Чикагская школа монетаризма представитель

Обновлено: 10.07.2024

Что такое Чикагская школа? В США, как отмечалось выше, альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг.

XX в. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х — начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М. Фридмена (род. в 1912 г.), ставшего в 1976 г. одним из нобелевских лауреатов по экономике. Последний и его сподвижники кейнсианс- ким неденежным факторам (например, инвестиции) предпочли именно денежные факторы.

Возникновение кривой Филлипса

Монетарная концепция М. Фридмена

М. Фридмен предпринял попытку возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах10.

Между тем монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р. Никсоне в 1969—1970 гг. (тогда М. Фридмен являлся советником президента этой страны). Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики, позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

Фридменовская концепция «естественной нормы

Чикагская школа – это экономическая школа, основанная в 1930-х годах Фрэнком Хайнеманом Найтом, которая пропагандировала достоинства принципов свободного рынка для улучшения общества.

Ключевые выводы

  • Чикагская школа – это экономическая школа, основанная в 1930-х годах Фрэнком Хайнеманом Найтом, которая пропагандировала достоинства принципов свободного рынка для улучшения общества.
  • Чикагская школа включает монетаристские представления об экономике, утверждая, что денежная масса должна поддерживаться в равновесии со спросом на деньги.
  • Самым выдающимся выпускником Чикагской школы был лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман, теории которого разительно отличались от кейнсианской экономики.

Понимание Чикагской школы экономики

Чикагская школа – это неоклассическая экономическая школа мысли, зародившаяся в Чикагском университете в 1930-х годах. Основные принципы Чикагской школы заключаются в том, что свободные рынки лучше всего распределяют ресурсы в экономике и что минимальное вмешательство государства или его полное отсутствие лучше всего для экономического процветания. Чикагская школа включает монетаристские представления об экономике, утверждая, что денежная масса должна поддерживаться в равновесии со спросом на деньги. Теория Чикагской школы также применяется к другим дисциплинам, включая финансы и право.

Самым выдающимся выпускником Чикагской школы был лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман, теории которого разительно отличались от кейнсианской экономики, господствовавшей в то время школы экономической мысли. Разработанные там теории были основаны на интенсивном математическом моделировании для проверки разрозненных гипотез.

Одно из основополагающих предположений Чикагской школы – это концепция рациональных ожиданий. Количественная теория денег Фридмана утверждает, что общий уровень цен в экономике определяется количеством денег в обращении. Управляя общим уровнем цен, можно лучше контролировать экономический рост в мире, где отдельные лица и группы рационально принимают решения о распределении экономических ресурсов.

По мнению Чикагской школы, для экономики также выгодно сокращение или отмена правил ведения бизнеса. Джордж Стиглер, другой лауреат Нобелевской премии, разработал теории о влиянии государственного регулирования на бизнес. Чикагская школа по своей сути является либертарианской и принципом невмешательства, отвергая кейнсианские представления о том, что правительства управляют совокупным экономическим спросом для содействия росту.

Важный вклад

Критика Чикагской школы экономики

Что такое Чикагская школа? В США, как отмечалось выше, альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг.

XX в. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х — начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М. Фридмена (род. в 1912 г.), ставшего в 1976 г. одним из нобелевских лауреатов по экономике. Последний и его сподвижники кейнсианс- ким неденежным факторам (например, инвестиции) предпочли именно денежные факторы.

Возникновение кривой Филлипса

Монетарная концепция М. Фридмена

М. Фридмен предпринял попытку возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах10.

Между тем монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р. Никсоне в 1969—1970 гг. (тогда М. Фридмен являлся советником президента этой страны). Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики, позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

Фридменовская концепция «естественной нормы

конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние

на эконо мическую политику. Теоретические постулаты неолиб ералов б ыли

использованы при ф ормировании экономических курсов, названных

государственного участия в экономической жиз ни, создание максимально

благоприятных условий для развития конкуренции — важнейшего

Сторонники экономического либерализма вед ут речь не об отказе от

государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности.

Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рам ках

традиционной проблемы — оптимального сочетания государственного

регулирования и стихийного функционирования рыноч ного механизма —

применительно к конкретным условиям и возможностям национальных


Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как

самостоятельная система взглядов на проблему госу дарственного

регулирования экономики. Неолиберальная концеп ция и в теоретических

разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета

условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря

определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, исполь зование

принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной

собственности и негосударственных хозяй ственных структур, видя роль

Представители неолиберальной концепции государственного ре гулирования

экономики, памятуя напутствие Л.Эрхарда — «кон куренция везде, где

ограниченного государственного участия в экономических процессах и

большего его содействия сво бодному и стабильному функционированию

Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям госу дарственного

регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции,

в ряде стран были созданы неолибераль ные центры по выработке

альтернативных мер государственного вм ешательства в экономику, которые

(меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей

экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в

Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской

школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской

М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек,

Современных либералов объединяет общность методологии, а не

концептуальные положения. Неолибералы, например Н. Бэрри, А. Лернер,

выступают не только против кейнсианства, но и против монетаризма, обвиняя

эти школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб

Кейнсианский вариант управления экономикой методом денежной

эмиссии и бюдж етного дефицита хоть и способствовал быстрому

экономическому росту, но не мог обеспечить бескризисного развития, полной

занятости, преодоления инфляции. Задолго до начала 70-х гг., когда мир

испытал дежурный глобальный кризис, представители неоклассической школы

прогнозировали его. Они доводили, что "Большая депрессия" 1929-1933 гг.

была не результатом свободного предприним ательства, как утверждал Кейнс, а

следствием провалов в той сфере деятельности, за которую были ответственны

правительства: денежная политика (эмиссия денег) и избыточные расходы,

которые привели к расстройству финансовой системы, к кризису, инфляции и

На основании своего убеждения, что циклы имеют денежный характер,

неоклассики предлагали ограничить государственную регуляцию экономики

контролем денежной массы, эмиссии денег, количества денег в обращении и

запасах, а также обеспечить сбалансированность государственного бюджета и

Сочетание подходов и монетарной концепции государственной регуляции

характеризовало особенное направление неолиберальной школы, что

Значительное в лияние на ф ормирование монетаризма оказали теории

американских экономистов 20 - 40-х гг. Г. Саймонса, И. Фишера, Ф. Найта. Но

особенного распространения монетаризм как вариант неолиберализма приобрел

Читайте также: