Сергий радонежский приходит на помощь краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Преподобный Сергий – уроженец Ростова Великого. Родители его – бояре Кирилл и Мария. Перед рождением мальчика (примерно в мае 1314 года) мать его была в церкви. И ребенок в ее животе трижды вскрикнул во время литургии (службы). Изумленные верующие и сама Мария поняли, что младенец этот послужит Богу.

Ребенка назвали Варфоломеем. Мать заметила, что в среду и пятницу (постные дни у христиан), сын не пил грудного молока, и не брал ее грудь, если она ела мясо. В 7 лет отрок Варфоломей пошел учиться. Братья его Стефан и Петр быстро научились читать, а он никак не мог. И плакал, и молился, а толку не было.

Детских игр Варфоломей избегал, зато его часто видели в церкви и за чтением Библии. Ночами он молился, а днем ел только хлеб с водой. Мать тревожилась за его здоровье, но не вмешивалась. Между тем, семью вконец разорили поборы татаро-монголов (тогда на Руси было их иго). И они перебрались в Радонеж, ближе к Москве. Варфоломею в ту пору было 15 лет.

А в 20 лет, уже готового идти в монахи, родители остановили его просьбой побыть рядом до их смерти. Перед кончиной оба приняли монашество. Имущество Варфоломей раздал, да и подался в путь – вместе с братом Стефаном (у того умерла жена). В дремучем лесу нашли они уединенное место. Соорудили хижину и маленькую Троицкую церковь. Так зарождалась знаменитая Троице-Сергиева лавра.

Брат не выдержал жизни в лесу, ушел в городской монастырь. И Варфоломей остался один. Потом явился к нему игумен Митрофан и постриг в монахи с именем Сергий. Всю неделю в маленькой церкви шли службы, молодой монах причащался и был в радости. Уходя, Митрофан сказал, что в лесу этом возникнет великий монастырь.

Узнали люди о лесном отшельнике, пошли к нему за советом. Всех удивляла его трудная жизнь и любовь. И осталось рядом с ним 12 человек, желавших посвятить себя Богу. Их домики и положили начало монастырю. Сергий строил, колол дрова, таскал воду, шил, готовил – а руководить монастырем больше 10 лет отказывался. Только епископ Афанасий Волынский смог его убедить. Так монах Сергий стал еще и священником, и игуменом монастыря.

Первым приходил Сергий в церковь, последним выходил. И тяжелой работы у него не уменьшилось. Вскоре бесы вновь напали на святого под видом змей. Но это был уж последний раз. Стали они его бояться.

Расширился монастырь так: пришел туда поступать простым монахом смоленский архимандрит Симеон, отдал все свое имущество. И возвысился новый храм, и умножилось число монахов. Жили просто и бедно. Как отец, Сергий следил за всеми, даже ночью. И был рад, если видел монахов на молитве или за книгой, огорчался, если слышал пустые разговоры.

Временами терпели все голод. Сам Сергий раз работал у одного старца за кусок заросшего плесенью хлеба. Как он стал его есть – пыль от плесени летела от рта. Но монахам порой было трудно ему подражать. Много раз хотели они пойти в город за едой. Но всякий раз святой обещал, что Бог пополнит их запасы – так и случалось. Кто-нибудь привозил в монастырь вдоволь пищи.

Всякое приходилось терпеть святому: упрекали его монахи, что он выбрал место без воды поблизости. И тогда по молитве Сергия в монастыре забил источник. Постепенно сложилось вокруг монастыря целое селение. Люди стали жить советами святого. Один духовный сын Сергия нес к нему своего умирающего сына. Он верил, что святой излечит его. Но в дороге мальчик умер. Святой пожалел отца, воскресил его сына. И запретил об этом рассказывать. Велел он молчать и о том, что каждую церковную службу ему помогает ангел.

Многих больных святой поставил на ноги, многих бесноватых исцелил. И пользовался Сергий всеобщей любовью, уважением. Раз пришел крестьянин, спросил игумена. И не поверил, что известный святой – монах с лопатой в плохонькой одежонке. Лишь когда сам князь поклонился святому, осознал крестьянин свою ошибку. А потом и сам пришел жить в монастырь.

И однажды ночью был к Сергию голос. И явилось видение о бесчисленном множестве его учеников в будущем. Будто птицы, слетелись они к келлии преподобного.

В тот период сложился устав, новый образ жизни монастыря. Подтолкнул к тому совет Филофея, патриарха Константинопольского. Русский митрополит Алексий одобрил его. Если раньше каждый монах жил своим трудом, мог иметь личные вещи, продукты, то теперь все стало общим.

И решил святой уйти от славы людской. Тайно поселился у речки Киржат. Долго монахи уговаривали его вернуться, часть из них осталась с преподобным на новом месте. Только митрополит Алексий убедил его вернуться в лавру.

Тот же митрополит Алексий, сам чудотворец (он исцелил болезнь татарской ханши Тайдулы) основал Спасо-Андроников и Чудов монастыри. А во главе их поставил учеников Сергия. А племянник Сергия, Феодор, стал игуменом Симонова монастыря. Алексий надеялся, что Сергий станет следующим митрополитом, но тот не согласился. Русские князья Димитрий Иоаннович (Донской) и Владимир Андреевич всегда спрашивали благословения святого, когда ставили новые храмы.

Одолели русские князья Мамая в Куликовской битве. Святой Сергий на расстоянии видел, что происходит с русским войском. Князь Димитрий поблагодарил святого, воздвиг женский Успенский монастырь в память всех событий.

Между тем, хан Тохтамыш, словно вихрь, пронесся по Руси, захватил на малое время саму Москву. Даже Сергий был вынужден удалиться в Тверь. Впрочем, хан поспешил обратно, боясь встречи с дружиной князя Димитрия. Потому святой так упрашивал всех князей помириться, объединиться перед общим врагом.

А дела в обители шли своим чередом. Сергий вразумлял народ: сирот не обижать, чужого не брать, жить мирно и со страхом Божиим. Раз приехал к нему епископ греческий. Он не верил, что Русской земле Бог святого великого дал. И ослеп, увидев игумена. Тот его исцелил, и епископ раскаялся в своих мыслях.

Удостоился святой и милостивого посещения Богоматери. Она обещала ему, что всегда будет посещать и хранить его монастырь. Время шло, исполнилось Сергию 78 лет. Монастырь он передал в руки ученика своего Никона, сказал слово к монахам и 25 сентября 1392 года (по новому стилю – 8 октября), причастившись, отдал Богу душу.

После кончины святого начались чудеса. Спустя 30 лет было видение, в котором он попросил обрести его мощи (святые останки) из земли. При народе и князе Юрии Дмитриевиче был отрыт и открыт гроб. Все увидели нетленное тело (целое, невредимое). Поместили святого в украшенную раку (гробницу) в Троицком соборе, потекли христиане к отцу Сергию за помощью в бедах и печалях. И о Русской земле, и обители своей преподобный Сергий заботится до сих пор.

Сюжет

У ростовских бояр Марии и Кирилла родился сын Варфоломей. Сразу было ясно, что ребенок этот от Бога. С ранних лет полюбил он молитву и пост. Только грамота ему не давалась. Некий старец в лесу благословил мальчика – и тот научился читать. Как и вся семья, с родителями и братьями, он перебрался жить в Радонеж.

Похоронив родителей, юноша ушел в лес, стал монахом Сергием, основал монастырь. И народ, и князья любили святого за смирение, дар исцеления и совета. Он предрек князю Дмитрию Донскому, что тот победит хана Мамая. Так и вышло. Из его учеников вышли настоятели многих монастырей. Спустя годы после кончины святого из земли подняли его мощи (останки). И от них было много чудес. Преподобный Сергий и сейчас пребывает на страже своей обители – Троице-Сергиевой лавры.

Отзыв

Житие учит жить в согласии с Богом, семьей, окружающими. А еще – серьезно подходить к выбору своего жизненного пути. Учит подражать, насколько можно, вере и делам святых людей. После многих испытаний человек становится крепче, а душа его чище. Скромность, душевная чистота, бескорыстие украшают всякого человека.

Нужно заботиться о бедных, больных, всех, кому плохо. Жизнь одного человека способна повлиять на судьбы тысяч людей. Важна не внешность, а внутренние качества человека. Тема природы, русской истории. Сергий – защитник Руси, ее единства, нравственный идеал для русского человека. Пример его жизни дал силы народу выстоять в период татарского ига.

Рассказ о великом русском святом, предназначенный для чтения вместе с детьми

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Люди называли Сергия Радонежского святым. Святой — это тот, кто служит Богу, никому не делает зла и молится о всех людях, а для себя не требует ничего.

Но сначала он был не святой, а обычный человек.

В детстве звали его Варфоломей. Родился он в старинном русском городе Ростове Великом. Когда его город был разорен во время жестокой вражды между князьями, его семья перебралась в небольшое селение Радонеж недалеко от Москвы. Здесь он и стал жить со своими родителями Кириллом и Марией и братьями Петром и Стефаном.

_4

После смерти родителей Варфоломей и старший брат Стефан решили уйти в лес, чтобы жить там отдельно от всех людей и служить одному только Богу. Несколько дней пробирались братья по глубоким оврагам и зарослям, пока не нашли подходящее место на склоне лесной горы. Называлась эта гора Маковец. Здесь они срубили из бревен домик-келью, а рядом возвели церковь Троицы — во Имя Бога Отца и Сына и Святого Духа.

Недолго прожили братья вдвоем: Стефан сказал, что больше не может жить в лесу, а хочет уйти в Москву в монастырь. На следующий день он ушел. Варфоломей, проводив его со слезами, остался один посреди дремучего леса. Терпел он зимой метели и стужу, а летом дожди и зной, стойко преодолевал все страхи и опасности, которые подстерегают человека в таком диком и безлюдном месте, но уходить отсюда не собирался.

_5

Здесь, в глухом лесу, исполнилась наконец мечта Варфоломея — он стал монахом. Один сельский игумен прочитал над ним особые молитвы и остриг на его голове прядь волос. Когда люди становятся монахами, они получают новое имя. И Варфоломей стал Сергием.

Началась его монашеская жизнь.

Днем Сергий трудился в лесу и у дома: ходил за водой на родник, колол дрова, чинил одежду, работал на огороде. Шумели над головой высокие сосны, звонко выстукивал клювом дятел, порхали и пересвистывались в кустах лесные птицы. Ночью же Сергий тоже трудился дома или в церкви: читал молитвы и священные книги.

Тихо шелестели страницы. Слышно лишь, как потрескивает огонек смолистой лучины да ухает филин в чаще. Спал он совсем мало.

Прошли годы, и слух о Сергии как о бесстрашном и добром монахе стал приводить к нему тех, кто искал для себя уединенной монашеской жизни. Сергий разрешал им селиться рядом со своим жильем. Помогал отесывать бревна и строить кельи. Так образовался в лесу монастырь — будущая великая Троице-Сергиева Лавра.

_6

_9

Всякого человека, кто бы он ни был — бедный или богатый, — встречал Сергий с любовью. Многие из простых людей оставались и поселялись неподалеку от его монастыря, расчищая лес под постройки и пашни.

Пришел как-то из одной деревни крестьянин и стал искать того, о ком столько слышал:
— Говорят, у вас великий пророк живет. Хочу поглядеть на него.
— Да вот он, — отвечают монахи, — в огороде.
Видит крестьянин на грядках худого монаха с мотыгой, в плохой одежке.
— Не может быть, чтобы такой великий человек ходил как последний нищий! Зачем вы смеетесь надо мной?! — обиделся он.
В ту минуту въехал в монастырские ворота князь со своей дружиной и, едва спрыгнув с коня, поклонился худому монаху в ноги, потому что это и был игумен Сергий. А вслед за князем поклонилась и вся дружина.

Но сказано слово, и настал день.

Сергий подошел к нему и сказал:
— Собирай русское войско, князь.
Отпустил с ним на подмогу двух монахов своих: Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Оба они до прихода в монастырь были знаменитыми воинами. Только не бывало еще такого, чтобы монахов на бой посылали. Но, видно, страшная битва нам предстояла.
Князю же сказал на прощание:
— Ступай смело, и победишь.

Князья, забывшие прежние ссоры, стали собирать свои дружины в единое войско. Все крепкие духом ратники со всей Русской земли собрались с великим князем Дмитрием на Куликовом поле, между реками Непрядвой и Доном. Туда же пришел и Мамай со своими полчищами.

В тот день, когда решалась судьба Руси, игумен Сергий встал посреди монашеской братии и начал рассказывать им о ходе сражения, как будто сам он находился там, на поле боя…
Вот перед битвой из Мамаева войска выехал ордынский богатырь Челубей, вызывая русского воина на поединок. Был он огромен и страшен, и никто не мог победить его. Навстречу ему выступил наш богатырь Пересвет. Был он в монашеском одеянии и с могучим копьем наперевес. Разогнали богатыри коней, ударились копьями на полном скаку, и оба рухнули замертво на траву. Лишь успел Пересвет показать рукой на вражеские полки.

_11

Так началась эта битва.

Всей своей грозной мощью вломились вражеские клинья в наши пешие полки, где бился князь Дмитрий. Мамай стремился смять и опрокинуть дружины русских. Рубились в тесноте отчаянно, убитых падало без счету. Упорство, ярость, звон мечей в гремящей над Доном сечи. Восемь часов по колено в крови русские бились за свою Родину, за свое будущее.
Вот конница Мамая прорвала последний поредевший строй на нашем левом фланге и вышла в тыл русского войска. Враг уже ликовал.

Но пробил час! Как молнии из тучи, из дубовой рощи по команде воеводы Боброка на них обрушился засадный полк князя Владимира Храброго. Ударили, сшиблись, ошеломили! Вместе с ними все русские полки перешли в атаку на врагов и переломили их силу!
Не выдержав такого натиска, Мамаево войско дрогнуло и обратилось в бегство, давя от страха друг друга. Их долго гнали, круша налево и направо последние остатки. Мамай все бросил и бежал до самого Крыма.

Разгром был полный.

Князя Дмитрия с трудом нашли под грудой тел. Он оказался жив, а его доспехи были покрыты вмятинами от ударов.
— Князь, ты слышишь, твоя победа.
За победу в этой битве на Дону прозвали князя Дмитрием Донским.
А вечером того великого дня игумен Сергий отслужил панихиду по павшим воинам, называя каждого героя по имени.
Слава сошла на Русскую землю. Освободившись от страшной угрозы, русский народ воспрял духом и расправил плечи.
Князь Дмитрий Донской не раз обращался к Сергию за помощью в государственных делах. Сергий мирил князей, гасил между ними вражду и ссоры, и они, оставив обиды, помогали Московскому великому князю укреплять русское государство.

_10

Бывало, приезжал к нему князь с просьбой:
— Желал бы иметь я в краю своем монашескую обитель. Помоги, отче! Покажи, где бы нам устроить ее.
Тогда выходил Сергий из Троицкого монастыря, шел по ближним и дальним лесам, выбирая место для будущего монастыря.

И многие ученики преподобного Сергия расходились по всей Русской земле, положив начало многим новым монастырям — хранилищам чистоты и крепости народного духа.
Не было на Руси такой семьи и такого дома, где бы не знали имя святого Сергия Радонежского. Люди шли к нему, как к родному отцу.

Один человек прошел много горестных верст в великой надежде на Сергия. Принес к нему умирающего сынишку, положил в келье на лавку. Стали было печку топить, глянули на ребенка, а тот уж не дышит. Несчастный отец, увидев мертвого сына, взял топор и пошел делать гроб. Сергий же, преклонив колена, положил свои ладони на тело мальчика и начал молиться о нем.
Наступила напряженная тишина. Лишь было слышно, как чуть потрескивает в тиши свечной огарок. Вдруг умерший ребенок пошевелился, вздохнул и открыл глаза.
Вошел почерневший от горя отец с тесаным гробиком, да так и выронил из рук: сынишка его сидит на лавке живой и здоровый.

_13

Многие искали у Сергия правды и защиты от злых людей.

Однажды пришел к нему бедный крестьянин с обидой на богатого соседа. Этот богач был известен своей жадностью и презрением к бедным. Он приказал своим людям забрать у бедняка его единственную свинью и заколоть ее для себя. Сначала он обещал заплатить бедняку за мясо, но потом от жадности переменил свое обещание и ничего не заплатил ему.
Сергий призвал обидчика и сказал ему:

— Чадо, разве ты не слышал, что за каждое злое дело мы дадим ответ перед Богом? На что ты надеешься, обижая того, кто слабее тебя? Не думаешь ли, что зло, которое ты причинил человеку, минует тебя? Знай же: все нажитое обманом истлеет в прах и не принесет тебе ничего хорошего.
Богатый попросил прощения и вышел от Сергия с твердым намерением заплатить сироте за свинью и за нанесенную обиду. Но по дороге в сердце его снова вспыхнула жадность, и он передумал. Придя к себе, зашел он в сарай, где хранилась свиная туша, и вдруг увидел, что вся она, несмотря на мороз, покрыта червями. Охваченный ужасом, он приказал немедленно отдать деньги соседу. И долго еще боялся показываться Сергию на глаза.

Шли годы, Свято-Троицкий монастырь преподобного Сергия по праву стал духовным центром всей Руси, а потом и России.

Люди видели, как Сергий заботится о них, и любили его. Всем он служил, всем помогал, за всех молился. И всегда трудился: носил из источника воду, пек хлеб, колол дрова.

Жизнь Сергия достигла такой чистоты, что взору его было открыто многое, скрытое от других.
Однажды Сергий стоял пред иконою Богородицы. Долго молился он, не слыша ни комариного звона, ни криков ночной птицы. Присел было отдохнуть. Но тут же встал и сказал монаху Михею, который помогал ему в келье:

Войдя в монастырь, он едва лишь взглянул на Сергия, как тут же и ослеп на месте. В ужасе пал он на землю, плача и моля о прощении. Сергий же, вздохнув, дотронулся пальцами глаз его, и спала с него слепота, как темная пелена. После чего был тот епископ удостоен подобающих его сану почестей и доброго угощения. Но больше всего обрадовался он беседе с самим игуменом Сергием. И вернувшись в свой город, говорил всем:
— Сподобил меня Господь видеть воистину святого человека!
Много еще чудесного увидели люди от святого Сергия Радонежского.
Весной 1392 года, предвидя свою земную кончину, Сергий наложил на себя обет молчания, чтобы посвятить все оставшееся время молитве.

Наступила осень. Игумен Сергий уже не вставал с постели.

Когда же пришел смертный час, обратил он свой взор на родное Отечество. Облетел он мысленным взором бескрайние, как море, леса, привольные поля и убранные нивы, курящиеся дымками деревни, полноводные реки, светлые озера, многолюдные города и могучие крепости, маковки церквей и соборов, увенчанные крестами. Словно видел перед собой Сергий князей на дружном совете, и верных бояр, и слободских и посадских мастеровых, и вереницы крестьянских свадеб, и матерей, ласкающих своих детей, и дозоры воинов на степном валу.

_16

К ним, а также к ученикам своим и ко всем русским людям — к живущим, и к тем, кому еще жить в свои времена, — обращено завещание святого Сергия Радонежского:

— Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и все прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь.

Рисунки Артема Безменова

Другие материалы о преподобном Сергие читайте в рубрике "Преподобный Сергий Радонежский"

Число страниц: 6

Жанр произведения: житие

Главные герои: Сергий.

Второстепенные герои: мать, отец, братья.

Характеристика главных героев:

Сергий — он же Варфоломей.

Был любознательны, добрым и мудрым.

Стремился к высшему промыслу.

Характеристика второстепенных героев:

Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.

Стефан и Пётр — братья Варфоломея.

Добрые, правильные и трудолюбивые.

В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.

Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.

Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.

Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.

Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.

Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.

Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.

Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.

Но Стефан вскоре ушёл.

Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.

Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.

Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.

Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.

Благодаря этому русские победили.

Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.

Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.

Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.

После смерти его тело распространяло благоухание.

План летописи:

  1. Детство Варфоломея
  2. Встреча со святым странником.
  3. Жизнь с родителями.
  4. В лесу со Стефаном.
  5. Начало обители.
  6. Первые чудеса.
  7. Настоятель монастыря.
  8. Расширение монастыря.
  9. Скромность Сергия.
  10. Князь Дмитрий.
  11. Почёт.
  12. Смерть святого.

Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.

Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.

Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.

Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.

Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.

Чему учит произведение

Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.

Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.

Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.

Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.

Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.

Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.

Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.

По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.

Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.

Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.

И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.

Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.

Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.

Пословицы к произведению:

  1. Отыди от зла и сотвори благо.
  2. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
  3. Нужный путь Бог правит.
  4. Бог пути кажет.
  5. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
  6. Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Максим Яковлев - Сергий Радонежский приходит на помощь

Максим Яковлев - Сергий Радонежский приходит на помощь краткое содержание

Сергий Радонежский приходит на помощь - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)


Фото

Всякого человека, кто бы он ни был — бедный или богатый, — встречал Сергий с любовью. Многие из простых людей оставались и поселялись неподалёку от его монастыря, расчищая лес под постройки и пашни.

Пришёл как-то из одной деревни крестьянин и стал искать того, о ком столько слышал:

— Говорят, у вас великий пророк живёт. Хочу поглядеть на него.

— Да вот он, — отвечают монахи, — в огороде.

Видит крестьянин на грядках худого монаха с мотыгой, в плохой одёжке…

— Не может быть, чтобы такой великий человек ходил как последний нищий! Зачем вы смеётесь надо мной?! — обиделся он.

В ту минуту въехал в монастырские ворота князь со своей дружиной и, едва спрыгнув с коня, поклонился худому монаху в ноги, потому что это и был игумен Сергий. А вслед за князем поклонилась и вся дружина.

Крестьянин же скинул шапку и стоял, онемев от удивления…


Фото

Люди просили Сергия, чтобы он научил, как им правильно жить, и слушали каждое его слово.

— Все мы дети Божии, — говорил народу игумен Сергий, — а значит, все мы братья и сёстры. Будем жить мирно, не причиняя друг другу обид, и никакие враги не одолеют нас. Единением и любовью спасёмся!

Но сказано слово, и настал день.

Князь Дмитрий Московский сел на коня и поехал к Сергию за советом:

— Мы посылали большие дары Мамаю. Желали договориться миром, но он и слушать не хочет! Как велишь поступить нам?

Сергий подошёл к нему и сказал:

— Собирай русское войско, князь.

Отпустил с ним на подмогу двух монахов своих: Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Оба они до прихода в монастырь были знаменитыми воинами. Только не бывало ещё такого, чтобы монахов на бой посылали. Но, видно, страшная битва нам предстояла.

Князю же сказал на прощание:

— Ступай смело, и победишь.

Князья, забывшие прежние ссоры, стали собирать свои дружины в единое войско. Все крепкие духом ратники со всей Русской земли собрались с великим князем Дмитрием на Куликовом поле, между рекою Непрядвой и Доном. Туда же пришёл и Мамай со своими полчищами…


Фото

В тот день, когда решалась судьба Руси, игумен Сергий встал посреди монашеской братии и начал рассказывать им о ходе сражения, как будто сам он находился там, на поле боя…


Фото

Вот перед битвой из Мамаева войска выехал ордынский богатырь Челубей, вызывая русского воина на поединок. Был он огромен и страшен, и никто не мог победить его. Навстречу ему выступил наш богатырь Пересвет. Был он в монашеском одеянии и с могучим копьём наперевес. Разогнали богатыри коней, ударились копьями на полном скаку, и оба рухнули замертво на траву. Лишь успел Пересвет показать рукой на вражеские полки.

Так началась эта битва.

Всей своей грозной мощью вломились вражеские клинья в наши пешие полки, где бился князь Дмитрий. Мамай стремился смять и опрокинуть дружины русских. Рубились в тесноте отчаянно, убитых падало без счёту… Упорство, ярость, звон мечей в гремящей над Доном сечи… Восемь часов по колено в крови русские бились за свою Родину, за своё будущее…

Вот конница Мамая прорвала последний поредевший строй на нашем левом фланге и вышла в тыл русского войска. Враг уже ликовал…

Но пробил час! Как молнии из тучи, из дубовой рощи по команде воеводы Боброка на них обрушился засадный полк князя Владимира Храброго. Ударили, сшиблись, ошеломили! Вместе с ними все русские полки перешли в атаку на врагов и переломили их силу!

Не выдержав такого натиска, Мамаево войско дрогнуло и обратилось в бегство, давя от страха друг друга. Их долго гнали, круша налево и направо последние остатки. Мамай всё бросил и бежал до самого Крыма…

Разгром был полный.


Фото

Князя Дмитрия с трудом нашли под грудой тел. Он оказался жив, а его доспехи были покрыты вмятинами от ударов.

— Князь, ты слышишь, твоя победа.

За победу в этой битве на Дону прозвали князя Дмитрием Донским.

А вечером того великого дня игумен Сергий отслужил панихиду по павшим воинам, называя каждого героя по имени…

Слава сошла на Русскую землю. Освободившись от страшной угрозы, русский народ воспрял духом и расправил плечи.

Князь Дмитрий Донской не раз обращался к Сергию за помощью в государственных делах. Сергий мирил князей, гасил между ними вражду и ссоры, и они, оставив обиды, помогали Московскому великому князю укреплять русское государство.

Бывало, приезжал к нему князь с просьбой:

— Желал бы иметь я в краю своём монашескую обитель. Помоги, отче! Покажи, где бы нам устроить её…

Тогда выходил Сергий из Троицкого монастыря, шёл по ближним и дальним лесам, выбирая место для будущего монастыря.

И многие ученики преподобного Сергия расходились по всей Русской земле, положив начало многим новым монастырям — хранилищам чистоты и крепости народного духа.

Читайте также: