Грамматические признаки частей речи 4 класс таблица школа россии

Обновлено: 16.05.2024

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ют сло­ва раз­ных частей речи. Грамматические при­зна­ки поз­во­ля­ют соот­не­сти каж­дое сло­во с опре­де­лен­ной частью речи.

Части речи — особые классы слов

Огромное коли­че­ство слов рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ет­ся по осо­бым клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи. А какие кри­те­рии выби­ра­ют­ся, что­бы отне­сти сло­во к этой части речи, а не к дру­гой? У каж­дой лек­се­мы име­ют­ся свое, при­су­щее ей и подоб­ным сло­вам, общее зна­че­ние, напри­мер, у суще­стви­тель­ных — зна­че­ние пред­мет­но­сти, у при­ла­га­тель­ных — зна­че­ние при­зна­ка, а так­же грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), соот­вет­ствен­но кото­рым все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских признаков.

Каждая часть речи рус­ско­го язы­ка име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и опре­де­лен­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, кото­рые поз­во­ля­ют выде­лить сло­ва этой части речи в один класс. Части речи имеют

  1. одно и тоже обоб­щен­ное грам­ма­ти­че­ское значение;
  2. оди­на­ко­вые мор­фо­ло­ги­че­ские признаки;
  3. одни и те же син­так­си­че­ские признаки.

Части речи изу­ча­ет раз­дел нау­ки о язы­ке — мор­фо­ло­гия.

Классификация частей речи

Состав и харак­тер мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, спо­со­бы свя­зи слов друг с дру­гом и их син­так­си­че­ская роль в пред­ло­же­нии дают воз­мож­ность ука­зать само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке выде­ля­ют 13 частей речи. Перечислим само­сто­я­тель­ные (зна­ме­на­тель­ные) части речи:

  1. имя суще­стви­тель­ное
  2. имя при­ла­га­тель­ное
  3. имя чис­ли­тель­ное
  4. место­име­ние
  5. гла­гол
  6. при­ча­стие
  7. дее­при­ча­стие
  8. наре­чие
  9. сло­ва кате­го­рии состояния

Служебными частя­ми речи являются

Междометия, как сло­ва, выра­жа­ю­щие чув­ства, нахо­дят­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи.

Части речи

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки зна­ме­на­тель­ных частей речи.

Таблица

Грамматические признаки таблица

Грамматические признаки существительного

Имя суще­стви­тель­ное име­ет общее зна­че­ние пред­мет­но­сти, например:

Существительное обо­зна­ча­ет кон­крет­ный пред­мет (тет­радь, учеб­ник), лицо (уче­ник, мастер), дей­ствие или состо­я­ние в отвле­че­нии от их про­из­во­ди­те­лей (ходь­ба, бег, болезнь) и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Грамматические признаки существительного

Морфологические признаки имени существительного

    ;
  1. кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  2. оду­шев­лен­ное или неодушевленное; ; ; ;
  3. чис­ло.

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ное чаще высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния, хотя может быть несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Грамматические признаки прилагательного

Имя при­ла­га­тель­ное име­ет обоб­щен­ное зна­че­ние при­зна­ка пред­ме­та, его свой­ства, каче­ства, при­над­леж­но­сти и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

1. лексико-грамматический разряд:

2. пол­ная или крат­кая фор­ма (у качеств. прил.);

3. сте­пе­ни срав­не­ния (у качеств. прил.);

4. падеж (в пол­ной форме);

В пред­ло­же­нии имя при­ла­га­тель­ное чаще исполь­зу­ет­ся как опре­де­ле­ние, а так­же в роли ска­зу­е­мо­го.

Грамматические признаки прилагательного

Грамматические признаки числительного

Имя чис­ли­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при сче­те и отве­ча­ет на вопро­сы: сколь­ко? который?

Слово этой части речи име­ют сле­ду­ю­щие характеристики:

  1. обо­зна­ча­ют отвле­чен­ные чис­ла, коли­че­ство пред­ме­тов и их поря­док при счете;
  2. почти пол­ное отсут­ствие грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода;
  3. осо­бые фор­мы скло­не­ния и осо­бые фор­мы словообразования;
  4. спо­соб­ны соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми, обра­зуя с ними нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния, явля­ю­щи­е­ся одним чле­ном предложения;
  5. не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми прилагательными.

Морфологические признаки имени числительного

1. Лексико-грамматический разряд:

  • коли­че­ствен­ное
  • соби­ра­тель­ное
  • поряд­ко­вое

4. чис­ло (если есть);

5. род (если есть).

В пред­ло­же­нии чис­ли­тель­ное в зави­си­мо­сти от раз­ря­да может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Морфологические признаки числительного

Грамматические признаки местоимения

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства, но не назы­ва­ет их (мы, ты, наш, ваш, столь­ко, сколь­ко).

Грамматические признаки местоимения

Морфологические признаки местоимения

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • воппро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • ука­за­тель­ное
  • опре­де­ли­тель­ное

2. лицо (у личных);

4. чис­ло (если есть);

5. род (если есть).

Морфологические признаки местоимения

Грамматические признаки глагола

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (физи­че­ское пере­ме­ще­ние и душев­ное состо­я­ние, изме­не­ние состо­я­ние и пр.) и выра­жа­ю­щая это зна­че­ние с помо­щью кате­го­рий вида,залога, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Например:

  • спать
  • ты дела ешь
  • побе­ле ет
  • нари­суй
  • увлек­ся бы

Глагол име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки (накло­не­ние, вре­мя, род, лицо, число).

Грамматические признаки глагола

Морфологические признаки глагола

    ; ;
  1. воз­врат­ность; ; ;
  2. вре­мя;
  3. лицо или род;
  4. чис­ло.

Синтаксические признаки глагола

В пред­ло­же­нии гла­гол выпол­ня­ет чаще все­го син­так­си­че­скую функ­цию ска­зу­е­мо­го. К син­так­си­че­ским при­зна­кам гла­го­ла отно­сят его спо­соб­ность согла­со­вы­вать­ся с под­ле­жа­щим. Глагол управ­ля­ет сло­ва­ми дру­гих частей речи (гуляю в пар­ке, вижу закат) и может опре­де­лять­ся наре­чи­ем (иду враз­вал­ку, успею вовре­мя).

Грамматические признаки причастия

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны, и отве­ча­ю­щая на вопро­сы: что дела­ю­щий? что делав­ший? что сде­лав­ший? какой? и т.п.

Грамматические признаки причастия общие с глаголом

Грамматические признаки причастия общие с прилагательным

Морфологические признаки причастия

  1. залог: дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное;
  2. вре­мя (насто­я­щее или прошедшее);
  3. вид;
  4. пол­ная или крат­кая фор­ма (у страд.);
  5. падеж (в пол­ной форме);
  6. чис­ло;
  7. род (в ед. ч. )

Синтаксические признаки причастия

Причастие может управ­лять зави­си­мы­ми сло­ва­ми, как и гла­гол и обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, как и при­ла­га­тель­ное, но может быть ска­зу­е­мым (чаще в крат­кой форме).

Грамматические признаки деепричастия

Деепричастие — это неиз­ме­ня­е­мая фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­щая доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (гуляя, напи­сав)

Деепричастие сов­ме­ща­ет в себе грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и наречия.

Грамматические признаки деепричастия

Морфологические признаки деепричастия

  1. началь­ная фор­ма — инфинитив;
  2. вид;
  3. пере­ход­ность;
  4. воз­врат­ность.

Синтаксическая роль

Деепричастие, как и гла­гол, может управ­лять зави­си­мым сло­вом, обра­зуя дее­при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное дее­при­ча­стие или дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

Грамматические признаки наречия

Наречие — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: как? где? куда? когда? в какой сте­пе­ни? поче­му? зачем? сколько?

Например:

  • бежать (как?) быстро;
  • спу­стить­ся (куда?) вниз;
  • кофе (какой) по-венски;
  • доста­точ­но (в какой сте­пе­ни?) смело.

Морфологические признаки наречия

Наречие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи. У него нет грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа, чис­ла, рода, вре­ме­ни и пр., кро­ме форм сте­пе­ней срав­не­ния (весе­ло — весе­лее, весе­лее всех). У наре­чия ука­жем сле­ду­ю­щие мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

    или место­имен­ное;
  1. раз­ряд по значению;
  2. сте­пень срав­не­ния (если есть).

Синтаксические признаки наречия

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, наре­чи­ям, сло­вам состояния:

В пред­ло­же­нии наре­чие высту­па­ет в роли обстоятельства.

Грамматические признаки наречия

Категория состояния

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей среды.

Слова кате­го­рии состо­я­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские признаки:

  1. неиз­ме­ня­е­мость;
  2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой;
  3. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) без­лич­но­го предложения.

Например:

Нам надо обсу­дить все, преж­де чем при­ни­мать решение.

Грамматические признаки категории состояния


Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же пре­ди­ка­тив­ны­ми наре­чи­я­ми (лат. preadicatum — ска­зу­е­мое) или безлично-предикативными словами.

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ют сло­ва раз­ных частей речи. Грамматические при­зна­ки поз­во­ля­ют соот­не­сти каж­дое сло­во с опре­де­лен­ной частью речи.

Части речи — особые классы слов

Огромное коли­че­ство слов рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ет­ся по осо­бым клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи. А какие кри­те­рии выби­ра­ют­ся, что­бы отне­сти сло­во к этой части речи, а не к дру­гой? У каж­дой лек­се­мы име­ют­ся свое, при­су­щее ей и подоб­ным сло­вам, общее зна­че­ние, напри­мер, у суще­стви­тель­ных — зна­че­ние пред­мет­но­сти, у при­ла­га­тель­ных — зна­че­ние при­зна­ка, а так­же грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), соот­вет­ствен­но кото­рым все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков.

Каждая часть речи рус­ско­го язы­ка име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и опре­де­лен­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, кото­рые поз­во­ля­ют выде­лить сло­ва этой части речи в один класс. Части речи име­ют

  1. одно и тоже обоб­щен­ное грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние,
  2. оди­на­ко­вые мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки,
  3. одни и те же син­так­си­че­ские при­зна­ки.

Части речи изу­ча­ет раз­дел нау­ки о язы­ке — мор­фо­ло­гия.

Классификация частей речи

Состав и харак­тер мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, спо­со­бы свя­зи слов друг с дру­гом и их син­так­си­че­ская роль в пред­ло­же­нии дают воз­мож­ность ука­зать само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке выде­ля­ют 13 частей речи. Перечислим само­сто­я­тель­ные (зна­ме­на­тель­ные) части речи:

  1. имя суще­стви­тель­ное
  2. имя при­ла­га­тель­ное
  3. имя чис­ли­тель­ное
  4. место­име­ние
  5. гла­гол
  6. при­ча­стие
  7. дее­при­ча­стие
  8. наре­чие
  9. сло­ва кате­го­рии состо­я­ния

Служебными частя­ми речи явля­ют­ся

Междометия, как сло­ва, выра­жа­ю­щие чув­ства, нахо­дят­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи.

Части речи

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки зна­ме­на­тель­ных частей речи.

Таблица

Грамматические признаки таблица

Грамматические признаки существительного

Имя суще­стви­тель­ное име­ет общее зна­че­ние пред­мет­но­сти, напри­мер:

  • чело­век,
  • кра­со­та,
  • кры­ло,
  • скром­ность.

Существительное обо­зна­ча­ет кон­крет­ный пред­мет (тет­радь, учеб­ник), лицо (уче­ник, мастер), дей­ствие или состо­я­ние в отвле­че­нии от их про­из­во­ди­те­лей (ходь­ба, бег, болезнь) и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Грамматические признаки существительного

Морфологические признаки имени существительного

  1. соб­ствен­ное или нари­ца­тель­ное,
  2. кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или соби­ра­тель­ное,
  3. оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное,
  4. род,
  5. скло­не­ние,
  6. падеж,
  7. чис­ло.

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ное чаще высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния, хотя может быть несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Грамматические признаки прилагательного

Имя при­ла­га­тель­ное име­ет обоб­щен­ное зна­че­ние при­зна­ка пред­ме­та, его свой­ства, каче­ства, при­над­леж­но­сти и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Морфологические при­зна­ки имен при­ла­га­тель­ных:

1. лексико-грамматический раз­ряд:

  • каче­ствен­ное
  • отно­си­тель­ное
  • при­тя­жа­тель­ное

2. пол­ная или крат­кая фор­ма (у качеств. прил.),

3. сте­пе­ни срав­не­ния (у качеств. прил.),

4. падеж (в пол­ной фор­ме),

В пред­ло­же­нии имя при­ла­га­тель­ное чаще исполь­зу­ет­ся как опре­де­ле­ние, а так­же в роли ска­зу­е­мо­го.

Грамматические признаки прилагательного

Грамматические признаки числительного

Имя чис­ли­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при сче­те и отве­ча­ет на вопро­сы: сколь­ко? кото­рый?

Слово этой части речи име­ют сле­ду­ю­щие харак­те­ри­сти­ки:

  1. обо­зна­ча­ют отвле­чен­ные чис­ла, коли­че­ство пред­ме­тов и их поря­док при сче­те,
  2. почти пол­ное отсут­ствие грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода,
  3. осо­бые фор­мы скло­не­ния и осо­бые фор­мы сло­во­об­ра­зо­ва­ния,
  4. спо­соб­ны соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми, обра­зуя с ними нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния, явля­ю­щи­е­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния,
  5. не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми.

Морфологические признаки имени числительного

1. Лексико-грамматический раз­ряд:

  • коли­че­ствен­ное
  • соби­ра­тель­ное
  • поряд­ко­вое

4. чис­ло (если есть),

5. род (если есть).

В пред­ло­же­нии чис­ли­тель­ное в зави­си­мо­сти от раз­ря­да может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Морфологические признаки числительного

Грамматические признаки местоимения

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства, но не назы­ва­ет их (мы, ты, наш, ваш, столь­ко, сколь­ко).

Грамматические признаки местоимения

Морфологические признаки местоимения

1. Разряд по зна­че­нию:

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • воппро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • ука­за­тель­ное
  • опре­де­ли­тель­ное

2. лицо (у лич­ных),

4. чис­ло (если есть),

5. род (если есть).

Личные место­име­ния име­ют спе­ци­фич­ные суп­пле­тив­ные падеж­ные фор­мы.

Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Морфологические признаки местоимения

Грамматические признаки глагола

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (физи­че­ское пере­ме­ще­ние и душев­ное состо­я­ние, изме­не­ние состо­я­ние и пр.) и выра­жа­ю­щая это зна­че­ние с помо­щью кате­го­рий вида,залога, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Например:

  • спать
  • ты делаешь
  • побе­леет
  • нари­суй
  • увлек­ся бы

Глагол име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки (накло­не­ние, вре­мя, род, лицо, чис­ло).

Грамматические признаки глагола

Морфологические признаки глагола

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный,
  2. пере­ход­ность,
  3. воз­врат­ность,
  4. спря­же­ние,
  5. накло­не­ние,
  6. вре­мя,
  7. лицо или род,
  8. чис­ло.

Синтаксические признаки глагола

В пред­ло­же­нии гла­гол выпол­ня­ет чаще все­го син­так­си­че­скую функ­цию ска­зу­е­мо­го. К син­так­си­че­ским при­зна­кам гла­го­ла отно­сят его спо­соб­ность согла­со­вы­вать­ся с под­ле­жа­щим. Глагол управ­ля­ет сло­ва­ми дру­гих частей речи (гуляю в пар­ке, вижу закат) и может опре­де­лять­ся наре­чи­ем (иду враз­вал­ку, успею вовре­мя).

Грамматические признаки причастия

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны, и отве­ча­ю­щая на вопро­сы: что дела­ю­щий? что делав­ший? что сде­лав­ший? какой? и т.п.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух частей речи: гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Грамматические признаки причастия общие с глаголом

Грамматические признаки причастия общие с прилагательным

Морфологические признаки причастия

  1. залог: дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное,
  2. вре­мя (насто­я­щее или про­шед­шее),
  3. вид,
  4. пол­ная или крат­кая фор­ма (у страд.),
  5. падеж (в пол­ной фор­ме),
  6. чис­ло,
  7. род (в ед. ч. )

Синтаксические признаки причастия

Причастие может управ­лять зави­си­мы­ми сло­ва­ми, как и гла­гол и обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, как и при­ла­га­тель­ное, но может быть ска­зу­е­мым (чаще в крат­кой фор­ме).

Грамматические признаки деепричастия

Деепричастие — это неиз­ме­ня­е­мая фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­щая доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (гуляя, напи­сав)

Деепричастие сов­ме­ща­ет в себе грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия.

Грамматические признаки деепричастия

Морфологические признаки деепричастия

  1. началь­ная фор­ма — инфи­ни­тив,
  2. вид,
  3. пере­ход­ность,
  4. воз­врат­ность.

Синтаксическая роль

Деепричастие, как и гла­гол, может управ­лять зави­си­мым сло­вом, обра­зуя дее­при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное дее­при­ча­стие или дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

Грамматические признаки наречия

Наречие — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: как? где? куда? когда? в какой сте­пе­ни? поче­му? зачем? сколь­ко?

Например:

  • бежать (как?) быст­ро,
  • спу­стить­ся (куда?) вниз,
  • кофе (какой) по-венски,
  • доста­точ­но (в какой сте­пе­ни?) сме­ло.

Морфологические признаки наречия

Наречие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи. У него нет грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа, чис­ла, рода, вре­ме­ни и пр., кро­ме форм сте­пе­ней срав­не­ния (весе­ло — весе­лее, весе­лее всех). У наре­чия ука­жем сле­ду­ю­щие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  1. зна­ме­на­тель­ное или место­имен­ное,
  2. раз­ряд по зна­че­нию,
  3. сте­пень срав­не­ния (если есть).

Синтаксические признаки наречия

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, наре­чи­ям, сло­вам состо­я­ния:

  • жить друж­но,
  • очень гром­кий,
  • по-весеннему зеле­но.

В пред­ло­же­нии наре­чие высту­па­ет в роли обсто­я­тель­ства.

Категория состояния

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей сре­ды.

Слова кате­го­рии состо­я­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки:

  1. неиз­ме­ня­е­мость,
  2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой,
  3. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) без­лич­но­го пред­ло­же­ния.

Например:

Нам надо обсу­дить все, преж­де чем при­ни­мать реше­ние.

В лесу было пас­мур­но и тихо.

Пустынно в осен­нем поле.

Грамматические признаки категории состояния


Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же пре­ди­ка­тив­ны­ми наре­чи­я­ми (лат. preadicatum — ска­зу­е­мое) или безлично-предикативными сло­ва­ми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Урок русского языка, 4 класс
Тема: Грамматические признаки частей речи

Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Организация начала урока

– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях

- Проверим готовность к уроку.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке.

Урок сегодня необычный,
Но для нас вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.

II. Актуализация знаний.

– Выполните слуховой буквенный диктант. Запишите красиво и правильно буквы в строчку.

2. Буква, обозначающая звук, парный по глухости-звонкости звуку [ф].

(Записывают буквы: о, в, о, л, с.)

– Проверьте себя. Составьте слово из записанных букв.

- У кого возникли затруднения? Почему возникли затруднения?

Записывают слово и пословицу.

слово слово слово

Ласковое слово что весенний день.

Работа над словами с непроверяемым написанием


– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.


Презентация к уроку "Части речи. Морфологические признаки речи".

Содержимое разработки

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №539 СПб Серебренникова Наталья Геннадьевна.

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №539 СПб

Серебренникова Наталья Геннадьевна.

Расширить знания по теме

связной устной и письменной речи, информационной

культуры и развитию творческих способностей.

«Ум и сердце в работу вложи,

Части речи Самостоятельные Служебные Существительные Прилагательные Местоимения Союзы Числительные Частицы Предлоги Глаголы

Самостоятельные

 Распределительный диктант . Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу. Имя существительное Имя прилагательное Глагол мышь брошь сторож подготовка сковорода березка

Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Грамматические признаки Значение Существительное Вопросы Прилагательное ч. Глагол ж. м. р. Склонение Личные ср. Падеж местоимения I II спр. Время Предмет Кто? Что? ед . + измен. мн . + постоян. + + – 1-е 2-е лицо 3-е –

Грамматические признаки

Существительное

Прилагательное

местоимения

 Распределительный диктант . Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу. Имя существительное Имя прилагательное Глагол прелестный мышь брошь гигантский сторож честный подготовка проездной сковорода местный березка грустный

Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Текст описание Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец – зяблик – красавец: верх головы , лоб , щеки, горло и грудь , спина у хвоста , хвост и крылья с краями. Издали зяблика легко заметить по полосам поперек крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья. настоящий черный голубой коричнево-красные зеленая рыжевато-бурая, черно-серые желтыми белым широким

Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец – зяблик – красавец: верх головы , лоб , щеки, горло и грудь , спина

у хвоста , хвост и крылья

с краями. Издали зяблика

легко заметить по полосам поперек

крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.

Имя прилагательное

Имя прилагательное обозначает признак предмета. И дополняет имя существительное цветом, настроением, характеристикой и т.д. Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? и т.д.

Имя прилагательное обозначает признак предмета. И дополняет имя существительное цветом, настроением, характеристикой и т.д.

Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? и т.д.

Яблоко какое? красное наливное сладкое

Кот какой? весёлый рыжий

мокрый напуганный белый холодный цветы зайка душистые камень твёрдый серый снег мягкий рыжий кот

Грамматические признаки Значение Существительное Вопросы Ч Прилагательное Глагол ж. м. Р Склонение Личные ср. Падеж местоимения I спр. II Время Признак Предмет Кто? Что? Какой? Какая? ед . + измен. + измен. мн . + постоян. + измен. + – + + – – 1-е 2-е лицо 3-е – – –

Грамматические признаки

Существительное

Прилагательное

местоимения

Какой? Какая?



 Распределительный диктант . Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу. Имя существительное Имя прилагательное Глагол прелестный мышь брошь гигантский сторож честный подготовка проездной местный сковорода березка грустный пробегал дремал прибежал приближался глядит летишь положу

Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет. Что ты так пригорюнилось? А вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье да богатство только в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.

Что ты так пригорюнилось? А вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье да богатство только в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

 Что ты кручинишься, Прилагательное? Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает Сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др.

Что ты кручинишься, Прилагательное? Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает Сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др.

Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей). А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет. С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на Земле!

Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей). А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на Земле!

Глаголы. Жил-был, решил, приносить, пошёл, искать, шёл, видит, сидит, плачет, пригорюнилось, живу, не знаю, не приношу, пойдём, искать, говорят, шли, встретили, кручинишься, приложить, не могу, порадовать, хочется, поработать, не знаю, пойдём, искать, оказались, делали, трудились, скучать было, встретили, пригласили, работать, согласились, работает, отвечает, получило, служит, работает, определить, не сходит, приносят, может быть.

Жил-был, решил, приносить, пошёл, искать, шёл, видит, сидит, плачет, пригорюнилось, живу, не знаю,

не приношу, пойдём, искать, говорят, шли, встретили,

кручинишься, приложить, не могу, порадовать, хочется, поработать, не знаю, пойдём, искать, оказались, делали, трудились, скучать было, встретили, пригласили, работать, согласились, работает, отвечает, получило, служит, работает, определить, не сходит, приносят, может быть.

Читайте также: