Музыка выражает настроения и чувства человека в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль музыки

в развитии эмоциональности ребенка.

развитие эмоционального реагирования;

развитие эмоциональной экспрессии;

формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

формирование словаря эмоциональной лексики.

В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и др. в качестве незаменимого средства рассматривается музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни).

Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д.

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии, Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.

Использование средств музыки должно занимать центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его со-переживания другому.

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Ход занятия

М.р. Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел Петрушка. Он очень хочет посмотреть, как вы умеете слушать музыку, петь, танцевать. Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети: Веселое, радостное!

М.р. Правильно, потому что он рад встречи с нами, на его лице изображена улыбка, и он сам любит шутить, всех веселить и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да, любим!

М.р. Тогда, вот вам первая загадка от Петрушки: сейчас будет звучать музыка, различная по характеру. А вы должны внимательно ее слушать и выполнять соответствующие движения под музыку. Вы готовы?

Дети. Да!

М.р. Молодцы, ребята! Правильно выполняли движения под музыку. А теперь проходите на стульчики.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Почему?

Дети: Хорошее, радостное! Мы отгадали загадки Петрушки.

М.р. Ребята, а вы знаете, что музыка может передавать не только настроение людей, но и черты человеческого характера. У нашего Петрушки есть 3 подружки. Их зовут: Резвушка, Плакса и Злюка. Давайте попробуем определить по звучанию музыки: кто сейчас к нам спешит в гости.

Слушание. Д. Кабалевский. Плакса. Злюка. Резвушка.

М.р. Какая по характеру эта музыка? О какой девочке идет речь?

Дети: Эта музыка веселая, радостная, быстрая. Это Резвушка.

М.р. Молодцы, ребята. Слово резвушка происходит от слова резвая – то есть быстрая, живая, игривая. Это девочка – непоседа, попрыгунья, которой так трудно усидеть на одном месте. И музыка подвижная, живая, веселая, шаловливая. (Показать детям иллюстрацию Резвушки или предложить им выбрать соответствующую пьесе иллюстрацию). А кого сейчас изобразит нам музыка?

Дети: Эта музыка рассказала о Плаксе.

М.р. А как вы догадались?

Дети: Музыка похожа на слезы. Музыка грустная.

М.р. Правильно. Послушайте, какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда. (Звучит фрагмент пьесы). (Показать иллюстрацию Плаксы).

М.р. А какого ребенка мы называем злюкой?

Дети. Который злится, дерется.

М.р. Да, к сожалению, бывают такие дети – злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют.

Ребята, давайте мы покажем настроение трех подружек мимикой: Резвушка

(Дети улыбаются); Злюка (взгляд злой, исподлобья); Плакса (грустный взгляд, уголки губ опущены вниз, показать пальчиком как слезы капают на ладошку).

М.р. Как вы думаете, Петрушка рад, что мы и с этими музыкальными загадками справились и познакомились с его тремя подружками?

Дети: Да, рад!

М.р. Значит какое у всех нас настроение?

Дети: Бодрое, веселое!

(Муз.руководитель играет за ширмой по очереди на металлофоне,треугольнике,ложках, бубне, барабане, погремушках. По мере узнавания выкладывает их на стол).

Педагог хвалит детей и спрашивает, все ли инструменты подходят для игры плясовой мелодии?

Дети отвечают, что барабан не подходит, потому что под него удобно маршировать, а не плясать.

М.р.

На инструментах поиграли,
А теперь пришла пора,
Песни спеть нам, детвора.

Петрушке очень интересно, узнаете ли вы песенку по мелодии? Слушайте внимательно.

Дети узнают песню и называют ее.

М.р. Какое настроение у этой песенки, как ее нужно исполнять?

Дети. Радостно, легко, весело.

М.р.Пойте негромко, напевно, дружно.

Дети. Картошка, лучок, огурец, кабачок, свекла, морковка, тыква.

М.р. Давайте споем эту шуточную песню, а шофер повезет наш урожай на машине.

(Дети учатся самостоятельно строить круг, сопровождать пение с движением, исполнять ведущие роли).

Педагог хвалит детей, активизирует застенчивых детей.

М.р. Ребята, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают, что им было весело, радостно, потому что они отгадали все загадки, собрали хороший урожай, спели знакомые любимые песенки).

М.р. А с какими тремя подружками мы познакомились, как их зовут?

(Дети отвечают, что в гости к нам приходили Резвушка, Злюка, Плакса).

М.р. С помощью чего мы смогли определить характер, настроение этих девочек?

Дети. Нам помогла музыка.

М.р. Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать характер, настроение и чувства людей.

Педагог хвалит детей за активную работу на занятии.

М.р. А теперь давайте попросим нашего шофера отвезти нас в группу. Поехали! До свидания!

В игровой форме дети учатся различать тональность музыки : веселая, грустная. Учатся подражать музыкантам в соответствии с характером музыки (марш, колыбельная, игра на воображаемом барабане).

Рассказать детям о том, что музыка может передавать настроение, характер людей.

Развивать умение слушать музыку, определять ее характер, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.

Учить узнавать по тембру и называть детские музыкальные инструменты.

Развивать певческие навыки: петь песни естественным голосом; вместе начинать и заканчивать пение, петь легким звуком, эмоционально.

Самостоятельно строить круг, сопровождать пение движением, исполнять ведущие роли.

Материал: Игрушка Петрушка.

Музыкальные инструменты : металлофон, треугольник, бубен, барабан, деревянные ложки, погремушки.

Шапочки различных овощей.

Ход ОД

Дети под марш входят в группу.

Муз. рук. : Встретил марш вас, так привычно!

Но что-то в зале необычно.

Вижу много я гостей.

Дети приветствуют гостей музыкальной песенкой- приветствием

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Дети остаются стоять в кругу.

М. р. : Ребята, к нам на занятие пришел Петрушка. Он очень хочет посмотреть, как вы умеете слушать музыку, петь, танцевать. Давайте с ним поздороваемся по-разному (ласково, грустно, сердито, весело). Молодцы!

Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети: Веселое, радостное!

М. р. : Правильно, потому что он рад встречи с нами, на его лице изображена улыбка, и он сам любит шутить, всех веселить и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?

М. р. Тогда, вот вам первая загадка от Петрушки: сейчас будет звучать музыка, различная по характеру. А вы должны внимательно ее слушать и выполнять соответствующие движения под музыку. Вы готовы?

(Марш. Музыка Э. Парлова; Барабанщики. Музыка Д. Кабалевского; Колыбельная (фрагмент). Музыка С. Левидова.)

Вот как весело плясали

И немножечко устали.

На стульчики пройдем.

Дети под музыку проходят на стульчики.

М. Р. : Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

Дети: Хорошее, радостное!

Дети: Мы отгадали загадки Петрушки.

М. р. Ребята, а вы знаете, что музыка может передавать не только настроение людей, но и черты человеческого характера. У нашего Петрушки есть 3 подружки. Их зовут: Резвушка, Плакса и Злюка. Давайте попробуем определить по звучанию музыки : кто сейчас к нам спешит в гости.

Мы тихонечко сидим и готовим ушки,

Потому что мы хотим научиться слушать.

Слушание. Д. Кабалевский. Плакса. Злюка. Резвушка.

М. р. Какая по характеру эта музыка? О какой девочке идет речь?

Дети: Эта музыка веселая, радостная, быстрая. Это Резвушка.

М. р. Молодцы, ребята. Слово резвушка происходит от слова резвая – то есть быстрая, живая, игривая. Это девочка – непоседа, попрыгунья, которой так трудно усидеть на одном месте. И музыка подвижная, живая, веселая, шаловливая. (Показать детям видеоиллюстрацию Резвушки). А кого сейчас изобразит нам музыка?

Дети: Эта музыка рассказала о Плаксе.

М. р. А как вы догадались?

Дети: Музыка похожа на слезы. Музыка грустная.

М. р. Правильно. Послушайте, какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда. (Звучит фрагмент пьесы). (Показать иллюстрацию Плаксы).

М. р. А какого ребенка мы называем злюкой?

Дети. Который злится, дерется.

М. р. Да, к сожалению, бывают такие дети – злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют.

Ребята, давайте мы покажем настроение трех подружек мимикой: Резвушка

(Дети улыбаются); Злюка (взгляд злой, исподлобья); Плакса (грустный взгляд, уголки губ опущены вниз, показать пальчиком как слезы капают на ладошку).

М. р. Как вы думаете, Петрушка рад, что мы и с этими музыкальными загадками справились и познакомились с его тремя подружками?

М. р. Значит какое у всех нас настроение?

Дети: Бодрое, веселое!

М. р. : А теперь пришла пора,

Песни спеть нам, детвора.

Но прежде чем петь, мы подготовим свой голосок распевкой.

Распевка с пальчиковой игрой

М. р. : Молодцы! Ребята, Петрушке очень интересно, узнаете ли вы песенку по мелодии? Слушайте внимательно.

Дети узнают песню и называют ее.

М. р. Какое настроение у этой песенки?

Дети: Весёлое, светлое.

М. р. : Да и петь мы её будем негромко, напевно, дружно.

Дети. Лучок, морковка, капуста.

М. р. Давайте споем эту шуточную песню, а шофер повезет наш урожай на машине.

(Дети учатся самостоятельно строить круг, сопровождать пение с движением, исполнять ведущие роли).

(Муз. руководитель играет за ширмой по очереди на металлофоне, треугольнике, ложках, бубне, барабане, погремушках. По мере узнавания выкладывает их на стол).

Педагог хвалит детей и спрашивает, все ли инструменты подходят для игры плясовой мелодии?

Дети отвечают, что барабан не подходит, потому что под него удобно маршировать, а не плясать.

М. р. Ребята, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают, что им было весело, радостно, потому что они отгадали все загадки, собрали хороший урожай, спели знакомые любимые песенки).

М. р. А с какими тремя подружками мы познакомились, как их зовут?

(Дети отвечают, что в гости к нам приходили Резвушка, Злюка, Плакса).

М. р. С помощью чего мы смогли определить характер, настроение этих девочек?

Дети. Нам помогла музыка.

М. р. Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать характер, настроение и чувства людей.

Педагог хвалит детей за активную работу на занятии.

М. р. : Ребята, Петрушке понравилось у нас. И он хочет вас угостить.

(Угощение). Давайте поблагодарим нашего гостя и попрощаемся с ним.

Дети: Спасибо! До свидания!

М. р. А теперь давайте попросим нашего шофера отвезти нас в группу. Поехали! До свидания!

Занятие заканчивается, дети покидают музыкальный зал.

Колыбельная

Кабалевский. Клоуны

Кабалевский. Клоуны

Учимся различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства - динамику, направление мелодических интонаций, ладовую окраску как выразительное средство музыки, уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов. Закрепляем представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.

Читайте также: