Государство караханидов краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Карахани́дское госуда́рство (уйг. قاراخانىيلار خانلىقى ; каз. Қарахандар хандығы ; узб. Qoraxoniylar xoqonligi ) — средневековое государство на территории Центральной Азии.
Содержание
История
Происхождение
Происхождение самой династии неясно, принятые в литературе её названия (Караханиды, реже Илеки) совершенно условны и сконструированы историками XIX века из двух распространённых титулов: кара-каган и илек [7] .
Образование каганата
После разгрома Уйгурского каганата в 840 году, выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский йабгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище "Кара" ("Чёрный" - А.Б.), открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул "каган" [8] [9] [10] . Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов. [11]
При сыновьях Бильге-Кюля "Кара" Кадыра Арслан-хана (840 - 893) ("Арслан" - лев - тотем чигилей) - Базире Арслан-хане (893 - 920) и Огулчаке Арслан-кагана (893 - 940) - возобновляются набеги на территорию Мавераннахра. К этому времени в Мавераннахре начинается укрепление дома Саманидов. Ликвидировав междоусобицы внутри рода и усмирив мятежи против власти Саманидов в Хорасане и Мавераннахре, Эмир Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад Саманид (892 - 907) начал задумываться об обеспечении внешней безопасности Эмирата. В связи с этим в 893 году был предпринят поход на Семиречье, в результате которого были взяты города Исфиджаб и Тараз. После длительной осады города пали, а население было принудительно обращено в ислам [12] . Чигили были вынуждены переселиться на север, ближе к озеру Иссык-Куль, а ставку кагана перенести в Баласагун. К этому времени ещё одно племя карлуской конфедерации - ягма - вытесненное тибетцами, поселяется в этом же ареале. Именно с этого момента начинается тесно взаимодействие этих двух племён, впоследствии ставших ядром Караханидского каганата.
Окончательно же власть караханидских каганов утвердилась к 40-м годам X век.
Караханиды и ислам
В 920 году йабгу племени ягма становится Сатук. В 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское Абд ал-Карим. Согласно оттоманскому историку Мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. Позже, в 940 году он получает фетву на умерщвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. После его умерщвления Сатук воцаряется в Кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул "каган".
При сыне и преемнике Сатука (Абд ал-Карима) Богра-кагана (920 - 955) ("Богра" - верблюд - тотем племени ягма) Мусе ибн Абд ал-Кариме Богра-хана (956 - 958) в каганате началась "исламизация". Из арабского языка был заимствован верховный титул правителя - Султан ал-Салатин (т.е. султан над султанами). Но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, Илек и Тегин не потеряли своего значения.
Во время правления брата Мусы Сулеймана ибн Абд ал-Кариме (958 — 970), который принял титул Арслан-хан, всё население каганата было обращено в ислам. Согласно арабским историкам Ибн Мискавейху и Ибн ал-Асиру в 960 году "200,000 шатров неверных (тюрков - А.Б.) приняли ислам". Предположительно, под словом "тюрки" подразумевались Караханиды [10] .
Присоединение Мавераннахра и распад Саманидского Эмирата
При сыновьях Сулеймана Али (970 - 998) и Хасане (известным в письменных источниках как "Шегаб ад-Даула" - "Звезда Государства") (970 - 992) в стране устанавливается двоевластие. Али ибн Сулейман, приняв титул "Арслан-каган", воцаряется в Кашгаре, а его младший брат - Хасан ибн Сулейман - принимает титул "Богра-каган" и воцаряется в Баласагуне.
В 992 году братьями было решено присоединить соседние области, в частности Мавераннахр.
Саманидский эмират при Эмире Абу-ль-Касиме Нухе II ибн Мансуре (976-997) настолько ослаб, что не мог противостоять нападениям извне. В таком именно положении Саманидский Эмират подвергся в 992 году первому, спустя столь длительное время, нападению Караханидов во главе с Хасаном ибн Сулейманом Богра-каганом.
Все попытки Нуха II мобилизовать военные силы страны не дали положительных результатов. Поднять население против Караханидов под лозунгом джихада было невозможно, так как Караханиды исповедовали ислам. Крупные военачальники не стали поддерживать Нуха II. Наместник Хорасана Абу Али Симджури заключил тайное соглашение с Хасаном Богра-ханом и не послал хорасанские войска на защиту Мавераннахра. Высланное против Богра-кагана войско потерпело поражение вследствие измены начальника войск тюрка Фаика, который присоединился к Богра-кагану и двинулся к Бухаре. В результате этой измены караханидские войска, не встретив отпора, без труда захватили столицу Саманидского Эмирата - Бухару. Нух II был вынужден бежать в Амуль.
Неожиданная смерть Богра-кагана (992 год) изменила положение. Караханидские войска, захватив богатую добычу, вернулись в Фергану.
События 992 года показали непрочность Саманидского Эмирата. Абу Али Симджури и Фаик восстали против Нуха II - один в Хорасане, а другой в районе Балха.
Вернувшись в Бухару, Нух II не надеясь на собственные силы, обратился за помощью к правителю Газни, тюрку Себюк-тегину. Себук-тегин охотно принял просьбу эмира и немедленно направился в Мавераннахр. С 20-тысячным войском он переправился через Амударью и вступил сначала в Кеш, затем в Нахшеб, а оттуда вместе с Нухом направился против Абу Али и Фаика. После нескольких сражений войска восставших были разгромлены, а сами они бежали в Джурджан.
Но в 995-996 годах произошли новые восстания Вали отдельных саманидских областей, а Караханиды во главе с Али ибн Сулейманом Арслан-ханом возобновили свои попытки захвата Мавераннахра. И на этот раз Нух II с помощью Себук-тегина подавил восстания и предотвратил нападение Караханидов, хотя и вынужден был уступить им северо-восточные области.
В 997 году умерли Нух II и Себук-тегин. Эмир Мансур II ибн Нух (997 - 999) - сын Нуха II попал под сильное влияние Газнивидского эмира Абу-л-Касима Махмуда ибн Себюк-тегина, известного как Махмуд Газневид. Правители Нишапура тюрки Бегтузун и Фаик, бывшие в сговоре с Караханидами, боясь дальнейшего сближения Мансура II и Махмуда ослепили Мансура II, после чего он вскоре умер (999 год). По настоянию Бегтузуна и Фаика на престол вступил брат Мансура II Абд ал-Малик II ибн Нух.
Под предлогом кровной мести за Мансура Махмуд Газнивид вынуждает Абд ал-Малика II уступить северную часть нынешнего Афганистана, а затем с войском вступает в Хорасан. Таким образом, в подчинении эмира Абд ал-Малика II остался один лишь Мавераннахр.
Однако в 999 году и этот последний оплот саманидской власти рухнул под новым натиском караханидских войск. Наср ибн Али Арслан-каган (998 - 1017), младший сын Али Арслан-хана, которому ещё при жизни Али завещал свой престол, захватил Бухару, а Абд ал-Малика II и других членов правящей семьи заключил в темницу.
Таким образом власть Саманидов перестаёт существовать.
Раздробленность каганата. "Алиды" и "Хасаниды". Династическая борьба Караханидов
В 1040 году Караханидское государство распалась на Западный и Восточный.
В 1212 году Найманский хан Кучлук уничтожил Восточный каганат в Узгене и Кашгаре. В том же году был ликвидирован Западный каганат в Самарканде.
История каганата уже с первых десятилетий его существования насыщена междоусобной борьбой двух влиятельных семей — потомков Али Арлсан хана, сына Мусы хана и Хасана (Харун) Богра хана, сына Сулейман хана (брата Мусы хана). Этим междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна, но правитель караханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступить на восток.
В 1040 году Караханидский каганат распался на две части: Восточный и Западный. Столицей Западного каганата был Самарканд.
С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения Караханидов с сельджуками.
В 1089 году Западные Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 году правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнён.
В 1102—1130 году Западным каганатом управлял Арслан хан, который возвел минарет Калян в Бухаре.
Вторжение каракитаев в 30-х — начале 40-х годов XII века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки политического влияния Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом.
Главной формой феодального землевладения была икта. Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода — хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Столицей Западного Караханидского каганата был Самарканд.
Политический строй
Значительный материал по истории государства Караханидов содержится в монетах.
- Хан — титул правителя.
- Илак, тегин — правители уделов.
- Отличие от других государств — военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.
- Икта — право сбора налогов, а его обладателя называли — иктадор. Ханы жаловали своим родственникам и приближённым право на получение с населения района или города налогов, до того взимавшихся в пользу государств.
Хронология правления ханов с конца XI века устанавливается только по монетам.
Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В X в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья.
В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения. Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.
Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.
В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.
При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.
В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.
Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.
Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.
В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).
Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.
По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддержания правящей власти.
Одной из разновидностей землевладения была икта- земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.
Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.
Кроме икты существовали и другие разновидности землевладения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие земельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.
Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.
В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.
В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой общественного строя, сильным как политически, так и экономически.
Бронзовые светильники, найденные при раскопках города Тараз.
Политическое положение государства. После смерти основателя государства Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки.
Несмотря на это, государство Караханидов умело использовало в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй половине X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.
Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.
Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуР кест &н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К Западному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.
Тюркская одежда времени
Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого
не произошло из-за разгоревшейся междоусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство.
Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания.
В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэтому караханидские правители во время сбора налогов для каракитаев старались пополнить и свою казну.
Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на
Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.
В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.
Таким образом пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков.
Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях развивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимовок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочевники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Такой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Казахстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобладало оседлое скотоводство.
Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжением аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Традиционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.
Культура. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.
Развитие городской культуры привело к росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен
ных источниках часто встречаются данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и торговцев.
Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.
Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди населения исламской религии.
Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было разносторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.
1. Расскажите об образовании государства Караханидов.
2. Что вы можете сказать об общественном строе государства?
3. Запишите в тетрадь по истории слова иктсь, мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их смысл.
4. Почему государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них в отдельности.
5. Когда государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?
6. Расскажите о хозяйстве государства.
7. Как была развита культура государства Караханидов?
Вопросы для самопроверки
1. Особую роль в создании государства Караханидов сыграли племена .
A. жикил D . огузов
2. Кто являлся основателем государства Караханидов?
A. Бильге Кул Кадыр-хан D . Муса
B. Сатук Богра-хан Е. Сулейман-илик
3. В каком году ислам был объявлен государственной религией Государства Караханидов?
В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в X-XII вв. Восточный Туркестан — чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был — Сатук Богра-хан (915-955), который в 942 г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.
В состав Караханидского ханства присоединились:
- в 990 г. — Тараз, Испиджаб;
- в 992 г. — Хотан, Бухара;
- в 999 г. — государство Саманидов. Территория (XI-XII вв.) — Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.
Столица — Баласагун.
В конце 30-х гг. XI в. государство распалось на 2 части:
- Западное ханство — Мавераннахр вплоть до Ходжкента. Столица — Бухара, позднее Самарканд.Верховный правитель -Ибрахим Тамгаш Богра хан ;
- Восточное ханство — Семиречье, Кашгар. Города — Тараз, Испиджаб, Шаша, Фергана. Столица — Баласагун Верховный правитель — Арслан Сулейман хан.
В XI в. граница между двумя ханствами проходила по р. Сырдарье.
Общественное устройство
- Хан — титул правителя.
- Илак, тегын — правители уделов.
- Отличие от других государств — военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.
- Икта — право сбора налогов, а его обладателя называли — иктадар. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным право на получение с населения района или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства.
В 960 г. при Муса хане, сыне Сатука Бограхана караханиды впервые объявили ислам — государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовало сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.
«В отличие от других государств в Караханидском ханстве бурный рост духовной культуры. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были — Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари.
В X-XII вв получило развитие архитектура — мавзолеи Бабаджи-хатуна, Айила-биби, Карахана, Аяккамыра, Сырлытам. Каменный мост на р. Талас, баня в г. Таразе.
Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества.
Политическая история Караханидского Ханства
Политическая история ханства уже первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между представителями двух влиятельных, сильных семей — потомков Али Арслан хана (сына Мусы хана) и Хасана (Харун) Богра хана (сына Сулейман хана, брата Мусы хана).
Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.
В 1089 г. Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд.
В 1102 г. правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.
В первой половине XII в. многочисленный народ — каракитаи (кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству.
После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.
Окончательно история могущественного государства Караханидов завершилась в начале XIII в. в борьбе с найманами и хорезмийцами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: