Представителями описательной школы являлись

Обновлено: 08.07.2024

Уже в древний период истории человечества хозяйственные и военные нужды требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, производился учет земель. Со временем сбор данных о массовых общественных явлениях приобрел регулярный характер.

Наиболее известными школами, стоявшими у истоков статистической науки, были немецкая описательная школа и английская школа политических арифметиков. Представители первой школы пытались систематизировать способы описаний государств, создать теорию этих описаний. При этом они стремились внести описание исключительно в словесной форме, без цифр и вне динамики. Видные представители описательной школы ­ Г. Конринг, Г. Ахенваль и А. Бюшинг. Политические арифметики изучали общественные явления с помощью чисел, чем способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Они видели назначение статистики в изучении массовых явлений, осознавали необходимость следования требованиям закона больших чисел, отражающего основу статистической закономерности, которая может проявиться при достаточно большом объеме статистической совокупности. Эта школа имела два направления:демографическое (Дж. Граунт, Э. Галлей) и статистико-экономическое (У. Петти).

Начало формированию статистики как метода научного познания было положено бельгийским статистиком Адольфом Кетле (1796–1874),поставившим перед собой задачу исследовать законы, управляющие обществом. Благодаря ему на первый план вместо описательного государствоведения вышла теория статистики, направленная на количественное изучение массовых общественных процессов. По его инициативе организовывались статистические конгрессы, проводились переписи населения с использованием наблюдения, сводки, группировки материалов, расчета и анализа обобщающих показателей.

С середины XIX в. благодаря усилиям великого бельгийского ученого-математика, астронома и статистика Адольфа Кетле (1796–1874 гг.) были выработаны правила переписей населения и установлена регулярность их проведения в развитых странах. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан Международный статистический институт, существующий и сейчас.

Первым официальным центром правительственной статистики России явилось статистическое отделение при Министерстве внутренних дел, созданное в 1811 году. Его возглавил академик К.Ф.Герман (1767-1838).

Существенные перемены в развитии российской государственной статистики наметились к середине 30-х годов ХIХ века, когда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ. Оживлению статистической деятельности в России способствовало учреждение в 1837 году Министерства государственных имуществ, которое организовало сбор данных о государственных имениях в западных и прибалтийских губерниях, данных для организации обложения денежными сборами государственных крестьян. Проводились работы по определению задолженности помещичьих имений, цен на землю, состава крепостных и т.д. 1843 год – важная веха в развитии государственной статистики, источник его подъема, дальнейшего развития, позволивший подготовить и осуществить реформу 1861 года.

Прогрессивные деятели российской статистики XIX в. способствовали созданию и развитию земской статистики. Считается, что 1843 год можно считать годом рождения российской государственной статистики. Революция 1917 года упразднила государственные институты царской России, в т.ч. и статистическую службу. 25 июля 1918 года был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров “О государственной статистике (Положение)”, оформивший создание в стране единого общегосударственного органа – Центрального статистического управления. Этим Декретом наряду с утвержденными в сентябре 1918 года “Положением об организации местных статистических учреждений” и “Положением о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении”, были заложены основы советской государственной статистики

У источников статистической науки стояли две школы - немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606-1661), Г. Ахенваль (1719-1772), А. Бюшинг (1724-1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик - меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623-1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822 - 1911гг.) и К. Пирсона (1857 - 1936гг.), В. Госсета (1876 - 1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890 - 1962гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали - труды российских статистиков - А.А. Чупрова (1874 - 1926гг.), В.С. Немчинова (1894 - 1964гг.), С.Г. Струмилина (1877 - 1974гг.) и др.

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения. Cтатистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики:

1. Статистическая совокупность - это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак- это качественная особенность единицы совокупности.

По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

- признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики - это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

…pt; color: black;">ний. Таким параметром — статистикой — являются средняя арифметическая значений: х1, х2, . х n , мода, среднее квадрати ческое отклонение и др. К числу статистик в этом смысле отно­ сятся разнообразные статистические критерии (критические ста­ тистики), которые применяют при проверке различных статистических гипотез (предположительных утверждений) отно­сительно природы или значений отдельных показателей исследу­ емых данных, особенностей их распределения и пр.

4. Наконец, под статистикой в широком смысле понимают науку, изучающую с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

Статистика как наука содержит теоретические положения о методах изучения массовых явлений.

1.2. Краткий обзор развития статистики как науки

Статистика как наука возникла в XVII в. почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развив­ шейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопри­ мечательностей государства: территории, населения, климата, по­ литического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, торговли, благосостояния государства и граждан и т.п. — без ана­ лиза закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Представители данной школы в отличие от приверженцев го сударствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Так, Д. Граунт исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения. В течение многих лет он изучал данные бюллетеней, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умер­ ших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Напри­ мер, он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14 : 13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64% лондонцев, до 16 лет — 40%, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т.д.

Э. Галлей, как и Д. Граунт, интересовался естественным движе­ нием населения, составлением таблиц смертности с определени­ем вероятности дожития до определенного возраста и использо­ванием их в страховом деле.

Заслугой политических арифметиков является то, что они по­ нимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и ана­лизе использовали группировки, средние и относительные вели­ чины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязан­ но, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий — государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необхо­ димостью решения практических государственных и хозяйствен­ных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза го сударствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода законо­мерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представи­ тели политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим нацио­нальную статистику Бельгии. Именно он дал определение пред­мета статистики (массовые явления, связанные с жизнью обще ства, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Кетле считал, что теоретической основой статистики является теория вероятностей, что раскрыть (познать) различные законо­мерности в явлениях общественной жизни можно только на ос­ нове массовых статистических данных, при которых возможно погашение, исключение действия случайных причин, искажа­ющих суть того или иного изучаемого явления (показателя).

Не все в учении Кетле было бесспорным, и имелось немало противников его взглядов, но в целом его идеи оказали большое влияние на развитие статистики, статистической методологии исследования.

Пожалуй, можно сказать, что под влиянием идей (и практики) Кетле в XIX в. возникло и успешно развивалось третье на­правление статистической науки — математико-статисти ческое.

Развитие этого направления связано с именами таких ученых, как англичане Фрэнсис Гальтон (1822—1911), Фрэнсис Эджворт (1845-1926), Карл Пирсон (1857-1936), Одни Дж. Юл (1871-1951), Артур Боули (1869-1957), Вильям Госсет (1876-1937), Рональд Фишер (1890-1968), Морис Дж. Кендэл (р. 1907), немец Вильгельм Лексис (1837-1914), итальянец Коррадо Джини (1884-1965) и многие другие*.

Деятельность большинства из них протекала уже в первой половине XX в., для которого в целом характерно бурное разви­ тие науки разных отраслей.

Работы перечисленных выше ученых обогатили статистичес­кую науку такими новыми методами исследования, как: корреля­ ционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ теоретических моделей распределения единиц совокупности по тем или иным призна­ кам, оценивание гипотез и др.

Математико-статистическое направление статистической на­ уки развивалось не только на Западе, но и в России. Но прежде чем называть имена русских ученых в этой области, вернемся не­ сколько назад и рассмотрим основные этапы развития статисти­ ки как науки в России.

Такого детального и систематизированного описания государ­ ства не было прежде в Европе. Особо оригинальным и ценным было использование в этой работе таблиц. Кирилова по праву считают первооткрывателем табличного метода в статистике.

Кирилову принадлежит и идея создания первого атласа Рос­ сии, среди его заслуг также частичное воплощение этой идеи в жизнь.

Наряду с государственной деятельностью В.Н. Татищев зани­ мался научными изысканиями. Проявляя интерес к различным наукам, он понял, что в первую очередь надо решить проблему сбора необходимой информации, т.е. проблему источниковедения.

Решению этой проблемы он уделял большое внимание до конца жизни.

Так, для сбора информации, необходимой, чтобы составить по заданию Петра I всестороннее экономико-географическое описа­ние России, Татищев разработал специальную анкету (1737 г.) и представил ее на рассмотрение в Академию наук. Анкета содер­ жала 198 вопросов, относящихся к истории, географии, этногра­ фии, экономике и пр.

Анкеты были разосланы в канцелярии всех губерний и провин­ций. Специальный правительственный указ обязывал администра­цию обеспечить своевременное заполнение и представление анкет в Академию наук. Однако сведения были собраны не полностью и обработаны и изданы частично лишь в 1771-1774 гг. после смерти М.В. Ломоносова. Для организации сбора статистической инфор­мации Ломоносов сделал немало. Можно сказать, что под его ру­ководством Географический департамент Академии наук превра тился в настоящий центр статистико-географического изучения хозяйства России, отдельных ее регионов.

Оно собирало различного рода сведения статистического ха­ рактера, на основании которых публиковались статистико-географические исследования. Созданное для определенных практичес­ ких задач ВЭО сыграло большую роль в деле развития краевой географии и статистики.

Если говорить об отличии описательной школы от школы поли­тической арифметики языком современной науки, то первую ха­рактеризует комплексный подход, вторую — системный.

Одним из основоположников описательной школы был Гер­ман Конринг (1606—1681) — выдающийся врач и видный го­сударственный деятель своего времени. Он первым начал читать лекции по государствоведепию в университете (с 1660) в Гельмштедте. Цель новой науки Конринг сформулировал так: научить политических деятелен понимать причины государственно важ­ных явлений, которые он подразделял па четыре группы: мате­риальные— описание территории и населения, формальные — по­литическое устройство, конечные (целевые) —благосостояние го­сударства и его граждан, административные — управление госу­дарством, его аппарат (чиновники, армия и т. д.). Эти четыре части предопределили развитие демографии, политической географии, бюджетной статистики и административной статистики.

Идеи Клиринга получили широкую известность, главным обра­зом благодаря энергичной деятельности его последователя Готфрида Ахенваля (1719—1772). Именно ему суждено было создать школу, оказавшую огромное влияние на судьбы статисти­ки и безраздельно господствовавшую в Европе до середины XIX в.

Первым видным оппонентом Ахенваля стал Антон Фридрих Бюшинг (1724—-1793), Он отстаивал проведение статис­тических описаний не по странам, а по объектам исследования (на­селение, вооруженные силы, сельское хозяйство, торговля и т. д.). Это предложение вызвало первую полемику среди государствоведов. Бюшинг ввел понятие плотности населения, рассматривал его как фактор экономического роста. Он считал, что внешняя торговля компенсирует недостатки природных ресурсов и позволяет интегрировать хозяйственную жизнь различных стран.

Потребности практики требовали все большего внимания к точности данных о достопримечательностях. Ответом на этот запрос было возникновение в рамках школы табличного направления. Его создателем был датский ученый И. П. Анхерсен (1700 – 1765). Все доступные наблюдению достопримечательности он попытался систематизировать в форме таблицы.

Он уделял значительное внимание количественному подходу в изучении достопримечательностей, особенно населения. В России он участвовал в разработке примерных образцов регистрации приходскими священниками смертей, рождений, браков; в составлении образцов списков, в которых умершие распределялись по возрасту и причинам смерти. В 1764г. Эта система учета была введена в Петербурге, а потом и во всех губерниях. По данным за 1764г. Шлецер построил таблицу смертности для Петербурга.

Различия в понимании статистики свидетельствовали о развитии школы государствоведов, о постепенном сближении с достижениями политических арифметиков.

Самыми ценными достижениями описательной школы были совокупность показателей, которые разрабатывали ее представители, и создание специальной системы сбора статистических данных о массовых явлениях (с 18в).

Представителями этой школы были созданы и введены в научный оборот таблицы и графики. Правда, это были не современные статистические таблицы – они включали не только числовые, но и словесные данные.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: