Экспресс диагностика логопеда в доу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экспресс – обследование детей 4 – 5–летнего возраста с проблемами речевого развития

Цель: Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

1)Знание своих имени и фамилии; С кем пришел в детский сад; Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1) Обобщение: Овощи – фрукты, Игрушки, Посуда, Одежда – обувь, Мебель.

2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч. Синий шар. Желтое ведро.

IV. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик. Стакан — стаканчик. Звезда — звёздочка. Цветок – цветочек. Стул – стульчик. Шапка – шапочка .

2) Образование множественного числа существительных: Замок – замки. Шляпы – шляпы. Паук – пауки. Конфеты – конфеты. Лошадь – лошади. Гусеница – гусеницы. Птенец – птенцы.

3) Образование названий детенышей животных: У кошки – котенок. У лисы — лисенок. У медведя – …..У козы – ….У волка – …У собаки – …У ежа –…. .

V. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

VII. ИТОГО: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

0 баллов – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

2 балла - справляется самостоятельно, в полном объёме.

Данные записываются в таблице.

Экспресс – обследование детей 6 – 7–летнего возраста с проблемами речевого развития

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа

4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок

3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль.

3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом.

5) Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка

3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для

5) Петя, купить, шар, красный, мама

4 . Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях.

3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры.

5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего - …

2) стул 7) стул

3) окно 8) окно

4) звезда 9) звезда

5) ухо 10) ухо

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

1) козы 2) собаки 3)волка

4) утки 5) лисы 6) курицы

7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы

2 . Образование прилагательных от существительных:

а) Относительных: (из бумаги – бумажный)

1) шляпка из соломы - 2) кисель из клюквы -

3) горка изо льда - 4) салат из моркови -

5) варенье из вишни - 6) суп из грибов -

7) варенье из яблок - 8) лист дуба -

9) варенье из сливы - 10) лист осины -

б) Качественных: (жара – жаркий)

1) мороз - 2) солнце - 3) снег -

4) ветер - 5) дождь -

в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)

1) у кошки - 2) у волка - 3) у льва -

4) у медведя - 5) у лисы -

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1 . Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

Этим бланком пользуюсь последние 3 года. Составила его из нескольких бланков взятых из просторов сети)) под себя! Удобно.

ВложениеРазмер
protokol_obsledovaniya_rechi_4-5_letekspress_diagnostika.docx 25.53 КБ
protokol_obsledovaniya_rechi_6-7_letekspress_diagnostika.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) 4-5 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) га-ка ка-га 3) да-та та-да

4) ма-ба ба-ма 5) на-ня ня-на

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)

Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) вода 2) спина 3) банка 4) фантик 5) ступенька

Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1 . Употребление предложно-падежных конструкций: ответить на вопросы по картинкам

1)Где черный кот?

2)Где сидит серый кот?

3)Откуда выглядывает рыжий?

2. Употребление числительных с именами существительными: один-много

2) Две машины-(пять?)

3) Два мячика-(пять?)

3. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа:

3) синее полотенце

4 . Понимание предлогов: покажи где

1) Кот идет к дому 2) Кот за домом

3) Кот в доме 4) Кот на крыше

5) Кот перед домом

5. Образование существительных множественного числа в И.п..

1)один – стол, а много это -… Без чего?

2) кот Дает корм кому?

3) дом Мальчик нарисовал кого?

4) кукла Работает чем?

5) рука Мечтает о чем?

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…

2 . Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:

7. Связная речь:

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)5-6 лет

Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________

Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа

4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

Проба 3 . Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Назначение: оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Возраст: дошкольники, младшие школьники.

1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т. д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.

2. Обследование артикуляционного аппарата:

б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).

3. Обследование произношения звуков:

а) по подражанию

изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова, фразах, коротких потешках;

б) в самостоятельной речи

в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку, во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку, в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).

4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.

5. Обследование фонематического слуха

а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;

б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С, 3, 3', Ц

ска - ско - ску - скы

аск - оск - уск - ыск

сапоги писать квас маска скамейка

сок песок нос миска стадо

суп пасут фокус киска спутник

сын косынка Денис каска хвост

• Са - са - са — в саду оса,

Со - со - со — оса пьет сок,

Су - су - су — видим мы осу,

Сы - сы - сы —в саду нет осы.

• Под сосной стоит собак.

• Ест киска суп из миски,

Сыта киска — пуста миска.

ась - ось - усь - ысь

стя - стё - стю - сти

асть - ость - усть – исть

сети гуси умываюсь

Сима гусёнок боюсь

сядь осень снег

сюда гусята свинья

• Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.

• Ты не бойся - это гусь.

Я сама его боюсь.

Не сидит на месте.

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

зда - здо - зду - зды

• Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.

• У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

• Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

• За - за - за — у Зои коза,

зо-зо-зо — у Зои зонт,

зу - зу - зу — Зоя пасёт козу,

зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу,

за - за - за — от Зои убегает коза,

зо-зо-зо — Зоя гонится за козой,

зы - зы - зы — у Зои лет козы,

зы - зы - зы — у зайки нет козы.

зня - зне - зню – зни

азнь - ознь - узнь – изнь

• Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.

• Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

• Зе - зе - зе — Кузя едет на козе,

Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!

• В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок земляники несу,

Зелёная ветка под вязом не спит,

Зелёная музыка где-то звучит,

Зелёный кузнечик в зелёной листве

Поёт он зелёную песенку мне.

цма - цму - цмо - цмы

ацм - оцм - уцм - ыцм

певец цепь яйцо

танец цыган акация

отец овца цветок

боец умница цветик-самоцветик

• Заяц сидит под кустом акации.

• В степи цветут цветы.

• Две синицы прилетели на сосну.

• Две синицы засвистели про весну.

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

шапка шайба шина шуба

каша душ шпагат

душа вишня пшено

машина башня шишка

• Тише, мыши, не шумите,

Нашу кошку не будите.

• Маша под душем моет шею и уши.

• Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Мышонку шепчет мышь:

— Ты всё шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуметь я буду тише.

Шьёт новый капюшон

— Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

жда - ждо - жду – жды

• Жук жужжит на ветке жасмина.

Женя живёт на шестом этаже.

• Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Я на ветке сижу

чня - чне - чню - чни

ачнь - очнь - учнь - ычнь

• ночь дочка чай почта

дочь внучка чайка птенчик

луч колечко ученик чтение

печь бабочка печенье пончик

• Танечка качается на качелях.

• Девочка печёт печенье.

• Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

• Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,

• чо-чо-чо — солнце на небе печёт, ч

• у-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,

• чи-чи-чи — мы сидели на печи.

• Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи.

• Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка.

Щенок щиплет щётку.

• Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

• Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

• Ты нас, мама, не ищи:

• Щиплем щавель мы на щи.

Р – Р - Р – Р – Р – Р.

тра - тро - тру – тры

атр - отр - утр - ытр

• рак ворона пар парта трава

рот куры Двор корка трубы

руки кенгуру сыр бурка виноград

рысь барабан мир дырка торт

• Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с Тамарой.

• К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.

арь - орь- урь - ырь

кря - кре - крю - кри

акрь - окрь - укрь - ыкрь

• рябина дерево дверь пряники

ремень ириска букварь брюки

репка зарядка сухарь грядка

ребёнок берёза фонарь абрикос

Боря ремонтирует приёмник.

• У моей сестры Марины

Щёки, будто мандарины,

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Тридцать три вагона в ряд

кла - кло - югу - клы

акл - окл - укл - ыкл

• мел полка луна балык яблоко

пенал палка лапа холод клоун

пол вилка локоть палуба клубника

бал булка пила палатка свёкла

• Мила мыла пол в классе.

Алла ела яблоко.

• Белый снег, Белый мел,

Белый заяц, Тоже бел

А вот белка, Не бела.

Белой белка, Не была.

• — Заяц белый, Заяц белый,

Ты куда За лыком бегал?

Заяц белый Отвечал:

— Я не бегал, Я скакал.

аль - оль - уль - иль

для - дле - длю - дли

адль - одль - удль – идль

• Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв лёд

• У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.

• В лесу метёт метелица,

Белым снегом стелется,

А мы валенки надели -

Не боимся мы метели.

• Различение на слух фраз, слов, слогов ( при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т. д.)

• На лугу пасутся козы.

У Сони длинные косы.

На клумбе расцвели розы.

На траву выпали ранние росы.

• Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов

а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у

б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо

в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом

• Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов :

санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т. д

Логопедическое обследование безречевых детей. Речевая карта ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Стихи и загадки по ОБЖ для дошкольников и младших школьников Комната огнем объята. Что же делать, как же быть? Подскажите мне, ребята, Чем же пламя потушить? *** Очень я люблю играть. Столько игр,.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Этапы логопедического обследования

  1. Ориентировочный (сбор анамнестических сведений; уточнение запроса родителей; выявление предварительных индивидуально-типологических особенностей ребенка.
  2. Диагностический (изучение имеющихся у ребенка речевых и неречевых средств коммуникации; характер нарушений языковых средств).
  3. Аналитический (интерпретация полученных в ходе диагностики данных; оформление документации).
  4. Прогностический (прогнозирование потенциала ребенка; выяснение направлений логопедической работы; разработка индивидуального маршрута).

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Читайте также: