Экспресс диагностика логопеда в доу
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Экспресс – обследование детей 4 – 5–летнего возраста с проблемами речевого развития
Цель: Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
1)Знание своих имени и фамилии; С кем пришел в детский сад; Знание состава семьи.
2) Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1) Обобщение: Овощи – фрукты, Игрушки, Посуда, Одежда – обувь, Мебель.
2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)
3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч. Синий шар. Желтое ведро.
IV. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик. Стакан — стаканчик. Звезда — звёздочка. Цветок – цветочек. Стул – стульчик. Шапка – шапочка .
2) Образование множественного числа существительных: Замок – замки. Шляпы – шляпы. Паук – пауки. Конфеты – конфеты. Лошадь – лошади. Гусеница – гусеницы. Птенец – птенцы.
3) Образование названий детенышей животных: У кошки – котенок. У лисы — лисенок. У медведя – …..У козы – ….У волка – …У собаки – …У ежа –…. .
V. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.
1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок
VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
VII. ИТОГО: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.
0 баллов – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;
2 балла - справляется самостоятельно, в полном объёме.
Данные записываются в таблице.
Экспресс – обследование детей 6 – 7–летнего возраста с проблемами речевого развития
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:
Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:
(слушай внимательно, повторяй за мной)
1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа
4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла
Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:
(посмотри внимательно, выполни задание)
Проба 3 . Исследование звукопроизношения:
1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец
2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь
3) рыба-корова-топор река-варенье
4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль
5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)
Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:
(повтори за мной)
1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр
Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
1 . Повторение предложений: повтори точнее
1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок
3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
2. Верификация предложений: найди ошибку и назови
1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль.
3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом.
5) Над большим деревом была глубокая яма.
3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови
1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка
3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для
5) Петя, купить, шар, красный, мама
4 . Добавление предлогов в предложение: вставь и назови
1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях.
3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры.
5) Щенок спрятался…крыльцом.
5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.
(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)
1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего - …
2) стул 7) стул
3) окно 8) окно
4) звезда 9) звезда
5) ухо 10) ухо
Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:
1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…
1) козы 2) собаки 3)волка
4) утки 5) лисы 6) курицы
7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы
2 . Образование прилагательных от существительных:
а) Относительных: (из бумаги – бумажный)
1) шляпка из соломы - 2) кисель из клюквы -
3) горка изо льда - 4) салат из моркови -
5) варенье из вишни - 6) суп из грибов -
7) варенье из яблок - 8) лист дуба -
9) варенье из сливы - 10) лист осины -
б) Качественных: (жара – жаркий)
1) мороз - 2) солнце - 3) снег -
4) ветер - 5) дождь -
в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)
1) у кошки - 2) у волка - 3) у льва -
4) у медведя - 5) у лисы -
Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
1 . Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)
Этим бланком пользуюсь последние 3 года. Составила его из нескольких бланков взятых из просторов сети)) под себя! Удобно.
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_obsledovaniya_rechi_4-5_letekspress_diagnostika.docx | 25.53 КБ |
protokol_obsledovaniya_rechi_6-7_letekspress_diagnostika.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) 4-5 лет
Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________
Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:
Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:
(слушай внимательно, повторяй за мной)
1) ба-па па-ба 2) га-ка ка-га 3) да-та та-да
4) ма-ба ба-ма 5) на-ня ня-на
Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:
(посмотри внимательно, выполни задание)
Проба 3 . Исследование звукопроизношения:
1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец
2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь
3) рыба-корова-топор река-варенье
4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль
5) (Г, К, Х, Й , другие дефекты)
Проба 4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:
(повтори за мной)
1) вода 2) спина 3) банка 4) фантик 5) ступенька
Проба 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
1 . Употребление предложно-падежных конструкций: ответить на вопросы по картинкам
1)Где черный кот?
2)Где сидит серый кот?
3)Откуда выглядывает рыжий?
2. Употребление числительных с именами существительными: один-много
2) Две машины-(пять?)
3) Два мячика-(пять?)
3. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа:
3) синее полотенце
4 . Понимание предлогов: покажи где
1) Кот идет к дому 2) Кот за домом
3) Кот в доме 4) Кот на крыше
5) Кот перед домом
5. Образование существительных множественного числа в И.п..
1)один – стол, а много это -… Без чего?
2) кот Дает корм кому?
3) дом Мальчик нарисовал кого?
4) кукла Работает чем?
5) рука Мечтает о чем?
Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:
1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у…
2 . Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Проба 7 . ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
1) Смысловая целостность:
2) Лексико-грамматическое оформление:
3) Самостоятельность выполнения задания:
1) Смысловая целостность:
2) Лексико-грамматическое оформление:
3) Самостоятельность выполнения:
УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:
1. Фонематическое восприятие: Всего за тест:
2. Артикуляционная моторика:
3. Звукопроизношение:
4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности:
5. Грамматический строй речи:
6. Словообразование:
7. Связная речь:
Предварительный просмотр:
Протокол обследования речи . (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)5-6 лет
Ф.И. _________________________________________________ дата рождения________________
Дата обследования: 1) _________________ 2)__________________
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:
Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:
(слушай внимательно, повторяй за мной)
1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа
4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла
Проба 2 . Исследование артикуляторной моторики:
(посмотри внимательно, выполни задание)
Проба 3 . Исследование звукопроизношения:
1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Назначение: оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Возраст: дошкольники, младшие школьники.
1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т. д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
2. Обследование артикуляционного аппарата:
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
3. Обследование произношения звуков:
а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова, фразах, коротких потешках;
б) в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку, во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку, в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).
4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.
5. Обследование фонематического слуха
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).
Свистящие звуки С, С, 3, 3', Ц
ска - ско - ску - скы
аск - оск - уск - ыск
сапоги писать квас маска скамейка
сок песок нос миска стадо
суп пасут фокус киска спутник
сын косынка Денис каска хвост
• Са - са - са — в саду оса,
Со - со - со — оса пьет сок,
Су - су - су — видим мы осу,
Сы - сы - сы —в саду нет осы.
• Под сосной стоит собак.
• Ест киска суп из миски,
Сыта киска — пуста миска.
ась - ось - усь - ысь
стя - стё - стю - сти
асть - ость - усть – исть
сети гуси умываюсь
Сима гусёнок боюсь
сядь осень снег
сюда гусята свинья
• Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
• Ты не бойся - это гусь.
Я сама его боюсь.
Не сидит на месте.
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
зда - здо - зду - зды
• Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
• У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
• Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.
• За - за - за — у Зои коза,
зо-зо-зо — у Зои зонт,
зу - зу - зу — Зоя пасёт козу,
зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу,
за - за - за — от Зои убегает коза,
зо-зо-зо — Зоя гонится за козой,
зы - зы - зы — у Зои лет козы,
зы - зы - зы — у зайки нет козы.
зня - зне - зню – зни
азнь - ознь - узнь – изнь
• Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
• Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
• Зе - зе - зе — Кузя едет на козе,
Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!
• В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок земляники несу,
Зелёная ветка под вязом не спит,
Зелёная музыка где-то звучит,
Зелёный кузнечик в зелёной листве
Поёт он зелёную песенку мне.
цма - цму - цмо - цмы
ацм - оцм - уцм - ыцм
певец цепь яйцо
танец цыган акация
отец овца цветок
боец умница цветик-самоцветик
• Заяц сидит под кустом акации.
• В степи цветут цветы.
• Две синицы прилетели на сосну.
• Две синицы засвистели про весну.
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
шка - шко - шку - шкы
ашк - ошк - ушк - ышк
шапка шайба шина шуба
каша душ шпагат
душа вишня пшено
машина башня шишка
• Тише, мыши, не шумите,
Нашу кошку не будите.
• Маша под душем моет шею и уши.
• Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
• Мышонку шепчет мышь:
— Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Шьёт новый капюшон
— Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
жда - ждо - жду – жды
• Жук жужжит на ветке жасмина.
Женя живёт на шестом этаже.
• Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Я на ветке сижу
чня - чне - чню - чни
ачнь - очнь - учнь - ычнь
• ночь дочка чай почта
дочь внучка чайка птенчик
луч колечко ученик чтение
печь бабочка печенье пончик
• Танечка качается на качелях.
• Девочка печёт печенье.
• Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
• Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,
• чо-чо-чо — солнце на небе печёт, ч
• у-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,
• чи-чи-чи — мы сидели на печи.
• Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи.
• Щенок пищит в ущелье.
Дети ищут щенка.
Щенок щиплет щётку.
• Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
• Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
• Ты нас, мама, не ищи:
• Щиплем щавель мы на щи.
Р – Р - Р – Р – Р – Р.
тра - тро - тру – тры
атр - отр - утр - ытр
• рак ворона пар парта трава
рот куры Двор корка трубы
руки кенгуру сыр бурка виноград
рысь барабан мир дырка торт
• Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
• К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
арь - орь- урь - ырь
кря - кре - крю - кри
акрь - окрь - укрь - ыкрь
• рябина дерево дверь пряники
ремень ириска букварь брюки
репка зарядка сухарь грядка
ребёнок берёза фонарь абрикос
Боря ремонтирует приёмник.
• У моей сестры Марины
Щёки, будто мандарины,
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Тридцать три вагона в ряд
кла - кло - югу - клы
акл - окл - укл - ыкл
• мел полка луна балык яблоко
пенал палка лапа холод клоун
пол вилка локоть палуба клубника
бал булка пила палатка свёкла
• Мила мыла пол в классе.
Алла ела яблоко.
• Белый снег, Белый мел,
Белый заяц, Тоже бел
А вот белка, Не бела.
Белой белка, Не была.
• — Заяц белый, Заяц белый,
Ты куда За лыком бегал?
Заяц белый Отвечал:
— Я не бегал, Я скакал.
аль - оль - уль - иль
для - дле - длю - дли
адль - одль - удль – идль
• Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв лёд
• У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
• В лесу метёт метелица,
Белым снегом стелется,
А мы валенки надели -
Не боимся мы метели.
• Различение на слух фраз, слов, слогов ( при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т. д.)
• На лугу пасутся козы.
У Сони длинные косы.
На клумбе расцвели розы.
На траву выпали ранние росы.
• Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов
а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у
б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо
в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом
• Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов :
санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т. д
Логопедическое обследование безречевых детей. Речевая карта ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем.
Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.
Стихи и загадки по ОБЖ для дошкольников и младших школьников Комната огнем объята. Что же делать, как же быть? Подскажите мне, ребята, Чем же пламя потушить? *** Очень я люблю играть. Столько игр,.
Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.
Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.
Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.
Задачи логопедического обследования
Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:
- диагностика степени сформированности различных сторон речи;
- пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
- развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
- констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.
В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.
Технология логопедического обследования
В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):
- ориентировочный,
- деференцировочный,
- диагностический,
- аналитический,
- прогностический,
- информирование родителей.
Принципы логопедического обследования
В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.
Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.
Этапы логопедического обследования
- Ориентировочный (сбор анамнестических сведений; уточнение запроса родителей; выявление предварительных индивидуально-типологических особенностей ребенка.
- Диагностический (изучение имеющихся у ребенка речевых и неречевых средств коммуникации; характер нарушений языковых средств).
- Аналитический (интерпретация полученных в ходе диагностики данных; оформление документации).
- Прогностический (прогнозирование потенциала ребенка; выяснение направлений логопедической работы; разработка индивидуального маршрута).
Экспресс-диагностика в работе логопеда
Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.
Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.
Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.
Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.
Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.
Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.
Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.
Читайте также: