Галиябану краткое содержание на русском языке

Обновлено: 04.07.2024

Одна из наиболее популярных татарских пьес, сочинена в 1916–1917 гг., издана впервые в 1922 г.

Первые сценические постановки осуществлялись на основе авторских списков, широко ставилась как профессиональными, так и любительскими татарскими театральными труппами.

История любви красавицы Галиябану и бедняка Халила, погибшего от руки богатого соперника Исмагила, стала выражением протеста против социальной несправедливости, насилия, религиозных предрассудков.

Активное включение драматургом в ткань основного сюжета татарской народной мелодий превратило пьесу в музыкальную драму, положив начало созданию нового жанра в татарской драматургии.

На сцене Татарского академического театра её постановка была осуществлена в 1929 г. (режиссер Г.Девишев, художник П.Т.Сперанский), в 1937 г. (режиссер Г.Исмагилов, художник М.Абдуллин), в 1948 г., 1952 г. (режиссер К.Тумашева), в 1972 г. (режиссер М.Салимжанов, художник М.Сутюшев), в 1991 г. (режиссер П.Исанбет).

Среди основных исполнителей— С.Байкина, Г.Кайбицкая, Р.Кушловская, М.Миннибаева, Р.Хайретдинова, М.Хайруллина, И.Тухватуллина, Н.Ирсаева, Л.Низамиева (Галиябану); Камал III, З.Закиров, Г.Уральский, А.Сагитов, Д.Ильясов, Р.Абульмамбетов, Р.Тухватуллин, Ф.Гафаров, И.Аскаров (Халил); Б.Тарханов, Камал I, Ш.Шамильский, Х.Салимжанов, Х.Султанов, А.Камалиев, Г.Каюмов, И.Камалиев (Исмагил).

Литература

Гиззат Б. Татарская драматургия начала XX века // Пьесы татарских драматургов-классиков. Казань, 1958;

Бесхитростная история Халила и Галиябану, а также противящегося их счастью богача Исмагила - пьеса для татарской публики знаковая. Впервые ее постановка состоялась седьмого апреля 1918 года – так в Казани зародился жанр музыкально-драматической пьесы, пожалуй, самой популярной среди зрителей театра имени Камала. Основа их – не только текст Файзи, но и музыка Салиха Сайдашева, включая великую одноименную песню.

А потому исполнителю одной из главных ролей, Халила, Фаннуру Мухаметзянову, пришлось брать уроки игры на гармони. Вокал актерам преподавала актриса Камаловского Айгуль Хайри, совсем недавно выступавшая на открытии чемпионата мира по водным видам спорта.











Фарид Бикчантаев

главный режиссер театра имени Камала:

Во время первой постановки в Казани за реквизитом отправились в экспедицию в село Атня Балтасинского района. В 1929 по сцене даже ходили куры. Тоже продолжалось и в поздних версиях. В нынешней актеры также носят обычные деревенские костюмы эпохи, при этом художник Булат Ибрагимов минимизирует прочие элементы быта - выставляет на сцену внушительное деревенское окошко, в качестве компромисса выносит изгородь, поленницы, кровать, сундук, словом, привычные элементы татарского театра. При этом над головами парят, словно вязанные скатерти, скаты крыш — и ощущения нагромождения деталей, характерного для постановок о сельской жизни нет.

Дебютировавшие в главных ролях Фаннур Мухаметзянов и Гузель Гюльвердиева (она из Мамадыша, он из Сабов) играют без намека на вечные темы — это не вселенская, а простая любовь двух людей, начавшаяся еще в детстве. И поют они так, как это делают обычные люди в деревнях и сейчас на свадьбах и поминках — порой с напряжением, порой с тоской. Артисты более старшего поколения Минвали Габдуллин (отец Галиябану Бадри) и Иль¬сия Тух¬ва¬тул¬ли¬на (его жена Галимабану, также в этой роли - Ляйсан Рахимов) работают ближе к традиции — с охами-эхами и подтруниванием друг над другом. Когда во второй части разворачивается сцена гуляний на поле, эти две линии пересекается — молодежь ведет себя так, словно бы на дворе век 21-й, но порядки остались дореволюционные. Отметим, что выстроена сцена так, что ни одна реплика ни остается без внимания.

предоставлено театром

Декорации на сцене хотя и выглядели достаточно скромными — полукруглый высокий мост, на котором происходило часть сцен, дверь, открывающаяся на улицу, топчан с подушками, качели, окно, колодец — но этого было вполне достаточно для общего восприятия спектакля.

Ильгиз Зайниев
Ильгиз Зайниев

ПРОВОКАЦИЯ, НА КОТОРУЮ ПОДДАЕТСЯ РЕЖИССЕР


ЧТО ЕСТЬ СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ?


ТЕАТР ИЛИ СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКОЙ

При постановке спектакля, помимо всего прочего, необходимо помнить о двух вещах: о том, что мы живем в XXI веке, и что до него был XX век. За это время немало демаршей превратилось в традицию. Все это привело нас к той действительности, в которой мы, к счастью или к сожалению, оказались. Для того чтобы одевать людей в национальные костюмы и просить говорить их странным старым языком, нужен какой-то мотив, какая-то задача, которая заставит зрителей в новом ключе взглянуть на окружающие события, явления и проблемы. Если же мы хотим видеть на сцене сувенирную продукцию с исторической тематикой и называть это театром, то нам необходимо отказаться от своих смартфонов, автомобилей, от нашей экономической и политической системы — словом, ото всего, что отличает нас от человека XIX века. Потому что есть изрядная доля лицемерия в том, чтобы пользоваться всеми благами современности, а театральное искусство удерживать где-то там, позади, где мы его уже поняли. Но тот театр, который все-таки вырвался вперед, продолжает развиваться, задавать вопросы и требует относиться к себе не только как к шуту.

Так исторически сложилось, что по непонятным причинам театр всегда на пару десятков лет отставал от веяний, идей и тенденций, присущих остальному миру творчества. В XX веке этот разрыв начал сокращаться, и сегодня мировой театр максимально приблизился к темам contemporary art и начал активно интегрироваться в общее движение искусства. Поэтому сегодня особо важно не только видеть, но и учитывать тот контекст, в котором мы существуем — и художественный, и социальный, и политический, и этический.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА СПЕКТАКЛЯ

Тот самый вектор, который обычно раскалывает публику на два лагеря, сеет смуты и конфликты, но в итоге становится тем, что спустя время называют традицией. И нам только остается желать команде театра терпения и творческих сил, потому что нет ничего сложнее, чем сохранить зрителя, не уйти в конъюнктуру и оставить все лучшее в своей национальной идентичности.

Читайте также: