Положение об орфографическом режиме в школе казахстана

Обновлено: 08.07.2024

Взаимопосещение уроков с целью определения эффективности использования на уроке форм и методов обучения. Разработка индивидуальных маршрутов ликвидации пробелов в знаниях неуспевающих Проведение школьного репетиционного экзамена в форме ЕНТ по предметам

III- заседание (январь)

Цель:1.Изучить многообразие современных технологий обучения и воспитания в учебном процессе

2.Совершенствовать педагогическое мастерство в овладении современными технологиями.

3.Содействовать овладению мультимедийными возможностями в учебном процессе.

Повестка дня

Форма проведения

Ответственные

Анализ работы за 2 четверть 2020-2021 учебного года

Подготовка и проведение месячника предметов ЕМЦ

Анализ результатов предварительного тестирования, контрольных срезов в 5-11 классах за 1 полугодие

Межсекционная работа.

1. Взаимопосещение уроков с целью определения, на сколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал на уроке и с какой целью.

2.Проведение школьного репетиционного экзамена в форме ЕНТ по предметам в 11 классе

IV –заседание (март)

Цель:обеспечить методическую и психологическую поддержку педагогов в процессе подготовки к ВОУД и выпускным экзаменам

Повестка дня

Форма проведения

Ответственные

Анализ работы за 3 четверть 2020-2021 учебного года

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по промежуточной и итоговой аттестации учащихся 9,11 классов

Пути повышения эффективности работы учащихся по подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.

Анализ результатов предварительного тестирования в 9-11 классах, рекомендации психолога для учителей и учащихся.

Рассмотрение экзаменационного материала

Межсекционная работа

1. Взаимопосещение уроков с целью определения, составляющих образовательного процесса, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей школьников

2. Посещение консультаций по подготовке учащихся 9 класса к ВОУД по предметам

3. Подготовка к итоговой и промежуточной аттестации.

V –заседание (май)

Тема:«Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла

Цель:проанализировать работу МО учителей естественно-математического цикла за 2019 – 2020 учебный год

Повестка дня

Форма проведения

Ответственные

Анализ деятельности МО за 2020-2021 учебный год

Работа с мониторингом достижений

Мониторинг качества знаний по предметам

Отчет членов МО по темам самообразования

Результаты контрольных срезов по предметам естественно-математического цикла.

Рейтинг учителей ЕМЦ

VI –заседание (июнь)

Цель уровень подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Повестка дня

Форма проведения

Ответственные

Анализ результатов экзаменов

Руководитель МО естественно - математического цикла: Семенюк Н.В. План работы

Утверждаю

Директор СОШ №91

________ А.С.Абдрахманова

29.08.2020г.

План заседаний школьного методического совета

1) Анализ методической работы школы за 2020-2021 учебный год.

зам.директора по УВР

2)Утверждение состава метод. совета на 2020-2021 учебный год

зам.директора по УВР, рук. МО

зам.директора по УВР, руководитель МО

5) Организация наставничества

6) Рассмотрение и утверждение КТП уроков и факультативных занятий

1) Корректировка планов самообразования учителей школы.

2) Изучение нормативных документов на 2020-2021 учебный год

зам.директора по УВР

3) План работы аттестуемых учителей.

зам.директора по УВР

4) Утверждение плана проведения методической декады учителей казахского языка и литературы.

1) Итоги методической декады учителей казахского языка и литературы

руководитель МО учителей казахского языка и литературы.

2) Анализ проверки поурочных планов, посещённых уроков, тетрадей (рабочих, контрольных) учителей казахского языка и литературы.

зам.директора по УВР, руководитель МО учителей казахского языка и литературы.

3) Анализ школьных олимпиад.

зам.директора по УВР

4) Утверждение плана проведения методической декады учителей ЕМЦ.

1)Итоги методической декады учителей ЕМЦ

2) Анализ проверки поурочных планов, посещённых уроков, тетрадей (рабочих, контрольных) учителей ест-мат. цикла

зам.директора по УВР, руководитель МО

3) Утверждение плана проведения предметной декады учителей ОГН

4) Анализ предметных олимпиад за 1 полугодие

зам.директора по УВР

4) Анализ предметных олимпиад за 1 полугодие

зам.директора по УВР

зам.директора по УВР, учителя-предметники

1) Итоги предметной декады учителей ОГН

2020-2021 учебного года

2) Анализ проверки поурочных планов, посещённых уроков, тетрадей (рабочих, контрольных) учителей естественно-математического направления и гум.напр.

зам.директора по УВР

3) Утверждение плана проведения предм. декады учителей начальных классов.

4) Знакомство с инструкцией и типовыми правилами об аттестации учащихся

зам.директора по УВР

1) Организация, проведение и анализ административных итоговых контрольных работ за год в 4,9,11 классах по геометрии, английскому языку, химии.

зам.директора по УВР.

2020-2021 учебного года

2) Подготовка и утверждение экзаменационного материала

зам.директора по УВР

3)Утверждение переводных экзаменов в 10 классе.

зам.директора по УВР, руководители МО

1) Анализ методич. месячника учителей нач. школы и проверки поурочных планов, посещённых уроков, тетрадей (рабочих, контрольных) учителей.

2020-2021 учебного года

2) Анализ методической работы за 2020-2021 учебный год.

зам.директора по УВР

2) Анализ реализации принципов преемственности в обучении и воспитании детей

зам.директора по УВР

3) Итоги работы МО. Планиров.раб. МО на новый уч.год

4) Утверждение списка педагогов, аттестуемых в следующем учебном году.

зам.директ Руководитель

МО гуманитарного цикла: Филатова Н.Н..

Утверждаю

директор СОШ № 91

_______ Абдрахманова А.С.

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Методическая тема объединения гуманитарного цикла:

«Индивидуальный подход к учащимся как средство активизации мыслительной и творческой деятельности. Использование

Цель работы методического объединения:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы, истории, английского языка, музыки, самопознания и методики их преподавания.

ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД:

ЗАСЕДАНИЕ № 1 (АВГУСТ)

Тема заседания:

Изучение нормативных документов и утверждение календарно-тематических планов, утверждение планов работы с одаренными и слабоуспевающими детьми, планов работы предметных кружков.

Цель:обсудить особенности преподавания предметов гуманитарного цикла в учебном году, наметить общие подходы в определении качества обучения, очертить круг проблем и пути их решения, выработать рекомендации по итогам работы МО.

Изучение и анализ Инструктивно-методического письма МОН РК

Особенности новых учебных планов.

ЗАСЕДАНИЕ № 2 (НОЯБРЬ)

Тема заседания:

Смена парадигмы образования от знаниецентрической к компетентностной

Цель: Итоги и анализ работы МО за Iчетверть.

О подготовке и проведении школьных, городских олимпиад по предметам. О подготовке к ВОУД в 9-х классах.

3. Преемственность в обучении учащихся 5 класса при переходе из начального звена в среднее звено.

4.Разработка программ вариативного обучения и курсов по выбору обеспечивающих раннюю профилизацию учащихся

ЗАСЕДАНИЕ № 3 (ЯНВАРЬ)

Тема заседания:

Итоги и анализ работы МО за 1 полугодие. Выполнение практической части Обзор методических новинок Презентации и творческие отчеты аттестующихся учителей Анализ результатов учеников в городских предметных олимпиадах Уточнения и дополнения в календарно-тематических планах учителей ГЦ на IIполугодие Активизация деятельности педагогов ГЦ в целях повышения уровня педагогического мастерства через организацию мастер-класса. Обобщение опыта учителя русского языка Каракасиди О.В.

ЗАСЕДАНИЕ № 4 (МАРТ)

Тема заседания:

Цель проведения предметного месячника :

Повышение профессиональной компетентности учителей, а также развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

Задачи предметного месячника:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий, вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.

ЗАСЕДАНИЕ № 6 (МАЙ)

Тема заседания:

Работа учителей МО ОГЦ в режиме развития как условие обеспечения качества образовательного процесса

Анализ работы МО за прошедший учебный год Творческие отчеты учителей по темам самообразования Планировать работу по факультативам и предметным кружкам на новый учебный год Проведение мониторинга качества знаний по предметам гуманитарного цикла в 5-9 классах за учебный год Задачи МО ГЦ на новый учебный год

Заседание № 7(июнь)

Цель уровень подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

1.Анализ результатов экзаменов

Руководитель

МО гуманитарного цикла: Филатова Н.Н.

План работы

методического объединения учителей начальных классов

на 2020 – 2021 учебный год

Руководитель МО: Казаченко Н. Ю.

Тема: Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях обновления образования

Цель: Совершенствование педагогического мастерства в условиях обновления образования

Задачи:

- Совершенствовать профессиональные качества каждого учителя через посещение семинаров, открытых уроков, заседаний МО.

- Формировать познавательный интерес учащихся, используя различные формы, методы, приемы обучения.

- Осуществлять текущий контроль за ведением отчётной документации, журналов, тетрадей учащихся.

- Способствовать духовно – нравственному развитию младших школьников в процессе учебно – воспитательной деятельности.

Направления работы МОучителей начальных классов на 2020 -2021 учебный год:

1. Аналитическая деятельность:

- Анализ методической деятельности за 2019 – 2020 учебный год и планирование на 2020 -2021 учебный год.

- Анализ посещения открытых уроков.

- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

3. Организация методической деятельности:

- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в условиях обновления образования, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях обновления образования.

Организационные формы работы:

1. Заседания методического объединения.

2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.

3. Взаимопосещение уроков педагогами.

4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города и района.

6. Повышение квалификации педагогов на курсах.

7. Прохождение аттестации педагогических кадров.

Тема заседания

Обсуждаемые вопросы

Сроки

проведе-ния

Ответственные

Результат

Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2020– 2021 учебный год.

1. Изучение государственных документов по проблемам образования, инструктивно – методического письма.

2. Планирование работы на 2020-2021уч.год.

3. Утверждение календарно – тематического планирования по предметам, работы кружков, работы со слабыми и сильными учащимися.

4. Определение индивидуальной методической темы учителя и темы самообразования на год.

5. Планирование работы дежурных классов с соблюдением карантинных мер.

Август

руководитель МО нач. классов

Разработка практических рекомендаций учителям по ведению тетрадей, дневников, журналов.

Особенности организации урочной и внеурочной

деятельности младших школьников.

1. Итоги 1 четверти

8.Развитие наглядно - образного мышления в классе предшкольной подготовки.

9. Утверждение плана проведения мероприятий в рамках декады начальных классов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Единый орфографический режим для начальной школы (Казахстан)

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

в начальной школе

Порядок ведения и оформления тетрадей

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.

Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам. Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)

Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих правил и требований:

- писать аккуратным разборчивым почерком;

- единообразно выполнять надписи на обложке тетради;

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя.

Не обязательно , чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Образец:

Тетрадь

для ( контрольных и творческих ) работ

по математике (русскому языку)

Досанова Олжаса

Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа.

Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

- соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку, математике и в тетрадях по всем предметам);

- после даты выполнения работы указать, где выполняется работа (классная или домашняя);

- соблюдать красную строку;

- исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см ( два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются .

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д . По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря

С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру.

Например: Классная работа

Домашняя работа

Работа над ошибками

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1-вариант или 1-в. ( запись римскими или арабскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец: Упр. 234 . или Упражнение 234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например: Ветер

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Например: Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

звонкий-звонк.

непарный-непарн.

согласный-согл.

безударный-безуд.

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

Местоимение – мест.

Наречие – нар.

Имя числительное – числ.

Предлог – пр. или

Союз – с. или

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-пр.вр.

Настоящее время-н.вр.

Будущее время- б.вр.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой ( И.п . Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом.

Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

Виды письменных разборов по русскому языку

Фонетический разбор слова

е – [ й , ] согл., звонк. непарный, мягк. непарный

ж – [ ж] согл., звонк. парный, тв. непарный

Морфологический разбор слова

II Пост.: неодуш., нариц., ж.р.,1 скл.;

III В (чём?) школе.

По глубокому (оврагу) – им. прил.,

III по (какому?) глубокому

I Н.ф. летать, I спр.,

II пост.: несов.в., I спр.;

непост.: ед.ч. н.вр., 3 л.

Синтаксический разбор предложения: (4 класс)

Характеристика по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по составу (простое или сложное, распространенное или нераспространенное);

Выделение грамматической основы;

Характеристика второстепенных членов предложения.

Например (1 пункт разбора записывается так):

Птицы мирно поют в весеннем лесу. ( повеств., невоскл., прост., распр.)

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений

точки не ставятся . Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется со 2 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.

3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю .

Оформление письменных работ по математике .

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно на полях арабскими цифрами ( например, 01.09);

В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

Традиционно в тетрадях, посередине строки, отмечается номер.

Например Маленькие - 7 м. ? М.-7 м. ?

Большие - 3м. Б.-3 м.

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями (тогда ответ пишется кратко по вопросу), выражением, уравнением.

Ответ: всего купили 10 мячей.

При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

записать выражение полностью;

указать цифрами над знаками порядок действий;

расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;

записать окончательное значение выражения.

3450 - 145 2+1265:5 = 3413

2) 1265 5 3) _3450 4) + 3160

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

(х+123) – 56 2 = 638

х+123 = 638+112 Все письменные вычисления выполняются

х+123 = 750 справа от уравнения

(627+123) - 56 2 = 638

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом или прописными буквами латинского алфавита . А В

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи условия и решения задачи:

а = 12 см

b = 6 см

P = ? см P = (a+b) 2

S = ? см 2 S = a b

(12+6) 2 = 36 (см)

12 6 = 72 (см 2 )

Ответ: P = 36 см, S = 72 см 2

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

Записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку

Рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в. раз.

Образец : 675, 564, на 78, в 7 раз.

Условные обозначения, принятые в математике:

Единицы измерения величин пишутся печатными или прописными буквами: мм,см,дм,м.км и т.д.

P - периметр

S - площадь

s - расстояние

v - скорость

Ведение дневников в начальной школе.

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса.

Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

Записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;

Требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);

Сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;

Названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., чтение, познание, физкульт., изо );

Запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453

с 154-155 (пересказ)

· Классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;

· Родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

· Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.

Единый орфографический режим ведения школьной документации.
Содержание.
I. Формирование общих учебных умений и навыков 1
П. Требования к ведению тетрадей 1-3
III. Порядок проверки письменных работ учителем 3
IV. Единые требования к проведению морфологического, фонетического,
синтаксического разборов и разбора слов по составу 3-6
V. Требования к ведению дневников учащихся 6
VI. Временные границы при выполнении домашней работы 6
VI. Методика проведения среза по определению скорости письма ." 7-8
I.Формирование общих учебных умений и навыков.
В системе общего среднего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно -познавательный интерес, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.
Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, выделяется группа общих учебных умений и навыков. Специфика этих умений заключается в том, что они являются определённым инструментом учения, средством овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету, находя применение в дальнейшем во всех предметных областях. Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Достигнув в определённой стадии своего развития, общеучебные умения и навыки во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого важного новообразования, как умение учиться.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
• учебно - деятельностные;
• учебно - интеллектуальные;
• учебно - организационные;
• учебно - информационные;
• учебно - коммуникативные.

Учебно - организационные умения обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности, учат соблюдать правила гигиены , учебного труда, порядок ведения школьной документации; готовить рабочее место к занятиям; заранее готовить необходимое оборудование; пользоваться учебными принадлежностями; руководствоваться режимом дня; определять временной промежуток занятий, чередование труда и отдыха; рационально осуществлять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах и группе).

II. Требования к ведению тетрадей.
1. Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

• по русскому языку в I-IV классах - 2 тетради.
В период обучения грамоте в 1 классе обучающие работы выполняются в тетрадях на печатной основе, но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях.

• по математике - 2 тетради;
• со II класса вводится тетрадь по развитию речи (для изложений и
сочинений);

• для контрольных работ по русскому языку и математике выделяются
специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в ,
школе и выдаются для написания контрольных работ и выполнения в них
работ над ошибками.

2. Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих правил и требований:
• Писать аккуратным, разборчивым почерком.
• Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для
чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике;
по развитию речи; для контрольных работ), класс (номер класса -
арабской цифрой и заглавной буквой в кавычках), номер и название
школы, фамилию и имя ученика (в родительном падеже).

Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.

Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего или фиолетового цвета.
Для обучения письму в 1-2 классах введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для 3-4 классов рекомендована тетрадь в одну линейку.

Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Исправления, записи, прописывания учителя - это образец письма для учащихся.

III. Порядок проверки письменных работ учителем.

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
• По русскому языку и математике в 1 -4 классах - после каждого урока у всех учащихся.
• Изложения и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются учителем у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
• Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 -4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
• Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
• При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1 -4 классов учитель зачёркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий.
Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением" оценки в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике оцениваются у всех, начиная со второй-четверти (в первой четверти - только положительные оценки); оценки в журнал могут быть выставлены по усмотрению учителя.

После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

V. Единые требования к проведению морфологического, фонетического, синтаксического разборов и разбора слов по составу.

Фонетический разбор слова.

1. Слоги, ударение.
2. Характеристика гласных звуков: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
3. Характеристика согласных звуков: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове.

Образец: морковь - 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - [м ]- согл., звон., тв.
о — [а ] - гласи., безуд.
р - [ р ] - согл., звон., тв.
к - [ к ] - согл., глух., тв.
о - [ о ] - гласи., ударн.
в - [ ф] - согл., глух., мягк.
ь-[-]_____________
7 букв, 6 звуков.

Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
одушевлённое или неодушевлённое;
- собственное или нарицательное;
- род; склонение.
4. Непостоянные признаки:
число; падеж.
5. Роль в предложении.

Образец разбора: Лёгкий мороз покрывает лужицу тонким ледком. Мороз - сущ., н.ф.-мороз, неодуш., нариц., м.р., 2 скл., ед.ч., И.п., подлеж. Лужицу - сущ., н.ф.-лужица, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., В.п., дополн Или:
I. Ледком - сущ. (что?)
II. Н.ф. - ледок; пост. - неодуш., нариц., м.р.,2 скл.; непост. - ед.ч., Т.п.
III. Чем? ледком - дополнение (сущ. подчеркнуть).

Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., Им.п. )
3. Непостоянные признаки:
- число;
род (только в ед.ч.) падеж.
4. Роль в предложении.

Образец разбора: Я вышел из душной комнаты. Из душной (комнаты) - прилаг., н.ф.- душный, ед.ч., ж.р., Р.п., опред. Или:
I. Из душной (комнаты) - прилаг.
П. Из комнаты (какой?) душной
Н.ф. -душный
III. Непост. - ед.ч., ж.р., Р.п.
IV. Из комнаты (какой?) душной - опред. (прил. подчеркнуть).

Морфологический разбор глагола.
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
• вид;
• спряжение.
4. Непостоянные признаки:
• число;
• время;
• лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);
• род (есть только у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.

Образец разбора: Мы уходим всё дальше и дальше в дес.
Уходим - глаг., неопр.ф. - уходить, несов.в., II спр., мн.ч., наст.вр., 2 лицо,
сказуемое.
Или:
I. Уходим - глагол. Мы (что делаем?) уходим, н.ф. - уходить.
П. Пост. - несов.в., II спр., непост. - мн.ч., наст.вр., 2 лицо.
III. Мы (что делаем?) уходим - сказуемое (глагол подчеркнуть).

Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им.п.).
3. Постоянные признаки:
• лицо (у личных).
4. Непостоянные признаки:
• число;
• род (есть только в 3 лице ед. ч.); падеж
5. Роль в предложении.

Образец разбора: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
За ней - мест., н.ф. - она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., Т.п., дополн.

Или:
I.За ней - местоимение. Бежит (за кем?) за ней, н.ф. - она.
П. Пост. - 3 лицо, непост. - ед.ч., ж.р., Т.п.
III.Бежит (за кем?) за ней - дополнение (местоимение подчеркнуть).

Синтаксический разбор простого предложения.

1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).
3. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые предложения).
4. Основа (главные члены) предложения.
• 5. Разбор группы подлежащего (ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу).
6. Разбор группы сказуемого (ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют).
7. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Образец разбора: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват.,
невосклиц., распростр.).
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. - Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаём вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу - это обстоятельство места (вид обстоятельств указываем в
4 классе).
Пошли (когда?) после дождей - это обстоятельство времени.
После дождей (каких?) тёплых - это определение.

. Порядок разбора слова по составу.
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Образец разбора: заморозки (выделить все части слова).

VI. Требования к ведению дневников учащихся.

Дневник является документом учащихся. Приобретая дневник, необходимо обращать внимание, на какой возраст он рассчитан (1-4 классы, 5-11 классы). Обложка дневника - прозрачная.

На первой странице указываются данные учащегося: фамилия, имя; класс, школа, адрес школы, телефон, домашний адрес, телефон родителей, медицинские противопоказания. Для полноты сведений вклеивается фотография учащегося, ставится печать школы и роспись классного руководителя.

На второй странице заполняется предмет и фамилия, имя, отчество учителя; расписание уроков заполняется по четвертям или по полугодиям; расписание звонков и даты школьных каникул. Составляется расписание факультативных и внешкольных занятий с указанием даты, дней недели и времени.

Дневник заполняется ежедневно. Расписание уроков, даты, месяц заполняется на неделю. Ежедневно в дневник записывается домашнее задание по предметам. Выставление оценок учителями-предметниками обязательно.

Контроль за ведением дневника осуществляет классный руководитель и родители учащегося.
В конце дневника есть страница, где в конце четверти заполняются сведения об успеваемости и поведении ученика.

Записи в дневнике должны вестись аккуратно, синей или фиолетовой пастой.

Оценки и роспись учителя заполняются красной пастой.

Наличие дневника на каждом уроке обязательно.

VII. Временные границы при выполнении домашней работы.

Общепринятые нормы временных затрат на выполнение домашней работы:

В 1-ом классе (со 2 полугодия) - до 1 часа;
во 2-ом классе - до 1,5 часов;
в 3-4 классах - до 2 часов;
в 5-6 классах - до 2,5 часов;
в 7-8 классах - до 3 часов;
в 9-11 классах - до 4 часов.

VIII. Методика проведения среза по определению скорости письма

Учебно - информационные умения предполагают:
• умения работать с письменными текстами
• умения работать с устными текстами
• умения работать с реальными объектами как источниками информации.

К умениям работать с письменными текстами относятся:
1. Объём сочинённого текста:
1 класс-3-4 предложения
2 класс - 5-10 предложений
3 класс - 12-15 предложения
4 класс - 20-25 предложений
2. Объём излагаемого текста:

1 класс - 30-40 слов
2 класс - 45-60 слов
3 класс - 60-70 слов
4 класс - 90-100 слов

3.Темп письма к концу года:

1 класс - 20-25 знаков в минуту
2 класс - 25-30 знаков в минуту
3 класс - 30-40 знаков в минуту
4 класс - 40-55 знаков в минуту

1. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. чётко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утверждёнными нормами) списывать и писать под диктовку тексты.

Инструментарий изучения сформированности общеучебных умений.

Для определения сформированности данного умения можно выбрать текст из учебников. На проверку техники письма отводится одна минута.

Техника списывания проверяется по следующим позициям:
1. Темп письма, т.е. написание определённого количества знаков в минуту (см. темп письма к концу учебного года).

1 класс
20-25 знаков в минуту 12-20 знаков в минуту 6-11 знаков в минуту
5 баллов 3 балла 1 балл

2 класс
25-30 знаков в минуту 15-24 знаков в минуту 10-14 знаков в минуту
5 баллов 3 балла 1 балл

3 класс
30-40 знаков в минуту 20-29 знаков в минуту 14-19 знаков в минуту
5 баллов 3 балла 1 балл

4 класс
40-55 знаков в минуту 30-39 знаков в минуту менее 30 знаков в минуту
5 баллов 3 балла 1 балл

2. Грамотность письма, т.е. переписывание текста без ошибок и искажений.

Допущено не более одной ошибки Допущено не более 2-3 ошибок Допущено 4 ошибки
5 баллов 3 балла 1 балл

3. Каллиграфия, т.е. начертание букв при списывании осуществлено с соответствии с принятыми нормами.

Почерк не противоречит общепринятому начертанию букв Есть некоторые отклонения в общепринятом начертании букв Почерк не соответствует общепринятым нормам
5 баллов 3 балла 1 балл

При оценивании темпа письма и каллиграфии необходимо учитывать ведущую руку ребёнка.
При оценивании списанных текстов заполняется таблица:

№ п/п Фамилия и имя ученика Количество знаков Грамотность Каллиграфия Среднее арифметич.
.
Математическая обработка результатов предполагает нахождение среднего арифметического по формуле:
Х=( X1+Х2+Х3):3

где X1- оценочный балл темпа письма
Х2 - оценочный балл грамотности письма
Хз - оценочный балл каллиграфии.

Оценивание списывания в 1 классе (при безотметочном обучении):

Уровни овладения навыком списывания.

4-й уровень - переписывает правильно, без ошибок;
3-й уровень - допущены отдельные (1-2) ошибки или отдельные (1-3)
исправления;
2-й уровень - а) 3-4 ошибки или 4 исправления; б) 1-2 ошибки и отдельные (1-3)
исправления;
1-й уровень - работа показывает значительные трудности при списывании по
большинству показателей.

4-й уровень - соответствует требованиям графически правильного письма (почерк чёткий, ровный, красивый, буквы соединены правильно);
3-й уровень - частичное соответствие, негрубые нарушения;
2-й уровень - более грубые нарушения;
1-й уровень - грубые нарушения.

Результаты списывания и составления текста фиксируются в таблице.


п/п Ф.И. Кол-во пропущенных и Пунктуационные знаки Количество пропущенных и лишних букв Кол-во искажений и замены букв Большая буква в начале предложения Количество исправлений Уровни списывания Уровень графики Уровень составления текста Уровень

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и периодичность проверки письменных работ , в тетрадях по предметам :

- русский язык и литература ;

- математика , иностранный язык , ИЗО ;

- история , химия , физика , география , биология ;

1.2. Проверка тетрадей является одним из возможных способов контроля знаний

1.3. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой ( чернилами ) красного цвета .

1.4. Учитель имеет право , помимо выставления ( или не выставления ) оценки , делать в тетради записи , касающиеся только непосредственно проверяемой работы .

Читайте также: