Этнокультурное содержание в школе

Обновлено: 05.07.2024

В 2003–2004 учебном году школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани получила статус школы с этнокультурным русским компонентом, но много раньше администрация и педагогический коллектив начали разработку концепции развития образовательного учреждения с учетом требований, заявленных в Российской концепции модернизации образования.

Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. С 2001 года в школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ляжет на предметы гуманитарного цикла.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом.

Этнокультурный компонент в учебных предметах представлен тремя уровнями: выделены предметы, составляющие профильное ядро (русский язык и литература), предметы прикладного обеспечения (иностранный язык /английский, немецкий/, татарский язык, татарская литература, информатика, история России, всеобщая история, история Татарстана, обществознание, музыка, изобразительное искусство, художественный труд) и предметы, составляющие общекультурное окружение (математика, окружающий мир, география, биология, физика, химия, технология, физическая культура). Сближение предметов при этом достигается через разработку единой содержательной линии, интегрированной во все школьные предметы, профильное и дополнительное образование. Формой реализации единой составляющей стала проектная деятельность.

Созданные учителями школы элективные курсы и традиционные учебные предметы, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки России, оценить вклад России в мировую культуру. Учителями школы разработаны элективные курсы “Русский язык в диалоге культур”, “Деловой русский язык”, “Великие люди России”, “Налогообложение в России”, “Основы Российского предпринимательства”. Проводятся уроки “ Игры народов мира”, “Народный танец”, “Изобразительное и декоративно-прикладное искусство”.

Важным результатом работы по организации единой составляющей стал её выход во внеурочную деятельность. Шестой год в школе работает Малая Школьная Академия (МАША), самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по отдельным предметам. Цель МАШи – расширение кругозора учащихся, их активное включение в процесс самообразования и саморазвития, повышение уровня знаний и эрудиции в различных областях науки. Результаты исследовательской деятельности представляются на ежегодной общешкольной конференции “Мы – дети ХХI века”.

На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей.

Система воспитательной работы построена на интеграции двух программ: программы клубных дел для 1–4-х классов и программы “Истоки” для среднего и старшего звена.

Программа клубных дел представляет собой систему четырех проектов (“Я и природа”; “Я и Отечество”; “Наши традиции”; “Я и школа”) и предусматривает следующую деятельность по реализации проектов: систему классных часов, видеолекторий, экскурсии, художественно-прикладное творчество, осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел. В программе “Истоки” три целевых проекта: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”. Они также имеют дидактическое и методическое обеспечение в виде программы классных часов и общешкольных мероприятий.

Сочетание дополнительного и базового школьного образования, включающего все образовательные области и направления деятельности, сокращает пространство девиантного поведения школьников, решает проблему занятости и развития детей. Направлением деятельности дополнительного образования являются художественное и литературное творчество. В школе работает литературное общество, открыт этнографический уголок культуры татарского народа, ежегодно проводятся праздники русской и татарской фольклорной песни, День славянской письменности, День родного языка, Всемирный день грамотности, Неделя почтового письма, Масленица, День литературного веселья, Рождественские встречи, Оранжевый рок-фестиваль.

Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.


4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2013. – 24 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

Современное отечественное образование призвано обеспечить воспитание гармонично развитой и духовно-нравственной личности в соответствии с базовыми национальными ценностями, выражающимися в осознанном восприятии окружающего мира, своеобразия форм культурно-исторической и духовной жизни своего края, республики, государства. Усвоение подрастающим поколением культурного наследия своих предков, самобытности и неповторимости его традиций и обычаев, формирует в ребенке национальное самосознание, уважение к культуре других народов, активную гражданскую позицию.

1) «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое [5].

Актуальность этнокультурного образования младших школьников определяется еще и тем, что в начальной школе не предполагается преподавание отдельного предмета по ознакомлению с культурой народов территории проживания.

Цель исследования. В связи с изложенным наше исследование было направлено на выявление путей совершенствования этнокультурного образования учащихся начальных классов в школах Республики Башкортостан.

Решение поставленных проблем, на наш взгляд, возможно путем внедрения в рамки учебных предметов содержания по этнокультурному образованию младших школьников.

Введение в образовательный процесс современной начальной школы этнокультурного содержания призвано решать следующие задачи:

1) приобщение обучающихся к истокам родной культуры, народным традициям; обогащение практико-ориентированными знаниями об этнокультурной действительности, самобытности своего народа, национальных особенностях и традициях семьи;

2) становление гуманной, мыслящей, свободной личности, умелого хранителя и пользователя культурного наследия своего народа;

3) воспитание эмоционально-положительного отношения к людям разных этнических групп, их быту, труду, традициям; отношения, способствующего гармонизации межнационального общения в условиях полиэтнического социума;

4) формирование умений соблюдать правила общежития в поликультурном пространстве, национальные традиции здорового образа жизни;

5) развитие познавательных и исследовательских компетенций.

Этнокультурное образование в начальной школе будет способствовать формированию базовых ценностных ориентиров:

– национальная культура во всем многообразии ее проявления как процесс и результат жизнедеятельности народов;

– патриотизм, выражающийся в любви к своему народу, краю, России;

– уважение к народным традициям, быту, религиозным убеждениям предков;

– семья как социальная среда обитания ребенка, в которой он имеет возможность впервые проникнуться основами культурно-ценностных традиций своего народа;

– труд и творчество как естественные условия человеческой жизни и деятельности во все времена и у всех народов.

Содержание этнокультурного образования в начальной школе основывается на принципах:

природосообразности – учет природных задатков ребенка (возрастных, психологических, физиологических, половых и других особенностей);

культуросообразности – опора на многовековые общечеловеческие ценности, на позитивные традиции национальных культур;

толерантности – обеспечение условий для формирования терпимости и понимания иного образа жизни, обычаев, вероисповедания, национальных особенностей; осознание необходимости диалога культур разных народов;

гуманизма – ориентация на становление положительного отношения и уважения к семье, человеку, природе, окружающему миру, основывающихся на таких ценностях, как любовь, доброта, ответственность;

патриотической направленности – формирование чувства любви к своей малой и большой Родине, готовности подчинить их интересам свои личные интересы; идентификация себя с Россией, народами России; гордость за достижения своего Отечества;

личностно-ориентированного подхода – создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в образовательной деятельности, для свободного межличностного общения; моральное поощрение творческого подхода, инициативности [1, 6].

Содержание этнокультурного образования предполагает широкие возможности для осуществления межпредметной интеграции, благодаря которой появляется возможность показать культуру народов Башкортостана во всем ее многообразии с привлечением научных знаний, произведений литературы, музыки, живописи. Внедрение этнокультурного содержания должно осуществляться на занятиях всех предметов начальной школы: русского языка, башкирского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии, физического воспитания.

Реализация содержания этнокультурного образования осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально-действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов Башкортостана, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.

Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.

Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи.

Учитывая интегративный характер этнокультурного образования как целостности [1], может быть реализован вариант планомерного и систематического включения этнокультурного материала в ткань соответствующих тем всех дисциплин начальной школы (таблица).

Темы содержания начального этнокультурного образования младших школьников

Предметы начальной школы

Темы федеральных учебников (уроков) по предметам начальной школы в 1-м классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыта сущность этнокультурного образования младших школьников. Рассмотрены ключевые особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного образования - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Этнокультурное образование младших школьников

Аннотация. В статье раскрыта сущность этнокультурного образования младших школьников. Рассмотрены ключевые особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного образования - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Ключевые слова: этнокультурное образование, особенности этнокультурного образования.

Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, реализация этнокультурного содержания образования особенно актуальна. В настоящее время не становиться меньше конфликтов, вызванных незнанием народов одной национальности, традиций и обычаев другой, у большей части населения отсутствует стремление познать культуру тех народов, с кем ты проживаешь на одной территории. Между тем такие знания помогают успешной социализации в многонациональной стране и мире, где постепенно стираются границы между странами и народами.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, особая задача общеобразовательной школы – способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам.

Представляя собой сложное междисциплинарное явление, этнокультурное образование является предметом изучения многих ученых педагогов.

Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное образование — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное

воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [5].

По мнению Г.И. Губа этнокультурное образование — это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство [4].

Таким образом, этнокультурное образование — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.

В настоящее время базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, и цивилизации в целом. Мы воспитываем граждан России, и от того какую гражданскую позицию мы им привьем, какие моральные качества заложим, зависит, кто будет строить новое демократическое общество.

Школа как основа социокультурной сферы деятельности и эт­нокультурного образования в достижении этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности. Школа является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она вос­питывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Основной идеей этнокультурного образования детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания [3].

При изучении родного языка происходит обеспечение каждому обучающемуся возможности самореализоваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; происходит вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях [2].

Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях.

В свете такой перспективы растущий интерес к этнокультурным традициям как средству духовно-нравственного образования младших школьников, представляется оправданным.

Под этнокультурными традициями понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.

Содержание учебного материала уроков родного языка располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада.

Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы разных народов, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.

Можно выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:

- развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);

- включение этнокультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

- проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;

- обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;

Реализация содержания этнокультурного образования должно осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых,
информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.

Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.

Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи.

1. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников. Автореф. дис. к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002. - 26 с.

2. Волков, Г.Н. Национальные культуры и языки в школе Текст. / Г.Н.Волков // Педагогика. 1992. - №5. - с. 14-21.

3. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 4987-4991;

4. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. . канд. пед. наук / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.

5. Захарова, Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста / Л. М. Захарова // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 2. — С. 64—68.

6. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.Т. Бакланова, Л.В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

Численность коренных народов в национальной структуре населения республики (по данным переписи населения 2010 г.) составляет: карелы – 7,4 %, финны – 1,4 %, вепсы – 0,5 %. При этом большая часть населения – 82% – представлена русскими [1]. Статистические данные последних десятилетий демонстрируют резкое сокращение численности титульных национальностей республики.

  1. Школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования – вид/модель государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и народных традиций.

Отличие от других общеобразовательных организаций:

Школы с этнокультурным компонентом имеют ряд отличительных особенностей:

  • национальный компонент (этнокомпонент) включён в содержание общеобразовательной программы – в его урочную и внеурочную составляющие;
  • помимо основных предметов, дети и подростки изучают культуру и быт населения, народное искусство, фольклор (русский и других народов/народа), язык, литературу, декоративно-прикладное творчество этноса;
  • образование направлено на формирование гражданских и патриотических чувств через воспитание любви к малой родине, родному краю.

Обучение в этнокультурных школах ведется на русском языке, по российским программам (в отличие от национальных школ, где обучение идёт на родном языке).

Педагогические задачи школы с этнокультурным компонентом дополняют:

  • приобщение детей к культуре своего народа;
  • развитие национального самосознания;
  • воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
  • развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей,
  • формирование этнокультурной компетентности.
  1. Школа – этнокультурный центр – вид/модель государственного общеобразовательного учреждения, имеет все вышеназванные признаки школы с этнокультурным компонентом, но кроме этого она берёт на себя миссию приобщения населения территории к сокровищам духовной и материальной культуры народа. Образовательная организация этой модели становится фактором и средством поддержки и развития этнокультуры, работает в тесном взаимодействии со всеми социальными институтами, со всем возрастными категориями местных жителей.

Выявлены два варианта реализации данной модели:

До недавнего времени в нашей республике существовал формальный перечень Министерства образования РК, куда входили 17 школ с этнокультурным компонентом. Содержание их образовательной деятельности включало обучение детей карельскому, и/или вепсскому и/или финскому языкам, предметам национально-регионального компонента образования. Модернизация системы образования – переход на новые образовательные стандарты, переоценка качества образования, введение ГИА и ЕГЭ проч. – отразилась на этих школах так, что часть из них отказалась от преподавания национальных языков и/или перевела их категорию необязательных к изучению (факультативные занятия), а этно-практики зачастую оставила в формате внеурочной работы.

Представленные здесь модели кажутся вполне доступными и посильными для сельских школ карельской глубинки, потому что в их основе уникальность национальных культур, потому что они природосообразны местному образу жизни. Дело осталось за малым – взяться и сделать СОВРЕМЕННУЮ этнокультурную школу.

Адреса опыта:

Российская Федерация:

Республика Карелия

Литература и источники:

Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ

Читайте также: