Грамматические признаки частей речи 4 класс таблица школа россии
Обновлено: 16.05.2024
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
- одно и тоже обобщенное грамматическое значение;
- одинаковые морфологические признаки;
- одни и те же синтаксические признаки.
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол
- причастие
- деепричастие
- наречие
- слова категории состояния
Служебными частями речи являются
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
-
;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- одушевленное или неодушевленное; ; ; ;
- число.
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
1. лексико-грамматический разряд:
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.);
3. степени сравнения (у качеств. прил.);
4. падеж (в полной форме);
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
- обозначают отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете;
- почти полное отсутствие грамматических категорий числа и рода;
- особые формы склонения и особые формы словообразования;
- способны сочетаться с существительными, образуя с ними неразложимые словосочетания, являющиеся одним членом предложения;
- не определяются именами прилагательными.
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
- количественное
- собирательное
- порядковое
4. число (если есть);
5. род (если есть).
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (мы, ты, наш, ваш, столько, сколько).
Морфологические признаки местоимения
- личное
- возвратное
- воппросительное
- относительное
- неопределенное
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
2. лицо (у личных);
4. число (если есть);
5. род (если есть).
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
- спать
- ты дела ешь
- побеле ет
- нарисуй
- увлекся бы
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
-
; ;
- возвратность; ; ;
- время;
- лицо или род;
- число.
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны, и отвечающая на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший? какой? и т.п.
Морфологические признаки причастия
- залог: действительное или страдательное;
- время (настоящее или прошедшее);
- вид;
- полная или краткая форма (у страд.);
- падеж (в полной форме);
- число;
- род (в ед. ч. )
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие — это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (гуляя, написав)
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
- начальная форма — инфинитив;
- вид;
- переходность;
- возвратность.
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы: как? где? куда? когда? в какой степени? почему? зачем? сколько?
Например:
- бежать (как?) быстро;
- спуститься (куда?) вниз;
- кофе (какой) по-венски;
- достаточно (в какой степени?) смело.
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
-
или местоименное;
- разряд по значению;
- степень сравнения (если есть).
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Категория состояния — это часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды.
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
- неизменяемость;
- наличие аналитических форм времени, создаваемых в контексте глаголом-связкой;
- употребление в роли главного члена (сказуемого) безличного предложения.
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
- одно и тоже обобщенное грамматическое значение,
- одинаковые морфологические признаки,
- одни и те же синтаксические признаки.
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол
- причастие
- деепричастие
- наречие
- слова категории состояния
Служебными частями речи являются
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
- человек,
- красота,
- крыло,
- скромность.
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
- собственное или нарицательное,
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное,
- одушевленное или неодушевленное,
- род,
- склонение,
- падеж,
- число.
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
Морфологические признаки имен прилагательных:
1. лексико-грамматический разряд:
- качественное
- относительное
- притяжательное
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.),
3. степени сравнения (у качеств. прил.),
4. падеж (в полной форме),
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
- обозначают отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете,
- почти полное отсутствие грамматических категорий числа и рода,
- особые формы склонения и особые формы словообразования,
- способны сочетаться с существительными, образуя с ними неразложимые словосочетания, являющиеся одним членом предложения,
- не определяются именами прилагательными.
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
- количественное
- собирательное
- порядковое
4. число (если есть),
5. род (если есть).
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (мы, ты, наш, ваш, столько, сколько).
Морфологические признаки местоимения
1. Разряд по значению:
- личное
- возвратное
- воппросительное
- относительное
- неопределенное
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
2. лицо (у личных),
4. число (если есть),
5. род (если есть).
Личные местоимения имеют специфичные супплетивные падежные формы.
Местоимение может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
- спать
- ты делаешь
- побелеет
- нарисуй
- увлекся бы
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
- вид совершенный или несовершенный,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение,
- наклонение,
- время,
- лицо или род,
- число.
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны, и отвечающая на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший? какой? и т.п.
Причастие совмещает в себе признаки двух частей речи: глагола и прилагательного.
Морфологические признаки причастия
- залог: действительное или страдательное,
- время (настоящее или прошедшее),
- вид,
- полная или краткая форма (у страд.),
- падеж (в полной форме),
- число,
- род (в ед. ч. )
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие — это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (гуляя, написав)
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
- начальная форма — инфинитив,
- вид,
- переходность,
- возвратность.
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы: как? где? куда? когда? в какой степени? почему? зачем? сколько?
Например:
- бежать (как?) быстро,
- спуститься (куда?) вниз,
- кофе (какой) по-венски,
- достаточно (в какой степени?) смело.
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
- знаменательное или местоименное,
- разряд по значению,
- степень сравнения (если есть).
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
- жить дружно,
- очень громкий,
- по-весеннему зелено.
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Категория состояния — это часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды.
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
- неизменяемость,
- наличие аналитических форм времени, создаваемых в контексте глаголом-связкой,
- употребление в роли главного члена (сказуемого) безличного предложения.
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
В лесу было пасмурно и тихо.
Пустынно в осеннем поле.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Урок русского языка, 4 класс
Тема: Грамматические признаки частей речи
Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Организация начала урока
– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях
- Проверим готовность к уроку.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке.
Урок сегодня необычный,
Но для нас вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.
II. Актуализация знаний.
– Выполните слуховой буквенный диктант. Запишите красиво и правильно буквы в строчку.
2. Буква, обозначающая звук, парный по глухости-звонкости звуку [ф].
(Записывают буквы: о, в, о, л, с.)
– Проверьте себя. Составьте слово из записанных букв.
- У кого возникли затруднения? Почему возникли затруднения?
Записывают слово и пословицу.
слово слово слово
Ласковое слово что весенний день.
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
Презентация к уроку "Части речи. Морфологические признаки речи".
Содержимое разработки
Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №539 СПб
Серебренникова Наталья Геннадьевна.
Расширить знания по теме
связной устной и письменной речи, информационной
культуры и развитию творческих способностей.
«Ум и сердце в работу вложи,
Самостоятельные
Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Грамматические признаки
Существительное
Прилагательное
местоимения
Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец – зяблик – красавец: верх головы , лоб , щеки, горло и грудь , спина
у хвоста , хвост и крылья
с краями. Издали зяблика
легко заметить по полосам поперек
крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.
Имя прилагательное
Имя прилагательное обозначает признак предмета. И дополняет имя существительное цветом, настроением, характеристикой и т.д.
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? и т.д.
Грамматические признаки
Существительное
Прилагательное
местоимения
Какой? Какая?
Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.
Что ты так пригорюнилось? А вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье да богатство только в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
Что ты кручинишься, Прилагательное? Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.
Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает Сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др.
Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей). А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на Земле!
Жил-был, решил, приносить, пошёл, искать, шёл, видит, сидит, плачет, пригорюнилось, живу, не знаю,
не приношу, пойдём, искать, говорят, шли, встретили,
кручинишься, приложить, не могу, порадовать, хочется, поработать, не знаю, пойдём, искать, оказались, делали, трудились, скучать было, встретили, пригласили, работать, согласились, работает, отвечает, получило, служит, работает, определить, не сходит, приносят, может быть.
Читайте также: