Роман калым краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Но что кроется за всеми его зверствами? Он, как мне кажется, понял, что прячется за кулисой нашего мира. Ничто. Произведения Камю наполнены философией, свободой или ее отсутствием, вопросами экзистенциального характера. Что есть человек? В чем смысл нашего бытия? Что скрывается за поступками, которые мы совершаем? Как обрести свободу?
Калигула — это собирательный образ, это пик того, что автор хочет сказать о человеке, который понял для себя суть мира в его бессмыслии.
Он теряет любовь всей своей жизни и сбегает в поисках утешения. Но не может его найти, ведь больше ничего не осталось в жизни. Нет вещей, которые можно любить так же сильно. Вместе с ее смертью как будто умер и он сам.

Калигула. Верно. Но я не знал этого раньше. Теперь знаю. (Так же просто) Этот мир, такой как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна луна, или счастье, или бессмертие что угодно, пусть даже безумие – но не от мира сего.
Геликон. Этот принцип хорош сам по себе. Но ему невозможно следовать до конца.
Калигула. Ты ничего не знаешь об этом. Потому что еще никому и никогда не удавалось быть последовательным в чем-либо. Но может быть, просто достаточно до конца оставаться логичным.
Смотрит на Геликона.
Я знаю, что ты думаешь. Столько шуму из-за смерти одной женщины. Не в этом дело. Правда, несколько дней я не мог отвязаться от мысли, что женщина, которую я любил, мертва. Но что такое любовь? Такая малость! И эта смерть ничто, уверяю тебя. Она только знак некой правды, которая делает луну необходимой. Эта правда совсем простая и совсем ясная, немного глупая, но ее трудно открыть и тяжело выдержать.
Геликон. И что ж это за правда, Кай?
Калигула (отвернувшись, равнодушно). Люди умирают и они несчастны.
Геликон (после паузы). Ну, Кай, с этой правдой они научились ладить. Погляди вокруг. Она не портит им аппетита.
Калигула (неожиданно взорвавшись). Так вот, всё вокруг меня ложь, а я, я хочу жить только в правде. И у меня как раз есть средство заставить их жить в правде. Ибо я знаю, чего им не достает, Геликон. Они лишены понимания, и им не достает учителя, который бы знал, что он говорит.

Калигула. Ты в этом ничего не понимаешь. Казна есть весьма могущественный фактор. Важно все: финансы, нравственность, внешняя политика, снабжение армии и аграрные законы. Говорю тебе, все это очень важно. Все имеет равное значение – величие Рима и приступ артрита. О! Я займусь этим всем. Послушай-ка, Управитель.

Калигула (взрываясь, с яростью). Любовь, Цезония? (Хватает ее за плечи, трясет. ) Я понял: любовь – ничто. Публичная казна превыше всего. Все остальное – потом! Запомни это хорошенько! О, только сейчас я начинаю жить! Жить, Цезония, жить – это противоположно любви. Я, я говорю тебе это, и я приглашаю тебя на праздник без границ, на генеральный процесс, на прекрасный спектакль! Мне нужна толпа, зрители, жертвы, виновные!

Калигула. Слушай хорошенько, идиот. Если казна что-либо значит, человеческая жизнь не значит ничего. Это очевидно. Все, кто рассуждает подобно тебе, должны принять этот довод и согласиться, что их жизнь ничего не значит, потому что деньги для них значат все. Я решил следовать логике, а так как я имею власть, вы увидите, чего вам эта логика будет стоить. Если понадобится, я начну с тебя.

В процессе размышлений Калигула высказывает одну крайне интересную мысль, которая как никогда актуальна для людей во все времена. Очевидность и прозрачность ее поймет каждый:

Он говорит о свободе людей. Свободе, которую можно обрести, только полностью избавившись от чувств, людей, вещей. Свобода, которую получаешь, только если сможешь познать бессмысленность всего вокруг. Никто не будет полностью свободен, пока он зависит. Но каждый человек зависим, поэтому мы не можем быть свободны:

Калигула. Не стоит усилий, случай очевидный. В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу. (Поднимается. ) Я ненавижу вас именно потому, что вы несвободны. Во всей Римской империи свободен один я. Радуйтесь, к вам наконец пришел император, который научит вас свободе. Убирайся, Керея, и ты, Сципион. Дружба смешна мне. Идите, объявите Риму, что он получил наконец свободу, и с ней начинаются великие испытания.

Он понимает, что жизнь идет своим чередом без нас. Солнце встает и садится, люди рождаются и умирают. Это естественный ход вещей и он идет самостоятельно.

Калигула. Но следует знать, для чего она, эта твердость духа. Зачем мне такая странная власть, если я не могу изменить порядок вещей, если я не могу заставить солнце садиться на востоке, не могу уменьшить страдание и сделать так, чтобы люди больше не умирали. Нет, Цезония: не имеет значения – спать или бодрствовать, когда не можешь влиять на порядок в этом мире.

Керея (поднявшись). В самом деле, хватит. Я хочу внести ясность. Ибо хоть я и с вами, я не за вас. Ваши методы мне не по душе. Вы не знаете истинного своего врага, вы приписываете ему мелкие цели. А у него цели только великие! Вы идете навстречу собственной гибели. Сумейте вначале увидеть его таким, какой он есть. И тогда вы сможете с ним бороться.
Третий патриций. Мы видим, какой он есть! Самый сумасшедший из тиранов!
Керея. Не уверен. Сумасшедшие императоры нам не в новость. Но этот не такой уж сумасшедший. Я ненавижу его за то, что он знает, чего он хочет.
Первый патриций. Он хочет всем смерти.
Керея. Нет, ибо смерть для него – вещь второстепенная. Он поставил свое могущество на службу страсти более высокой и губительной. Он угрожает самой нашей сути. Бесспорно, это не первый случай, когда человек наделен властью безграничной, но это первый случай, когда он безгранично ею пользуется и доходит до того, что отрицает людей и мир. Вот что ужасает меня в нем, и вот с чем я хочу бороться. Потерять жизнь – пустяк, и мне достанет храбрости, когда это будет нужно. Но видеть, как теряется смысл этой жизни, как исчезает сама необходимость существования – вот что нестерпимо. Жить в бессмысленном мире нельзя.

Один из важнейших вопросов поднимает Камю в крохотном абзаце. Да, Калигула убивает просто так (как кажется окружающим), но не просто так, как считает он сам (все виновны). Но все устроенные им казни ничто в сравнении с тем, сколько людей гибнет в войнах. Всегда, везде, во все времена, на всех территориях. Война — бессмысленна, но она отнимает жизни в огромных количествах, несравнимых больше ни с чем. Умирают солдаты и мирные жители. Так было и так будет. И это то, в чем люди так же виновны.

Калигула. Нет. Потому что я ценю человеческую жизнь.
Сципион. Ты смеешься надо мной, Кай.
Калигула. Или, по крайней мере, я ставлю ее выше, чем идеал завоевания. Но правда и то, что не выше, чем собственную жизнь. И мне легко убивать потому, что мне легко умереть. Нет, чем больше я размышляю, тем больше убеждаюсь, что я – не тиран.
Сципион. Какая разница! Нам это стоит столько же, как если бы ты им был.
Калигула (нетерпеливо). Если бы ты взялся подсчитать, ты убедился бы, что и самое незначительное военное предприятие рассудительного тирана обошлось бы вам в тысячу раз дороже, чем капризы моей фантазии.

Любопытно было наткнуться на такое изречение:

Римский император заботится о том, чтобы ногти были накрашены и акцентирует, что вещь неотложная. Не напоминает ли это нам всем то, как мы ставим вещи, подобные этой выше других? Это ужасно смешно и печально одновременно. И это бессмысленно.

Когда Керея говорит о безопасности, мне в голову сразу приходит сравнение. Мы хотим жить в безопасности от подобных знаний, потому что мы просто не способны их вынести. Если бы каждый смог понять для себя суть — все сошли бы с ума. Мы закрываем глаза, мы отворачиваемся, стараемся обезопаситься от таких мыслей.

Керея. Я сказал тебе: я считаю, что ты приносишь вред. Я люблю безопасность. У меня потребность жить в безопасности. Большинство людей подобны мне. Они не способны жить во вселенной, где самая причудливая мысль в единый миг может стать реальностью. Я тоже, я не могу жить в такой вселенной. Я хочу сам распоряжаться собой.

Последние мысли Геликона, того, кто до конца и искренне поддерживал и понимал Калигулу, говорят читателю о также знакомой многим вещи: те, кто судят, страшнее тех, кого судят. Эта мысль проста и понятна. Легко говорить о добродетели, когда ты управляешь другими людьми. Легко быть при этом жадным, скупым, бессердечным.

Геликон. Ишь ты, какой гордый! Да, я служу безумцу. Но ты, кому служишь ты? Добродетели? Я скажу тебе, что я об этом думаю. Я рожден рабом. Я плясал под кнутом, прежде чем принял облик человека порядочного и честного. Кай не вел со мной бесед. Он просто освободил меня и взял во дворец. И тогда у меня появилась возможность как следует разглядеть вас, добродетельных. И я увидел, как вы невзрачны и какой пресный дух распространяете вы, вы, которые никогда не страдали и не рисковали ничем. Я видел знать, богато одетую, но с нищим сердцем, с жадным лицом и цепкими руками. И это – судьи! Вы, торговцы добродетелью, мечтающие о безопасности, как девушка мечтает о любви, и умирающие в страхе, даже не сумев понять, что всю свою жизнь вы лгали, – вы беретесь судить того, чьи страдания неисчислимы, того, кто каждый день истекает кровью тысячи новых ран! Вы первыми броситесь на меня, я в этом уверен. Презирай раба, Керея. Он выше твоей добродетели, ибо может еще любить своего несчастного господина, который сразится с вашей ложью и заткнет ваши клятвопреступные рты.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1

Молодой человек, студент-юрист Родион Раскольников, живет в каморке, которая походит более на шкаф, чем на квартиру .

Раскольников сильно обеднел, он вечно голоден и избегает встреч с хозяйкой квартиры, поскольку задолжал ей оплату. Родион идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы.

На самом деле заклад часов – только предлог: посещение Раскольникова – проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Выйдя от нее, он переживает. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц.

Глава 2

На Сенной площади Раскольников заходит в одну из распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это титулярный советник Семен Мармеладов.

Раскольников решил довести пьяного Мармеладова до дома, и поражается тотальной нищете Мармеладовых. Катерина Ивановна начинает ругать мужа, что снова пропил последние деньги, она бьет его, причем Мармеладов заявляет, что ему это в радость , и Раскольников, не желая ввязываться в ссору, уходит, по не понятным для себя причинам оставив им мелочь на подоконнике.

Глава 3

В своей крошечной комнатушке Раскольников читает письмо матери, которую нежно любит. Она рассказывает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал проявлять к девушке интерес, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала оскорблять ее. Дуня покинула Свидригайловых и приняла предложение Петра Петровича Лужина, надворного советника, достаточно состоятельного. Лужин торопит семейство со свадьбой, поэтому скоро обе женщины приедут в Петербург.

Глава 4

Раскольников взволнован: он понимает, что замужество с Лужиным – это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Раскольников не может принять этой жертвы, и одновременно он сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану.

Глава 5

Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит один из своих знаменитых страшных снов: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).

Глава 6

Глава 7

Часть вторая

Глава 1

Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит Настасья: его зачем-то вызывают в полицию. На фоне содеянного, Раскольников волнуется, но причина вызова тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.

Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.

Глава 2

Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.

Глава 3

Раскольников приходит домой и заболевает: его накрывает бред. Несколько дней он проводит в постели. Когда он приходит в себя, то обнаруживает рядом Разумихина и Настасью, которые тревожились о нем. Мать пересылает ему денег на оплату квартиры. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.

Глава 4

К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, маляр, работавший в доме Алены Ивановны с бригадой.

Глава 5

У Раскольникова появляется степенно держащий себя человек, это жених Дуни, Петр Петрович Лужин. Раскольников выговаривает ему: он понимает, что женитьба на Дуне для Лужина – самоутверждение. Он хочет спасти девушку от нищеты, чтобы она до конца дней благоговела перед ним за покровительство. Лужин возражает ему, но напрасно. Раскольников презрительно выгоняет его. Зосимов с Разумихиным тоже уходят, причем Разумихин сильно переживает за друга, он чувствует, что его душевное состояние не в порядке: его что-то тяготит.

Глава 6

Раскольников продолжает бесцельные прогулки по городу. Не в силах снести муки, он думает утопиться, но затем эта мысль оставляет его. Сам не замечая, как, он выходит к дому Алены Ивановны. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.

Глава 7

Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:

Раскольников отдает Мармеладовым все деньги: им не на что организовать похороны.

Доброе дело словно придает Раскольникову сил, в гостях у Разумихина они обсуждают литературу и общество, потом друг отправляется проводить Родиона. Из окон его комнаты льется свет, оказывается, это приехали его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. При виде любимых людей, Родион опять падает в обморок.

Часть третья

Глава 1

Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.

Глава 2

Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о Лужине, он прислал письмо. Пульхерия Александровна сообщает Разумихину, что жених Дуни отчего-то против встреч с Раскольниковым. Пульхерия Александровна вместе с Дуней едут к Родиону.

Глава 3

Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец. Внезапно оказывается, что он снял комнату у нее за перегородкой: теперь они соседи.

Глава 5

Глава 6

В подворотне Раскольников встречает неизвестного, который называет его убивцем , после чего тотчас уходит. Юношу накрывает паника, и когда он оказывается дома, у него случается очередной приступ лихорадки. Ему снится очередной жуткий сон: он следует за незнакомым обвинителем, и тот приводит его в квартиру Алены Ивановны. Старушка прячется под салопом (женская одежда), Раскольников раз за разом бьет ее по голове топором, но убить никак не может: она только сотрясается от смеха и смотрит на него. В ужасе он хочет убежать, но вокруг смыкается толпа людей, которые осуждают его. Он просыпается, и видит, что у него гость: это тот самый Свидригайлов, который опозорил его сестру Дуню.

Часть четвертая

Глава 1

Раскольников помнит о том, что сделал Свидригайлов. Тот заявляет, что между ними гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Свидригайлов просит Раскольникова помочь ему встретиться с Дуней: его жена после смерти оставила ей 3 тысячи, а он готов ей дать 10 в знак раскаяния за содеянное. Раскольников отказывает ему.

Глава 2

Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.

Глава 3

Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти.

Глава 4

Раскольников является на квартиру к Соне:

Раскольников торжественно обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово.

Глава 5

Глава 6

Часть пятая

Глава 1

Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает.

Глава 2

Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей – Соня, Раскольников, Лужин (хотя он отказывался изначально) и Лебезятников.

Глава 3

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Глава 4

Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника (частично она ошибается). Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона (сильно трансформированный в культуре того времени):

Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5

Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это – те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Часть шестая

Глава 1

Глава 2

Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион – убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты (с учетом лихорадочного состояния Раскольникова), Порфирий делает вывод:

Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.

Глава 3

Раскольников решает встретиться со Свидригайловым – его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:

Глава 4

Глава 5

Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит.

Глава 6

Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову.

Глава 7

Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:

Он клянется Дуне, что искренне хотел добра, и пытался поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой. . Но он не смог обрести эту желанную независимость от совести.

Глава 8

Эпилог

Глава 1

Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын – убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство. Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).

Глава 2

Раскольников заболевает и попадает в лазарет.

Выздоравливает юноша очень долго. Ему снится сон, в котором аллегорически передается суть его идеи: на мир двинулась странная и страшная эпидемия, которая пришла из Азии и захватила всю Европу. Микроскопические существа, трихины , вселялись в тела людей и внушали им свои болезненные идеи, призванные разобщить человечество. Они внушали людям непомерную гордость:

Люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе . Спасение ожидало лишь некоторых избранных, чистых душой. Им было уготовано начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю .

Когда Раскольников выздоравливает, в нем что-то меняется, и в первую очередь это проявляется в отношении к Соне. Странно злобный до этого, он теплеет к ней и однажды даже бросается перед ней на колени в слезах. Она понимает, что он любит, бесконечно любит ее . В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога:

Казбич ввляется одним из второстепенных персонажей романа "Герой нашего времени" Лермонтова. Казбич упоминается только в одной главе - "Бэла".

Ниже представлен образ и характеристика Казбича в романе "Герой нашего времени": описание в цитатах.

Смотрите: Все материалы по "Герою нашего времени

Характеристика Казбича в романе "Герой нашего времени": образ, описание в цитатах

". Помилуйте, да эти черкесы – известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и не нужно, а все украдет… уж в этом прошу их извинить. "

". Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. "

". он вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все таки был моим кунаком*. " (*кунак - то есть приятель)

". я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга. " (кольчугу надевали в случае, если предстоял какой-то бой)

Казбич
(актер Суламбек Мамилов)
Кадр из фильма
"Герой нашего времени" 1965 г.

". Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар. "

". Вот Казбич подкрался – цап‑царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу. "

". А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь. "

". Славная у тебя лошадь! – говорил Азамат. – Если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна.."

". Если б у меня был табун в тысячу кобыл, – сказал Азамат, – то отдал бы тебе его весь за твоего Карагёза. "

". И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья. "

". потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок. "

Казбичу нравится юная княжна Бэла, но он не сватается к ней, так как не может выплатить приличный калым:

". он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался…"

". как вдруг Казбич, будто кошка, нырнул из за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья – и был таков. " (смерть отца Бэлы)

". Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар. " (смерть Бэлы)


Это был цитатный образ и характеристика Казбича в романе "Герой нашего времени": описание героя в цитатах.

Колым (тюрк.); ц.-сл. вѣно — плата; выкуп за, уплачивавшийся первоначально роду , позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту [1] . Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком. По мнению советских идеологов, калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям калым наравне с приданым являлся вкладом 2 родов в формирование общего имущества будущей семьи. Распространён у многих племён и народов мира. Коммунистические идеологи критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Сибири и Кавказа, этот обычай сохраняется и в настоящее время.

Содержание

Калым у башкир

У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 руб. Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки). До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма. В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (ҡaлын алыу, ҡapшы туй, ҡaлын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 мес. после брачного сговора). По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (ҡaлым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тёщи. Калым у башкир бытовал и в начале XX в.

История

У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад (осет. ирæд ), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей [2] ; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.

Калым и махр

Необходимо отметить, что в исламе понятие калым не является выкупом за невесту её семье. Это подарок жениха невесте в виде приданного, которое остается в её распоряжении и после свадьбы (а в случае последующего развода - и после развода) - махр. Сура 4 "Женщины" Корана говорит:

"Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи".

Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается, или носит формальный характер.

Читайте также: