Фрегат звенящий краткое содержание
Обновлено: 01.05.2024
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
"Фрегат "Звенящий" – художественное произведение в довольно необычном жанре: "роман-справочник". В интересной и увлекательной форме автор рассказывает читателям об устройстве парусного судна и различных премудростях корабельных наук. Для наглядности текст снабжен большим количеством поясняющих схем и иллюстраций
Ознакомительная версия. Доступно 7 страниц из 67
Рассказ об устройстве парусного корабля и плаваниях под парусами.
Роман-справочник
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ЭТА КНИГА
В далеком от моря городе Екатеринбурге, который раньше назывался город Свердловск, есть ребячий отряд "Каравелла". Существует он давно – первая запись в его вахтенном журнале сделана в 1961 году.
Сначала это была небольшая компания мальчишек и девчонок с окраинного квартала, которая собиралась на чердаке и придумывала истории о плаваниях и пиратах. Но с годами она выросла в солидную организацию.
В "Каравелле" много разных дел – фехтование, съемки звуковых полнометражных фильмов, журналистика, походы и всякие игры. Но, пожалуй, самое главное – паруса.
Осенью и зимой ребята и инструкторы строят очередную парусную яхту своей конструкции, а летом выходят в плавания по уральским озерам… Капитанам яхт от двенадцати до шестнадцати лет, а в матросы берут и тех, кто младше – даже первоклассников.
До недавнего времени "Каравеллой" руководил писатель Владислав Петрович Крапивин. Целых тридцать лет. Потом у него лопнуло терпение. Он так и сказал:
– У меня лопнуло терпение! Сколько можно тащить эту ношу? В "Каравелле" выросла целая толпа опытных журналистов и яхтенных рулевых, пусть теперь командуют сами. А я буду на покое писать свои книжки, заходить в отряд время от времени и давать руководящие указания.
На том и порешили. Но покоя у отставного командора не получилось. Как только набор новичков, так сразу:
– Владислав Петрович, а кто будет заниматься с ними морским делом?
– А мы… а у вас лучше получается…
Несчастный писатель бросал начатую рукопись и, держась за больную поясницу, снова шел в отряд. И спрашивал:
– Долго так будет продолжаться?
– Пока вы не напишете книжку, где будет рассказано все, о чем вы говорите ребятам на занятиях, – наконец заявили ему молодые руководители "Каравеллы".
– Еще чего! Я сказки привык писать, а не учебные пособия!
– А вы попробуйте!
– Легко сказать "попробуйте"! Во-первых, я же не профессиональный моряк, а яхтсмен-любитель. А во-вторых… один я это дело не потяну.
– А разве Вы один? У вас, дорогой командор, два сына, которые прошли полную школу "Каравеллы", строили и водили парусные яхты, командовали экипажами. К тому же, старший, как художник, оформил немало ваших книг. Младший тоже не лишен склонности к творчеству.
Возразить было нечего, пришлось браться за работу. Сочинять, писать, рисовать. Рисовал и старший сын Павел. А готовить корабельные схемы помогал командору младший сын Алексей.
И вот эта книга…
Сразу надо объяснить: она не учебник, а просто попытка рассказать младшим школьникам об устройстве парусного корабля и о кое-каких премудростях морского дела. Например, объяснить, как строго взаимосвязаны на корабле все детали, какая четкая система в их названиях.
А то ведь часто как бывает: берет юный любитель моря книгу о кораблях, видит там схему парусника с цифрами и терминами, читает названия… а почему на данном месте именно фор-марсель, а на другом крюйсель, понять не может. Почему грот-брам-стень-штаг называется так, а не иначе – тоже…
Конечно, придирчивый читатель-специалист найдет в этой книжке немало неточностей. Во-первых, они от желания обо всем рассказать попроще, чтобы легко было разобраться даже самым юным школьникам. Во-вторых, в морской науке достаточно разночтений во многих понятиях и терминах. А в-третьих… никто из авторов вообще не может полностью избежать ошибок. Их можно обнаружить даже в "Морском энциклопедическом справочнике". Так что не судите слишком строго…
Потом у ребят, заинтересованных морем и кораблями, будет возможность прочитать много серьезных книг, а это – для начала.
Чтобы избежать больших погрешностей, автор советовался с опытными специалистами. Самым главным помощником был Евгений Иванович Пинаев – художник-маринист, писатель и моряк, немало плававший на больших парусных судах и обучавший курсантов премудростям морского дела.
Возможно, кое-кто узнает его в самом взрослом герое этой книжки.
…А еще авторам помогали в меру своих сил два кота – Макс и Тяпа, – которые выведены в этой истории под другими именами.
Вот, пожалуй, и все. Кто хочет получить первые сведения, как устроен парусный корабль и как им управляют, берите и читайте. Как говорится, попутного вам ветра…
Вступление (пока почти сухопутное). ЭКИПАЖ С ОЗЕРНОЙ УЛИЦЫ
У третьеклассника Васи Лисова волосы апельсинового цвета. И такого же оттенка веснушки на щеках и переносице. Поэтому и прозвище такое – Лис. Оно не обидное, а вполне дружеское, даже ласковое. В первом классе звали Васю Лисенком, а потом он подрос и прозвище тоже "повзрослело".
Он часто слышит:
– Лис, пошли на площадку мячик гонять!
– Лис, у тебя кассета с "Тремя мушкетерами" есть? Дашь посмотреть?
– Лисонька, дай списать задание по математике… – (Это, конечно, девчонки).
– Лис, тебя мама ищет! Говорит, что если сейчас же вы с Василисой не явитесь домой, будет вам на орехи!
Теперь о Василисе.
Прошлой зимой Вася нашел у мусорных ящиков рыжего тощего котенка. Выкинули его из дома какие-то бессовестные люди. Что делать-то? Сунул Вася найденыша за пазуху и принес домой.
Мама сперва, конечно, сказала, что "такого бациллоносителя нам только и не хватало". Пускай Вася несет это писклявое животное туда, где взял.
Вася в ответ заявил, что никогда не думал, будто его родная мама может быть такой бессердечной. Надел шапку и сказал, что котенка он, пожалуйста, отнесет обратно, однако и сам останется жить в мусорном ящике.
В общем, история почти как в кино про деревню Простоквашино.
Но Васина мама оказалась более уступчивой, чем в фильме. Почти сразу она перевоспиталась, хотя поворчала еще для порядка.
Юного кота назвали Цезарем. Но это имя не прижилось.
Кот очень полюбил хозяина. Спал у Васи в ногах, мурлыкал ему колыбельные песни, гулял с ним по улице и встречал Лиса, когда тот выходил из школы. Школа-то была на той же улице Озерной, что и Васин дом – только двор перейти. Цезарь сидел на спинке скамьи недалеко от школьного крыльца и ждал.
Те, кто не знал, спрашивали:
А те, кто знал, объясняли:
Вот и разносилось среди ребят:
– Васи Лиса! Васи Лиса!
И многие стали думать, что это кошачье имя – Василиса.
Напрасно Лис доказывал, что это не Василиса, а Цезарь, существо мужского рода. Ничего не помогло. Новое имя приклеилось к коту накрепко. Скоро он стал Василисой и на дворе, и дома. На Цезаря не отзывался, а на Василису – сразу. И Вася в конце концов махнул рукой. А папа утешил его, сказал, что "Василиса" похоже на "Базилевс", а это по-гречески почти то же самое, что Цезарь.
Однажды в конце марта Василиса сидел на краю лужи и ждал Васю. Вася и его одноклассники играли в океанское плавание. Они смастерили из пенопласта кораблики, воткнули в них мачты-лучинки, наладили бумажные паруса и отправили свои суденышки в дальнюю экспедицию.
Кораблики плыли не очень ровно, рыскали, порой даже сталкивались. Их капитаны бегали по берегу и кричали всякие команды:
– Поднять мур-марсели! Опустить бим-бом-брумсели!
– Лис, куда твоя бригантина лезет на мой фрегат! Полный назад!
– Нет, полный вперед! Поворот овербах!
Подошла Ксеня Пёрышкина, девочка из Васиного класса. Она очень симпатичная, с локонами и золотисто-серыми глазами. В эту школу она поступила недавно. Вася старался смотреть на нее пореже. Потому что, если смотрел, уши у него делались теплыми и он чувствовал себя, как первоклассник, которого впервые в жизни вызвали читать стихи в большом зале. И он сердито говорил себе, что Пёрышкина ему ничуть не нравится.
Своеобразный роман-справочник, из которого в интересной и увлекательной форме можно узнать об устройстве парусных судов, кораблевождении, навигации и других корабельных премудростях.
За минуту
Как-то раз мальчишка Вася Лисов, который учится в третьем классе, и его друг, первоклассник Антон Штукин поспорили с Васиной одноклассницей Ксеней Перышкиной о том, как устроены парусные корабли. Ребята познакомились с дедушкой Ксении, бывшим боцманом Яковом Платоновичем, который очень много знал о кораблях и море. С тех пор начались для четверых школьников (к ребятам присоединился Слава Воробьев из пятого класса) увлекательные занятия по морскому делу. Каждый день дети приходят к старому боцману в гости и слушают новые лекции о кораблях и парусах.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Фрегат Звенящий: краткое содержание, описание и аннотация
Владислав Крапивин: другие книги автора
Кто написал Фрегат Звенящий? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Фрегат Звенящий — читать онлайн ознакомительный отрывок
А еще бывают леерные ограждения. Это когда между специальными стойками натягивают трос, сплетенный из проволок или растительных волокон. Он-то и называется ЛЕЕР.
Бывают штормовые леера: их укрепляют над палубой в ожидании непогоды, чтобы легче было держаться на ногах при сильной качке.
Кстати, есть у лееров и другое назначение — на них поднимают дополнительные паруса. Но это уже совсем другая тема…
— Ну уж теперь-то строительство корпуса у нас закончено? — спросила Ксеня.
— Не совсем. Мы настелили верхнюю палубу (и промежуточные, внутри корпуса, заодно), поставили ограждение. Но ведь на палубе есть много чего…
— Люки, — напомнил Антошка.
— Люки мы тоже сделали. Но есть еще ПАЛУБНЫЕ НАДСТРОЙКИ и РУБКИ. Коснемся и этой темы.
НАДСТРОЙКИ И РУБКИ
— А чем они отличаются друг от друга? — спросил Слава и приготовил карандаш.
— Существенный вопрос. Отличие есть и очень характерное. Палубная надстройка всегда одной ширины с корпусом. Ее боковые стенки сливаются с фальшбортом и бортом. Поэтому, если вам нужно, скажем, попасть со шкафута на бак, а на пути — надстройка, ее по палубе вдоль фальшборта не обойдешь. Надо по трапу подняться на крышу надстройки (а она тоже называется палубой, или мостиком, и, конечно, ограждена) и спуститься с другой стороны.
А рубка напоминает будку или домик, поставленный на палубу. По ширине она меньше корпуса, и ее можно обойти со всех сторон. Кстати, не догадываетесь, откуда такое название?
— По-моему, это не иностранное, а вполне русское слово, — сказал Слава.
Но все-таки следует запомнить основные различия между рубками и надстройками. Поэтому давайте нарисуем:
— Наконец-то мы с корпусом, кажется, разобрались до конца, — полувопросительно заметила Ксеня.
— Да, если не касаться подробностей, — вздохнул Яков Платонович. — А подробности… Эх, сюда бы нашего знакомого Мотю. Он очень любит рассказывать о всяких корабельных деталях… Но по каким-то колдовским причинам Мокроступыч не может покидать свое сказочное пространство. Поэтому продолжим без него. Еще несколько слов о том, что есть на палубе…
Там много разных устройств и приспособлений. По бортам — изогнутые шлюпбалки с подвешенными на блоках шлюпками. Машины для подъема якорей, причальные тумбы. Обо всем этом — позже. А вот трубы… Они торчат из палубы в разных местах и служат для вентиляции. Их верхние концы выгнуты и широкие горловины направлены так, чтобы на ходу засасывать во внутренние помещения свежий воздух…
— А дымовых труб, как на пароходах, на парусниках не бывает? — спросил Слава.
Но многие корабельные архитекторы говорят, что морскому судну без трубы никак нельзя. Некрасиво. Нарушаются, мол, давние традиции. И устраивают в великанских трубах все, что может прийти в голову: хозяйственные помещения, ангары для вертолетов и даже рестораны.
Дело еще и в том, что на корабельных трубах с давних пор принято изображать эмблемы судовых компаний. А их в мире великое множество, и каждая хочет нести свой знак на видном месте. Лучше, чем на широкой и высокой трубе, такого места не сыскать.
50 %
Аннотация к книге "Фрегат "Звенящий""
"Фрегат "Звенящий"" - это не просто интересная история о школьниках, увлёкшихся кораблестроением, а настоящий практический справочник юного мореплавателя. В книге есть всё, что может понадобиться начинающему моряку: как вязать морские узлы, ориентироваться по компасу, поднимать паруса и многое другое. А понятные рисунки и схемы помогут разобраться в судоходстве и устройстве кораблей. Писатель Владислав Крапивин много лет преподавал морское дело школьникам, и его роман "Фрегат "Звенящий"" написан специально для тех, кто любит парус и море.
Для среднего школьного возраста.
Книга издана в серии "БИСС" Владислава Крапивина.
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
САМАЯ лучшая книга о Парусах!
Рекомендую её всем, кто начал ими увлекаться. В книге есть всё, что нужно знать о парусниках и не только. Отлична для начала познания данной темы, т.к. ни в какой иной книге вы не увидите столь понятного, систематизированного и подробного рассказа, да ещё в столь увлекательной форме.
Когда я первый раз читал её, я уже много понимал в устройстве судна, но многое было новым и многое пришлось зарисовать, кстати схемы в книге написаны самим Владиславом Петровичем и.
САМАЯ лучшая книга о Парусах!
Рекомендую её всем, кто начал ими увлекаться. В книге есть всё, что нужно знать о парусниках и не только. Отлична для начала познания данной темы, т.к. ни в какой иной книге вы не увидите столь понятного, систематизированного и подробного рассказа, да ещё в столь увлекательной форме.
Когда я первый раз читал её, я уже много понимал в устройстве судна, но многое было новым и многое пришлось зарисовать, кстати схемы в книге написаны самим Владиславом Петровичем и его друзьями, они большие и подробные, что положительным образом отличает их от схем в других книгах, где такелаж дан в одной маленькой схемке (попробуй разберись!).
В общем, берите, не пожалеете! Скрыть
УРА! УРА! УРА.
Порадовало переиздание цветных иллюстраций от Павла Крапивина!
СПАСИБО издательству ИДМ от давнего поклонника Владислава Петровича Крапивина и его иллюстраторов:
Евгении Стерлиговой, Евгения Медведева, Павла Крапивина, неповторимого Геннадия Калиновского (незаслуженного забытого официальным сайтом писателя)!
Впервые рисунки Павла Крапивина появились в первоиздании романа московским издательством "Прибой" в далеком 1997 году!
И вот, 20 лет спустя (Дюма.
УРА! УРА! УРА.
Порадовало переиздание цветных иллюстраций от Павла Крапивина!
СПАСИБО издательству ИДМ от давнего поклонника Владислава Петровича Крапивина и его иллюстраторов:
Евгении Стерлиговой, Евгения Медведева, Павла Крапивина, неповторимого Геннадия Калиновского (незаслуженного забытого официальным сайтом писателя)!
Впервые рисунки Павла Крапивина появились в первоиздании романа московским издательством "Прибой" в далеком 1997 году!
И вот, 20 лет спустя (Дюма, привет!), текст и иллюстрации снова воссоединились!
Было и еще одно издание. Просто в 2007 году формат серии "Отцы-основатели:Русское пространство" издательства ЭКСМО не предусматривал цветной печати и в книге остались только черно-белые схемы, исключив из нее сказочную, цветную составляющую.
Остается надеяться, что все 10 первоначальных цветных листов будут снова напечатаны, теперь уже в издании ИДМ.
UPD.
А чтобы составить впечатление от повествования, сам роман можно "полистать" на сайте писателя. Там он выложен в открытом доступе. Скрыть
Читайте также: