)

ЛИТЕРАТУРА XIII ВЕКА(Пинус Е.М)

-=ЛИТЕРАТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ [II—XII ВВ.]=-

ТИБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Богословский В.А.)

ДРЕВНЯЯ ТЮРКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА(Стеблева И.В.)

-=ЛИТЕРАТУРЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СРЕДНЕЙ АЗИИ III—XIII ВВ.=-

ВВЕДЕНИЕ (Мелетинский Е.М.)

АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Фильштинский И.М.)

СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ АРАБОВ (VI — СЕРЕДИНА VII В.)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА И КОРАН

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕРЕДИНА VII — СЕРЕДИНА VIII В.)

ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЕРВЫЙ ЭТАП(СЕРЕДИНА VIII В. — НАЧАЛО IX В.)

ЛИТЕРАТУРА IX ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА X—XII ВВ.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА И ПОЭТИКА IX—XIII ВВ.

АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИСПАНИИ (АНДАЛУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА) VIII—XIII ВВ.

ЛИТЕРАТУРА ИРАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ [III—XII ВВ.](И.С. Брагинский)

ЛИТЕРАТУРА НА СРЕДНЕИРАНСКИХ ЯЗЫКАХ

ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (IX—X ВВ.)

ЛИТЕРАТУРА XI—XII ВВ.

-=ЛИТЕРАТУРЫ КАВКАЗА И ЗАКАВКАЗЬЯ [ДО СЕРЕДИНЫ XIII ВВ.]=-

ВВЕДЕНИЕ (Шариф А. А., Арутюнов А. Н.)

ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ НАРОДОВ КАВКАЗА И ЗАКАВКАЗЬЯ

АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [V—XIII ВВ.](Налбандян В.С)

ИЗОБРЕТЕНИЕ АРМЯНСКОГО АЛФАВИТА. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА V в.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА VI—XIII вв.

ПОЭЗИЯ X—XIII ВВ.

ГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Барамидзе А.Г.)

ЛИТЕРАТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА [ДО КОНЦА XII В.](Гулизаде М.Ю.)

ЛИТЕРАТУРА ДО НАЧАЛА XII В.

ЛИТЕРАТУРА XII В. ХАГАНИ

-=ЛИТЕРАТУРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО РЕГИОНА [ДО КОНЦА XII В.]=-

ВВЕДЕНИЕ (Аверинцев С.С, Еланская А.И.)

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [ДО КОНЦА XII В.](Аверинцев С.С.)

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА VII—IX ВВ.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IX—XII ВВ.

ПЕРИОД НИКЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ

КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Еланская А.И.)

СИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Вильскер Л.Х.)

-=ЛИТЕРАТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ [ДО НАЧАЛА XIV В.]=-

ЛИТЕРАТУРЫ ЮЖНЫХ СЛАВЯН ДО НАЧАЛА XIV ВЕКА

У ИСТОКОВ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ(Робинсон А.Н.)

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Робинсон А.Н.)

СЕРБСКАЯ, ХОРВАТСКАЯ И СЛОВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ(Толстой Н.И.)

ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН И ВЕНГРИИ

ЧЕШСКАЯ И СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ(Кишкин Л.С.)

ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Россиянов О.К.)

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА(Липатов А.В.)

-=ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАЧАЛА XIVВЕКА.(Робинсон А.Н.)=-

РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО УСТНОГО ЭПОСА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ КИЕВСКОЙ РУСИ

ЛИТЕРАТУРА РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

ТРАДИЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ В ЛИТЕРАТУРЕ XIII—XIV ВВ.

-=ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ=-

ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА III-XВВ.(Аверинцев С. С., Гаспаров М. Л., Самарин Р. М)

Долгие годы церковь была практически единственным очагом культуры в разорённой и полудикой Европе. Для привлечения как можно большего количества верующих она использовала все виды искусства, понимая необыкновенную силу их воздействия на серую, невежественную, неграмотную массу людей. Церковные интерьеры, сияние свечей, росписи и скульптуры, украшающие стены храмов, стройное и благостное пение, ораторское искусство – всё это превращало храм в подобие великолепного зрелища, несравнимого ни с чем другим. Поэтому неслучайно и то, что рождение профессионального европейского театра также связано с церковью.

Народные представления

Справедливости ради, нужно отметить, что своеобразные театрализованные представления в средневековой Европе были широко распространены и в народной среде (например, карнавалы или Праздники Дураков). Их устраивали на площадях и улицах городов, у стен рыцарских замков и на сельских праздниках.

Дело не обходилось без бродячих актёров, которые выступали одновременно в качестве музыкантов, певцов, сочинителей, рассказчиков, импровизаторов, акробатов, фокусников, ми́мов и т.д. В разных частях Европы они назывались по-разному: во Франции – жонглёрами , в Германии – шпи́льманами , в Италии – гистрио́нами , на Руси – скоморо́хами , в Польше – фра́нтами .

Однако, запрещая стихийные народные представления, церковь обратила внимание на крайнюю притягательность подобных зрелищ для простого народа и, существенно изменив характер и содержание театрализованного действа, сумела сделать его частью богослужебного ритуала.

Культовые театральные представления

Сначала представления проводились два раза в год и приурочивались к важнейшим христианским праздникам: Рождеству Христа и Пасхе (Воскресение Христово). Священники инсценировали фрагменты писания, относящиеся к этим событиям, читая текст по ролям, правда, тоже на латыни. Такие богослужебные представления получили название литурги́ческая дра́ма .

Со временем действие усложнялось, увеличивалось количество изображаемых персонажей, а сюжеты становились всё более развёрнутыми, за счёт введения в них бытовых деталей. Постепенно стала ощущаться нехватка в актёрском составе. Так, например, священнослужители не могли позволить себе исполнять роли чертей. Да и латынь, частично начала уступать место национальным языкам. Тогда церковь запрещает проведение представлений внутри храмов и с XII века они выходят на церковную паперть (площадка перед входом в храм) и городские улицы. Так появляется полулитургическая драма .

Зарождение светского профессионального театрального искусства

Выйдя из церкви, театральное искусство начало активно развиваться, становясь всё более светским. Сценические площадки в средневековых городах зачастую отсутствовали. Актёры разыгрывали действие на повозках, которые либо расставлялись по кругу на площади, либо медленно передвигались по улицам. Серьёзные сцены, сменялись карикатурным кривлянием и шутовскими проделками. Однако основа сюжета, долгое время была неизменно религиозной.

Для них специально писались сценарии, строили сцену, изготовляли декорации и костюмы, а также готовили бутафорию (подчас весьма сложную). Актёры выбирались из числа горожан. Причём, желающих принять участие в мистериях обычно было гораздо больше, чем персонажей в сценарии, поэтому организаторы таких праздников, не только устраивали своеобразный отбор претендентов, но и даже вводили плату за получение той или иной роли (её размер устанавливался властями).

Мистерии представляли собой грандиозные масштабные зрелища, длившиеся порой несколько недель подряд. Постановки были весьма дорогостоящими, все расходы по организации спектаклей брали на себя цеховые профсоюзы. Так, сохранились свидетельства о том, что для сцен о Всемирном потопе, представленном в одной из мистерий, цех корабельщиков специально изготовил ковчег, на котором должен был спастись библейский Ной со своей семьёй, а цех пожарных устроил, собственно, сам потоп.

Широко применялись сложные механические приспособления, например, для представления, проходившего во французском городе Бу́рже был изготовлен дракон, длинной 7,5 метров, который мог двигать головой, хвостом и крыльями, а из его пасти периодически вырывались языки пламени. На спине этого чудовища находилась мастерски изготовленная фигура Дьявола, поворачивающая голову и хвост из стороны в сторону.

Действие могло разворачиваться одновременно на земле, на небесах и в преисподней, что требовало большой выдумки и фантазии у декораторов и постановщиков. Начиная с XV века, зрители стали вносить определённую плату за присутствие на представлении.

Весьма популярны в период средневековья были моралите́́́ . Как следует из названия, содержание таких представлений было исключительно нравоучительным. Особенностью моралите было то, что в качестве героев спектаклей выступали аллего́рические персонажи, олицетворяющие какие-либо отвлечённые понятия - Горе, Грех, Покаяние, Голод, Благоразумие и т.д.

Каждой из аллегорических фигур сопутствовали свои атрибуты, наличие которых помогало зрителям понять, кто же перед ними в данный момент. Так Любовь, появлялась на сцене с сердцем в руках, Глупость, наделялась ослиными ушами, Наслаждение держало апельсин (или яблоко), Скупость, одетая в нищенские лохмотья, прижимала к груди полный кошелёк, Надежда выходила с якорем, а Пьянство с бутылью и т.д. Кроме того, подобные персонажи снабжались табличками, где были написаны их названия.

Главный герой моралите всегда оказывался перед выбором жизненного пути. И если он поддавался влиянию Пороков и жажде Наслаждений, то в финале пьесы его ждал Дурной Конец (тоже в виде персонажа-аллегории), который убивал героя. Если же он руководствовался Разумом, Верой и проявлял лучшие христианские качества, то его в результате ожидала награда, например, в виде Прощения, Любви или Справедливости, которые препровождали его в Рай.

За основу таких пьес брались забавные сюжеты, подобные фаблио или шванкам (о жанрах городской литературы читайте здесь ). В них высмеивались основные пороки общества и отдельные социальные типажи: глупые солдаты, невежественные профессора, взяточники-судьи, ревнивые мужья, сварливые жёны, развратные священники, пройдохи-горожане и т.д. Несмотря на существующий сценарий, актёры соти и фарсов, зачастую позволяли себе на сцене импровизацию, что весьма нравилось публике.

Интересным явлением средневековой культуры стало появление первых форм светского музыкального европейского театра - так называемых игр. Основоположником этого вида театральных представлений стал трувер Ада́м де ла А́ль – выдающийся французский композитор и поэт XIII века. Его пьесы были понятны для самого широкого круга зрителей и любимы среди представителей самых разных сословий благодаря бытовому незатейливому содержанию, в которое привносились черты рыцарской куртуазной культуры.

Таким образом, театральное искусство, выйдя из-под сводов храма, заняло достойное место в жизни всего средневекового общества и, послужило фундаментом для развития светского западноевропейского театра в последующие эпохи.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Читайте также: