Гроссман народ бессмертен краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
7.1. Творчество В. Гроссмана в 1930 — 1950-е годы
Эволюция Василия (Иосифа) Гроссмана (1905—1963) поражает своим драматизмом: за 30 лет он прошел путь от романтического поклонения революции до глубокой критики ее и рожденных ею тоталитарных чудовищ.
1 Цит. по: Пипкин С. Сталинград Василия Гроссмана. — Ann Arbor: Ardis, 1986. — P. 10.
1 По сохранившейся рукописи книга впервые опубликована в Иерусалиме в 1980 году. См.: Черная книга. О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно-оккупированных районах Советского Союза и в лагерях уничтожения Польши во время войны 1941 — 1945 гг. — Jerusalen, 1980. |
2 Эткинд Е. Г. Двадцать лет спустя // Гроссман В. Жизнь и судьба. — Lausanne, 1980.
3 Липкин С. Сталинград Василия Гроссмана. — С. 27.
Сами заключенные следили за внутренним распорядком в бараках, следили, чтобы к ним в котлы шла одна лишь гнилая и мерзлая картошка, а крупная хорошо отсортировывалась для отправки на армейские продовольственные базы… Казалось, исчезни начальство, заключенные будут поддерживать ток высокого напряжения в проволоке, чтобы не разбегаться, а работать…
И далее: Национал-социализм жил в лагерях по-свойски, он не был обособлен от простого народа, он шутил по-народному, и шуткам его смеялись, он был плебеем и вел себя по-простому, он отлично знал и язык, и душу, и ум тех, кого лишил свободы.
Чем же крепится трогательное единство тоталитарного государства с послушной, даже охваченной энтузиазмом массой?
Штрум не раз обдумывает в романе чудовищное родство между социальными законами тоталитаризма и статистическими законами атомной физики:
Статистический метод! Вероятность! Большая вероятность встретить врага среди людей с нетрудовым прошлым, чем из пролетарской среды. Но ведь и немецкие фашисты, основываясь на большей или меньшей вероятности, уничтожают народы, нации. Этот принцип бесчеловечен. Он бесчеловечен и слеп. К людям мыслим лишь один подход — человеческий.
Философия свободы в романе
1 Более подробно о еврейской трагедии в творчестве Гроссмана см.: Маркиш Шимон. Пример Василия Гроссмана // Гроссман В. На еврейские темы: Избранное: В 2 т. — Т. 2. — Иерусалим, 1985. — С. 341 — 532; Garland John and Garland Carol. The Bones of Berdichev: The Life and Fate of Vasiliy Grossman. — N.Y., 1996. |
Свободна — горчайшей свободой — бывшая жена Крымова Евгения Николаевна Шапошникова, когда, узнав об аресте Крымова, она разрывает с Новиковым и решает разделить страшную судьбу со своим бывшим мужем.
Свободен фанатик коммунизма Абарчук, когда после разговора со своим политическим учителем Магаром бросает прямой вызов власти уголовников.
А кто-то, как Крымов, платит за мгновения свободы торопливым и старательным предательством.
Но не случайно в момент морального отступления Штрума неожиданную стойкость проявляет его коллега Соколов — недавняя непреклонность Штрума становится для него теперь нравственным императивом, долгом совести. Значит, не зря? Значит, есть смысл?
Вот и она, старуха, и полна тревоги за жизнь живущих, и не отличает от них тех, что умерли… стоит и спрашивает себя, почему смутно будущее любимых ею людей, пачему столько ошибок в их жизни, и не замечает, что в этой неясности, в этом тумане, горе и путанице и есть ответ, и ясность, и надежда, и что она знает, понимает всей своей душой смысл жизни, выпавшей ей и ее близким, и что хотя ни она и никто из них не скажет, что ждет их, и хотя они знают, что в страшное время человек уж не кузнец своего счастья, и мировой судьбе дано право миловать и казнить, возносить к славе и погружать в нужду, и обращать в лагерную пыль, но не дано мировой судьбе, и року истории, и року государственного гнева, и славе, и бесславию битв изменить тех, кто называется людьми… они проживут людьми и умрут людьми, а те, что погибли, сумели умереть людьми, — и в том их вечная горькая людская победа над всем величественным и нечеловеческим, что приходит и уходит.
Это и есть свобода по Гроссману.
Идеологическая полемика с эпосом
Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
7.1. Творчество В. Гроссмана в 1930 — 1950-е годы
Эволюция Василия (Иосифа) Гроссмана (1905—1963) поражает своим драматизмом: за 30 лет он прошел путь от романтического поклонения революции до глубокой критики ее и рожденных ею тоталитарных чудовищ.
1 Цит. по: Пипкин С. Сталинград Василия Гроссмана. — Ann Arbor: Ardis, 1986. — P. 10.
1 По сохранившейся рукописи книга впервые опубликована в Иерусалиме в 1980 году. См.: Черная книга. О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно-оккупированных районах Советского Союза и в лагерях уничтожения Польши во время войны 1941 — 1945 гг. — Jerusalen, 1980. |
2 Эткинд Е. Г. Двадцать лет спустя // Гроссман В. Жизнь и судьба. — Lausanne, 1980.
3 Липкин С. Сталинград Василия Гроссмана. — С. 27.
Сами заключенные следили за внутренним распорядком в бараках, следили, чтобы к ним в котлы шла одна лишь гнилая и мерзлая картошка, а крупная хорошо отсортировывалась для отправки на армейские продовольственные базы… Казалось, исчезни начальство, заключенные будут поддерживать ток высокого напряжения в проволоке, чтобы не разбегаться, а работать…
И далее: Национал-социализм жил в лагерях по-свойски, он не был обособлен от простого народа, он шутил по-народному, и шуткам его смеялись, он был плебеем и вел себя по-простому, он отлично знал и язык, и душу, и ум тех, кого лишил свободы.
Чем же крепится трогательное единство тоталитарного государства с послушной, даже охваченной энтузиазмом массой?
Штрум не раз обдумывает в романе чудовищное родство между социальными законами тоталитаризма и статистическими законами атомной физики:
Статистический метод! Вероятность! Большая вероятность встретить врага среди людей с нетрудовым прошлым, чем из пролетарской среды. Но ведь и немецкие фашисты, основываясь на большей или меньшей вероятности, уничтожают народы, нации. Этот принцип бесчеловечен. Он бесчеловечен и слеп. К людям мыслим лишь один подход — человеческий.
Философия свободы в романе
1 Более подробно о еврейской трагедии в творчестве Гроссмана см.: Маркиш Шимон. Пример Василия Гроссмана // Гроссман В. На еврейские темы: Избранное: В 2 т. — Т. 2. — Иерусалим, 1985. — С. 341 — 532; Garland John and Garland Carol. The Bones of Berdichev: The Life and Fate of Vasiliy Grossman. — N.Y., 1996. |
Свободна — горчайшей свободой — бывшая жена Крымова Евгения Николаевна Шапошникова, когда, узнав об аресте Крымова, она разрывает с Новиковым и решает разделить страшную судьбу со своим бывшим мужем.
Свободен фанатик коммунизма Абарчук, когда после разговора со своим политическим учителем Магаром бросает прямой вызов власти уголовников.
А кто-то, как Крымов, платит за мгновения свободы торопливым и старательным предательством.
Но не случайно в момент морального отступления Штрума неожиданную стойкость проявляет его коллега Соколов — недавняя непреклонность Штрума становится для него теперь нравственным императивом, долгом совести. Значит, не зря? Значит, есть смысл?
Вот и она, старуха, и полна тревоги за жизнь живущих, и не отличает от них тех, что умерли… стоит и спрашивает себя, почему смутно будущее любимых ею людей, пачему столько ошибок в их жизни, и не замечает, что в этой неясности, в этом тумане, горе и путанице и есть ответ, и ясность, и надежда, и что она знает, понимает всей своей душой смысл жизни, выпавшей ей и ее близким, и что хотя ни она и никто из них не скажет, что ждет их, и хотя они знают, что в страшное время человек уж не кузнец своего счастья, и мировой судьбе дано право миловать и казнить, возносить к славе и погружать в нужду, и обращать в лагерную пыль, но не дано мировой судьбе, и року истории, и року государственного гнева, и славе, и бесславию битв изменить тех, кто называется людьми… они проживут людьми и умрут людьми, а те, что погибли, сумели умереть людьми, — и в том их вечная горькая людская победа над всем величественным и нечеловеческим, что приходит и уходит.
Это и есть свобода по Гроссману.
Идеологическая полемика с эпосом
Биографический очерк о Василии Гроссмане из коллекции Еврейского музея и центра толерантности
Что же вызвало у критиков романа такое возмущение? И что вынудило советское руководство пойти на такую меру, как арест рукописей?
Причина тому — мощнейшая обличительная сила этого романа, его политическая проблематика.
Стоит отметить, что перечень тем, которые затронул Гроссман, не следует воспринимать как список табу, существовавших на протяжении всей советской эпохи. Политика СССР менялась. Соответственно, менялись черты литературного процесса и цензурные ограничения. Многие высказывания, которые были допустимы в один период, оказывались под запретом в другой. Порой изменения происходили настолько быстро, что уследить за ними оказывалось трудно даже опытным литераторам и руководителям творческих организаций.
1. Параллели между Советским Союзом и гитлеровской Германией
Наиболее четко и развернуто эта идея выражена в главе второй части романа. Твердокаменный, непоколебимый в своей вере большевик Мостовской находится в немецком лагере. Среди ночи его будят и ведут к коменданту — Лиссу. Мостовской ожидает пыток и издевательств, однако Лисс исключительно учтив:
Мы не знаем до конца, солидарен ли Гроссман с сомнениями Мостовского, но большевик, который не одержал уверенной идеологической победы над эсэсовцем, — такой эпизод советская цензура, безусловно, не могла пропустить.
С начала войны образ нацистской Германии был четко определен советской прессой и историографией. Победа над армией Третьего рейха была необходима, кроме прочего, как свидетельство исторического превосходства СССР над капиталистическим миром. Переоценка этого не допускалась.
2. Тема антисемитизма
Одна из важнейших тем романа — холокост. Гроссман раскрывает ее в целом ряде глав.
Так, в главе первой части повествуется о бухгалтере Науме Розенберге. В концлагере его сделали бреннером — тем, кто вскрывает могилы, выкапывает и сжигает трупы. По сути, здесь он работает по профессии, только теперь считает не абстрактные цифры на бумаге, а кубометры дров на число убитых евреев. Постепенно он лишается рассудка.
Героиня главы — Наташа Карасик, девушка, которая чудом выжила во время массового расстрела. Выбравшись из полузасыпанного рва, она направилась к городу, где раньше жила. Как и Наум, Наташа сходит с ума. На городской площади, отжав пропитанную кровью рубашку, она присоединяется к народному гулянью.
Евреи из Венгрии в Аушвице. Июнь 1944 года © Galerie Bilderwelt / Getty Images
Гроссман не ограничивается описанием лишь антисемитизма нацистов — те же пороки он обнаруживает в советском обществе.
Подобные суждения, безусловно, грубо нарушали стройность советской идеологической системы. С официальной точки зрения СССР был интернациональным государством. Представители всех этносов были в нем равны. Все они — члены большой семьи советских народов. Гроссман показывает, что на деле это не так. Антисемитизм в его романе стал еще одной параллелью между СССР и гитлеровской Германией.
3. Критика советской идеологии
До начала контрнаступления Красной армии семья Виктора Штрума находится в эвакуации в Казани. Жить во время войны страшнее, но кажется, что свободнее: по крайней мере, герои, ученые и интеллектуалы, в застольном разговоре позволяют себе гораздо больше, чем они отважились бы обсуждать в Москве.
Эту мысль Гроссман развивает в главе второй части романа. Оказавшись вновь в изоляторе после разговора с Лиссом, Мостовской читает записки одного из своих солагерников — Иконникова.
Затем Иконников переходит к примерам более близким:
Доброта же, согласно Иконникову, имеет совершенно иную природу. Она нелогична, нерациональна. Она, в отличие от добра, очень часто оказывается обращена против того, кто ее осуществляет:
Идеологическая опасность этого фрагмента в том, что здесь подвергается критике идея построения социализма, поскольку социализм — это политическая программа, которая претендует на достижение всеобщего блага. Но всеобщее благо, по Гроссману, недостижимо без принесения жертвы. Поэтому в идее блага заложена идея насилия над тем, кому это благо обещано. Подобные утверждения, безусловно, противоречили советским пропагандистским установкам, согласно которым Советское государство было наиболее гуманным в мире.
Василий Гроссман. годы © Fine Art Images / Diomedia
4. Пропаганда свободы личности и общества как высшей ценности
При этом показательно, что наиболее полно мысль об абсолютной ценности свободы звучит в лагерном лазарете. Один из героев романа — бывший красный комиссар по фамилии Абарчук. Преданный партии до фанатизма, он бросил жену, которая отказалась назвать их сына Октябрем и предпочла для него менее революционное имя. В годах Абарчук оказался жертвой политических чисток и попал в лагерь.
В лазарете Абарчук встречает своего старшего друга и учителя Магара. Они разговаривают, сидя рядом с трупом раскулаченного крестьянина. Магар вдруг произносит слова, которые поражают и ранят Абарчука, оставшегося, несмотря на свой арест, убежденным коммунистом:
Суждения Гроссмана о нехватке и необходимости свободы были неуместны во время написания романа. Формально в Советском Союзе свободны были все, кто не нарушал закона. Те, кто нарушил, были заслуженно приговорены к лишению свободы или высшей мере наказания. Того факта, что в действительности советское общество было лишено свободной прессы, реальных политических выборов, было ограничено в возможности выезжать за пределы своего государства и даже свободно выражать свои мысли, официальная советская литература не признавала.
5. Обличение советской бюрократии
Даренский, чувствуя рядом родственную душу, соглашается:
Одно из самых драматичных подтверждений его словам в романе — история, рассказанная водителем грузовика, перевозившего вещи Штрума:
По Гроссману, проблема бюрократизма в изначальном, исконном неравноправии людей у власти и людей, власти не имеющих. Единственный способ обеспечить себя, хотя бы и на время, — это стать нужным государству. Один из героев романа, инженер Артелев, так говорит об этом:
Обличать социальное неравенство и бюрократизм в столь резкой форме советским писателям возбранялось. Официально в СССР было создано общество равных, объединенных общей целью людей, никто из которых не имел привилегий перед законом. Интересы всего народа выражала Коммунистическая партия — единственная направляющая и руководящая сила всего государства.
6. Критика генералитета
С началом Великой Отечественной войны многие писатели вошли в редакции советских газет и стали фронтовыми корреспондентами. Гроссман не был исключением. Вместе с солдатами и их командирами он дошел до Берлина. Поэтому он видел настоящую войну. Но в его романе она превратилась в неудобную правду.
Василий Гроссман в Германии. 1945 год © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
7. Порочное изображение коммунистов и отсутствие должного пиетета к партии
Учитель Абарчука, Магар, перед тем как повеситься, признает, что большевики совершили ошибку, оправдав уничтожение своих сограждан. Сам Абарчук будет убит блатными в лагере.
Мостовской не соглашается с эсэсовцем Лиссом, сравнившим СССР с нацистской Германией, но и опровергнуть его слова не может.
Спустя несколько часов они обсуждают уже не дисциплину, а фактически смысл жизни:
В конце романа Крымов оказывается в тюрьме на Лубянке. Его обвиняют в троцкизме, мучают на допросах, лишают сна. Советская власть, которой он служил так верно на протяжении своей жизни, назвала его предателем. Выживет ли он, неизвестно.
Греков и все его отделение, конечно, погибают.
Авторитет партии был непререкаем. Советская литература признавала, что частные ошибки могут быть допущены и самым верным членом партии, но он обязательно преодолеет их. У Гроссмана — не так. Сомнения искренних партийцев кончатся для них плохо, а судьбы многих лицемеров, наоборот, сложатся удачно.
8. Упоминания о последствиях политических репрессий и коллективизации
Гроссман в романе не осуждает политические репрессии как таковые, они — ожидаемая и закономерная составляющая сталинской системы. Однако никакие закономерности не оправдывают то, что осужденные по политическим делам — пусть даже виновные люди — в ГУЛАГе оказывались лишены права на человеческое достоинство. Их статус не просто был ниже статуса уголовников: настоящие преступники — убийцы, воры и насильники — имели над политзэками почти полную власть.
Еще одна трагедия советского общества, которую описывает Гроссман в воспоминаниях своих героев, — коллективизация. Одна из самых драматичных — история семьи майора Ершова. В 1930 году, когда он служил в армии, его отец, честный труженик, был раскулачен и выслан вместе с его матерью и сестрами на Северный Урал. Ершов разыскал их поселок и там же узнал, что из всей семьи выжил только отец.
Отец рассказал ему:
В романе достаточно много отсылок к трагическим событиям годов. Даже после ХХ съезда КПСС 14–25 февраля 1956 года. , на котором Никита Хрущев публично осудил политику Сталина, поднимать эти темы не позволялось.
На что рассчитывал Гроссман?
О событиях первых дней Великой Отечественной войны, о героизме советских солдат. Сюжет опирается на конкретные факты. В повесть вошла потрясшая Гроссмана в августе 1941 года картина гибели Гомеля. Наблюдения автора, изобразившего судьбы встреченных на военных дорогах людей, приближали повесть к жизненной правде.
Постановка: Дмитрий Вурос.
Действующие лица и исполнители:
Богарев, комиссар полка - Афанасий Кочетков
Мерцалов, командир полка - Евгений Кузнецов
Бабаджаньян, командир батальона - Карп Мукасян
Мышанский, командир батальона - Борис Телегин
Бойцы:
Игнатьев - Игорь Охлупин,
Родимцев - Николай Парфенов,
Фома - Геннадий Сергеев
Самарин, генерал, командующий армией - Никифор Колофидин
Чередниченко, член Военного Совета фронта - Владимир Белокуров
Марья Тимофеевна, его мать - Вера Попова
Леня, его сын - Витя Беккер
Вера - Елена Королева
Крылов, начальник штаба - Георгий Яниковский
Котенко, колхозник - Петр Константинов
Мотря, его жена - Анна Рякина
Брухмюллер, командир немецкой воинской части - Анатолий Кторов
Грюн, представитель немецкого генерального штаба - Никита Подгорный
Лядов, адъютант Самарина - Виктор Борцов
Повар - Владимир Головин
Адьютант Брухмюллера - Константин Барташевич
Ведущая - Ирина Ложкина.
Год выпуска: 1966
Формат: MP3
Продолжительность: 01:44:21
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 95 Mb
Если ссылка устарела, пишите - постараемся восстановить.
Добавить комментарий
Сегодня по календарю
Читайте также: