Гигиеническое значение зеленых насаждений на участках доу

Обновлено: 05.07.2024

Земельный участок — неотъемлемая часть дошкольных организаций (ДО). Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию. Участки дошкольных учреждений общего типа размещаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания ДО в городах составляют 300м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки - не более 500м.

Здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.

При размещении зданий дошкольных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации. Площадь озеленения территории ДО должна составлять не менее 50%. Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. При строительстве новых зданий максимально сохраняются уже существующие зеленые насаждения. В площадь озеленения участка включаются площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, травяное покрытие групповых и физкультурных площадок, огорода, ягодника, фруктового сада.

На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:

Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3м.

Зона игровой территории включает в себя:

· групповые площадки – индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;

· физкультурную площадку (одну или несколько).

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом и беспыльным.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м 2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 м 2 .

Для III климатического района вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны переменной глубины от 0,4 м до 0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд с улицы.

На территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, иных бытовых принадлежностей, овощехранилище.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны.

В каждом учреждении дошкольного образования есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно, в теплое время года. Хорошо озеленённый участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Особое значение имеет хороший участок в городском учреждении дошкольного образования, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Озеленение участка имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1. Санитарно-гигиеническое значение.

- обогащение воздуха кислородом, уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ.

- уменьшение значительного количества пыли, уменьшая её концентрацию на ограждённой территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория, засаженная зеленью.

- очистка воздуха от вредных микроорганизмов и насекомых. Высокая фитонцидная активность, характерна для берёзы, дуба, черёмухи, сирени, чёрной смородины, хвойных деревьев. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук, чеснок, горчица, хрен. Летучие вещества черёмухи убивают комаров, мух, мошек и слепней в течении нескольких минут.

- смягчение колебаний высоких летних и низких зимних температур,

- установление умеренной влажности воздуха,

- снижение солнечной радиации,

- снижение силы ветра,

- защита участка и здания от уличного шума,

- успокаивающее действие на ребёнка.

Воспитательно-образовательное значение.

Правильно озеленённый участок учреждения дошкольного образования рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.

Требования к планированию озеленения участка.

1. Требования к организации ландшафтной среды:контраст; зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине).

3. Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения:не следует применять для озеленения опасные деревья и кустарники (с вредными ядовитыми плодами, с колючками), растения, засоряющие при цветении территорию учреждения, растения, привлекающие большое количество насекомых; следует использовать растения с пестрыми и ярко окрашенными листьями, имеющие разный осенний наряд и форму кроны.

Виды озеленения участка:

Защитные насаждения

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль озеленения и ландшафтного дизайна для экологического воспитания дошкольников в детском саду

Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка, родители обращают внимание не только на обстановку в группе, но и на дизайн участка детского сада.

Детский сад можно считать вторым домом для малышей, ведь здесь они проводят большую часть своего дня. Наверное, каждому педагогу и родителю хочется, чтобы ребенка окружала красивая и грамотно оформленная территория детского сада, что оказывает положительное влияние на его эмоциональное состояние .

hello_html_b550958.jpg

hello_html_m3f9e0032.jpg

hello_html_m406496f7.jpg

hello_html_m50364967.jpg

hello_html_1c58ea62.jpg

Озеленение участка в детском саду имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1. Санитарно-гигиеническое значение .

- зеленые насаждения обогащают окружающий воздух кислородом , уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ.

- оздоравливающее действие зеленых насаждений проявляется в очистке воздуха от вредных микроорганизмов.

- зеленые насаждения способствуют созданию благоприятного для детского организма микроклимата:

смягчение колебания высоких летних и низких зимних температур,

установлению умеренной влажности воздуха

снижают солнечную радиацию, т.е. зеленые насаждения используются как солнцезащитное средство

задерживают значительное количество пыли, уменьшая ее концентрацию на огражденной территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория детского сада, засаженная зеленью

смягчают силу ветра

защищают участок и здание детского сада от уличного шума

действуют на ребенка успокаивающе

В целом все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка

hello_html_m677113c0.jpg

hello_html_115801b2.jpg

2. Воспитательно-образовательное значение.

Правильно озелененный участок дошкольного учреждения рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.

Впечатления, полученные от общения с природой , служат основой для формирования реальных представлений о ней.

- представлений о многообразии и уникальности растений и животных

- для понимания стадий развития растений

- понимания потребностей растений и животных,

- понимания сезонных изменений в природе,

- понимания связей растений и животных и деятельностью человека

Правильно организованный посильный труд на участке – обязательное условие трудового воспитания. Работая на участке, дети знают, для каких целей выращиваются те или иные растения, знакомятся с правилами ухода за ними, с последовательностью сельскохозяйственных работ, овладевают практическими умениями: посев, посадка растений, полив, рыхление, прополка, сбор урожая. Много радостных переживаний доставляет труд в природе, и это чувство радости, удовольствия – одно из важных условий появления у детей интереса к труду и воспитания трудолюбия

hello_html_61a2a56c.jpg

hello_html_714b36f1.jpg

hello_html_59f7a7c4.jpg

Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

hello_html_2249f16a.jpg

hello_html_m157f5056.jpg

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой, наблюдать за растениями и животными, участвовать непосредственно в озеленении детского сада – высаживать цветы, декоративные кустарники, поливать их и ухаживать за ними. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.


Если сравнить городской воздух с воздушной атмосферой пригородной зоны, то в нем содержится значительно меньше кислорода, воздушный бассейн города постоянно загрязняется отходами промышленного производства, выхлопными газами автомашин и пылью, в воздухе имеется повышенное количество бактерий и микробов. В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка.

Зелень парков и садов, опрятные улицы не только украшают город, но и дают своё экологическое воздействие.

Зеленые насаждения создают для человека благоприятные условия жизнедеятельности. Улучшают условия труда, быта и отдыха населения.

Зеленые насаждения являются органической частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции. Эти функции можно подразделить на две большие группы: санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.

Зеленые растения обогащают окружающую среду кислородом и поглощают образующийся диоксид углерода. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220—280 кг диоксида углерода и выделяет 180—220 кг кислорода. Оптимальная норма потребления кислорода — 400 кг/год на 1 человека, т.е. столько, сколько его продуцирует 0,1—0,3 га насаждений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что на 1 горожанина должно приходиться 50 м2 городских зеленых насаждений и 300 м2 пригородных.

Основные поверхности города, состоящие из асфальта, бетона, металла, слабо отражают радиационную энергию солнца, что является причиной формирования специфического городского микроклимата. Растения, обладающие некоторой прозрачностью, часть лучистой энергии пропускают, часть поглощают, а остальное — отражают, причем отражение солнечной энергии листвой в несколько раз превышает отражение твердыми городскими поверхностями.

Тень от деревьев и кустарников защищает человека от избытка прямого и отраженного солнечного тепла. В средних широтах температура поверхности в зоне зеленых насаждений на 12—14 °С ниже температуры стен и мостовых. В тени деревьев в жаркий день температура воздуха на 7—8 °С ниже, чем на открытом месте. Если в летний день температура воздуха на улице выше 30 °С, то в сквере микрорайона она не будет превышать 22—24 °С. Температуру воздуха способны снижать даже травянистые газоны: в жаркий день на дорожке у газона температура воздуха на высоте роста человека почти на 2,5 0С ниже, чем на асфальтированной мостовой.

Суммарная солнечная радиация под кроной отдельных видов деревьев почти в 9 раз меньше, чем на открытом пространстве.

Гигиеническое значение зеленых насаждений состоит в том, что они значительно понижают тепловую радиацию, поэтому тепловые ощущения человека ближе к комфортным именно среди зелени. По данным гигиенистов, зона комфортности находится в пределах 17,2—21,7 °С.

Положительно влияет на теплоощущения человека не только оптимальная температура воздуха, но и его влажность. Освежающий эффект одного растущего в благоприятных условиях дерева эквивалентен эффекту 10 комнатных кондиционеров.

Увеличение относительной влажности воздуха связано с испаряющей способностью растительного покрова. Поверхность, покрытая зеленой растительностью, испаряет в десятки раз больше влаги, чем лишенная зелени. С 1 м2 газона испаряется до 200 г/ч воды, а 1 га леса за час испаряет в атмосферу 1—4,5 т. влаги. Интенсивность испарения регулируется физиологическим процессом, присущим зеленым насаждениям. В жаркую погоду в целях защиты зеленого организма от перегрева она увеличивается в холодную – снижается. Это является оптимальным для человека.

Для повышения эффективности влияния зеленых насаждений на микроклимат прилегающих территорий рекомендуется создавать в городах зеленые полосы шириной 75—100 м через каждые 400—500 м.

Огромна роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Задерживая потоки воздуха, растения поглощают содержащиеся в нем загрязняющие вещества — мелкодисперсные аэрозоли и твердые частицы, а также газообразные соединения, поглощаемые растениями.

Очень хорошо улавливают пыль газоны. Трава на газонах высотой до 10 см задерживает в 3—6 раз больше пыли, чем не покрытая зеленью земля, и в 10 раз больше, чем дерево. Даже сравнительно небольшие участки насаждений снижают в летнее время запыленность городского воздуха на своей территории на 30—40%.

Зеленые насаждения обусловливают аэрацию городских территорий. Открытые участки городской застройки днем нагреваются сильнее, чем озелененные, что приводит к возникновению восходящих потоков воздуха и к перемещению прохладного воздуха на неозелененные территории. Ночью озелененные участки охлаждаются медленнее, чем оголенная земля и искусственные поверхности, поэтому возникает обратный процесс, способствующий проветриванию зеленых массивов. Вертикальные потоки уносят с собой частицы пыли и газообразные загрязняющие вещества, улучшая санитарно-гигиеническое состояние городских улиц.

Зеленые насаждения улучшают электрогигиенические свойства атмосферы. В лесном воздухе степень ионизации кислорода в 2—3 раза больше, чем в морском или в воздухе над лугом, и в 5—6 раз больше, чем в городском. Степень, ионизации зависит от видового состава и возраста растений.

Зеленые насаждения в три раза увеличивают количество легких отрицательно заряженных ионов и способствуют уменьшению количества тяжелых ионов. Тяжелые ионы возникают в результате соединения легких ионов с тяжелыми ядрами конденсации. Повышенная конденсация тяжелых ионов ухудшает видимость, отрицательно влияет на дыхание людей, вызывает усталость, а легкие отрицательные ионы улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы. В наибольшей степени улучшают ионный режим атмосферного воздуха смешанные хвойно-лиственные насаждения, а также многие цветущие растения.

Многие растения выделяют фитонциды — летучие вещества, способные убивать болезнетворные бактерии или тормозить их развитие и оздоравливать окружающую среду. Фитонциды убивают туберкулезную палочку, белый и золотистый стафилококк, гемолитический стрептококк, холерный вибрион и др. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, туя западная, конский каштан, сосна обыкновенная, различные виды дубов. Один гектар можжевеловых насаждений за сутки выделяет 30 кг фитонцидов — этого количества достаточно для уничтожения всех микробов в большом городе.

Зеленые насаждения снижают уровень городского шума, ослабляя звуковые колебания в момент прохождения их сквозь ветви, листву и хвою. Звук, попадая в крону, переходит как бы в другую среду, которая обладает значительно большим, чем воздух, акустическим сопротивлением, отражает и рассеивает до 74% и поглощает до 26% звуковой энергии. Летом насаждения снижают шум на 7—8 дБ, зимой — на 3—4 дБ.

Растительные экраны вдоль автомагистралей, состоящие из древесной растительности, уменьшают уровень шума от городского транспорта на 4,5—5,5 дБ, кустарниковые — на 10 дБ.
Лучшие экранирующие свойства имеют смешанные насаждения, состоящие из деревьев и кустарников, особенно с хорошей горизонтальной и вертикальной сомкнутостью.
Травяной покров способен снизить шум на 6 дБ. Зеленая масса лиан, покрывающая стены, увеличивает их звукопоглощающую способность в 6—8 раз, а также способствует рассеиванию звуковой энергии.

Зеленые насаждения могут выполнять функцию ветрозаграждения. Полоса деревьев высотой 10 м, расположенных в 5 рядов, способна ослабить скорость ветра вдвое, причем на расстоянии 60 м. В жилых районах, находящихся под влиянием ветрозащитных свойств леса, отмечено снижение на 20—30% расходов на отопление.

Зеленые насаждения оказывают эмоционально-психическое воздействие на человека. Природный ландшафт — естественный или искусственный — активно способствует восстановлению сил, возобновлению подвижного равновесия между организмом и окружающей средой, нарушаемого вследствие болезни, утомления и недостаточного пребывания на свежем воздухе.
Согласно цветовой теории, успокаивающее действие природы состоит в формировании в ней двух цветов — зеленого и синего. Важное значение имеет также своеобразное мягкое лесное освещение, богатство красок, аромат цветов, шелест листьев, пение птиц.

Считается, что пирамидальные, сферические и устремленные вверх кроны растений возбуждают человека, а овальные и плакучие успокаивают. Необходимо принимать во внимание, что грубая фактура деревьев в группах и массивах, состоящих из граба, бука, дуба или клена, действует на человека угнетающе, тогда как тонкая или средняя фактура (береза, лиственница) — успокаивающе.

Таким образом, одним из путей улучшения городской среды является озеленение. Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира, растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ. Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества.

Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда "радует глаз" человека. Многие виды растений является лечебным материалом, и входят в состав лекарственных средств.

Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна.

Наша задача заключается только в одном – охранять существующие лесные массивы и приумножать зеленые насаждения в городах.

Читайте также: