Методические рекомендации по введению в школьную жизнь
Обновлено: 05.07.2024
В первые классы начальной школы приходят дети, имеющие разный образовательный, интеллектуальный, культурный уровень, т. е. разные стартовые возможности. Поэтому основная цель курса заключается в создании оптимальных условий для благоприятной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития будущих учеников.
Исходя из цели основными задачами курса выступают:
+ создание общего положительного отношения к школьной жизни и деятельности;
+ формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;
+ развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия с учителем и сверстниками;
+ корректирование общих психологических трудностей, свойственных шестилетним детям в период начала обучения;
+ формирование и развитие умений учебной деятельности.
К основным умениям учебной деятельности следует отнести:
а) с помощью педагога или самостоятельно ставить познавательные задачи;
б) проводить последовательный анализ задачи, находить общий способ действий;
в) планировать самостоятельную деятельность;
г) подбирать способы решения, контролировать ход решения задач, руководствуясь указаниями учителя или собственным планом;
д) оценивать собственные действия и результат, ориентируясь на критерии оценок;
е) сотрудничать с учителем, сверстниками в индивидуальной и коллективной формах организации учебной деятельности.
В четырехнедельный курс входят уроки, содержание которых составляет комплекс игр и упражнений развивающего характера.
Принцип построения таких уроков следующий:
+ сначала детям предлагаются игры на развитие произвольного внимания, его основных процессов (сосредоточенности, устойчивости и распределения);
+ затем подключаются игры сенсомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия;
+ наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти.
Предлагаются также игры, развивающие воображение, и игры-шутки.
На протяжении всего урока поддерживается мажорный, эмоциональный настрой
Уроки подразделяются на четыре вида.
1. Урок, на котором предлагаемые детям игровые упражнения
способствуют развитию мыслительных действий, операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного, сопоставление, группировка, классификация, обобщение) и создают благоприятные условия для высокой познавательной активности, раскованности, отстаивания своей точки зрения каждым ребенком независимо от того, совпадает ли оно с мнением учителя или других детей.
У ребенка проявляется самостоятельность мышления, развиваются сообразительность, наблюдательность при непосредственном общении со сверстниками и учителем. Детям предоставляется возможность договориться о способе решения задачи, посоветоваться.
2. Урок, содержание и форма организации которого направ лены на развитие различных видов памяти и ее процессов : запоминания, воспроизведения. В основном у всех шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание предлагаемого материала и совсем не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Часть детей использует их интуитивно.
В связи с этим предлагаемый вид урока направлен на развитие образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти и на развитие умения детей использовать такие приемы запоминания, как сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные.
3. Урок, на котором дети развивают сенсомоторные способ ности . Игровые упражнения способствуют более высокому уровню сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения.
При проведении урока у детей формируются навыки обследования формы, величины, взаимного расположения объектов; обобщенные ориентировочные действия при обследовании предметов, глазомерные действия. Комплекс игр на урок составляется так, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков) и проблемные ситуации творческого характера.
4. Урок, на котором развиваются психомоторные способности детей (координация и соразмерность движений кисти руки, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация).
Комплекс заданий и игр такого урока составляют:
упражнения манипулятивного, тренировочного характера пальчиковая гимнастика, разнообразные упражнения на перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание и т. д.;
упражнения, связанные с элементами графики (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точки, палочки, кружочки, волнистые линии, заборчик и т. д.);
упражнения, связанные с традиционными видами деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой.
В каждый урок включаются игровые упражнения и задания, направленные на развитие у маленьких учеников коммуникативных способностей, этических норм поведения и нравственных эталонов.
Правила по организации образовательного процесса в период адаптации шестилетних детей:
+ создавать предметно-пространственную развивающую среду, функционально моделирующую содержание деятельности детей;
+ отказаться от жестко регламентированного обучения (длительных статичных поз на уроках, пресечения инициативы высказываний в дисциплинарных целях);
+ использовать диалогическую форму общения педагога с детьми, способствующую развитию активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения, формированию уважения и доверия к педагогу;
+ обеспечивать возможность диалогического общения между детьми, ориентироваться на партнера-сверстника, признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку;
+ при проведении уроков желательно отмечать успешность выполненного задания, игрового упражнения. Это позволит сделать прогноз о перспективе обучения ребенка, определить содержание индивидуальной работы;
+ в качестве стимулов учебной деятельности использовать моральные (внимание, одобрение, признание, поддержка), исключая в качестве оценки результатов деятельности стимулы в виде флажков, звездочек и т. д. Оценивание полученных результатов производится действием самооценки согласно критериям, предложенным детям учителем или самими детьми;
+ при проведении уроков учитель может использовать: игры- путешествия, имеющие сходство со сказкой и отражающие реальные события, которые связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием; игры- поручения, содержание которых заключается в том, что перед детьми ставятся задачи осмысления последующего события, и ученики высказывают предположения исходя из личного опыта; игры-дискуссии, в основе которых лежит общение учителя с детьми и детей друг с другом; ценность их в том, что они создают условия для самовыражения ребят, развивают умения слушать друг друга и слышать взрослого, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения, т. е. участвовать в беседе; психологические упражнения, которые используются для снятия напряжения, повышенной утомляемости.
Схема класса меняется в зависимости от содержания, цели урока и желания педагога; рассаживание детей может быть динамичным (в соответствии с предпочтениями детей или воспитательными задачами педагога).
В игровой комплекс входит максимальное количество заданий и упражнений, проигрывание которых рассчитано при хорошей работоспособности детей на 35 минут. Учителю предоставляется право самому определить количество игровых упражнений с учетом возможностей детей. Игровые задания, которые не успели выполнить на уроке или с которыми отдельные ученики не справляются, могут проигрываться в удобное время по желанию детей в группе продленного дня под наблюдением воспитателя.
После трех-четырех упражнений по необходимости проводятся паузы (физкультминутки).
Для проведения уроков учителю необходима предварительная подготовка, которая осуществляется задолго до начала учебного года. Для эффективного и качественного проведения уроков рекомендуется ознакомиться с содержанием, методами и приемами организации учебно-игровой деятельности; подготовить дидактический материал (разрезные картинки разложить по конвертам).
по организации учебно-воспитательного процесса в 1-х классах
Ведущим принципом работы в первом классе выступает принцип сотрудничества с детьми.
1 день
Умение выражать свои мысли.
Формы устного ответа.
2 день
Формирование положительного отношения к школе.
Парная форма работы.
3 день
Лента школьного времени.
Школьные правила вежливости.
4 день
Режим дня школьника.
Обратная связь на уроке.
5 день
Взаимодействие в группах.
6 день
Понятие содержательной оценки.
Умение договариваться.
7 день
Отработка введенных знаков.
Самооценка, критерии оценки.
8 день
Требования к высказыванию, обобщению.
9 день
Групповые задания с неопределенными правилами.
Ситуация неопределенного правила.
Введение в школьную жизнь.
Умение выражать свои мысли.
Формы устного ответа.
Формирование положительного отношения к школе.
Парная форма работы.
Лента школьного времени.
Школьные правила вежливости.
Режим дня школьника.
Обратная связь на уроке.
Взаимодействие в группах.
Понятие содержательной оценки.
Умение договариваться.
Отработка введенных знаков.
Самооценка, критерии оценки.
Требования к высказыванию, обобщению.
Групповые задания с неопределенными правилами.
Ситуация неопределенного правила.
Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова
программа адаптации детей к школе
посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
- Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.
- Хорошая память.
- Сообразительность.
- Любознательность.
- Развитое воображение.
- Начальные навыки чтения, письма, счета.
- Физическая ловкость, ручная умелость.
- Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу)
- Организованность, аккуратность.
- Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Другое:………………
Задачи начальной школы: (выбрать 2-3 позиции)
- Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.
- Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
- Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
- Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
- Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
- Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах.
- Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
- Другое: ………………………………………
Учебное сотрудничество со взрослым:
Характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым:
Группа совместно работающих детей
Чтобы детский спор был содержательным собеседники должны уметь по крайней мере следующее:
Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом:
- предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;
- возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Принципы приемов обучения детей оцениванию:
- Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
- Оценка не должна носить обобщающий характер.
- Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).
- Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Содержание курса
Знакомство, режим дня школьника, схема класса.
Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.
Скажите, а на белорусском языке есть у кого-нибудь Введение
Конспекты уроков по курсу "Введение в школьную жизнь" от журнала "Пачатковае навучанне" 2016 г.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Тамань
муниципального образования Темрюкский района Краснодарского края
для учащихся 6-7 лет
Дроздова И. П. учитель начальных классов
I квалификационной категории
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей.
В свою очередь, учитель посредством ведения специально организованных наблюдений за индивидуальным развитием детей и активного общения с их семьями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет школе заблаговременно и качественно подготовиться к началу нового учебного года.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей.
Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном опыте, а также собственные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе тем более успешна, чем более активно вовлечена в обучение его семья. Работа с детьми и их семьями позволяет педагогам и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучает родителей оказывать детям помощь дома и поддержку в процессе обучения.
Данная методическая разработка содержит комплексный подбор материала для организации занятий с детьми. Пособие содержит задания, игры и упражнения по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления и мелкой моторики дошкольников.
1.2 Количество учебных часов.
Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Формы работы:
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.
Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.
Неделя службы ППМС сопровождения.
1.5 Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Сформированность внутренней позиции школьника.
Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.
Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.
Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Освоение способов решения проблем творческого характера.
Познавательные УУД:
Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.
Моделировать ситуацию с помощью взрослого.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.
Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.
Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Уметь работать в паре и в группе.
Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)
1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)
Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания . Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий .
2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)
Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.
3 этап. Формирование самооценки (2 часа)
Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.
Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)
Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)
1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)
Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.
Раздел VI . Итоговая диагностика обучающихся (1 час)
Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.
ИТОГО: 20 часов
Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.
Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности
Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на ф ормирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
Читайте также: