Методические рекомендации по введению в школьную жизнь

Обновлено: 05.07.2024

В первые классы начальной школы приходят дети, имею­щие разный образовательный, интеллектуальный, культурный уровень, т. е. разные стартовые возможности. Поэтому основная цель курса заключается в создании оптимальных условий для благоприятной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций лич­ностного и интеллектуального развития будущих учеников.

Исходя из цели основными задачами курса выступают:

+ создание общего положительного отношения к школьной жизни и деятельности;

+ формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;

+ развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия с учителем и сверстниками;

+ корректирование общих психологических трудностей, свойственных шестилетним детям в период начала обучения;

+ формирование и развитие умений учебной деятельности.

К основным умениям учебной деятельности следует отнести:

а) с помощью педагога или самостоятельно ставить познавательные задачи;

б) проводить последовательный анализ задачи, находить общий способ действий;

в) планировать самостоятельную деятельность;

г) подбирать способы решения, контролировать ход решения задач, руководствуясь указаниями учителя или собственным планом;

д) оценивать собственные действия и результат, ориентируясь на критерии оценок;

е) сотрудничать с учителем, сверстниками в индивидуальной и коллективной формах организации учебной деятельности.

В четырехнедельный курс входят уроки, содержание которых составляет комплекс игр и упражнений развивающего характера.

Принцип построения таких уроков следующий:

+ сначала детям предлагаются игры на развитие произволь­ного внимания, его основных процессов (сосредоточенности, устойчивости и распределения);

+ затем подключаются игры сенсомоторного характера, сти­мулирующие процессы восприятия;

+ наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активи­зирующих мыслительные операции и процессы памяти.

Предлагаются также игры, развивающие воображение, и иг­ры-шутки.

На протяжении всего урока поддерживается мажорный, эмо­циональный настрой

Уроки подразделяются на четыре вида.

1. Урок, на котором предлагаемые детям игровые упражнения
способствуют развитию мыслительных действий, операций (ана­лиз, синтез, сравнение, выделение существенного, сопоставление, группировка, классификация, обобщение) и создают благоприятные условия для высокой познавательной активности, раскованности, отстаивания своей точки зрения каждым ребенком независимо от того, совпадает ли оно с мнением учителя или других детей.

У ребенка проявляется самостоятельность мышления, развиваются сообразительность, наблюдательность при непосредственном общении со сверстниками и учителем. Детям предоставляется возможность договориться о способе решения задачи, посоветоваться.

2. Урок, содержание и форма организации которого направ лены на развитие различных видов памяти и ее процессов : запоминания, воспроизведения. В основном у всех шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание предлагаемого материала и совсем не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Часть детей использует их интуитивно.

В связи с этим предлагаемый вид урока направлен на развитие образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти и на развитие умения детей использовать такие приемы запоминания, как сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные.

3. Урок, на котором дети развивают сенсомоторные способ ности . Игровые упражнения способствуют более высокому уровню сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения.

При проведении урока у детей формируются навыки обследования формы, величины, взаимного расположения объектов; обобщенные ориентировочные действия при обследовании предметов, глазомерные действия. Комплекс игр на урок составляется так, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков) и проблемные ситуации творческого характера.

4. Урок, на котором развиваются психомоторные способности детей (координация и соразмерность движений кисти руки, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация).

Комплекс заданий и игр такого урока составляют:

упражнения манипулятивного, тренировочного характера пальчиковая гимнастика, разнообразные упражнения на перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание и т. д.;

упражнения, связанные с элементами графики (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точки, палочки, кружочки, волнистые линии, заборчик и т. д.);

упражнения, связанные с традиционными видами деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой.

В каждый урок включаются игровые упражнения и задания, направленные на развитие у маленьких учеников коммуникативных способностей, этических норм поведения и нравственных эталонов.

Правила по организации образовательного процесса в период адаптации шестилетних детей:

+ создавать предметно-пространственную развивающую среду, функционально моделирующую содержание деятельности детей;

+ отказаться от жестко регламентированного обучения (длительных статичных поз на уроках, пресечения инициативы высказываний в дисциплинарных целях);

+ использовать диалогическую форму общения педагога с детьми, способствующую развитию активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения, формированию уважения и доверия к педагогу;

+ обеспечивать возможность диалогического общения между детьми, ориентироваться на партнера-сверстника, признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку;

+ при проведении уроков желательно отмечать успешность выполненного задания, игрового упражнения. Это позволит сделать прогноз о перспективе обучения ребенка, определить содержание индивидуальной работы;

+ в качестве стимулов учебной деятельности использовать моральные (внимание, одобрение, признание, поддержка), исключая в качестве оценки результатов деятельности стимулы в виде флажков, звездочек и т. д. Оценивание полученных результатов производится действием самооценки согласно критериям, предложенным детям учителем или самими детьми;

+ при проведении уроков учитель может использовать: игры- путешествия, имеющие сходство со сказкой и отражаю­щие реальные события, которые связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием; игры- поручения, содержание которых заключается в том, что перед детьми ставятся задачи осмысления последующего события, и ученики высказывают предположения исходя из личного опыта; игры-дискуссии, в основе которых лежит общение учителя с детьми и детей друг с другом; ценность их в том, что они создают условия для самовыражения ребят, развивают умения слушать друг друга и слышать взрослого, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения, т. е. участвовать в беседе; психологические упражнения, которые используются для снятия напряжения, повышенной утомляемости.

Схема класса меняется в зависимости от содержания, цели урока и желания педагога; рассаживание детей может быть динамичным (в соответствии с предпочтениями детей или воспитательными задачами педагога).

В игровой комплекс входит максимальное количество заданий и упражнений, проигрывание которых рассчитано при хорошей работоспособности детей на 35 минут. Учителю предоставляется право самому определить количество игровых упражнений с учетом возможностей детей. Игровые задания, которые не успели выполнить на уроке или с которыми отдельные ученики не справляются, могут проигрываться в удобное время по желанию детей в группе продленного дня под наблюдением воспитателя.

После трех-четырех упражнений по необходимости проводятся паузы (физкультминутки).

Для проведения уроков учителю необходима предварительная подготовка, которая осуществляется задолго до начала учебного года. Для эффективного и качественного проведения уроков рекомендуется ознакомиться с содержанием, методами и приемами организации учебно-игровой деятельности; подготовить дидактический материал (разрезные картинки разложить по конвертам).

по организации учебно-воспитательного процесса в 1-х классах

Ведущим принципом работы в первом классе выступает принцип сотрудничества с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 день

Умение выражать свои мысли.

Формы устного ответа.

2 день

Формирование положительного отношения к школе.

Парная форма работы.

3 день

Лента школьного времени.

Школьные правила вежливости.

4 день

Режим дня школьника.

Обратная связь на уроке.

5 день

Взаимодействие в группах.

6 день

Понятие содержательной оценки.

Умение договариваться.

7 день

Отработка введенных знаков.

Самооценка, критерии оценки.

8 день

Требования к высказыванию, обобщению.

9 день

Групповые задания с неопределенными правилами.

Ситуация неопределенного правила.

Введение в школьную жизнь.

Умение выражать свои мысли.

Формы устного ответа.

Формирование положительного отношения к школе.

Парная форма работы.

Лента школьного времени.

Школьные правила вежливости.

Режим дня школьника.

Обратная связь на уроке.

Взаимодействие в группах.

Понятие содержательной оценки.

Умение договариваться.

Отработка введенных знаков.

Самооценка, критерии оценки.

Требования к высказыванию, обобщению.

Групповые задания с неопределенными правилами.

Ситуация неопределенного правила.

Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова

программа адаптации детей к школе

посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

  • Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.
  • Хорошая память.
  • Сообразительность.
  • Любознательность.
  • Развитое воображение.
  • Начальные навыки чтения, письма, счета.
  • Физическая ловкость, ручная умелость.
  • Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу)
  • Организованность, аккуратность.
  • Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрос­лыми. Другое:………………

Задачи начальной школы: (выбрать 2-3 позиции)

  • Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.
  • Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
  • Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
  • Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
  • Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
  • Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах.
  • Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
  • Другое: ………………………………………

Учебное сотрудничество со взрослым:

Характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым:

Группа совместно работающих детей

Чтобы детский спор был содержательным собеседники должны уметь по крайней мере следующее:

Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом:

  • предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;
  • возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

Принципы приемов обучения детей оцениванию:

  • Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
  • Оценка не должна носить обобщающий характер.
  • Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).
  • Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

Содержание курса

Знакомство, режим дня школьника, схема класса.

Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

Отработка знаков, вве­денных ранее, актуализация навыков содержательного вза­имодействия, которые отрабатывались ранее.

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

Скажите, а на белорусском языке есть у кого-нибудь Введение

Елена Чиркун

Елена Чиркун

Елена Чиркун

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

Конспекты уроков по курсу "Введение в школьную жизнь" от журнала "Пачатковае навучанне" 2016 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Тамань

муниципального образования Темрюкский района Краснодарского края

для учащихся 6-7 лет

Дроздова И. П. учитель начальных классов

I квалификационной категории

1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей.

В свою очередь, учитель посредством ведения специально организованных наблюдений за индивидуальным развитием детей и активного общения с их семьями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет школе заблаговременно и качественно подготовиться к началу нового учебного года.

2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей.

Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном опыте, а также собственные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе тем более успешна, чем более активно вовлечена в обучение его семья. Работа с детьми и их семьями позволяет педагогам и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучает родителей оказывать детям помощь дома и поддержку в процессе обучения.

Данная методическая разработка содержит комплексный подбор материала для организации занятий с детьми. Пособие содержит задания, игры и упражнения по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления и мелкой моторики дошкольников.

Онлайн-книги

1.2 Количество учебных часов.

Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.

Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Формы работы:

Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.

Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.

Неделя службы ППМС сопровождения.

1.5 Личностные, метапредметные результаты

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

Положительное отношение к школе.

Принятие социальной роли ученика.

Сформированность внутренней позиции школьника.

Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.

Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Освоение способов решения проблем творческого характера.

Познавательные УУД:

Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.

Моделировать ситуацию с помощью взрослого.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.

Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.

Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Уметь работать в паре и в группе.

Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)

1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)

Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания . Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий .

2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)

Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.

3 этап. Формирование самооценки (2 часа)

Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.

Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)

Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)

1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)

Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.

Раздел VI . Итоговая диагностика обучающихся (1 час)

Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.

ИТОГО: 20 часов

Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.

Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности

Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на ф ормирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Читайте также: