Этнос представители которого инициировали открытие новометодных школ в казахстане

Обновлено: 04.07.2024

Новометодная система обучения и деятельность О. Альжанова по ее внедрению

Его инспекторские поездки показали то же самое тяжелое положение вещей, где он окончательно убедился в пагубности подобных мактабов. Он вынес для себя решение бороться с их дальнейшим распространением их в Степи. В “Семипалатинской газете” он пишет статью о проблемах просвещения в волости, в которой видна его боль за первобытное состояние аульных мактабов. Его как учителя профессионала угнетал тот факт, что обучение проводилось без элементарных правил и учебных программ. Министерство просвещения России этот вопрос решило только в 1916 г., но О. Альжанов приступил к своим обязанностям уже в 1908 г. Поэтому, ему предстояло проделать, прежде всего, большую организационную работу по модернизации школьного обучения в уезде. Для этого он решил использовать методику новометодных школ.

Начало новометодного движения в России относится к 1884 г., когда в Крыму, в Бахчисарае И. Гаспринский открыл первую школу, в которой использовался не традиционный буквослагательный метод, а новый звуковой способ начального обучения. Тип новой школы соответствовал давно назревшим общественным потребностям, поэтому, так называемые “новометодные школы” получили быстрое распространение по всем районам России. Очень скоро такие школы появились в Поволжье. В 1887 г. “новометодный макгаб” открылся в Фергане, а с начала XX в. они получили распространение в казахской среде. Новый метод получил название “усуль джадидия”. Этот термин первоначально являвшийся педагогическим по своему смыслу послужил основанием для введения другого термина, гораздо более широкого значения, охватывающего наряду с областью просвещения определенные сферы общественной жизни. Отсюда термин “джадидизм”, образовавшийся от того же корня “джадид” (по-арабски - “новый” - Авт.) стал определять сторонников нового в целом - в экономической, политической и общественной жизни. В общественной Жизни он условно объединил представителей самых разнообразных передовых устремлений. Этим термином определяли и сторонников школьных преобразований, и демократически настроенных просветителей, и представителей буржуазно-националистических направлений. Данный термин лучше подходил для русского перевода как “прогрессивный”.

В противовес прогрессивному джадидизму для большинства мусульманских народов России к концу XIX - началу XX в. характерным было наличие достаточно сильного и влиятельного феодально-клерикального направления, отстаивающего интересы реакционного исламского духовенства, местной феодальной знати объединявшего своих сторонников под общим названием “кадемистов”, т.е. старометодни-ков. Кадемисты в самом чистом виде - это яркие представители национально-буржуазного направления, которые в различной мере были сторонниками панисламизма и пантюркизма. И, наконец, существовало третье направление - демократически-прогрессивное, отражающее интересы основной массы населения, но идущее в противовес первому и второму.

Характерно, что в общественной жизни мусульманских народов предреволюционного периода последние два направления - буржуазно-националистическое и демократически-просветительское - в определенной мере переплетались и взаимодействовали в реальной действительности. Поэтому созыв комиссии для пересмотра правил обучения был вызван рядом ходатайств магометанского населения Казахстана, постепенно понимающего всю несостоятельность старометодных школ. К тому времени широкий круг “джадидистов”, самих получивших среднее и высшее образование в системе светских училищ, семинарий, университетов, кадетских корпусов, начали активно освещать в периодических изданиях организацию в степи новометодных школ, которые создавались по образу и подобию аналогичных учреждений для детей нерусского населения в Центральной России. К тому времени уже в самом Казахстане были удачно апробированы и получили определенное общественное признание новометодные школы И. Алтынсарина, организованные им в Тургайской волости, окрестностях Оренбурга и Уральска. Передовой опыт этих школ по сравнению с традиционными духовными мактабами неизменно находил отклик среди передовых представителей казахской интеллигенции, в числе которых был и О. Альжанов.

Сам Альжанов на протяжении 12-летней работы в Омском окружном суде ни на один год не оставлял свою преподавательскую деятельность. Именно поэтому все проблемы просвещения в методическом и организационном плане оставались в зоне его интересов.

О. Альжанов был хорошо знаком со многими документами прошедших мусульманских совещаний по вопросам реформы школы (в 1900 г., в 1906 г. - 2 совещания, 1907 г. - 1 совещания, 1908 г. -1 совещание, 1912 г., 1914 г.). Особое значение он предавал решению Ill-его Нижегородского съезда российских мусульман, состоявшегося в 1906 г. и послужившего для него реальной основой для последующей (весьма непродолжительной деятельности) по преобразованию учебного процесса в казахской степи.

Решения, принятые этим съездом были весьма прогрессивными. Например, решения, относящиеся к мактабам, звучат следующим образом:

3. В каждом мактабе преподавание должно вестись на родном языке учащихся и по учебникам, напечатанным арабскими буквами. Преподавание русского языка в начальном мактабе не обязательно (ибтадан). Но в мактабах высшего типа он вводится как отдельный предмет.

5. Для начальных и высших мактабов длительность учебного года в сельской местности должна быть с 1 октября по 15 апреля, а в городах - с 1 сентября по 15 мая.

8. Для составления общей программы должны быть созваны съезды мугалимов в мае следующего (1907 г.) в больших городах.

12. Заведование делами мактабов находиться в руках мусульман, инспекторы в них назначаются из мусульман.

13. Наблюдение за хозяйственной стороной мактабов поручается особой комиссии или попечительству, выбранному мусульманами.

14. Мугалимы выбираются населением того попечительства мактабов, где нужен преподаватель, прямым и тайным голосованием.

16. Для подготовки мугалимов открываются женские семинарии в больших городах: Казани, Баку, Бахчисарае и др.

- Преподавание возложить только на учителей, получивших специальное образование в учительских семинариях. Преподавание основ ислама, как предмета формирования нравственных устоев человека оставить за муллами.

- Ввести изучение казахского языка для введения делопроизводства параллельно с созданием особого алфавита, состоящего из русской кириллицы с применением букв и звуков, характерных для казахского языка.

- Обязательное изучение русского языка, позволяющее в будущем получить светское образование на последующих ступенях обучения.

Это была не только позиция О. Альжанова. Такое направление в области просвещения предлагалось и даже практиковалось в других районах России.

Местное русское начальство не имело полного представления о сущности новометодного движения и оценивало его в первую очередь с позиций политической лояльности, соотношением его к панисламизму и пантюркизму. Так, в соответствии с циркуляром министра внутренних дел от 23 февраля 1908 г. генерал-губернаторы Степного и Туркенстанских краев направили соответствующие инструкции нижестоящим структурам власти по сбору “сведений, рисующих состояние умов, настроение туземного населения и религиозно-бытовой уклад его жизни”. В инструкции Туркестанского генерал-губернатора содержались следующие вопросы, относящиеся к духовной жизни местного населения:

- Сохранило ли местное население память о своей независимости, замечается ли сочувственное воспоминание об утраченных днях самостоятельности;

- Особенности духовного развития населения, число мактабов и медресе, где получили образование мугалимы заведующие мактабами;

- Не проникают ли в массы населения миссионеры, собирающие вокруг себя народ для поучений и собеседования или же влияющие на него посредством учреждения туземных школ нового типа;

- Каких идей придерживается местная молодежь, прогрессивными ли они являются, существует ли опасность вольнодумства и в какой мере [25].

В то время полицейские, получившие соответствующие указания, не могли четко определить сущность новых школ и тем более установить степень прогрессивности и степень их необходимости для казахского населения. Так была сформирована точка зрения о пропаганде новометодными школами идей панисламизма и пантюркизма. Анализ архивных данных по данному вопросу дал возможность ответить на вопросы губернатора через 90 лет.

Программа обучения в таких школах вызвала отрицательную реакцию у мусульманских мулл. Здесь вводилось преподавание казахского и русского языков (письмо, чтение), арифметика, основы естествознания параллельно с религией и изучением арабского алфавита. Именно муллы боялись подрыва своего авторитета и замены последнего слова муллы на слова мугалима по основам мироздания.

Особенно резкой была реакция мусульманского духовенства в Семипалатинской области, где наиболее компактно обосновались татарские муллы, приехавшие из Уфы, Казани, Оренбурга, Троицка. Они категорически были против образованных учителей, и всю свою неприязнь вылили на директора училища О. Альжанова. К тому времени, О. Альжанов с 1908 г. начал перестраивать учебный процесс, вводя в школьную программу новые дисциплины, ограничивать механическое заучивание Корана на арабском языке, взамен вводя изучение самого языка. Этими действиями он ограничил влияние мулл, и привлекал к обучению выпускников учительских семинарий, а также давал понять, что ведение надзора за обучением должно вестись не мусульманским духовенством, а заведующими й инспекторами народных училищ, относящихся к министерству просвещения России. В унисон с ними, но уже с позиции шовинизма вторили местные чиновники власти. Так, по мнению заведующего розыскным пунктом г. Семипалатинска они были - “далеки от интересов русской государственности”. Конечно, подобные доклады местных чиновников не могли не влиять на формирование позиции генерал-губернатора, в чьих руках находились судьбы местного населения. Между тем, такие передовые представители Министерства народного образования, такие как инспектора учебных округов А.Алекторов и Н. И. Ильминский поддерживали действия О. Альжанова.

Местное казахское население в основном проповедовало ислам, но было далеко от религиозного фанатизма. Это своеобразное явление давало возможность О. Альжанову открыто говорить о перспективах обучения детей вне мусульманских мактабов, утверждать, что путь к образованию и культуре лежит не через религию. Он говорил о религии как о нравственном воспитателе народа. Лучшее будущее для казахского народа он видел только посредством получения образования и одним из путей называл российские учебные заведения и само знание русского языка. Сегодня доводы О. Альжанова не вызывают никаких эмоций, но тогда выражение мысли о необходимости изучения русской грамоты и русского языка влекло за собой приобретение явных и скрытых врагов, которых и приобрел О. Альжанов. О. Альжанов надеялся на поддержку его идеи об организации русско-казахских училищ от местных чиновников власти, но в их компетенцию входила только поддержка порядка и спокойствия в казахской степи, и они не имели никаких указаний от вышестоящих органов управления по проблемам обучения местного населения.

Узнав об истинных причинах отказа родителей, в феврале 1908 г. О. Альжанов выехал в Нарынскую область, чтобы лично переговорить с местными жителями и убедить их в нелепости распространяемых ложных слухов о намерении правительства.

По его просьбе волостной управитель Кайранов собрал выборных при участии почетных казахов для обсуждения вопроса о школе. Но казахи отказались от школы. Сколько бы ни говорил О. Альжанов о пользе обучения детей и казахскому и русскому языкам, казахи остались безучастными. Просветитель почувствовал, что до его приезда Кайранов смог противопоставить открытию школы часть общества, которая должна была решить участь школы. “Без объяснения причин собравшиеся киргизы отказались от школы. И таким образом, Нарынская школа кончила свое существование”, - печально констатировал О. Альжанов в своем обращении к крестьянскому начальнику уезда [27].

Однако О. Альжанов не отступился от своего намерения восстановить школу в Кокпекты. С наступлением лета он вновь возвращается к этой проблеме, но при этом он согласовал финансовые дела в Западно-Сибирском учебном округе. В обращении к крестьянскому начальнику он пишет: “Министерство просвещения будет отпускать средства: жалование учителю - 360 рублей (в год - Авт.) и деньги на отопление - 120 рублей. Обществу только остается оплачивать отопление и освещение, и если будет желание обучать детей вере, то назначить вознаграждение мулле. Все это, по-моему, мнению, не превышает 110 рублей при следующем распределении: вероучителю 50 руб., на приобретение учебных вещей 20 руб., на отопление и освещение -40 рублей. В моем распоряжении находятся 40 руб., которые подлежат выдаче наперед в счет квартирной платы тому, кто пожелает приготовить для школы квартиру” [29]. Своё обращение он заканчивает просьбой: “Приводя вышеизложенное, покорнейше прошу Ваше высокородие предложить нареченному волостному управителю собрать почетных киргиз и выборных волостных и представить на их обсуждение вопрос о возобновлении школы. При этом ходатайствую перед вами о предоставлении мне возможности быть на съезде выборных для объяснения им цели открытия аульных школ и для опровержения тех ложных слухов о школах, которые усердно распространяются татарами” [30]. Текст обращения бы написан его рукой, крупным каллиграфическим почерком с соблюдением русской грамматики и пунктуации, ;

без единой ошибки. При этом логически последовательное изложение вопроса ещё раз продемонстрировало его высокую грамотность, образованность и корректность обращения.

Труды О. Альжанова не прошли даром. К началу учебного года, т.е. к осени 1908 г. школа должна была вновь открыться. Эта была большая победа. Но помимо открытия школы, стояла задача поиска для нее учителей. Эта задача была не менее тяжела, чем первая. Тогда в системе подготовки и выпуска учителей и у семинаристов не было обязательного направления на места работы, каждый выпускник определялся на места работы по рекомендации или самостоятельно. Энтузиастов ехать в глухую степь практически не было. И тогда, О. Альжанов решил обратиться в Омскую учительскую семинарию, где он учился, к выпускникам - казахам с целью поддержки новых школ Семипалатинской волости.

При этом следует иметь в виду, что О. Альжанов разъясняя людям пользу русско-казахских школ, неоднократно выслушивал их жалобы на острые социально-хозяйственные проблемы, которые волновали казахов гораздо больше, чем школы. Если в Омском суде он сталкивался с жалобами отдельных людей, то здесь излагал невзгоду каждый кибит-ковладелец (как было принято называть в чиновничьей терминологии главу семейства казахской семьи). Остаться равнодушным он не мог. Опять ему пришлось столкнуться с защитой обиженного большинства. О. Альжанов хорошо понимал, с кем ему придется в дальнейшем столкнуться на этом поприще, тем не менее, он сознательно встал на защиту обиженного большинства.

Революция 1905–1907 годов вынудила царское правительство пойти на некоторые уступки в расширении сети просветительских, в том числе мусульманских учреждений. В 1912 году в Кустанайском уезде Тургайской области было 9 мужских и женских мектебов. В Петропавловске до 1910 года работала мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской Думы. Казахская молодежь обучалась в Оренбургском учительском институте, Петербургском, Казанском и Томском университетах. Только в 1896 году от Тургайской области в различных учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов.

До середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, дававших

В начале XX века началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили

Одним из основателей новометодного направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель

До 1910 года работала мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской Думы

По данным за 1896 год, во всех мусульманских школах Туркестанского края обучалось свыше

В 1896 году около 50 казахских студентов из Тургайской области учились в

Первый новометодный мектеб в Казахстане возник в 1900 году в

Первый казахский юрист, степендиат из Семипалатинской области

Согласно переписи населения 1897 года, число образованных казахов составляло 49 000 человек, что составляло от всего коренного населения

Главное, на что обращали внимание царские чиновники при инспектировании религиозных школ, – это состояние преподавания русского языка, если он не преподавался, то учреждения закрывались по распоряжению

В 1870 г. в медресе в обязательном порядке было введено изучение

Мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской думы до 1910 г., функционировала в

Вспомните
Какой вклад внес Т. Шевченко в изучение Казахстана?

народа проживали в следующих городах: Петропавловск, Семипалатинск, Уральск, Кокчетав, Верный, Акмолинск, Павлодар, Зайсан и Усть-Каменогорск. В местах наибольшего их заселения появлялись так называемые татарские слободки.

Татарская интеллигенция г. Акмолинска


Представители этого народа инициировали открытие новометодных школ в Степи. Казахи охотно читали газеты и журналы, издаваемые татарской интеллигенцией. Первые казахские журналы и газеты часто финансировались татарскими меценатами. Позднее царские власти, опасаясь усиления ислама в Степи, отказывались от услуг образованных и предприимчивых татар. В 1897 году в Казахстане их численность доходила до 56 тыс. человек, что составляло около 1,3% от всего населения края.

5. Немцы. Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Некоторые из них занимали высокие военные должности, например, командиров Сибирской линии. Большинство были генералами из числа немцев: Х.Х. Киндерман, И.И. Крафт, И.И. Шпрингер, Г.И. Глазенап и др. Генерал-губернатором Туркестанского края был К.П. фон Кауфман, военным губернатором Тургайской области – Л.Ф. Баллюзек, генерал-губернатором Степного края – М.А. фон Таубе.

Исследуйте
Почему большинство генералов Сибирской линии были из числа немцев?

Немцы инициировали исследования истории, географии и этнографии Казахстана. Среди них было немало врачей, учителей, горных инженеров. В основном они проживали в таких приграничных крепостях, как Омская, Петропавловская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, Ямышевская.
Увеличение численности немцев наблюдалось и в результате массового крестьянского переселения. В основном немецкие переселенцы занимались земледелием, работали в обрабатывающей промышленности. Особую активность они проявляли в освоении нефтяных месторождений, добыче золота, меди и руд.
В новых регионах немцы сохраняли традиционный уклад жизни, характерными чертами немецкой общины были компактность проживания, внутреннее самоуправление, традиционная замкнутость, способствовавшая сохранению языка и религии, соблюдению обрядов и обычаев. Несмотря на трудности первых переселенческих лет, жители поселков старались обзавестись небольшими молитвенными домами (часовнями) и школами. В большинстве своем немецкие семьи славились зажиточностью, аккуратностью, трудолюбием. Многие из них были образованными людьми (55%). В социальном отношении в 1897 году 85% представителей этого этноса являлись крестьянами.
В 1897 году численность немцев в Казахстане и приграничных городах составила около 7 тыс. человек, большинство которых проживало в Акмолинской, Сырдарьинской областях. Во время Столыпинской аграрной реформы приток немцев усилился из колоний на Волге, в Волыни и из Причерноморья. Кроме того, в Степной край начали активно переселяться немцы непосредственно из Германии и Австрии.
6. Поляки. Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана в начале XIX века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков.


Сегодня в век "Новой этики", движения MeToo и горячих споров вокруг нового витка развития феминизма далеко не всегда вспоминают великого казахского педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина. Между тем во многом благодаря ему было реализовано одно из важнейших для казахских женщин прав - право получать образование. Для казахской степи конца XIX века это стало гендерной революцией.

Сказать, что положение казахской женщины во второй половине XIX века было тяжелым, - не сказать вообще ничего. Участь большинства казахских женщин - обустраивать тяжелый быт кочевника. Лишь некоторым женам представителей знати было доступно домашнее образование, большинство об этом и мечтать не смели. Да и знаменитая эмансипированность и воинственность казахских женщин во второй половине позапрошлого века фактически сошла на нет. Хотя в прошлые века казахская степь знала и легендарных сакских цариц Томирис и Зарину, и участниц казахско-джунгарских войн Айтолкын - дочь султана Абылая, Есенбике - дочь Карасай-батыра, Айбике - дочь Буланбай-батыра, и Гаухар - дочь Кабанбай-батыра, создавшую первый женский разведывательный отряд. В XIX веке все стало совершенно иначе - времена более не требовали ратных подвигов от женщин. За ними снова закрепилась роль хранительниц очага, хотя к тому времени знатные казахские женщины все чаще проявляли тягу к общественной жизни. Можно вспомнить знаменитую Бопай-ханум, жену Абулхаир-хана, которая стала вмешиваться в государственные и дипломатические дела Казахского ханства и весьма активно влиять на политику мужа. Или внучку Абылай-хана Айганым, ставшую первой женщиной-султаном в области Сибирских киргизов.


Но даже тогда такие карьеры и судьбы были лишь единичными случаями в кругу элиты. Даже среди степной знати женщины и не помышляли о самостоятельной деятельности. Хотя они были обременены куда меньшим бытовым трудом, чем женщины из простых семей. Впрочем, все подданные женщины Российской империи, куда входил тогда Казахстан, в те времена не имели никаких прав. Но вторая половина XIX века - уникальное время, когда сошлось несколько факторов, позволивших появиться на свет казахскому феминизму.


Ибрай Алтынсарин

Заслугу Ибрая Алтынсарина в защите прав женщин трудно переоценить. Обучаясь в интернате при Оренбургской пограничной комиссии, он читал много русской и европейской литературы, которая повлияла на его становление. А в 1850-60-е годы невероятную популярность среди читающей публики имел роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари", где впервые ставились вопросы о положении женщины в обществе и том, что женщина может себе позволить. Идея, что женщина имеет право на гораздо большее, чем определено ей современным обществом, буквально витала в атмосфере Европы и России. Это не могло не повлиять на Ибрая Алтынсарина, который, с одной стороны, был чуток ко всему новому, с другой - видел плачевное положение большинства соотечественниц.


Василий Григорьев

Прогрессивному для своего времени Алтынсарину повезло получить хорошее образование по праву рождения. Будучи внуком бия Балкожи Жанбуршина, он принадлежал к знатному сословию в степи. Неравнодушие к судьбам других людей привело его к делу жизни - народному образованию, едва он закончил гимназию.


Николай Ильминский

Первой "ласточкой" его карьеры стала казахская школа в Тургае в 1860 году, где он преподавал русский язык. Успехам его проектов во многом способствовало близкое знакомство с учеными-востоковедами Василием Григорьевым и Николаем Ильминским, с которыми Алтынсарин познакомился в Оренбурге. Влиятельные люди, они могли замолвить за него словечко в Петербурге.


Дмитрий Толстой и Ибрай Алтынсарин

Хотя со временем и сам Ибрай Алтынсарин приобрел авторитет в глазах столичных чиновников. К нему с уважением относился министр народного просвещения Дмитрий Толстой, назначивший его инспектором казахских школ в Тургайской области. Переводя на современный язык, инспектор казахских школ - почти то же самое, что министр среднего образования. В разные годы Алтынсарин работал на разных должностях – от делопроизводителя Тургайского уездного управления до уездного судьи. Но именно на педагогическом поприще он сделал себе имя и заслужил благодарность потомков.


Музей Ибрая Алтынсарина

Деятельность Алтынсарина во многом пришлась на период великих реформ Александра II, когда быстро внедрялось все новое. В частности, именно император-реформатор в 1871 году подписал указ, разрешающий нанимать женщин на госслужбу. Тогда-то в разных уголках государства срочно понадобились квалифицированные женщины. И если в столицах для этого были институты благородных девиц, Бестужевские курсы, то в провинции ни о чем подобном и не мечтали. Тем более на национальных окраинах, где вопрос обучения местного населения всегда относился к разряду проблемных.


Понадобился авторитет такого человека, как Ибрай Алтынсарин. Именно он пробил у начальства появление первого женского училища в Иргизе. Первый набор учениц состоял исключительно из русских девочек. Однако уже через год, в 1888 году, при училище был открыт интернат для учениц казахской национальности. Позже учебные заведения подобного рода открылись в Тургае, Кустанае, Карабутаке и Актюбинске.


Учащиеся Костанайского училища и священник

Надо сказать, что бурная деятельность Алтынсарина порождала вокруг него немало легенд. Многие русские ученики, и в особенности ученицы открытых им женских школ, называли Алтынсарина на русский манер - Иваном Алексеевичем. В связи с этим по Кустанаю, Тургаю и Оренбургу поползли слухи, что педагог принял православное крещение и именно этим объясняется его быстрый карьерный взлет. На самом деле, конечно, это было не так. По крайней мере, никаких вразумительных доказательств принятия им христианства по сей день не обнаружено. Ибрай Алтынсарин был мусульманином, однако свято верил в то, что достигнуть успехов в образовании и просвещении люди могут только лишь в тесном взаимодействии культур: казахской и русской, а посредством нее - и европейской. А также мусульманской и православной – в дружбе и взаимоуважении представителей этих религий, живущих бок о бок. В подведомственных ему училищах изучали основы ислама на уроках магометанского закона и православия - на уроках Закона Божьего.


Кроме того, отдельное внимание Алтынсарин уделял обучению молодых ребят ремеслам, так как видел, что будущее казахского народа - в переходе на оседлую жизнь и развитии городов. А людей рабочих специальностей среди казахов в XIX веке было очень мало.

В начале XX века в Казахстане сложилась система национальных новометодных школ, основанных на принципах джадидизма. Джадидизм - это своего рода исламский либерализм, основанный на идеях крымско-татарского писателя и философа Исмаила Гаспринского. Новометодные школы позволили казахским девушкам овладеть русским и как минимум одним восточным языком и получить достаточный запас знаний для поступления в российские и даже европейские университеты.


Мариям Сейдалина

Как трудоустраивались выпускницы этих училищ? Как правило, они шли работать преподавательницами в те же самые училища и гимназии. Это самый массовый пример трудоустройства женщин в империи. На ниве образования даже стали делать карьеры. Первая женщина-педагог Казахстана Хуснижамал Нуралыханов открыла в конце XIX века первую школу для казахских девочек. В начале XX века педагог Газиза Малдыбаева вместе с супругом Мустахимом открыли еще несколько национальных школ.


Гульсум Асфендиарова и другие

Впрочем, некоторые женщины осваивали новые для себя специальности. Например, журналистки Мариям Сейдалина и Назипа Кулжанова считаются основательницами казахской женской печати. Кулжанова работала в нескольких национально-демократических изданиях, а в дальнейшем - в советской прессе. Помимо журналистики, она также занималась написанием учебников и переводческим делом. Первой женщиной-врачом казахской национальности в Российской империи стала Гульсум Асфендиарова, которая в 1908 году закончила Петербургский женский медицинский институт.


"Несчастная Жамал", первое издание

В целом судьба казахских женщин - один из главных вопросов, волновавших казахскую интеллигенцию на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Даже первый казахский роман был написан именно на эту тему. Произведение Мыржакипа Дулатова "Несчастная Жамал" стало настоящей сенсацией. Главная героиня романа - девушка из богатой семьи - читает книги, тянется к просвещению и верит, что ее жизнь изменится. Но нравы патриархального общества таковы, что ее заставляют выйти замуж за нелюбимого по настоянию авторитарных родителей. Пытаясь сопротивляться и доказывая, что имеет право на собственную судьбу, Жамал попадает в водоворот драматических событий, которые не оставляют ей права на счастье.


Кабинет Ибрая Алтынсарина

Можно сказать, что эмансипация казахских женщин - во многом плод деятельности Ибрая Алтынсарина, его учеников и последователей. Все известные казахские женщины начинали свой путь в училищах, которые появились в Казахстане во многом усилиями Алтынсарина. И хотя процент образованных женщин в казахской степи вырос и даже стали появляться сделавшие карьеру казашки, потребовался еще один век, чтобы изменить ситуацию в корне. Как ни парадоксально, сегодняшние казахские феминистки в первую очередь должны быть благодарны Ибраю Алтынсарину, за то что тот обеспечил казахским женщинам ключевое право - получать знания.

Автор: Константин Козлов

Фото: АПН, Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина, открытые источники

Просветительская деятельность в Казахстане в конце ХІХ - начало ХХ вв.

В середине ХІХ века царизм вел просветительское дело в Казахстане в двух направлениях: религиозное и гражданское. Религиозное обучение проводили в школах, медресе учителя, муллы на основе арабского алфавита. Школы и медресе религиозной направленности занимали главное место в жизни казахского народа. Такие школы-медресе в Казахстан пришли из Средней Азии, в особенности из Бухары.

Медресе – это школы среднего образования. В медресе обучались те, кто получили начальное образование в школах и пожелали далее усовершенствовать свое образование. Медресе располагались в больших уездных городах при мечетях.

С присоединением Казахстана к Российской империи во второй половине ХІХ века русская администрация стала вести борьбу против мусульманского просвещения. Ограничили работу школ-медресе, и стали открывать русские школы. С этой целью в 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии была открыта специальная семилетняя школа для обучения детей казахов по подготовке переводчиков, писарей для низших органов колониальной администрации. Изначально здесь преподавались религиозные предметы, а с 1859 года стали вести русскую историю, общую и русскую географию, математику, геометрию. Царское правительство разрешило детям казахских аристократов обучаться в кадетских корпусах Омска, Оренбурга. К примеру, в Сибирском кадетском корпусе прошли обучение многие известные ученые, просветители, путешественники. Среди них исследователь Сибири и Средней Азии Г.Н. Потанин, казахский ученый-просветитель Шокан Уалиханов, исследователи Западной Сибири историки Катанаев, Усов, революционер В.В. Куйбышев. Вместе с тем, Омский кадетский корпус закончили младший брат Шокана - Махмут, двоюродный брат Султан Газы Уалиханов и известный ученый, этнограф Есмурат Ибрагимов. Понимая пользу русско-казахского учения на примере первых представителей казахской интеллигенции Ш.Уалиханова и С.Бабажанова, многие казахи стали отдавать своих детей в учебные заведения Омска, Оренбурга и других российских городов. К примеру, сын Мусы Шорманова (старший султан Баянаула) Садуакас Шорманов в своем письме Потанину от 25 февраля 1887 года писал:

С 1846 по 1865 годы, то есть когда было разрешено учиться детям казахов, в кадетском корпусе обучались всего 13 детей казахов. Среди них, конечно же, был и знаменитый ученый Шокан Уалиханов. Позже в кадетских корпусах было разрешено обучаться лишь детям из зажиточных семей. Однако, с 1868 года детям казахов обучение в военных гимназиях полностью было запрещено. Первым учебным заведением для казахских детей Акмолинской и Семипалатинской областей, то есть областей Сибирских казахов, было Омское русско-киргизское (казахское) училище открытое в 1865 году. Училище было 5-классным, но при приеме неграмотных детей был открыт специальный подготовительный класс.

В 1868 году в этом училище обучались всего 40 учеников. Из них 20 детей казахов, 20 русских детей.

1) Учебные заведения начального образования, к которым относились: неполные гимназии, городские училища, приходские школы, русско-казахские и русско-туземские школы и училища, сельские школы;

2) Учебные заведения среднего образования: женские и мужские гимназии и реальные училища. К учебным заведениям среднего образования можно отнести и учительские семинарии, однако уровень образования в семинарии был низким;

3) Учебные заведения по подготовке специалистов: учительские семинарии, сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Ученики, успешно окончившие сельскохозяйственную школу, направлялись в гимназии, семинарии, фельдшерские школы Омска. В стенах сельскохозяйственного училища Омска обучались государственные, общественные деятели, ученые, деятели культуры С.Бижанулы, С.Казбекулы, Б.Айбасулы, М.Саматулы, А.Шорманулы, К.Кеменгерулы, Р.Толаспайулы, С.Садуакасулы и другие. К примеру, в 1889 году трое отличников Кокчетавской сельскохозяйственной школы получили направления в Омск. Один из них поступил в гимназию, второй в фельдшерскую школу, третий в ветеринарную школу.

Следующее учебное заведение в Акмолинской области где обучались казахские дети – Омское техническое училище. В училище учащиеся получали профессионально-техническое образование. Казахскую молодежь, обучавшуюся в Омском техническом училище, можно пересчитать по пальцам.

Еще один вопрос состоял в финансировании. За обучение учащимся нужно было платить 200 рублей в год. А многие казахские дети, обучавшиеся в училищах, учились благодаря стипендии. Срок обучения в Омском техническом училище составлял 4 года. Согласно Правилам от 1872 года в 1-й класс принимались ученики, окончившие полную программу уездных или городских училищ. В училище преподавали Закон Божий, русский язык, геометрию, физику, технологию, геометрическое черчение, алгебру, тригонометрию и другие предметы. В Омском техническом училище учились представители казахской молодежи, впоследствии ставшие казахской интеллигенцией. Это Алихан Букейханов (Каркаралинский уезд), Жусуп Сатыбалдин (Акмолинский уезд), Мамбетали Сердалин (Кокшетауский уезд), Нуртай Нурышов (Семипалатинский уезд), Илияс Итжанов (Акмолинский уезд).

В Омском техническом училище учились 12 казахских детей.

Также казахам разрешалось обучаться и в российских гимназиях. Гимназия – учебное заведение среднего образования. Гимназии располагались только в городах и считались элитной школой, в то время как большинство казахов проживало в отдаленных аулах либо в смешанных сельских местностях.

После полного присоединения Казахстана в состав Российской империи царскому правительству были нужны образованные чиновники из местных жителей. И для подготовки таких чиновников они хотели показать казахам преимущества светского образования. Хоть гимназия и была государственным учебным заведением, однако оплата там была высокая. Обучение в гимназии могли позволить себе лишь дети богачей. Казахи Акмолинской и Семипалатинской областей обучались в Омской гимназии. Статус гимназического образования в будущем казахам давал направление для поступления в российские высшие учебные заведения. Срок обучения в гимназии было 4-6-8 лет. А для казахов, плохо владеющих русским языком, обучение длилось 9 лет. Согласно учебной программе, в гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, географию, алгебру, геометрию, физику, историю, педагогику, латинский язык, греческий язык, немецкий язык, французский язык, логику, гимнастику. В гимназии особенно большое внимание уделялось гуманитарным предметам. Немецкий и французский языки были на выбор. Царский указ от 11 апреля 1887 года освобождал казахов, обучавшихся в гимназии, от изучения греческого языка. Но так как греческий язык был включен в программы высших учебных заведений, то казахские дети продолжали изучать этот язык. Обучение в гимназии велось только на русском языке. В гимназиях Омска и Оренбурга образование получили А.Турлыбаев, А.Темиров, Б.Х.Ниязов, Б.Каратаев, Ж.Акпаев, А.Сейдалин, И.Валиханов, М.Шокай и другие. В будущем они продолжили свое образование в высших учебных заведениях России. Можно сказать, что они и другие гимназисты стали основой становления казахского студенчества. Один из них – выходец из Кокшетауского региона Айдархан Турлыбаев окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

На территории Казахстана открылись церковно-приходские школы. К примеру, в 1886 году в Акмолинской области было 7 приходских школ, в них обучались 588 учеников. Эти школы преследовали миссионерскую цель.

Петропавловское 3-х классное училище в 1882 году по прошению Петропавловской Городской Думы было преобразовано в 5-и классное.

В целом, в 1898 году в Акмолинской области было всего 160 учебных заведений среднего образования (из них 22 в ведении Министерства народного просвещения), в них обучались 7 381 учеников, из них 2 282 ученика учились в школах Министерства народного просвещения. На 75 тыс жителей приходилось 28 городских школ, а на 603 888 жителей приходилось 132 сельских школ. В целом если в области проживало 678 957 человек, то в 1 школе обучалось 243 человека, то есть из 99 человек учился лишь 1, что составляет лишь 1% населения. Из 61 106 детей школьного возраста, проживавших в области, в школе обучались лишь 12%.

Придерживаясь политики русификации, царское правительство было заинтересовано в открытии аульных школ в отдаленных казахских аулах. Согласно Правил для сельских русско-казахских школ Акмолинской и Семипалатинской областей Министерства народного просвещения:

1) аульные школы должны быть составной частью волостных либо русско-казахских школ;

2) аульные школы должны максимально соответствовать укладу жизни казахского народа, то есть школьное оборудование должно быть удобным для кочевания;

3) обучение проходило с октября по апрель, а с апреля по сентябрь были каникулярные месяцы;

4) учебный курс и программа учебных предметов должна совпадать с 1 классной школьной программой.

Читайте также: