Г гегель является ярким представителем школы права

Обновлено: 04.07.2024

Противоположные мнения относительно многих аспектов правовой реальности — есть неоспоримое свидетельство тесной генетической связи между двумя школами правопонимания, доказательство того, что основные постулаты исторической школы права построены путем противопоставления основоположениям естественно-правовой школы, без которой, следовательно, никогда бы не сформировались и основные общетеоретические представления о праве Ш.Л. Монтескье, Г. Гуго, Ф.К. фон Савиньи, Г.Ф. Пухты и их последователей (Нибур, Гримм, Эйхгорн, Гирке и др.).

Помимо отмеченного, можно указать и на известного французского мыслителя Ш.-Л. Монтескьё, политико-правовые взгляды которого служат ярким примером комплементарности воззрений естественно-правовой и исторической школ права.

С другой стороны, исследовательский метод Ш-Л. Монтескьё свободен от абстрактных, исключительно спекулятивных построений многих юснатуралистов XVIII столетия и основывается на признании разнообразия исторических условий и явлений, что стоит гораздо ближе к методологическим установкам исторической школы юристов [20].

Действительно, когда ученик основателя исторической школы Г.Ф. Пухта не без влияния анимизма Сталя и философского учения Шеллинга провозгласил, что все специфические свойства нации и дальнейший генезис народного духа уже содержатся в нем изначально, а впоследствии лишь органично вырастают из него [38], тогда он, конечно же, демонстрировал аристотелевское телеологическое мышление, являющееся одной из фундаментальных основ естественно-правовых представлений.

Таким образом, промыслительный, спиритуалистский характер национальной истории в воззрениях Г.Ф. Пухты имеет естественно-правовые основания.

1. Нечаев В.М. Савиньи Ф.К. / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2002. См. также: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1995. §48.

2. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). Отв. ред. М.А. Абрамов. М., 2000. С. 592.

5. Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): учебник для вузов. М., 2006. С. 434.

6. Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 26.

8. Грязин И.Н. Текст права. Таллин, 1983. С. 17.

9. Мизес Л. фон, Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск, 2009. С. 167.

10. Ср.: Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. С. 63.

11. См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 299–300.

12. Там же. С. 301.

13. Козлихин И.Ю. Философия права // Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб., 2008. С. 562.

14. Буткевич О.В. Комментарии // Рулан Н. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. М., 2005. С. 783.

16. См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 237—241.

17. См.: Ллойд Д. Идея права. М., 2002. С. 289. По мнению английского юриста, сходство между концептом Ж.-Ж. Руссо и исходным пунктом исторической школы проистекает из влияния романтизма.

19. Монтескьё Ш-Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 168.

20. Ср.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право. М., 2003. С. 148—149; Тарановский Ф.В. Указ. соч. С. 302.

23. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001. С. 302.

24. Там же. С. 303.

25. Гегель Г.В.Ф. О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве // Гегель Политические произведения. М., 1978.

26. См.: Нерсесянц В.С. Политическая философия Гегеля: становление и развитие // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 27–28; Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998. С. 21.

27. Авенариус М. Римское право в России. М., 2008. С. 29.

29. Исаев И.А. История правовых учений. Конспект лекций. М., 2010. С. 26.

30. Гамбаров Ю.С. Указ. соч. С. 14–15, 158.

31. Тарановский Ф.В. Указ. соч. С. 218.

32. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М., 2010. С. 603.

33. Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007. С. 22.

34. Штраус Л. Указ. соч. С. 41.

36. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999. С. 345.

37. Гутов Е.В. Естественное право // Современный философский словарь. Сост. и ред. Т.Х. Керимов. М., 2004. С. 226.

39. Хёффе О. Справедливость. М., 2007. С. 62.

40. Peterson C. The Concept of Legal Dogmatics: from fiction to fact. P. 124.

42. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. СПб., 1915. С. 359.

43. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908. С. 87.

48. Ruckert J. The unrecognized legacy: Savigny’s influence on German Jurisprudence after 1900. P. 133.

50. Царьков И.И. Указ. соч. С. 256—257.

51. Залеский В.Ф. Лекции истории философии права. Казань, 1902. С. 356.

52. Кузнецов К.А. Указ. соч. С. 12.

54. См.: Аннерс Э. Указ. соч. С. 300; Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2003. С. 456; Штраус Л. Указ. соч. С. 22.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века. Его система учений легла в основу философской мысли всего мира.
Гегельянство было основано на философии предшествующих мыслителей, в особенности на идеях ионийских натурфилософов и взглядах И. Канта.

Уровни развития права

Гегель выделяет три основные формы конкретизации свободной воли, которым соответствуют три уровня развития права: абстрактное право, мораль и нравственность.

  • Сфера абстрактного права есть выражение воли непосредственной и абстрактной. К данной сфере относится рассмотрение проблем собственности, договора и неправа.
  • Моральная сфера - право субъективной воли по отношению к праву мира. Здесь рассматриваются умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.
  • В нравственной сфере две предшествующие абстрактные формы объединяются. В данной сфере рассматриваются положения о семье, гражданском обществе и государстве.
  • Идеи права – свободы на стадии объективного духа.
  • Особого права - определенной ступени и формы свободы.
  • Иерархии реализованных прав (мораль, семья, общество, государство).
  • Позитивного права - права как закона, являющегося разновидностью особого права.

Различение права и закона, по Гегелю, не ведет за собой их противопоставления. Философ говорит о том, что суть права может быть искажена в процессе его нисхождения от абсолютной до позитивной формы законодательства, поэтому не все законы человеческого общества являются правом.

К сфере неправа Гегель относит неправду, обман, принуждение и преступление. Преступление Гегель рассматривает в качестве сознательного нарушения права, а наказание - не только как средство восстановления этого права, но и права преступника, заложенного в преступлении. Снятие преступления через наказание приводит к морали.
Мораль и абстрактное право - два односторонних момента, приобретающие свою конкретную реализацию в нравственности, а свобода - в семье, гражданском обществе и государстве.

Семья, гражданское общество и государство

В устройстве гражданского общества Гегель выделяет сословия:

  • Субстанциальное (землевладельцы—дворяне и крестьяне).
  • Промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники).
  • Всеобщее (чиновники).

Мировая история

Мировая история рассматривается немецким идеалистом в качестве прогресса в осознании степеней свободы, составляющей нравственную человеческую сущность. Это осязание и становится причиной постепенного освобождения человечества. На этом основании Гегель делит историю человечества на периоды восточного, античного и германского миров. Восточный мир не осознавал свою свободную сущность, по этой причине на Востоке процветало рабство. Античные Греция и Рим представляли собой фазу постепенного осознания своей свободы, именно это обстоятельство позволяло порабощать гражданам античных стран, как представителей соседних народов, так и своих соотечественников. Подлинную свободу, вытекающую из осознания духовной сущности, представляет только германский, европейский или христианский мир. Совершеннейшей реализацией политической разумности для Гегеля была Пруссия.

Политика-правовая система

Гегель являлся сторонников конституционной монархии, которая должна быть основана на разделении властей:

  • Верхняя - королевская власть государя.
  • Средняя - правительственные чиновники.
  • Нижняя - законодательный двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — наследственная, а нижняя — выборная.

Политико-правовая система Гегеля основывается на объективных закономерностях всемирного развития и доказывает, что господство права во всех сферах общественной жизни, обеспечение равенства всех перед законом, недопущение пропасти между социальным и материальным положением верхов и низов - залог процветания государства и благополучия его граждан.

Зарождение идеи так называемого коллективистского анархизма связано с именем .

Крайняя религиозная нетерпимость характерна для учения …

Неверно, что в политико-правовые концепции Древнего Востока входит анализ …

Древнего Рима

Тринитарные споры представляли собой полемику по вопросу …

троичности божества

места церкви в вопросе избрания императора

Лао-цзы заложил основу концепции …

Концепция, в соответствии с которой право вытекает непосредственно из общественной солидарности, принадлежит …

Дж. Локк подчеркивает примат … власти среди других властей

законодательной

По Аристотелю, лучшая форма государства – это …

Ведическая система сложилась в …

Древней Индии

История политических и правовых учений входит в цикл … дисциплин

историко-теоретических

Неверно, что Августин написал учение о …

Граде Небесном

марксистской политико-правовой концепции

Античность – исторический период, характеризующий политико-правовые концепции …

Сократа, Платона

Впервые концепцию о смешанной форме правления как отражающей в себе лучшие элементы всех существующих сконструировал …

Ярким представителем социализма первой половины XIX в. является …

Кун-цзы является основоположником …

конфуцианства

… – один из виднейших отечественных ученых-теоретиков, заложивших основы понимания права исходя из различения права и закона, а также обосновавшего понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов

В. С. Нерсесянц

В политико-правовую доктрину входят …

логико-теоретическая, философская основы, понятийно-категориальные аппараты, программные положения (оценки существующего государства и права, политические цели и задачи)

программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи

логико-теоретическая, философская или иные основы

Ересь в переводе с греческого означает …

Основоположником концепции государственного суверенитета является …

Г. Гегель является ярким представителем … школы права

естественно-правовой

Концепция, в соответствии с которой право коренится не в текстах законов, а в жизни, разработана .

Реформа Солона, связанная с отменой долгового рабства в Афинах, называется .

Христианские традиции возникли в .

Древней Иудее

Неверно, что . является сторонником либерального политико-правового течения

История политических и правовых учений. Тест с ответами (2020 год)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошел в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

В чем же состоит сущность философии права Гегеля и в чем ее методологические основы?

Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа.

Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права.

Однако в поисках легитимации идеи права он отвергает попытки обращения к природе как образцу для себя, тем самым отвергает попытки натуралистической легитимации, характерной для философии эпохи Просвещения. Отвергает он и подход Канта к конструированию идеала, считая, что философия должна быть далекой от того, чтобы конструировать право и государство такими, какими они должны быть. Он отвергает также романтический субъективизм тех, кто считает, что основанием права и государства должны быть внутреннее чувство и сердце, что ведет к уничтожению как внутреннего нравственного и правового порядка в отношениях между людьми, так и публичного порядка и государственных законов.

Таковы мировоззренческо-методологические основы философии права Гегеля.

Для уяснения философского и политико-правового смысла гегелевской философии права важно установить, какое место занимает она в системе всей философии Гегеля.

Известно, что Гегель поставил перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной. С этой целью он создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.

Таким образом, вся Вселенная развивается во всех аспектах.

Этот процесс, как считал Гегель, является логическим процессом. Каждая часть с логической необходимостью соединяется с любой другой частью. Любой аспект реальности основывается, таким образом, на разуме. Задача философии — показать, что все разумное является действительным, а все действительное разумным. Следовательно, не существует разрыва между опытом и идеей или между разумом и действительностью. Важно только видеть имманентную и вечную сущность во временной и преходящей видимости.

В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолютного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе.

Это — инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея снова возвращается к себе, в область духа (синтез).

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа. Диалектическая триада объективного духа представляет собой: 1) абстрактное право (тезис), 2) мораль (антитезис) и 3) социальную этику (синтез).

Как же рассматриваются в гегелевском учении эти три главных уровня развития понятия права?

Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности.

Присвоение является выражением верховенства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения. Однако для Гегеля последствия права собственности, являющегося результатом действия свободной воли, заключаются не в том, чтобы собственность была поделена поровну между людьми, но, скорее, в том, что она должна быть разделена неравно, в зависимости от разных способностей и талантов. Антитезисом собственности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли.

Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Преступление поэтому представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права, или, другими словами, восстановление истинной воли преступника — той, которая находится в согласии со всеобщей волей.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.

Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. Рассмотрим коротко взгляды Гегеля на эти институты.

Семья является институтом, основанным на чувствах. Однако в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения.

Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдельных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистические интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три:

сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума. Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, поскольку их цели более универсальны, чем цели индивида.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю.

В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн.

В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определенных рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Таким образом, под правом Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, исследовав диалектические стадии, он заключает, что государство стоит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума.

Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли. Все последующее развитие философии нрава в XIX веке шло по нисходящей, уступая место социологии права. Однако неверно думать, что развитие философии и науки совпадает с развитием идеологических и политических воззрений, бытующих в обществе. Крах философско-спекулятивных систем под напором научно-технического прогресса и в связи с утверждением в научном сообществе методов объективных оценок окружающего человека мира не означает, что эти системы исчерпали свой мировоззренческий потенциал и стали архивным достоянием прошлого.

Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является историческая школа.

18.1. Правовые и политические учения Канта и Гегеля.Учение И. Канта о праве и государстве.

18.2. Учение Гегеля о государстве и праве.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник либерализма в Германии, родоначальник классической немецкой философии автор одного из крупнейших направлений в современной теории права.

Кант родился в г. Кенигсберге в семье шорника. Закончил факультет теологии Кенигсберского университета, где в скоре стал профессором. Учение Канта сложилось в начале 70-х. гг. XVIII в. в ходе предпринятого или критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797). В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания (т. е. предшествующие опыту или не зависящие от него). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести . Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одного и того же".

По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. Кроме того, в "Метафизики нравов" была предложена своеобразная трактовка естественного права. Согласно дефиниции в "Метафизики нравов" государство - соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права". Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением французской революцией.

Исходя из теории естественного права, И. Кант признавал самоценность всякой личности, которая в своем поведении должна руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максимум твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Кант считается одним из создателей концепции правового государства, поскольку рассматривал государство как "множество людей, подчиненных правовым законам". Кант выступал против тирании и деспотизма верховной власти, и народного суверенитета. Актуальны идеи Канта о социальных изменениях в обществе путем реформ, сверху исключающих вооруженную борьбу. Мечта Канта - "всеобщий мир" в форме федерации равноправных республик, созданной для удовлетворения разнообразных потребностей нации и основанной на благоразумии и дорой волей правителей, а также просвещении и воспитании народов. (Комментарии по хрестоматии. С. 153-160).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философское учение представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Гегель родился в Штутгарде в семье финансового чиновника. После богословского факультета Тюбингенского университета отказался от карьеры пастора и стал изучать философию. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском университете. Основные произведения: "Феноменология духа" (1807) "Наука логики" (1812-1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), главное произведение по вопросам государства и права - "Философия права" (1821). Гегель доказывал, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской систему, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятии в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система". Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. По Гегелю диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философская система Гегеля охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы, философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета. "

Свое видения предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно, что действительно то разумно при разумном (должном) политическом строе. "Познание того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи".

По Гегелю естественное право относится к положительному так как правовая теория относится к действующему праву. "Познанию того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Но подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля.

Идея права проходит три ступени в своем развитии; абстрактное право, мораль и нравственность.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установление конституционного строя в Германии путем постепенных реформ с верху.

Гегель оправдывает возможность решать международные споры путем война. "Война очищает дух нации".

(Хрестоматия. Подробные комментарии по тексту. С. 1850207).

Ha рубеже ХУШ-Х1Х вв. с осуждением французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным был Жозеф Де Местер (1753-1821) (долгое время был посланником сардинского короля в Петербургё. Доказывал, что когда Франция встала на путь революции, ее постигла божья карма, отдав страну в руки злодеев.

Особое внимание Д'Местер уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. По словам Д’Местра, человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Он не может создать даже насекомое или пылинку, но вообразил, что он источник верховной власти и стал творить конституции. Д'Местер призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. И тогда Франция снова станет украшением Европы. По утверждению ДМестра, просвещение и образование вредны; знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической". "Универсальным монархом может быть только папа".

Подобные идеи развивал французский политик Виконт Д’Бональ (1754- 1840), он подчеркивал, что демократия произошла от ослабления веры в бога, естественным устройством общества является монархия, ее прообраз и основной элемент семья. В то же время идеал Д’Бональдо - средневековая представительная сословие - монархия с сильной ролью церкви. Государство и религия - "две узды необходимые для сдерживания страстей человеческих". Декларацию прав человека и гражданина предлагал заменить "Декларацией прав Бога", как автора всех совершенных законов.

В 1790 г. английский парламентарий (ирландец) Эдмунтд Берк (1729-1797) опубликовал книгу "Размышления о революции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения, одобрявших события во Франции. По мере развития событий во Франции, подтвердивших худшие опасения Берка, возрастала популярность его сочинения. Книга вызвала много откликов, из которого наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека".

Берк критиковал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава ("из провинциальных адвокатов старых муниципальных чиновников, врачей, деревенских кюре), но и еще более за желание одним махом создать новую конституцию для "огромного королевства и каждой его части "на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками"

Задача сильных политических умов - "сохранить и одновременно реформировать". "Честный реформатор" не может рассматривать свою страну как чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Книга Берка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоящего рационализму революционных политиков-идеалистов. По Берку сила действительной конституции в давности, в традициях. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств, какой является учение идеологов революции.

В начале XIX в. ряд немецких юристов, создавших историческую школу, выступил с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным источником права является не закон, произвольно принимаемый, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической школы права был профессор (права) в Геттингене - Густав Гуго (1764-1844). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права он оспаривает основные положения теории естественного права, концепцию общественного договора отвергает по ряду оснований : 1-таких договоров не было никогда; 2- общественный договор практически невозможен (миллионы незнакомых людей); 3- концепция общественного договора вредна (никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора). Власть и право возникали по-разному. Право же возникает из потребности решения споров. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний. Он оправдывает рабство и право государства ограничивать свободу мысли.

Многие из рассматриваемых учений носят печать реакционности или консерватизма. Но именно они нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения.

Читайте также: