Проблемы сельских школ в казахстане

Обновлено: 16.05.2024

Одна из базовых причин, заставляющих жителей небольших населенных пунктов покидать их в пользу крупных сел, райцентров и городов – вопросы образования. Сельские МКШ – могут быть начальными, основными (до 9-го класса) и полными – без параллельных классов и где учитель часто ведет урок физики или химии с учениками разных классов одновременно, сильно проигрывают в конкуренции с городскими обычными школами.

Г-н Нурбаев сам окончил сельскую школу, в которую в 1997 году привезли компьютеры, но лично он до 1999 года видел их только в целлофане. Потом компьютерами все-таки стали пользоваться, но интернета в школе не было. Знание ситуации изнутри помогло исследователю в практической работе. Кстати, 82,2% школьных компьютеров в Кустанайской области требуют замены (в среднем по Казахстану данный показатель 35%). А вот к широкополосному интернету подключены 37% всех школ области.

Из противоречий школьных реформ Жаслан Нурбаев отдельно остановился на том, что власти обещают к 2020 году 100% сельских школ обеспечить учебным оборудованием, но только 40% из них получат широкополосный интернет.

Мания государственных органов все максимально унифицировать, не обращая внимания на региональные, местные и индивидуальные особенности, экспертами охарактеризована как вредная и неприемлемая.

В МКШ какой вопрос ни возьми – везде проблемы. Разве что в школах без интернета интернет-зависимость не донимает учащихся.

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Взятый в 2018 году курс на урбанизацию может привести к исчезновению малокомплектных школ

Оставить нельзя закрыть. Есть ли будущее у малокомплектных школ?

Политика территориального развития в сторону урбанизации была провозглашена в Казахстане еще в 2006 году. Однако ее началом можно считать 2018 год, когда был принят Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года.

Однако сейчас процесс урбанизации проходит по сценарию третьих стран, который может привести к возникновению районов, наподобие бразильских фавел.

Вернемся к вопросу развития сельских территорий. Новая региональная политика ориентирована на развитие центров экономического роста. К ним, помимо городов, относятся опорные села (314 из 6 660) и приграничные территории. Финансирование будет выделяться только на перспективные села. Потенциал сельских поселений и аулов исполнительные власти определяют при помощи мониторинга социально-экономического развития. Так, в Костанайской области по итогам анализа в 2017 году из 584 поселков за год упразднено 36 с численностью населения менее 50 человек.

Динамику сельского и городского населения можно проследить в следующей диаграмме:


На конец 2017 года доля сельского населения в РК составляла 42,6%, городского - 57,4%. Прирост численности населения в сельской местности составил 0,8% (до 7,73 млн человек), в городах - 1,7% (до 10,43 млн человек). То есть население городов растет в два раза быстрее, чем в селах.

Закроете школу, закроют и село

Сегодня уменьшение числа сельских жителей и сельских школ очевидно. Это взаимообусловленный процесс. Поэтому необходимо рассмотреть развитие МКШ в динамике.


Национальный сборник. Астана, 2018. – С.202

Графики показывают, что процесс сокращения МКШ намного динамичнее процесса сокращения числа сел. Это говорит об одном - исчезновение сел неизбежно, если закрывается школа. Известно, что школа является порой единственным местом учебно-оздоровительного и культурно-бытового досуга для сельских жителей. Благодаря школам сельские населенные пункты сохранились в трудные 90-е годы прошлого века. В общем, село закрыть не сложно - нужно только закрыть школу. И эта тенденция будет только нарастать по принципу домино.

Какое же будущее у сельских школ?

Некоторые чиновники и исследователи предлагают несколько альтернативных вариантов решения проблемы с сельскими учащимися.

1. Подвоз обучающихся в школы. Подвоз учащихся из сел, где нет школ или действуют начальные и основные школы есть и сегодня. В 2017 году организован школьный подвоз 22 819 учащихся. Предоставлены места в пришкольных интернатах для 3 244 детей. Но нуждающихся в подвозе школьников намного больше. К ним относятся те, кто живет в интернатах, у родственников, либо вынуждены добираться самостоятельно. С процессом оптимизации сельских населенных пунктов необходимость в подвозе будет возрастать. Однако, во-первых, это дорогое мероприятие. Во-вторых, нуждающихся в подвозе детей будет больше и больше. Местным властям обеспечить их всех транспортом будет невозможно. В третьих, подвоз обучающихся наталкивается на трудности, которые часто нарушают учебный процесс. К ним относятся климатические и географические особенности нашей страны, а также качество дорог. В четвертых, качество образования страдает, потому что внеклассная деятельность для этих детей становится недоступной.


2. Строительство интернатов. В Казахстане в 2017 году действовало 561 интернатных организаций образования. Из них 248 интернатов при общеобразовательных школах. Учитывая то, что в стране на 2017-2018 учебный год было 7047 школ, из которых 2944 МКШ, то потребуется построить очень много интернатов.

3. Ускоренная урбанизация и сосредоточение всех школ-интернатов в городах. Некоторые эксперты считают, что Казахстану нужно использовать опыт Португалии. В период между 2005 и 2008 годами в этой стране было закрыто около 2500 школ, в основном МКШ. Вместо них были построены школьные кластеры с бесплатной транспортировкой для детей из изолированных районов. Это позволило Португалии выйти в 2015 году на уровень выше средних значений ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).


Надежный опыт или опыт и надежды…

Закрытие сельских школ нарушает право сельского ребенка на образование. Как не лишать детей их конституционных прав? Предлагаем обратиться к опыту стран, которые в процессе реформирования школы столкнулись с тем же комплексом проблем, что и мы сегодня.

Такие страны, как США и Финляндия, пытаются сохранить каждую, даже самую маленькую школу. Школ-интернатов в этих странах нет. В США существуют так называемые однокомнатные школы. Здесь один учитель занимается с детьми разных возрастов и часто преподает несколько предметов. Каждый ребенок учится по индивидуальной программе. Главное отличие подобных школ - заработная плата сельских педагогов в два раза больше городских коллег.

Выделим важные особенности финского общего образования. К ним относятся: культура школьной самооценки (анализ и оценка процессов внутришкольной системы для определения вектора её дальнейшего развития), практико-ориентированное образование, система индивидуальной помощи учащимся и численность классов. Финские учителя работают с малыми группами. Если в городских школах количество учеников в классе превышает 20, то учителю помогает ассистент.


В ряде стран, таких как Канада и Австралия, в сельской местности широко используется дистанционное обучение. Учащиеся МКШ могут посещать веб-уроки, функция учителя при этом состоит в организации процесса и поддержке учащихся.

Конечно, в одной статье невозможно описать все достижения и преимущества школьной системы развитых стран. Однако этот краткий обзор может дать пищу для размышления и некоторые рекомендации. Помимо базовых условий, увеличения финансирования, укрепления материальной базы и упор на подготовку и переподготовку учителей, можно использовать кластерный подход. Данный метод поможет преодолеть изолированность школ благодаря развитию сотрудничества между соседними школами. Похожий принцип уже реализуется в школах Казахстана на основе ресурсных и магнитных школ. Однако, соцопросы выявили, что деятельность в таких школах является дополнительной для учителей и не оплачивается. Соответственно, нет заинтересованности в результатах.

Аймагамбетов назвал основные проблемы образования в Казахстане

Плохое оснащение, малокомплектные классы в сельских школах, низкое качество подготовки педагогов, медленный Интернет - все эти проблемы осложняют получение хорошего образования в Казахстане. О том, как Министерство образования и науки планирует их решать, в интервью Liter.kz рассказал глава ведомства Асхат Аймагамбетов.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов ответил на вопросы по поводу разрыва в качестве образования между сельскими и городскими школами. В сельских, малокомплектных школах есть сложности с доступом к высокоскоростному Интернету и дефицит кадров. Но на множество проблем в министерстве уже нашли решения.

Говоря о разрыве в качестве знаний, надо глубже рассмотреть на проблему. Сельские школьники в некоторых регионах показывают знания гораздо выше, нежели их городские ровесники из других областей. Асхат Аймагамбетов привел в пример Северо-Казахстанскую область. Разрыв между сельскими и городскими школами в регионе достаточно большой, при этом некоторые сельские школы дают более качественное образование, чем городские. Такая ситуация в Туркестанской, Кызылординской, Атырауской и некоторых других областях, то есть в данном случае речь идет не только о разнице в качестве между городом и селом, но в большей степени между регионами Казахстана.

Еще одной проблемой малокомплектных школ стала нехватка педагогов. Это связано с тем, что в селах мало детей, мало классов и, соответственно, мало нагрузки. У педагогов почасовая оплата труда, ставка — 18 часов в неделю. В малокомплектных сельских школах может быть такое, что у учителя на всю школу всего восемь часов преподавания в неделю. Это меньше половины ставки.

Профессиональная ориентация выпускников вузов тоже вызывает много вопросов. Большинство абитуриентов не знают, по какой специальности учиться. Министр подтвердил, что проблема существует уже давно, и что нельзя говорить, будто она решена.

Он считает, что детям нужно объяснять, какие специальности востребованы на рынке, а какие — нет, рассказывать о самих профессиях, организовывать профессиональные пробы и возрождать когда-то популярные учебно-производственные комбинаты (УПК). Очень много выпускников не могут найти работу, так как не разбирались в том, какую специальность выбрать, а также что их ждет в будущем.

Для повышения качества высшего образования вузам дали академическую свободу, а также отменили дипломы единого государственного образца. Аймагамбетов полагает, что это позволит синхронизировать как программы обучения в вузах, так и сам рынок труда.

В феврале 2021 года журналист Михаил Козачков опубликовал на своем Telegram-канале письмо от коллектива Satbayev University на имя Президента РК Касым-Жомарт Токаева. Ученый совет вуза обвинил Министерство образования и науки РК в том, что ведомство непрофессионально отозвало лицензию у Казахской академии транспорта и коммуникации. Авторы письма утверждают, что министерство образования "принялось усложнять жизнь их университета". Мы не оставили этот факт без внимания и попросили Асхата Аймагамбетова прокомментировать ситуацию.

Напомним, Казахскую академию транспорта и коммуникаций лишили лицензии в октябре 2020 года. Вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов рассказал причины того, почему такое происходит с некоторыми учебными заведениями. В конце февраля 2021 года ведомство отозвало лицензию у Казахского медицинского университета непрерывного образования.

Первую часть интервью с министром образования и науки Казахстана Асхатом Аймагамбетовым можно прочитать здесь. В нем он рассказал об основных трудностях, с которыми столкнулась страна по дистанционному обучению, которое пришлось ввести из-за пандемии коронавируса.


Кроме того, как он отметил, новая программа предусматривает внедрение подушевого финансирования и перевод управления и финансирования образования на уровень области. Это поспособствует снижению образовательного разрыва между регионами, между организациями и повышению качества образования.

Аймагамбетов добавил, что в целях расширения сети организаций образования, ликвидации трехсменных школ, снижения дефицита ученических мест и сокращения аварийных школ планируется строительство новых школ на более 650 тысяч мест за счет средств государственного бюджета и частных инвестиций.

Министр добавил, что в рамках новой программы все школы будут обеспечены предметными кабинетами STEAM, физики, химии, биологии, а педагоги на 100% будут обеспечены компьютерами. Следует отметить, что в новой программе планируется решение таких задач, как назначение заведующих детских садов по новой системе, директоров школ, колледжей; ротация; корпоративное управление организациями образования через попечительские и наблюдательные советы, советы директоров; оценка деятельности руководителей организаций образования по KPI. Внедрение подушевого финансирования на всех уровнях будут направлены на эффективное управление образовательной сферой.

Читайте также: