Хоровой кружок в школе статья в газету

Обновлено: 05.07.2024

В статье показана значимость школьного хорового пения для сохранения и развития национальной культуры, формирования российской идентичности, раскрыта многогранность влияния хорового пения на физическое и духовное развитие детей и юношества, выявлена специфика хорового пения в основном и дополнительном музыкальном образовании, проанализированы основные тенденции обновления хорового пения на современном уроке музыки.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся усилением индивидуализма, возрастанием разобщённости членов социума, дефицитом личностного общения, всё громче раздаются призывы к возрождению хорового пения в школе.

Анализ исследований хоровой культуры, основные положения которых нашли отражение в концепции Всероссийского хорового общества [1], позволяет условно выделить три группы взаимосвязанных аспектов необходимости развития в новых социальных условиях отечественных хоровых традиций, и прежде всего школьного хорового пения. Это социальные, психологические и медицинские аспекты. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Хоровое пение – одна из главных составляющих цивилизационного наследия духовной жизни россиян. Массовое хоровое пение служит единению людей, формированию культуры общения, снижению уровня социальной напряжённости, развитию толерантности, является своеобразным тренингом организованности для огромного числа поющих и воспринимающих пение людей, естественно формирует позитивный взгляд на мир, на отечественную культуру, на человека. Хор – это школа общения с другими людьми, взаимодействия с единомышленниками в творческом коллективе.

Хоровое пение занимает значительное место в художественном образовании детей. Занятия хоровым пением оказывают благотворное воздействие на широкий диапазон их социокультурного развития. Пение в хоре – это эффективный путь приобщения к активной музыкальной деятельности, накопления интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе освоения языка музыки как звукосмыслового единства. Сегодня всё более востребованной становится воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям.

Широко известны психологические эффекты хоровой практики. У участников хорового коллектива происходят личностные позитивные изменения, повышается уровень культуры, конструктивная направленность сознания, настроенность на созидательную деятельность, формируется высокая самооценка. В итоге совместное пение гармонизирует межличностные отношения между людьми, приносит умиротворение, гордость за совместно достигнутый результат.

Пение и хоровое исполнительство в целом обладает оздоровительным эффектом, активизирует деятельность головного мозга, способствует развитию внимания, памяти и речи; поднимает жизненный тонус; помогает воспринимать разную информацию. Пение является важной составляющей современной музыкальной терапии, коррекционных методик, предназначенных для детей, подростков и юношества. В настоящее время посредством пения лечат от заикания и улучшают дикцию [2], [3].

Такое воздействие хорового пения возможно лишь при следующих условиях: подбор репертуара, интересного детям, художественно ценного и педагогически целесообразного; проведение занятий, направленных на творческое самовыражение учащихся, на основе приоритета художественного начала над техническим; организация систематических публичных выступлений хора (воспитание успехом) как важного фактора личностного развития современного ребёнка.

Теория, методика и практика школьного хорового пения должны стать не только основными элементами современной хоровой культуры, но и действенными факторами сохранения и развития отечественного культурного наследия, его интеграции в современное глобальное информационное общество.

Школьное хоровое пение прошло длительный путь развития. На этом пути можно выделить несколько этапов, специфика каждого из которых была обусловлена решением социальных задач, стоящих перед школой.

Если в XVIII–XIX вв. православное образование хоровое пение входило в число основных предметов, наряду с предметами Закон Божий, письмо счёт и др., и рассматривалось как основа религиозного просвещения, формирования нравственных основ поведения, то в XX веке, в послереволюционные годы, проявляется тенденция идеологизации музыкального воспитания в плане социального переустройства общества.

Специфика вокально-хоровой деятельности в школе.

Вместе с тем цели школьного хорового пения и требования к нему кардинально отличаются от целей и требований к любительскому или профессиональному детскому хору (например, хор мальчиков Венской оперы или детский хор Большого театра, детский хор ВГРТ и т.п.). Профессиональный детский хор – самостоятельная исполнительская единица со своей исполнительской краской, аналогичной струнному квартету, вокальному дуэту и т. п.

Школьное хоровое пение в целом ‑ специфическая разновидность исполнительского певческого искусства с ярко выраженной педагогической направленностью. Оно имеет два вектора развития:

1) профессионально ориентированный детский хор (дополнительное образование). Не так много школьных хоров может претендовать на этот вектор развития. Это сфера специализированных школ с музыкальным уклоном, предпрофессиональной и профессиональной ориентации детей и юношества;

Вокально-хоровая деятельность на современном уроке музыки.

Хоровое пение в классе направлено на решение основной задачи музыкальных занятий в школе – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры подрастающего поколения. Полноценно решить эту задачу невозможно без понимания учащимися основных закономерностей музыки на основе знакомства со множеством произведений различных жанров, форм и стилей, умения слушать и слышать музыку, понимать её, размышлять о ней. Современная концепция массового музыкального воспитания выделяет музыкальное сознание, музыкальное восприятие в качестве магистрального пути освоения музыкальной культуры общества. Только на основе восприятия музыки осуществляется процесс её познания, в том числе и способность коллективного исполнительства, прежде всего – в хоровом пении.

Поётся всё, что изучается: будь то инструментальная музыка (от пьес до симфоний), или вокальная (от песен до кантат и опер). Вокализация музыкальных тем наиболее ценных в художественном отношении инструментальных произведений (симфоний, концертов), введённая в практику Н.Л. Гродзенской, способствует более активному формированию музыкально-слухового опыта учащихся, открывает новые возможности развития музыкального мышления, вокально-хоровой культуры детей [19].

Специфика организации хорового пения на уроке неотрывна от освоения музыкальной речи. При исполнении хорового сочинения, так же как и при чтении литературного произведения, необходимо уметь акцентировать главное, отделить одну мысль от другой, подчеркнуть логические ударения и т.д. Умение передать эти свойства музыки в своём исполнении и тем самым сделать его осмысленным, эмоционально выразительным – важнейшая задача хорового пения на всех этапах музыкальных занятий.

На современном уроке музыки взаимодействуют две тесно связанные тенденции вокально-хоровой деятельности учащихся.

Разнообразие жанров и форм музыки, постигаемых учащимися на уроках, обусловило необходимость использования разных видов и типов пения: пение со словами и вокализация фрагментов инструментальных произведений, пение хоровое, ансамблевое и сольное, пение с сопровождением и без сопровождения, пение связное, напевное и пение речитативное.

Выразительность хорового исполнения обусловлена психологическим фактором – неразрывностью восприятия и исполнения. Человек, не умеющий по-настоящему слышать музыку (имеется в виду содержательная сторона музыки), не может по-настоящему её исполнить. Не может потому, что восприятие музыки лежит в основе самого процесса исполнения. Это подтверждает мысль о глубокой внутренней зависимости восприятия и исполнения, их взаимовлиянии, взаимообогащении. Развивая у ребят способность воспринимать музыку, мы подспудно способствуем повышению качества исполнения. В свою очередь более высокая культура исполнения предполагает лежащее в его основе более глубокое восприятие. В связи с расширением задач самого урока, расширились и углубились задачи хорового пения. Объединяясь с другими элементами урока в одно целое, хоровое пение не только принимает иные формы, но и выполняет ряд функций, ранее на него, как правило, не возлагавшихся. Главное – активизация постижения музыки средствами хорового исполнительства и формирование интереса к процессу и результату собственно вокально-хорового творчества во внеурочной деятельности.

Пение и движение.

Музыка и движение благотворно действуют на здоровье детей, решают задачи релаксации, способствуют эмоциональной разрядке. Выполнение упражнений под музыку, по сути, является дыхательной гимнастикой, помогает развитию правильного дыхания, что значительно уменьшает число риск заболеваемости, укрепляет иммунитет растущего человека. Исследования психологов, физиологов подтверждают, что практические действия – основа развития всех психических функций.

Пение и музыкальное творчество ребёнка.

Положение Б.В. Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла, развёртывающегося во времени, в полной мере относится к организации на занятиях практических действий, в том числе хорового пения как творческого процесса. Отбор методов и приёмов вокально-хоровой работы обусловлен единством деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Хоровое пение помогает учащимся понять, как формируются различные типы построения музыки. Переинтонируя самостоятельно сочинённую (или предложенную учителем) песенную попевку в танец (вальс, польку), в марш, дети не только осваивают основные приёмы голосоведения (легато, стаккато, нон легато), но и постигают в хоровой деятельности азы вариационного развития музыки.

Большой интерес вызывает сочинение вокальных мелодий (зерна-интонации) разных жанров (марши, колыбельные, танцы: вальс, полька, мазурка, полонез и т.д.). Под аккомпанемент учителя (определённую несложную гармоническую формулу, например, T-S-D-T) дети пробуют пропеть свою мелодию. Наиболее удачные варианты желательно записать, чтобы потом можно было их воспроизвести всем классом [22].

Творческий характер освоения детьми классических произведений стимулируют импровизации мелодий, соответствующих названию классического произведения, которые в дальнейшем дети будут слушать на уроке. Методика сочинения может быть следующей. Ученики поют свои импровизации; определяют самые удачные варианты. Класс повторяет мелодии. Полученные варианты сравниваются с классическим произведением. Иногда ученикам кажется, что их вариант лучше. Но на последующих занятиях, исполняя и свой, и композиторский варианты, они самостоятельно приходят к осознанию того, что у композитора гораздо интереснее. Конечно, предложенные учениками варианты не обладают высокой художественной ценностью, уступают классическим образцам, но музыкальные примеры, сочинённые детьми, в процессе сравнения и анализа с тематическим материалом этих произведений (особенно, если музыкальные темы неоднократно пропевались классом) помогают понять специфику композиторского творчества, интерес учащихся к инструментальным произведениям значительно возрастает.

Заключение. Хоровое пение
как путь культуротворческой деятельности детей.

В новых социокультурных условиях хоровое пение на уроке и во внеурочной деятельности детей (с обязательной государственной дотацией) может стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка, способом его самоорганизации, саморазвития, самовоспитания.

В настоящее время меняются представления педагогов-музыкантов о роли хорового пения в образовании и воспитании и вокально-хоровых возможностях школьников (что ребёнку просто, а что трудно спеть). В связи с этим возникает серьёзная задача и огромная ответственность: как повести хор, чтобы сохранилась преемственность между ним и уроками музыки; какой предложить репертуар, чтобы он соответствовал теперешнему уровню развития вокальных способностей учеников и их музыкально-образного мышления.

Педагогическими основаниями реализации поставленных задач является отношение к хоровому пению:

- как самоценной музыкальной деятельности, направленной на приобретение многогранного творческого опыта, и одновременно как к действенному пути постижения целостности музыкальной культуры;

- как обязательной составляющей учебно-воспитательной работы каждого образовательного учреждения, обеспечивающей взаимодействие и взаимообогащение основного и дополнительного образования;

- как неотъемлемой части художественной проектной деятельности: публичные выступления (на концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях), участие в инсценировках, постановках музыкально-театральных произведений и мн. др.;

- как творческому опыту исполнительства в контексте социально значимой деятельности, направленной на развитие музыкально-художественной среды школы, села/города.

[1] Гетерофония — такое многоголосие, при котором в одном или нескольких голосах происходит отступление от основного напева, обусловленное естественными различиями исполнительских возможностей человеческих голосов (или инструментов), а также фантазией исполнителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия музыкальные: хоровые кружки, внеклассные мероприятия направлены на то, чтобы развить у учащихся музыкальные способности: способность любить, чувствовать, понимать, оценивать явления искусства, наслаждаться ими ,создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально - художественные ценности.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков, охватывающие временной диапазон от эпох барокко до наших дней, народная музыка, песни России и стран ближнего зарубежья , образцы духовной вокальной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов- классиков.

Песенный материал, особо отметим, не столько выполняет вспомогательную, иллюстративную функцию, сколько играет самоценную, смысловую роль в освоении содержания программы.

Актуальность курса в процессе систематических занятий. В вокальной группе учащиеся знакомятся, слушают, анализируют музыкальные произведения их характер, разучивают и исполняют песни, игры, музыкальные произведения различного характера.

Академический материал подобран в соответствии с возможностью реального освоения его в рамках

Новизна курса в том, что учащиеся передают ритмическую основу песни , передают характер, структуру, сочиняют и импровизируют к произведениям подголоски , играем в композиторов .

Цели и задачи программы
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре , как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

1.Привить любовь и уважение к музыке , пению, как предмету искусства,

2.Научить воспринимать музыку ,как важную часть жизни каждого человека.

3.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости , любви к окружающему миру.

4.Привить основы художественного вкуса.

5.Обучить основам вокальной грамоты.

6.Сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализовать задачи через вокальное, хоровое пение, интонирование, импровизацию,

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для детей младших классов. Дети ,обладающие музыкальным слухом, ритмическими навыками принимаются в вокальный кружок.

Режим работы кружка: 1 раз в неделю, 2часа.

Методы проведения занятий:

Словесные методы: беседа, анализ, музыкального произведения, его структуры.

Наглядные методы: исполнение песен педагогом.

Практические методы: вокально- хоровые упражнения, распевки.

В качестве главных методов программы выбран метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхищения от частного к общему.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, ансамблевая.

Формы проведения занятий репетиции, концерты, фестивали
Критерии и формы оценки качества знаний: концерты, фестивали, отчетные концерты,

Ожидаемые результаты
Школьники должны научиться :1. Правильно исполнять песни, петь двуголосием, акопеллой, соблюдая певческую .установку,
любить и уважать музыкальную культуру.

Уметь эстетично выступать на концертах, фестивалях.

Проявлять творческие способности, интонировать, импровизировать, эстетично выступать,

В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития вокально-хоровых навыков учащихся.

Хоровое пение, как исполнительское искусство - наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам ее создает.

Хоровое пение занимает особое место по своему значению, как живой и творческий процесс воспроизведения музыкально-художественных образов. Никакая иная форма занятий не вызывает такой активности и подъема у учащихся, как пение хором. В силу этого хоровое пение в общеобразовательной школе занимает большое место, способствуя осуществлению задач вокально-хорового воспитания.

Однако вокально-хоровое воспитание школьников в большей мере усложняется тем обстоятельством, что на этот вид деятельности на уроке музыки отводится сравнительно небольшое количество времени. При таком положении дела исключительно большое значение приобретает внеклассная музыкальная работа, в первую очередь организация музыкальных кружков: хоровых, инструментальных, сольного пения и малых ансамблей, которые являются могучим фактором в общей системе музыкально-художественного воспитания.

Хоровые кружки по своей доступности и количественному охвату ребят занимают среди других кружков особенно важное место.

Проблемы вокально-хорового воспитания в музыкальной педагогике были предметом многочисленных исследований: А.А. Сергеева, М.А. Румера, В.А. Багадурова, Е.М. Малининой, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой и др.

Хоровое пение как форму музыкальной деятельности изучала Т. Вендрова. Пению, по ее мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами главным образом, потому, что при других искусствах человек является только пассивным слушателем и созерцателем, здесь же он имеет возможность проявить активное участие [3].

Хоровые кружки, исходя из общих установок музыкального воспитания в школе, ставят в то же время свои цели и задачи, а именно: удовлетворить певческие запросы детей; обогатить их знанием лучших образцов хоровой литературы; привить навыки правильного и художественного пения в коллективе; углубить элементарные знания и навыки по нотной грамоте, получаемые в классе; дать возможность детям через концертные выступления хора принимать участие в общественной жизни школы.

Организация вокально-кружковой работы имеет свои особенности. Так И.П. Пономарьков утверждал, что при приеме детей в хоровой кружок нужно помнить, что он должен быть рассчитан на детей, имеющих определенные вокальные и общемузыкуальные способности. Ввиду этого из всех желающих необходимо прослушать каждого в отдельности [4]. Мы предлагаем фиксировать данные всех участников в таблице, по которой можно будет судить о пригодности учащегося для хорового кружка (пример в таблице 1).

Таблица1.- Музыкальные данные школьника – участника хорового кружка.

После того, как учащиеся приняты в хоровой кружок, необходимо с ними проводить большую работу по стимулированию интереса к данной форме вокально-хоровой деятельности. Если у детей нет интереса к тому, что звучит на хоровом занятии, сильных эмоциональных впечатлений, то ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Так, Д.И. Писарев говорил, что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появится только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость [6].

Приобщить к хоровому искусству, развить любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный учитель музыки. Его мастерство способно на многое. Учитель в качестве хормейстера должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность, через сотворчество.

Г.А. Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый педагогами, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности [5].

Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение - утверждал Л.Л. Бочкарев [2].

Организация работы в хоровом кружке зависит от его типа. И.П. Пономарьков разделил хоровые кружки на следующие типы:

- одноголосный - унисонный, с которого чаще всего начинается хоровая работа, дающая персональные, элементарные навыки хорового пения. Этот вид пения наиболее характерен для начальной школы;

- двухголосный - наиболее распространенный в средней школе, позволяющий уже значительно выше поднять навыки хорового пения и расширить хоровой репертуар;

- трех (и более) голосный, являющийся результатом большой, упорной работы, как самих участников хора, так и его руководителей. Такой многоголосный хор должен показать уже достаточно высокий уровень художественного развития и техники хорового пения [4,с.148].

Одним из труднейших певческих навыков в работе детского хора является пение на два голоса. Этот вид пения должен вытекать как результат большого музыкального роста кружковцев И.П. Пономарьков дает несколько советов для улучшения навыков двухголосного пения, которые мы используем в своей работе: легче петь в узком интервале (например, в терцию) и в среднем регистре; легче дается пение в параллельном движении, чем в противоположном; легче петь в одинаковом ритме и гораздо труднее в разных ритмах; трудно дается движение параллельными секстами и вообще широкими интервалами; детей путает разница в регистрах, в которых исполняются эти интервалы; при одних и тех же трудностях в голосоведении пение в медленном темпе значительно труднее, чем в умеренном или подвижном; увеличенные и уменьшенные интервалы, а также диссонансы преодолеваются с трудом [4, с.152].

По нашему мнению, хоровое пение, как и всякий вид искусства, только в том случае будет иметь художественную ценность и действенную силу, если оно будет располагать базой технических навыков, ибо музыкальный рост хора возможен только на основе правильного и равномерного их развития. К важнейшим вокально – хоровым навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ансамбль, ритмичность, выразительность и экспрессия.

Успешность работы над правильным звукообразованием тесно связана с работой над дыханием. Нормальным дыханием для пения следует считать такое, при котором расширяются ребра, и выпячивается часть брюшной стенки, благодаря опусканию диафрагмы. Плечи при дыхании ни в коем случае не надо поднимать. Воздух следует набирать через рот и нос одновременно. Не надо делать большого вдоха, так как это затрудняет пение. Вдох для пения должен быть немного больше, чем при обыкновенном дыхании.

В детских хорах дикция часто бывает неясной. Работа над дикцией при пении ставит своей целью правильное, ясное формирование звуков, обусловленное крепкими и четкими движениями всего голосового аппарата, главным образом языка и губ.

Ансамбль – это процесс согласованности исполнительских приемов (ритма, динамики, тепма) для передачи художественного образа, характера и стиля произведения. Роль и значение отдельных элементов музыкальной речи в ансамбле можно вскрыть только путем выделения их из общего ансамбля.

Воспитание чувства ритма является одной из главных задач и необходимым условием успешной работы по всему комплексу певческой деятельности. С первых же уроков руководитель кружка не должен допускать никаких нарушений ритма, необходимо требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т.д.

Работа над выразительностью является завершающим этапом в процессе изучения хорового произведения. Выразительность в каждой песне может быть достигнута только при наличии систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности.

Разучивание песни является основной формой занятий в хоровом кружке. Процесс разучивания хорового произведения оказывает всестороннее влияние на всю психику учащегося, развивая внимание, обогащая память знанием лучших образцов хоровой литературы, доступной возрасту детей.

Занятия в хоровом кружке желательно строить следующим образом:

1) беседа, касающаяся общего содержания песни и выясняющая условия появления песни (историческая обстановка, народность и т.д.);

2) исполнение руководителем песни в целом для того, чтобы показать ее как художественное произведение и разбудить желание ее разучивать;

3) анализ песни со стороны общего характера, темпа;

4) разучивание текста путем чтения текста в ритме и темпе;

5) разучивание песни по фразам;

6) установление связи с аккомпанементом;

7) выравнивание звучности хора, работа над ритмом, стройностью, нюансами;

8) работа над выразительностью и экспрессией.

Итак, хоровые кружки являются могучим фактором в общей системе музыкально – художественного воспитания школьников. Рассматривая хоровой кружок как важнейшую область внеклассной работы учитель музыки должен поставить специальной задачей привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей и поднятием их общей музыкальной культуры.

Литература:

2.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М.: Психология, 2007, -112с.

3.Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! // Музыка в школе, № 3, 1988, с.22-28.

4.Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе / Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1987, 270с.

5.Струве Г.А. Школьный хор - М.: Просвещение, 1981, -231с.

6.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология учебное пособие - М.: Академия, 1998, 288с.


День работника культуры уже давно стал традиционным праздником для всех, кто посвятил себя этому делу. Для людей творческих профессий, деятелей искусства, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия оно уже становится не работой, а жизнью. Поэтому и работают в творческих коллективах Красноармейского района неравнодушные, энергичные, талантливые люди, отдающие всю свою творческую энергию жителям родного района и прославляющие Красноармейский район далеко за его пределами.

Красноармейский народный хор русской песни

Руководитель — Драгунов Иван Герасимович

Руководитель — Трофимова Светлана Александровна

Руководитель — Воробьёва Ольга Валентиновна

Руководитель — Штопорова Галина Николаевна

Руководитель дуэта – Драгунов Андрей Игоревич

Руководитель — Петросян Наталья Юрьевна.

Руководитель — Брагина Наталья Петровна

Кировский народный хор русской песни
Руководитель — Емелина Светлана Владимировна

Больше фотографий вы можете посмотреть в фотоальбоме в папке "Поющие сердца и творческие души".

Читайте также: