Экспресс диагностика готовности к школе агафонова

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка по диагностике

готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов.

(педагог-психолог Гришакина Елена Алексеевна)

Психологическое тестирование на готовность к школе и адаптацию к школе учащихся 1 классов.

Актуальность.

Методическая разработка составлялась более 10 лет назад, когда не было возможности приобрести уже имеющие популярность методики диагностики, к тому же они предполагали значительные временные затраты, и дополнялись индивидуальным тестированием учащихся. Передо мной стояла задача составить диагностический комплект, максимально затрагивающий все стороны интеллекта и мотивации, притом, иметь минимальное бланковое оснащение и предполагать минимальное время для группового тестирования.

Цель: выявление адаптированных к школе и неадаптированных детей.

- тестирование уровня развития и темпа умственных процессов.

- тестирование уровня школьной мотивации

- тестирование уровня комфортности в классе.

Список применяемых тестов

Кратковременная память. Методика на запоминание рядов цифр - субтест Векслера.

Автор методики Д.Б. Эльконен.

4. ВОК (внимание, ориентация, количество). Методика И.Н. Агафоновой. Тест на

переключение внимания, пространственную ориентацию, арифметический счет.

7. Темп психических процессов. Модификация методики Пьерона-Рузера

10. Критичность. Сравнение оценки трудности работы самим ребенком с реальными

11. Комфортность в классе. Оценка своего самочувствия проставляется выбором

точки в пространстве двух концентрических кругов.

Предполагаемые результаты.

Оценка адаптации класса к условиям школы в целом.

- хорошо адаптированные к школе дети

Время диагностики.

Ноябрь. Затрачиваемое время – 2-2,5 урока. Рекомендуемые дни недели – вторник, среда, четверг; порядковые номера уроков – 2 и 3.

Этапы диагностики.

Кратковременная память

Цель – выявление объема кратковременной памяти.

Процедура и инструкция.

Предъявляются для запоминания наборы цифр от 3 до 7 в прямом и обратном порядке.

Первое задание делается вместе, как примерное.

Для прямого повтора Для повтора в обратном порядке

4 – 84239 4 – 7296

5 – 52186 5 – 8439

6 – 389174 6 – 41357

7 – 796483 7 – 97852

8 – 5174238 8 – 165298

9 – 9852163 9 – 367194

Оценка ставится по сумме максимальных рядов правильно названных цифр в левой и правой колонках.

Например, правильно последним в левой колонке назван ряд 389174 (6 цифр) и ряд 7296 (4 цифры) из правой колонки.

Произвольное внимание.

Цель – выявление устойчивости внимания и способности работать по инструкции.

Процедура и инструкция.

2 задание: «Поставьте ручку на вторую точку, которая у вас отмечена на бланке и чертите: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо… Выявите закономерность и продолжите линию.

За правильно выполненное первое задание - 1 балл.

За правильно выполненное второе задание – 2 балла.

За правильно выполненное третье задание – 3 балла.

Не выполнено ни одного задания – 0 баллов.

Максимальная оценка = 6 (1+2+3)

Минимальная оценка = 0

3. Зрительно-моторная координация.

Цель - выявление уровня зрительно-моторной координации.

Процедура и инструкция.

На доске письменными буквами написаны бессмысленные слоги.

1 – читается 3 буквы

2 – читается 4 буквы

3 – читаются все буквы

4 – четкое написание с наклоном

4. ВОК (внимание, ориентация, количество).

Цель - выявление уровня переключения внимания, уровня развития пространственной ориентации, уровня развития арифметического счета.

Процедура и инструкция.

Предъявляется сетка из 6 квадратов.

Инструкция: «Дети, сейчас мы будем работать в квадратах, которые вы видите на листочках.

В последнее время вопросы школьной готовности детей являются одними из актуальных для педагогов школ, воспитателей детских садов, а также родителей. За время моей работы в детском саду (22 года) было замечено повышенное внимание к этому вопросу, что, возможно, связано с изменениями в школьной программе по приему детей в школу и их обучению. В представленном в Приложении графике можно увидеть как возрос у родителей интерес к подготовке к школе (это видно из характера обращений на индивидуальные и групповые консультации к психологу д/сада).

В связи с этим интересом, а также с учетом специфики нашего детского сада была разработана программа по осуществлению психологической коррекции с целью успешной адаптации детей к школе, что является актуальным, т.к. дети нашего детского сада – часто болеющие и имеющие различные отклонения в здоровье. Программа коррекции, развития дошкольников представлена как в групповых формах занятий с детьми и их родителями, а также индивидуальных.

Главная задача педагога-психолога детского сада в этом вопросе - определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного ребенка, а также успешной адаптации его к школе.

Задача диагностики и коррекции - контроль за ходом психического развития детей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

Под готовностью к школе мы понимаем тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Готовность к школе в условиях детского сада рассматривается нами по 2 параметрам: физическая (что является актуальным у ослабленных детей) и психологическая.

Школьная психологическая готовность рассматривается как сложное системное образование, включающее следующие компоненты:

1) интеллектуальная готовность - соответствующий возрасту уровень развития всех психических процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление).

2) личностная готовность - зрелость системы отношений (к самому себе, к взрослым, к сверстникам).

3) эмоциональная - способность адекватно воспринимать эмоции других и выражать свои.

4) субъектная - зрелость дошкольника как будущего субъекта учебной деятельности, т.е. сформированность предпосылок к овладению письмом, счетом и чтением.

5) мотивационная - зрелость мотивационных сфер, таких как познавательная мотивация и мотивация достижения (основные).

6) волевая - способность принять задачу, решить ее, проанализировать результат.

7) коммуникативная - способность устанавливать контакты со сверстниками, малышами и взрослыми.

1) в начале года в подготовительной группе д/с (цель - контроль за ходом психического развития, создание развивающе-коррекционных групп, рекомендации родителям и воспитателям),

2) в конце года (Цель - рекомендация программы обучения, наиболее соответствующей особенностям развития ребенка и стимулирующей его развитие).

В связи с дефицитом времени для обследования будущих первоклассников используются экспресс-методики диагностики школьной готовности по некоторым показателям (интеллектуальные, личностные).

Однако дети по запросу родителей, а также нуждающиеся в дополнительной коррекции имеют возможность в условиях детского сада пройти промежуточную индивидуальную полную диагностику.

Наиболее соответствующая, на наш взгляд, диагностика – ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА И.Н.Агафоновой (используется и групповая и индивидуальная форма, охватывает всю структуру школьной готовности, удобна в обработке результатов)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

I. Групповое тестирование включает:

1) "Заселение дома" (Аргинская И. И.).

Логическое мышление по параметру "комбинаторные умения".

Комбинаторные способности, логическое мышление.

2) "Найди правило".

Логическое мышление, умение найти закономерность (в ряду изменяющихся объектов).

3) Написание схем слов под диктовку Нечаева Н. В.).

Уровень развития фонематического слуха.

4) Срисовывание бессмысленных слогов (Гильбех Ю. З.).

Сформированность тонкой моторики руки.

5) ВОК - внимание, ориентация, количество.

Уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, представление о количестве.

6) "Приглашение в гости" (Венгер Л. А.).

Наглядно-схематическое, наглядно-образное мышление, умение пользоваться правилами.

II. Индивидуальное тестирование.

1) Беседа "Отношения" - к учению, ко взрослым, к сверстникам, к себе.

2) Вербальное мышление.

Осведомленность, сравнение, обобщение, существенные признаки; сформированность мыслительных операций в действиях с вербальным материалом.

сходство (сравнить слова шуба-брюки…)

Аналогии (яблоко - фрукт, морковь -…)

3) Воспроизведение рассказа.

Смысловая память, речь.

2. Личностная готовность к школе - зрелость системы отношений дошкольника (Нежнова Т. А., Агафонова И. Н.):

- к учению и школе.

Хочешь ли ты идти в школу?

Что сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

Какие будешь получать оценки?

Диагностика в детском саду

В д/с диагностикой занимается практический психолог, либо педагог, работающий с детьми. Задача в этом случае - получить ответ на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления, отклонения в развитии ребенка. Главная задача - разработка рекомендаций или программы коррекции обнаруженного явления. Такую психодиагностику можно назвать "научно-практической" (в отличие от "научно-исследовательской").

Основное назначение диагностической работы - не сравнение детей и не тренировка собственных гностических навыков, а проникновение в духовный мир детей: познание психики (понять, как каждый ребенок воспринимает окружающий мир и переживает его; как относится к себе; каковы особенности его памяти, мышления; проявляет ли он творчество; каковы его желания, потребности, побудительные мотивы и др.); изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека - 7 лет. Но в этот период развитие идет как никогда быстро:

1) формируются основы личности, осознания "я", управление своим поведением и деятельностью, обогащение эмоций и т.д.,

2) расширяется сфера деятельности (круг общения, новые виды деятельности, поручения) - от общения с матерью к общению со сверстниками и взрослыми (игра, рисование, труд, конструирование),

3) познавательное развитие (речь, внимание, память, воображение, мышление).

Особенности диагностической работы в д/c сказываются на выборе методик для изучения детей. Они должны быть не только адекватны поставленной задаче, но и удобны, эффективны в практике.

В детском саду диагностика касается всех сторон жизни ребенка, может диагностироваться:

- сформированность культурно-гигиенических навыков;

- произвольность поведения и роли,

- осознание нравственных норм,

- развитие восприятия и памяти,

- развитие воображения и речи,

Основной метод - наблюдение в процессе регулярного, систематического педагогического взаимодействия.

Так, педагогам, работающим с самыми маленькими, особенно важно изучить, как развивается у детей предметная деятельность, в какой степени сформирована самостоятельность, сенсорика, наглядно-действенное мышление, каков качества, способствующие (затрудняющие) адаптацию ребенка в ДОУ. Те, кто работает с "почемучками" (3-4-года), особое внимание обратят на игровую деятельность, их взаимоотношения со сверстниками, развитие памяти, воображения, образного мышления, мотивационной сферы и т.д. Для воспитателей "фантазеров" (5-6 лет) особый интерес представляет психологическая готовность детей к школе (интеллектуальная, эмоционально-волевая, социальная).

Важно помнить, что психика ребенка находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении нужно руководствоваться следующими принципами.

Принципы изучения психики ребенка

1. Принцип генетического (исторического) подхода

При изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками.

2. Принцип детерминизма

Всякое психическое явление связано с другими, оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических явлений. Причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями.

3. Принцип единства изучения личности и общения

Абсолютно ничего нельзя понять в личности ребенка и его поведении без анализа общения его с окружающими людьми (родители, сверстники, воспитатели).

4. Принцип развития психики в сознании и деятельности

Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основные условия их развития - деятельность.

5. Принцип единства сознания и деятельности

Сознание, личность не только формируются, но и проявляются в деятельности. Изучать сознание можно опосредовано через деятельность ребенка.

6. Принцип стереоскопичности

Точность и объективность в психологическом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрослые нередко высказывают различные суждения. Поэтому важно учитывать мнения обоих воспитателей, музыкального руководителя, родителей, всех кто часто общается с ребенком.

7. Принцип ненанесения ущерба или в другом источнике - принцип гуманизма и педагогического оптимизма

Любое исследование должно помочь развитию ребенка, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагностика предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение как отрицательных, так и положительных качеств, на которые можно опереться в дальнейшем.

8. Принцип единства диагностики и коррекции развития психики

Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а не контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

9. Принцип объективности и научности

Психическое развитие должно быть закрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии. Важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе.

10. Принцип сотрудничества

Диагностическая психокоррекционная работа в д/с предполагает тесное сотрудничество психолога (воспитателя) не только с ребенком (группой), но и с родителями, педагогами-коллегами.

11. Принцип комплексности, системности и систематичности

Предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

12. Принцип индивидуального и личностного подхода

Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Основные методы детской психологии

- анализ продуктов деятельности.

Наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Условия: цель, объект, поддержание естественных условий жизни дошкольников.

Проводится последовательно и систематично, способы фиксации данных.

Эксперимент - изучение психических данных в специально созданных условиях (цель, объект, методика, условия, инструкция).

Темп исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка (5-20 мин., сажать ребенка рядом с собой, комната хорошо освещена, исключить посторонние раздражители, установить доверительные отношения).

Беседа - самостоятельно или сочетается с наблюдением или экспериментом (вопросы четкие, краткие, проводится индивидуально 10-15 мин.), установить доверительные отношения.

Анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции) - изобразительная и конструктивная деятельность и музыкальная деятельность - исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах. пересказ литературных произведений (цель, объект, условия). Часто является частью эксперимента.

По окончании исследования кроме протоколов и их анализа пишется характеристика на ребенка.

I. Общие сведения

- общее физическое развитие

II. Особенности личностного развития

1) развитие самосознания

- уровень притязаний и самооценки

- осознание нравственных норм

2) нравственные черты личности

3) интересы, склонности

4) волевые черты

5) особенности развития эмоций и чувств

6) проявление темперамента и характера

III. Особенности развития видов деятельности

- общение с родителями и сверстниками

IV. Особенности развития речи:

- диалогической и монологической.

V. Особенности развития познавательной деятельности:

- внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

VI. Основные направления в развитии психика ребенка.

I. Развитие самосознания.

а) Чувство гордости за достижения.

Предлагаются задачи - напр., собрать пирамидку, машинку и т.д. - за выполнение - различные виды оценки выполненного.

б) Изучение уровня притязаний.

Предлагается несколько видов заданий - легкие, средние и сложные - различная оценка - выбор детьми, после выполнения оценка, справился или нет.

Затем снова предлагают сделать выбор.

в) Изучение самооценки детей в разных видах деятельности.

Рисование - вопрос ребенку - хороший или плохой?

Трудовая деятельность - предлагают картинки с ситуацией - с каким поручением ты бы справился?

Двигательные упражнения - 3 дорожки - легкая, трудная, средняя - выбор; затем качество выполнения.

II. Сформированность "Я".

а) Вопросы, помогающие выявить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным качествам человека и отношение к себе.

- Какой человек тебе бы понравился?

- Какой человек тебе бы не понравился?

б) Шкала с характеристиками

Хороший-плохой, добрый-злой, умный-глупый и т.д. - отметить место фишкой "где ты"?

Мотивы поведения и деятельности

Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения:

перед ребенком ставят красивую шкатулку и взрослый под каким-либо предлогом выходит из комнаты:

1. не смотри, что лежит в шкатулке,

2. получение поощрения, награды,

4. собственное обещание ребенка.

Мобилизация волевых усилий.

Команда "Замри"! - не двигаться как можно дольше - время.

Психологические и поведенческие особенности детского возраста

1. Сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Произвольность сознания, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов начинает развиваться примерно с 3-4 лет и заканчивается к концу подросткового возраста.

- тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами;

- нужны тестовые задания, направленные на произвольный и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

2. Низкий уровень самосознания.

Дети, особенно до 4 лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети 4-6 лет могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах - те свойства личности, на которые обращали внимание взрослые при общении с ребенком.

Поэтому диагностика личности и поведенческих особенностей до 4 лет не проводится.

Следует обращаться к методу экспертной оценки.

3. Трудности с использованием методик опросного типа.

Не осознает прямые суждения самооценочного типа (методика Полярный профиль) - не использовать (подробно разъяснять каждое суждение).

4. Непроизвольность процессов связана с интересом.

При отсутствии интереса - не показывает свои возможности -> давать такую инструкцию, чтобы вызвать интерес.

5. Особенности самих непроизвольных познавательных процессов:

- непостоянство непроизвольного внимания.

Батарея тестов д.б. недлинной, от 1 до 5 минут (чем меньше возраст ребенка, тем короче время проведения).

Ранний возраст (1-3) - экспертная оценка внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.

- естественный эксперимент на хорошо знакомой жизненной ситуации, во время предметной игры.

Младший и средний возраст: впервые новая форма социальной активности - межличностное общение:

- наблюдение в коллективной игре сюжетно-ролевого плана,

- опора на данные самосознания.

Старший возраст: игры с правилами, элементарные рефлексивные способности:

Рубрики

Создано: 16.02.2013 | Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детского сада №6 комбинированного вида, Колпинского района, г. Санкт – Петербурга

Название методики

Диагностика психологической готовности к школе

Определение уровня психических процессов для обучения в школе.

И.Н.Агафонова, 1997г.,С-Пб.РГПУ им.А.Герцена

Выявление индивидуального развития ребенка.

Пакет диагностических методик, утвержденный ГБДОУ №6 от _________

Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностика эмоционально – личностной сферы

Определение понимания эмоций по рисункам.

Исследование эмоционально – личностной сферы ребенка.

Определение эмоциональных состояний и проблем ребенка.

Выявление эмоциональных проблем ребенка и взаимоотношений в семье.

Е.Хаммер, 2011г., «Учитель2, Волгоград.

Выявление проблем эмоционального характера (тревожность, агрессия, страх…).

Выявление познавательных и личностных особенностей ребенка.

Выявление преобладающих видов страхов у детей.

Исследовать и оценить тревожность ребенка.

Выявление эмоционального состояния ребенка.

Диагностика развития психических процессов старших дошкольников

Определение уровня развития внимания, распределения.

Изучение зрительной памяти детей 5-6 лет.

А.В.Венгер, Г.А.Цукерман, М., Владос-пресс, 2004г.

Изучение словесной (слуховой) памяти у детей 5-6 лет.

А.В.Венгер, Г.А.Цукерман, М., Владос-пресс, 2004г.

Определение уровня сформированности логического мышления, развитости интеллектуальных способностей.

Определение сформированности тонкой моторики руки.

Диагностика словесно-логического мышления у детей 5-7 лет.

Определение цветоразличения детьми 5-7 лет

Оценка показателей переключения и распределения внимания детей 6-7 лет.

Изучение зрительной памяти детей 6-7 лет.

А.В.Венгер, Г.А.Цукерман, М., Владос-пресс, 2004г.

Изучение словесной (слуховой) памяти у детей 6-7 лет.

А.В.Венгер, Г.А.Цукерман, М., Владос-пресс, 2004г.

Изучение смысловой памяти детей 6-7 лет.

А.В.Венгер, Г.А.Цукерман, М., Владос-пресс, 2004г.

Определение уровня сформированности логического мышления, развитости интеллектуальных способностей.

Диагностика словесно-логического мышления у детей 6-7 лет.

Определение цветоразличения детьми 6-7 лет

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

Стеклодувная фабрика


Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста


Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста 2020 г. – год народного творчества в России. Из поколения в поколение.

Детский коллектив

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии (О.В.Дыбиной) по познавательному…

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

НОД в старшей группе " Расходы и доходы семьи"

игра Доктор

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Файлы из библиотеки

По ходу диагностики педагог заполняет вторую часть Анкеты для ребенка, причем в средней части таблицы выделено место для письменных комментариев педагога (Протокол тестирования), а справа выделено место для проставления соответствующих оценок. Важно при этом, что в Анкете специально выделены графы с обозначениями соответствующих баллов и в эти графы педагог может ставить только "+" и ни в коем случае не может ставить саму оценку, так как многие дети знают, что в школе за плохой ответ ставят двойку и, увидев цифру "2", очень расстраиваются. Если педагог ставит любую не максимальную оценку, то он обязательно должен пояснить в средней части анкеты, почему он это сделал.

Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки приведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагностики баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специальная консультация психолога или логопеда.

Читайте также: