Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Обновлено: 05.07.2024

Помощь семье, конкретным детям - сложный психологический феномен.

Как мотивы, так и формы оказания помощи имеют большое значение, они в значительной степени определяют ее последствия для того, кому помогают.

Работа с семьей

Развод, рождение нового ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье… Есть ли у психолога право вмешательства в интимную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он все-таки решается помочь?

Далее следовало бы поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т. п.). Некоторые данные могут оказаться неожиданными, интересными для родителей.

Ошибка! Перегружать родителей данными диагностических обследований, подробно сообщать им о страхах ребенка, его агрессивности, невротичности, неустойчивом внимания и т. д.

Как помочь пережить горе

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречаются и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, несчастных случаев, катастроф, аварий, землетрясений и пр. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и настолько остро он переживает потерю.

Повседневная практика работы с детьми требует от взрослых не столько владения конкретными формами специально организованной психотерапевтической помощи, сколько умения в рамках обычной, повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущим столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуются помощь, поддержка, понимание.

Работа с детским горем требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. Наивно думать, что эту тему, столь насыщенную эмоционально, под силу одолеть какому-нибудь одному учителю (физику, биологу или словеснику), содействие родителей и психолога является обязательным.

Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью помочь пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям, ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать окружение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостей домашней атмосферы.

Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия. Задача учителя – не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Этим он показывает детям, что с ним можно поговорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться своими волнениями, не видит никого из взрослых, к кому он мог бы обратиться.

Соучастие в переживаниях ученика или его родителей предполагает открытое выражение учителем своих ответных чувств. Хорошо известно, что легкое прикосновение, теплый взгляд, сочувственное молчание дают подростку силы для преодоления боли, для веры в себя, помогают ему пережить острую кризисную ситуацию. Иной раз выраженное без слов участие помогает больше, чем самые разумные советы или утешения.

Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, в первую очередь это касается области профилактики депрессивных состояний.

Разумеется, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полезной оказывается и семейная терапия.

Вместе с тем не всякую помощь и не от каждого взрослого подросток способен принять, поэтому работа с каждым из таких случаев должна быть индивидуальной, очень точной и квалифицированной. И тем не менее представляется, что основами психологической поддержки может овладеть каждый педагог, школьный психолог или родители. Помогая детям, содействуя их благу, они помогают тем самым и себе, обретая опыт гуманистических отношений, расширяя свое сознание и обостряя свое духовное видение.

Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений.

Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом – депрессия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлеч за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

Нужно иметь в виду, что самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Предиспозиционная фаза характеризуется высокой активностью человека. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируют механизмами защиты, еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе у человека возникают суицидальные мысли, а позднее обдумывание способа самоубийства.

Внимание. На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

У подростков суицид чаще встречается при таких типах акцентуаций характера, как истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности.

Симптомы депрессии у детей и подростков

  • Дисфория или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.
  • Изменение аппетита и веса тела.
  • Потеря энергии.
  • Изменение продолжительности сна.
  • Изменение психомоторной активности
  • Чувство собственной никчемности или вины.
  • Мысли о смерти.
  • Суицидальные намерения или попытки
  • Социальная замкнутость.
  • Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.
  • Несвойственная раньше агрессивность.
  • Соматические жалобы.
  • Ожидание наказания.

Методика проведения профилактической беседы

Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:

  • В беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
  • Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
  • Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
  • Активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан.

Рекомендации по проведению беседы:

  • Разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
  • Уделять внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
  • Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
  • Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы;
  • Оказывать первичную психологическую помощь подростку.

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Помощь семье, конкретным детям — сложный психологический феномен. Как мотивы, так и формы оказания помощи имеют большое значение, они в значительной степени определяют ее последствия для того, кому помогают.

Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей, — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Виды запросов

Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: запрос об информации; запрос о разрешении конфликтов; запрос о поддержке. Важно четко установить для себя, кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети. Запросы могут быть и неконструктивными, например запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой запросы.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся, но как с родителем, с его отношением к ребенку.

Манипулятивный запрос . Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Либо необходима, при его согласии, работа и с самим родителем, и с ребенком, а возможно, и с обоими супругами.

Конструктивные запросы связаны с определенными видами жалоб.

Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники психолога.

Некоторые из вариантов обращения родителя к школьному психологу в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения родителя. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей.


Помощь семье, конкретным детям — сложный психологический феномен. Как мотивы, так и формы оказания помощи имеют большое значение, они в значительной степени определяют ее последствия для того, кому помогают.

Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей, — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.


Лекции по дисциплине “Педагогическая психология” В школьной практике сталкиваешься чаще всего с острыми кризисными ситуациями. Учителя и родители обращаются к психологу только тогда, когда сами уже не могут…


Лекции по дисциплине “Педагогическая психология” Как же наладить взрослым отношения с подростком в кризисный для него переходный период? В. Сатир убеждена, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис…


Лекции по дисциплине “Педагогическая психология” К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие…


Лекции по дисциплине “Педагогическая психология” Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: запрос об информации; запрос о разрешении конфликтов; запрос о поддержке. Важно четко установить для…


Лекции по дисциплине “Педагогическая психология” Исследование личности ребенка и организация ему помощи базируются на методах и приемах психодиагностики, позволяющей дать ответ на ряд стратегических вопросов. Может ли сам…


- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Республиканский центр психологической помощи тел. 8 (017) 300-10-06

Круглосуточная бесплатная служба экстренной психологической помощи:

Рекомендации для родителей

по профилактике возникновения кризисных состояний у подростков

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическуюоснову. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Читайте также: