Функциональная готовность к школе детей 6 7

Обновлено: 16.05.2024

Первый поход в школу вызывает смешанные чувства у родителей. С одной стороны, они очень рады, что их ребенок повзрослел и делает следующий шаг в своем развитии как личности. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то школа – это абсолютно другой мир, со своими правилами и требованиями, поэтому родители зачастую находятся в крайне тревожном состоянии. И переживать, действительно, есть из-за чего, потому что не всегда можно понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет.

Некоторые родители могут возразить, сказав, что мой ребенок уже умеет читать и писать, значит у него не будет никаких проблем с овладением школьной программы. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет, потому что читать и писать в любом случае будут учить в школе.

Каждый родитель должен понимать, что к 6-7 годам у ребенка должны уже быть сформированы определенные механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать полноценному усвоению школьного материала.


На что нужно обратить внимание

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, нужно проанализировать его поведение. Вот несколько рекомендаций:


Чтобы ребенок нормально развивался и воспринимал буквы, цифры, чертежи и рисунки, у него должно быть развито абстрактное мышление, а также умение абстрагироваться.

Для стимуляции интеллектуальной готовности к школе, с ребенком нужно заниматься, предлагая ему решить простые задачи, используя чертежи и рисунки. Очень полезны игры на добавление пропущенного элемента и другие упражнения.

Вот несколько показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе:

  • умение находить лишний предмет в группе других;
  • решение простых ребусов и головоломок, умение отгадывать простые загадки;
  • добавление недостающих предметов в группу;
  • понимание последовательности событий (что было сначала, потом и т.д.);
  • умение группировать предметы по какому-то признаку.


Эмоционально-волевое развитие

Волевая готовность ребенка к школе подразумевает умение управлять своим вниманием, слышать и понимать смысл услышанного. Важно, чтобы ребенок мог физически отсидеть урок, при этом не просто сдерживая импульсы, а концентрируя свое внимание на происходящем, даже если оно ему неинтересно.

Определить степень эмоционально-волевого развития можно в домашних условиях. Для этого нужно лишь создать ситуацию, когда ребенку нужно удерживать внимание на неинтересных ему вещах. К примеру, сможет ли он резать овощи, помогая маме по кухне, если он не сам проявил инициативу, а его об этом попросил взрослый? Характерна реакция в настольной игре – как он будет вести себя, ожидая своего хода? Терпеливо сидеть и ждать, либо он начнет вставать и бегать вокруг стола?

Этот тип развития человека не зря называется эмоционально-волевым, потому что наша воля основывается на понимании себя, т.е. своих же эмоций. Когда человек понимает, что с ним происходит, то он осознает, что именно ему нужно сделать для достижения результата.


Зрительно-двигательная координация

Хорошо развитая мелкая моторика и мышцы руки позволяют ребенку не сильно уставать во время письма. Кроме того, специфика обучения предполагает, что ребенку нужно будет одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать. Поэтому очень важно сформировать навык координации движения глаз и руки.

Для этого нужно заниматься с ребенком, предлагать ему перерисовывать чертежи и картинки, срисовывать узоры, раскрашивать по образцу и т.д.

Для успешного обучения в школе, ребенок должен:

  • проводить прямые и волнистые линии;
  • правильно держать ручку в руке;
  • уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая ручку от бумаги;
  • уметь рисовать по точкам и клеточкам;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • копировать геометрические фигуры с образца;
  • уметь закрашивать рисунок, не заходя за контуры.

Помимо каких-то чисто технических моментов, связанных с навыками письма и чтением, есть и еще один немаловажный, если можно так сказать, этический аспект. Речь идет о том, что ребенок должен уметь принимать точку зрения другого человека и не ставить свои желания выше интересов других. Школа – это особый социум, где ребенку придется находить компромиссы, коммуницировать с другими людьми (его сверстниками и преподавателями).


Тесты готовности ребенка к школе

Существуют различные тесты, которые помогут вам понять, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Приведем несколько из них.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасика

Он выявляется общий уровень психического развития, развития мышления, а также умения слушать и выполнять задания по образцу.

Тест состоит из 4 частей: рисунок человека (мужской фигуры), копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек и опросник.

Первое задание заключается в том, что ребенок должен нарисовать мужскую фигуру так, как он это умеет делать. При этом не нужно исправлять его и говорить, что он делает что-то не так. На основании рисунка, проводится его оценка:

  • 1 балл. Нарисована мужская фигура. Есть туловище, конечности, голова. Голова с туловищем соединяется шеей (шея не больше головы, голова не больше туловища). На голове нарисованы волосы или головной убор. На руках есть пальцы, ноги отогнуты (нарисованы ботинки или ступни).
  • 2 балла. Присутствуют все вышеуказанные детали, но с небольшими недочетами (не нарисованы пальцы, волосы).
  • 3 балла. Нарисованная фигура имеет туловище, голову, конечности (нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать ступни, уши, волосы, шея и т.д.
  • 4 балла. Рисунок достаточно примитивный, есть туловище и голова, руки и ноги не прорисованы.
  • 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули, нет четкого изображения туловища.
  • 1 балл – это хороший результат. Первая буква – заглавная, образец скопирован полностью, либо хорошо (расположение фразы на листе – горизонтальное, но возможно небольшое отклонение).
  • 2 балла – фраза написана разборчиво, горизонтальное расположение и размер букв не учитываются.
  • 3 балла – фраза разбита на 3 части, можно понять хотя бы 4 буквы.
  • 4 балла – совпадение только 2 букв из фразы.
  • 5 баллов – фраза не разборчива, каракули.

Следующее задание – в представленном образце нарисованы 10 точек, которые находятся на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Задача ребенка срисовать эти точки. Оценивается по 5-бальной системе.

После проведения всех заданий полученные результаты суммируются:

  • 3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
  • 7-12 баллов – средний уровень.
  • 13-15 баллов – ребенок не готов к школе.

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест. Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.


Необходимо фиксировать общее время, затраченное на выполнение данного задания. Критерии следующие:

Необходимо подготовить серию карточек, которые включают в себя разные группы: посуда, одежда, мебель, домашние животные и т.д.

Картинки перемешиваются, и ребенок должен разложить их все по группам. После выполнения задания, он должен объяснить, почему он классифицировал картинки именно так.

Высокая оценка ставится в том случае, если ребенок правильно разложил все карточки, при этом он смог объяснить свой выбор и назвал все эти категории (мебель, домашние животные и т.д.).


Тесты на биологический возраст

Помимо тестов на логическое мышление и уровень интеллекта, существуют тесты, которые оценивает именно биологический возраст ребенка.


Тест очень важен, потому что ребенок может быть интеллектуально развит и даже опережать своих сверстников, но при этом его физическое развитие будет соответствовать 6 годам, т.е. он еще не созрел для школы. Проблема в том, что такие дети начинают часто болеть из-за интенсивных школьных нагрузок, поэтому в том случае, если ребенок не прошел тест, то имеет смысл подождать еще год.

Современные реалии таковы, что нынешняя российская школа осталась примерно на том же уровне, что и 20-30 лет назад. Но поколение детей, которые приходят туда учиться, сильно изменилось. И те нормативы, которые были разработаны для детей 6-7 лет, теперь подходят для второго или третьего класса. И задачей родителей является устранение этой пропасти, что требует особого внимания и, конечно же, регулярных занятий со своим ребенком. Только так можно подготовить его к новой ступени в его жизни – обучению в общеобразовательной школе.

Школьная зрелость“ (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьнонеобходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. К медицинским критериям школьной зрелости относят комплексную оценку состояния здоровья (уровень биологического развития, заболеваемость за предшествующий период, психофизиологические критерии). При выдаче медицинского заключения о готовности к обучению следует учитывать медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста. Медико-педагогическая комиссия, включающая психолога, педиатра, а также педагога, выявляет детей, не готовых к обучению.

Готовность ребенка к школе рассматривают на трех уровнях.

· Первый уровень – морфофункциональный (физическое развитие, резистентность, нейродинамические свойства, развитие речи, мышц, работоспособность).

· Второй уровень – умственная готовность (восприятие, память, мышление, воображение).

· Третий уровень – личностная готовность (отношение к школе, учебно-познавательной деятельности, сверстникам и взрослым, умение строить взаимоотношения, усваивать и реализовывать нравственные нормы).

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что “школьная зрелость” наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня “школьной зрелости” позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям.

Определение степени “школьной зрелости” по тесту Керна – Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10–15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий:

1. нарисовать человека;

2. срисовать короткую фразу из трех слов “Он ел суп”;

3. срисовать группу точек.

Оценка результата. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Примерные критерии оценки задания 1

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Примерные критерии оценки задания 2.

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Функциональная готовность к школе.

К медицинским критериям школьной зрелости относят комплексную оценку состояния здоровья (уровень биологического развития, заболеваемость за предшествующий период, психофизиологические критерии). Медико-педагогическая комиссия, включающая психолога, педиатра, а также педагога, выявляет детей, не готовых к обучению.

Готовность ребенка к школе рассматривают на трех уровнях.

· Первый уровень- морфофункциональный (физическое развитие, резистентность, нейродинамические свойства, развитие речи, мышц, работоспособность).

· Второй уровень – умственная готовность (восприятие, память, мышление, воображение).

· Третий уровень – личностная готовность (отношение к школе, учебно-познавательной деятельности, сверстникам и взрослым, умение строить взаимоотношения, усваивать и реализовывать нравственные нормы).

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что “школьная зрелость” наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Определение степени “школьной зрелости” по тесту Керна – Йирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10–15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий:

1. нарисовать человека;

2. срисовать короткую фразу из трех слов “Он ел суп”;

3. срисовать группу точек.

Оценка результата. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Примерные критерии оценки задания 1

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Примерные критерии оценки задания 2.

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно. И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

  • общего физического развития;
  • моторики руки;
  • работоспособности;
  • характеристики движений;
  • произвольной регуляции действий.

2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи;
  • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

  • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • уровня развития коммуникативных навыков;
  • мотивации к обучению;
  • самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Удачи вам и вашим детям!

Читайте также: