Предсказуемая иррациональность краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
- Объем: 400 стр. 14 иллюстраций
- Жанр:з арубежная психология, о тношения с клиентами, п ривлечение клиентов, с аморазвитие / личностный рост, с оциальная психология
- Теги:п оведенческая психология, п ринятие решений, п сихология покупателя, ч еловеческий мозгРедактировать
Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше
Ариели показывает, что люди склонны совершать удивительные глупости, да еще и повторяют их каждый день: переплачивают, недооценивают, откладывают. Однако такое поведение не является ни ошибочным, ни случайным. Все это глубоко заложено в нашей психологии.
Знаете ли вы, почему:
• таблетка за 300 рублей помогает лучше, чем за 10?
• мы охотнее помогаем соседу бесплатно, чем за деньги?
• мы иногда безудержно покупаем вещи, которые на самом деле нам не нужны?
В новом, переработанном и дополненном издании бестселлера The New York Times Дэн Ариели отвечает на эти и многие другие вопросы, связанные с нашим экономическим поведением. Он демонстрирует на примере научных экспериментов, что наши решения нередко предсказуемо иррациональны – мы действуем по одним и тем же неочевидным сценариям. Автор разоблачает игры, в которые играет наш мозг, помогает понять и пересмотреть стереотипы решений и поступков, определяющих нашу личную и деловую жизнь. Понимание собственной неидеальности дает массу практических преимуществ – вы сможете убедиться в этом сами, прочитав эту увлекательную книгу!
Стоило студентам определиться со своим изначальным мнением, и все дальнейшие решения начали казаться им логичными и последовательными.
Стоило студентам определиться со своим изначальным мнением, и все дальнейшие решения начали казаться им логичными и последовательными.
Отсутствие цены – это сигнал о том, что действуют социальные нормы, а руководствуясь социальными нормами, мы начинаем больше заботиться о других.
Отсутствие цены – это сигнал о том, что действуют социальные нормы, а руководствуясь социальными нормами, мы начинаем больше заботиться о других.
Из краткого содержания этой книги вы узнаете:
1) Почему люди ведут себя “предсказуемо иррационально”;
2) Каковы возможные последствия такого поведения;
3) Как можно изменить свое иррациональное поведение и зачем это нужно.
Эта книга освещает механизмы принятия решений, попутно затрагивая вопросы из области экономики, психологии и поведения человека. Автор описывает множество экспериментов и открытий, не утомляя при этом читателя техническими подробностями и профессиональной терминологией. Даже наоборот: при каждой возможности он объясняет, какое значение результаты этих экспериментов могут иметь для жизни читателя. Все, что рассказано в книге, имеет совершенно конкретный практический смысл и охватывает область сразу нескольких наук. В тексте находят отражение темы из духовной и философской литературы.
Уроки иррациональности
Когда автору этой книги Дэну Ариели было 18 лет, в результате взрыва он получил очень тяжелые ожоги, и три года был прикован к больничной койке. Вырванный из нормальной жизни, Дэн стал наблюдать за окружающими и за собой, размышляя о поведении людей. Ему приходилось переносить страшную боль. Медсестры ежедневно омывали его дезинфицирующим раствором, перед этим отдирая присохшие бинты и стараясь делать это как можно быстрее. Дэну казалось, что ему будет не так больно, если снимать бинты медленно. Медсестры же утверждали, что это ничего не изменит. Выписавшись из больницы, Ариели провел научное исследование на эту тему в университете Тель-Авива и доказал свою правоту.
Результаты научных изысканий побудили Дэна посвятить свою жизнь выяснению причин, по которым люди неверно оценивают последствия своих поступков и упорствуют в неразумном поведении. Классическая экономическая теория основана на фундаментальном предположении, что человек ведет себя рационально. В отличие от традиционной, поведенческая экономика изучает реальные поступки людей, раскрывая всю глубину их иррациональности.
Относительность и выбор
Однажды некий журнал предложил читателям три варианта подписки: 59 долларов за подписку на онлайн-версию, 125 долларов за подписку на печатное издание и те же 125 долларов за оба варианта. Из 100 студентов Массачусетского технологического института ни один не выбрал печатный вариант, 16 выбрали онлайн-версию и 84 человека выбрали подписку на обе версии – онлайновую и печатную. Когда же журнал исключил подписку на печатную версию без электронной, 68 студентов выбрали более дешевую электронную подписку и только 32 – более дорогую (на оба варианта издания).
Если бы студенты принимали решение рационально, основываясь исключительно на фактах, такой разницы не получилось бы: ведь при выборе совмещенной подписки онлайн-издание оказывается бесплатным. Совершая выбор, люди соотносят различные варианты. Таким образом поступают и когда назначают свидания, и когда ведут переговоры о зарплате. Принятые решения могут оказаться более или менее удачными – в зависимости от того, что приходится сравнивать и между чем выбирать. Отсюда важный урок: будьте внимательны к контексту ситуации, осуществляя свой выбор.
К примеру, тот, кто готов потратить тысячи долларов на кожаный салон автомобиля, возможно, пожалел бы расстаться с такой суммой ради кожаной мебели для гостиной. Если расширить контекст для сравнения, легче решить, не лучше ли потратить те же деньги не на обивку сидений в автомобиле, а на что-то другое.
Спрос и предложение – еще не все
Согласно классической экономике, цена на товар определяется соотношением предложения и спроса. А данные поведенческой экономики говорят о том, что цена может определяться факторами, никак не связанными с колебаниями спроса и предложения. Например, во время одного эксперимента испытуемых из США попросили написать две последние цифры своего номера социального страхования на особом бланке, куда надлежало внести цены, которые они были готовы заплатить за различные товары. Испытуемые, у которых последние две цифры номера составляли более крупное число, указывали и более высокие цены на товары.
Цена, которую потребитель согласен заплатить за товар изначально, более или менее произвольна. Однако после того как цену назвали, изменить ее трудно: она становится “якорем”. То же касается и других сфер жизни. Люди цепляются за эти “якоря”, не в силах от них освободиться. Таким образом, все наши решения важны, поскольку каждое из них становится “якорем” и влияет на последующие решения.
Берегитесь выгодных предложений
Перспектива получить что-то бесплатно очень соблазнительна. Однажды Ариели предложил испытуемым такой выбор: купить шоколадный трюфель самого высокого качества за 15 центов или обычную конфету Hershey’s Kiss за один цент. Почти 75% выбрали трюфель. Затем он снизил цену на обе конфеты на один цент, так что трюфель стал стоить 14 центов, а Hershey’s Kiss оказалась бесплатной. И тогда около 69% участников опыта предпочли конфету Hershey’s Kiss, потому что она ничего не стоила.
Между тем так называемые бесплатные предложения продавцов обходятся покупателям очень дорого. Когда компания Amazon предлагает бесплатную доставку крупных заказов, многие люди покупают лишние книги только для того, чтобы их заказ соответствовал условиям акции. Сам Ариели купил красный седан вместо семейного автомобиля, желая получить в подарок замену масла в те
чение трех лет после покупки, – это притом, что стоимость данной услуги составляла всего 0,5% от стоимости машины. Разрабатывая социальную политику, нужно учитывать эту закономерность и делать бесплатными определенные виды медицинского обследования; также следует предлагать бесплатные товары и услуги людям, которые делают что-либо полезное для общества, например ездят на электромобилях.
Социальные и рыночные нормы
Рыночные отношения связаны с деньгами: мы готовы платить за то, что получаем, и в свою очередь ожидаем платы за оказанные услуги. А вот социальные отношения с деньгами никак не связаны. Если смешивать одно с другим, непременно возникнут проблемы. Вступая в социальные отношения со своими сотрудниками и клиентами, организации вынуждены смягчать рыночные нормы. Если вы задействуете социальные отношения, чтобы вызвать доверие клиентов, они очень рассердятся, когда вы сократите объем предоставляемых услуг и сошлетесь при этом на нормы рыночных отношений. Точно так же и с сотрудниками: если вы заручитесь их лояльностью, прибегая к социальным нормам, а потом уволите их в соответствии с рыночными нормами, то есть ради экономии средств, такие сотрудники сочтут вас предателем, потому что рыночная этика неприменима к социальным отношениям, которые между вами установились.
Чего на самом деле хотят мужчины
Мужчины хотят секса. Во всех его видах. И в таком количестве, на какое они никогда не считали себя способными – разве только в моменты крайнего возбуждения. В ходе одного эксперимента Ариели попросил испытуемых-мужчин заполнить анкету, касающуюся полового влечения и поведения. Испытуемые дали на все вопросы вполне разумные ответы, как и положено образованным и благоразумным молодым людям. Но когда их попросили ответить на те же вопросы в другой ситуации, в возбужденном состоянии, их благоразумие и рассудительность почти полностью испарились. Мораль: избежать искушения проще, чем противиться ему в пылу страсти.
Может, позже?
Промедление – очень распространенная ошибка, и притом иррациональная. Многие откладывают принятие важных решений. Однажды Ариели обнаружил, что, если позволить студентам самостоятельно решать, к какому сроку они должны сдать курсовую работу, и если назначать этот срок заранее, качество работ возрастает. Тогда он предложил компаниям, продающим товары по кредитным карточкам, инструмент, который помог бы клиентам контролировать свои расходы: потребители могли бы заранее ограничить свои траты на определенные товары или на некоторый период времени. Правда, пока что ни одна кредитная компания не внедрила такую практику.
Собственность – источник расходов
Кажется, будто сам факт обладания некой собственностью сообщает ей ценность, которой она не имела, когда принадлежала другому человеку. Проводя эксперимент в Дюкском университете, где билеты на матчи высшей лиги по баскетболу можно раздобыть, только выиграв в лотерею, Ариели спросил у студентов, которые еще ни разу не выигрывали, за какую сумму они готовы купить такой билет. Большинство студентов называли суммы около 170 долларов. Тогда он спросил у студентов, которым посчастливилось выиграть в лотерею, за какую сумму они хотели бы продать свой билет. В среднем получилось около 2400 долларов. Сам факт владения билетами добавил им ценности в глазах обладателей. Людям свойственно сильно привязываться к вещам, которые им принадлежат. Рассматривая возможность продажи своих вещей, мы думаем о той ценности, которой лишаемся, а не о той, которую обретает покупатель. Мы полагаем, что покупатель должен признавать ту неосязаемую эмоциональную ценность, которой, с нашей точки зрения, обладает продаваемая вещь. Чувство собственности распространяется и на идеи. Нам бывает трудно поделиться с другими даже своими мыслями. Отсюда вывод: прежде всего, следует избегать роли собственника. Если же это невозможно, надо попытаться как можно меньше привязываться к своей собственности. Очень полезно сознавать, какие опасности таятся в обладании чем бы то ни было.
Иpбыток возможностей
Один великий китайский полководец, желая настроить свою армию на победу любой ценой, сжег корабли, на которых они прибыли к месту битвы, и разбил котелки для приготовления еды. Во ины не могли вернуться домой и тянуть время тоже не могли, ведь им было нечего есть. Не оставив своей армии никакого выбора, генерал обеспечил ей победу. Люди, перед которыми открыто слишком много возможностей, часто принимают далеко не лучшие решения. Они с крайней неохотой выбирают что-то одно: занимаются сразу несколькими видами спорта, участвуют в работе нескольких комитетов, берут на себя очень много обязательств – и в результате подводят всех. Они тратят слишком много времени на сравнение похожих вариантов, а потом расплачиваются за свою нерешительность, хотя редко отдают себе в этом отчет.
Ожидания – великая сила
Наше восприятие в большой степени определяется нашими ожиданиями. Скажите человеку, что в его пиво добавлен уксус, – и он, отхлебнув из стакана, тут же поморщится. А если об этом умолчать, ему покажется, что напиток имеет очень необычный, свежий вкус. Если заранее вызвать определенные ожидания, например выставить на стол красивые бокалы, это повлияет на вкусовое восприятие напитка. Результаты сканирования головного мозга показывают: если сообщить участникам опыта, что их сейчас угостят кока-колой, эта информация вызовет активность в зоне мозга, связанной с памятью. Ассоциации, вызываемые данным брендом, подготавливают испытуемых к приятным вкусовым ощущениям.
Американки азиатского происхождения, внимание которых привлекли к их расовой принадлежности, после этого решают математические задачи гораздо лучше, чем те, чье внимание привлекли к их половой принадлежности. Дело в том что, согласно распространенному мнению, американцы азиатского происхождения весьма способны к математике, женщины же в этой науке не сильны. Стоило затронуть эти стереотипы – и они тут же отразились на результатах деятельности испытуемых.
За что заплатили – то и получили
В ходе одного из опытов участникам предложили дорогое обезболивающее средство, и те сообщили, что лекарство оказалось очень эффективным. Испытуемые, которым дали то же обезболивающее со скидкой, заявили, что результат оставляет желать лучшего. На самом же деле всем участникам опыта вместо лекарства давали витамин С, и при этом они испытали облегчение, за которое, по их мнению, заплатили. Эффект плацебо действительно существует. из вестно, что в средние века королевские особы одним только прикосновением исцеляли людей, страдающих тяжелейшими недугами. Плацебо часто действует не хуже, чем настоящее лекарство. Более того, действенность медикаментов часто обусловлена именно эффектом плацебо. Возникает вопрос: “Если уж мы чувствуем себя лучше благодаря плацебо, почему бы этим не пользоваться?”
Все лукавят
В результате экспериментов было установлено, что если дать испытуемым возможность схитрить, то они схитрят. Не нагло, но осторожно. И ради денег они сделают это с гораздо меньшей вероятностью, чем ради каких-то иных благ. Однажды Ариели оставил в холодильнике в общежитии упаковку из шести банок безалкогольного напитка. Банки пропали. Тогда он положил в каждый из холодильников по небольшой сумме денег. Никто их не взял.
Обман и хитрость – пороки распространенные, но против них есть мощное оружие – десять заповедей. Испытуемые, которых перед экспериментом попросили поразмышлять о десяти заповедях, не стали прибегать к обману. Этого не сделали даже те из студентов, кому удалось вспомнить лишь пару заповедей. Безусловно, упоминание заповедей или иного кодекса чести может оказать желаемое воздействие на поведение человека.
Поведенческая экономика и бесплатный сыр
Если вы пришли в ресторан с друзьями, то рискуете заказать блюда, которые вам не нравятся, потому что выбор друзей повлияет на ваш собственный. Похоже, что американцы чаще стремятся продемонстрировать свою независимость и заказать то, чего не заказал больше никто. А вот посетители ресторанов Гонконга чувствуют себя обязанными проявлять солидарность и заказывать те же блюда, что и их компаньоны. Как показывают опросы, в результате и американцы, и жители Гонконга остаются не вполне довольны едой.
Согласно традиционной модели экономики, бесплатного сыра не бывает. Поведенческая экономика, которая изучает реальное поведение людей, а не то, как они вели бы себя, если бы принимали рациональные решения, утверждает, что бесплатный сыр существует. Иными словами, выгоды от того или иного поступка могут значительно перевесить те затраты, которых этот поступок потребовал. Разницу между выгодами и затратами вы получаете совершенно бесплатно.
Об авторе
Дэн Ариели – преподаватель поведенческой экономики в Дюкском университете, где читает курсы в Школе бизнеса имени Фукуа, Центре когнитивной нейробиологии и на экономическом факультете. Кроме того, является приглашенным профессором мультимедийной лаборатории Массачусетского технологического института.
Цитаты
- “Мы являемся предсказуемо иррациональными – иными словами, наша иррациональность выражается одинаково раз за разом”.
- “Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь вам пересмотреть основы того, как вы строите свою жизнь. Как только вы поймете, каким образом допускаете системные ошибки, повторяющиеся снова и снова, вы научитесь их избегать. ”
- “Возможно, от экономической науки было бы больше толка, если бы она основывалась не на том, как люди должны себя вести, а на том, как они ведут себя на самом деле?”
- “Относительность помогает нам принимать важные решения в жизни. Однако она в то же время способна сделать нас несчастными. Почему? Потому что сравнение нашей собственной жизни с другими часто вызывает ревность и зависть”.
- “Мне неизвестны лекарства от недугов, связанных с собственностью”.
- “Бесплатное заряжает нас эмоциональной энергией, которая заставляет нас считать предложение более ценным, чем оно является на самом деле”.
- “По сути, мы поняли, что проблема заключалась не в нескольких нечестных людях, поведение которых влияет на общую статистику. Фактически нас пытались обмануть все участники, каждый понемногу”.
- “Студенты, которым было предложено вспомнить десять заповедей, вообще не обманывали нас”.
- “Бороться с искушением гораздо проще, пока оно не взяло над нами верх. Иными словами, предотвратить его проще, чем преодолеть”.
- “В ходе наших опытов мы ясно увидели, что попытки заняться то одним, то другим делом не только приводят к стрессам, но и являются крайне неэкономичными”.
- “Мы оказываемся значительно менее рацион
Представьте, у вас имеется постоянный поток клиентов и заявки на ваш продукт/услуги только растут.
Ваша компания стала лидером своей индустрии!
Думаете это мечты? Сатурн Маркетинг сделает это реальностью! Путь к вашему успеху начинается с нами!
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения: краткое содержание, описание и аннотация
Дэн Ариели: другие книги автора
Кто написал Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения — читать онлайн ознакомительный отрывок
Оказавшись внутри, он нажал кнопку мыши. На экране высветилась сумма 3,5 цента. Он щелкнул снова и получил 4,1 цента. Нажав третий раз, он получил еще один цент. Он сделал еще несколько попыток, после чего его интерес вызвала зеленая дверь. Он охотно щелкнул мышью и вошел.
В новой комнате он получил 3,7 цента за первый щелчок, 5,8 цента за второй и 6,5 за третий. Сумма его дохода в нижней части экрана росла. Казалось, что зеленая комната лучше, чем красная, но что же ждало его в синей комнате? Он щелкнул еще раз, чтобы войти в последнюю дверь и понять, что находится за ней. Три нажатия кнопки принесли ему около четырех центов. Игра не стоила свеч. Он поспешил обратно к зеленой двери и использовал за ней все оставшиеся попытки, что увеличило его выигрыш. В конце концов Альберт поинтересовался своим результатом. Ким улыбнулась и сказала ему, что пока что его результат один из лучших.
Альберт подтвердил наши подозрения относительно человеческого поведения: при условии простой установки и ясной цели (в данном случае заключавшейся в зарабатывании денег) мы умело находим источник для нашего удовольствия. Если бы этот эксперимент проводился со свиданиями, то Альберт попробовал бы встретиться с одной девушкой, затем с другой, а с третьей даже завел бы роман. Испробовав все варианты, он вернулся к лучшему, с которым и остался до конца игры.
Чтобы выяснить это, мы изменили правила игры. На этот раз любая дверь, к которой игрок не возвращался после 12 щелчков, закрывалась для него навсегда.
Первым участником нашей модифицированной игры стал Сэм, живший в зале хакеров. Для начала он выбрал синюю дверь и, зайдя в комнату, три раза щелкнул кнопкой. В нижней части экрана появились цифры его выигрыша, однако он обратил внимание не только на это. С каждым новым щелчком оставшиеся двери начали постепенно уменьшаться в размерах. Это означало, что в определенный момент они могут исчезнуть, если он не решится войти. Еще восемь щелчков — и они исчезнут навсегда.
Сэм не мог этого допустить. Он передвинул курсор на красную дверь, зашел в комнату и нажал кнопку еще три раза. Теперь он заметил, что до исчезновения зеленой двери осталось всего четыре щелчка, и нацелился на нее.
Оказалось, что за этой дверью его ждал самый большой выигрыш. Стоило ли ему остаться в зеленой комнате (если вы помните, в каждой комнате был свой предел для возможного выигрыша)? Сэм не мог быть полностью уверен, что зеленая дверь является лучшим вариантом. Он начал возбужденно водить курсором по экрану. Он нажал на красную дверь и увидел, что синяя дверь стала еще меньше. После нескольких щелчков в красной комнате он перескочил в синюю. К этому моменту зеленая дверь почти исчезла, и он вернулся к ней.
Сэм начал метаться от двери к двери, и все его тело напряглось. Глядя на это, я представил себе типичного опустошенного родителя, направляющего своих детей от одного вида внеклассных занятий к другому.
Неужели именно это мы считаем самым эффективным способом прожить нашу жизнь, особенно если каждую неделю в нашей жизни добавляется еще одна-две двери? Я вряд ли смогу ответить на вопрос, касающийся вашей собственной жизни, но в ходе наших опытов мы ясно увидели, что попытки заняться то одним, то другим делом не только приводят к стрессам, но и являются крайне неэкономичными. В своем безумном стремлении сохранить максимальное количество дверей открытыми наши участники заработали значительно меньше денег (примерно на 15 процентов), чем те, кому не довелось иметь дела с закрывающимися дверями. Правда состояла в том, что они могли бы заработать гораздо больше денег, выбрав любую из комнат и просто оставаясь в ней в течение всего эксперимента! Подумайте об этом применительно к вашей жизни или карьере.
Когда мы с Дживунгом снова изменили правила эксперимента, мы пришли к тем же результатам. К примеру, мы сделали так, что каждое новое открытие двери обходилось игроку в три цента, то есть с каждым открыванием двери он терял не только щелчок (что было потенциальной утратой денег), но и нес явную финансовую потерю. Поведение наших участников оставалось прежним. Они продолжали испытывать иррациональное волнение, связанное с возможностью сохранения максимального количества вариантов. Затем мы сказали участникам, сколько денег они могут заработать в каждой комнате. Результаты оказались теми же. Они просто не могли вынести самого факта закрывания двери. Мы позволили некоторым студентам сделать несколько сотен щелчков до начала эксперимента. Мы предположили, что они осознают смысл происходящего и не станут лихорадочно вбегать в закрывающиеся двери. Мы ошиблись. Как только студенты MIT (возможно, одни из лучших и ярчайших молодых людей) видели, что их возможности уменьшаются, они попросту не могли сохранять концентрацию. Лихорадочно бросаясь от одной двери к другой, они стремились заработать как можно больше денег, а в итоге получали значительно меньше.
Содержание
Краткое содержание главы
Ариэли обсуждает множество способов мышления и ситуаций, которые могут исказить традиционные теория рационального выбора. Всего 15 глав, и ниже изложены основные моменты.
Правда об относительности
Заблуждение спроса и предложения
Стоимость нулевой стоимости
Плата или дружеская услуга
В главах 4 и 5 Ариэли подробно рассказывает о различиях между социальными нормами, которые включают дружеские просьбы, при которых мгновенная окупаемость не требуется, и рыночными нормами, которые учитывают важность заработной платы, цен, арендной платы, рентабельности и погашения.
Например, некоторых юристов спросили AARP оказывать малообеспеченным пенсионерам услуги стоимостью около 30 долларов. Адвокаты предложение не приняли. Однако, когда их попросили предложить услуги бесплатно, они согласились. Эксперименты также показали, что предложение небольшого подарка никого не обидит (подарок подпадает под социальные нормы), но упоминание денежной стоимости подарка требует рыночных норм.
Эмоции при принятии решений
В главе 5 Ариэли сотрудничал с близким другом Джордж Лёвенштейн, профессор экономики и психологии Университет Карнеги Меллон, чтобы проверить влияние возбуждения на принятие решений вэмоция ситуации. Ариэли и Левенштейн решили проверить действие сексуальное возбуждение о принятии решений мужчинами студенческого возраста на Калифорнийский университет в Беркли. Используя компьютеры для стимуляции сексуального возбуждения, они определили, что в возбужденном состоянии молодые люди с большей вероятностью совершат действие, которое они обычно не рассматривали бы. Используя эти данные, Ариели утверждает, что другие эмоциональные ситуации, такие как гнев, разочарование и голод, могут вызвать аналогичные эффекты при принятии решений. В таких ситуациях наше поведение полностью контролируется эмоциями. Мы не те, кем себя считали. Независимо от того, сколько у нас опыта, мы делаем иррациональные решения каждый раз мы находимся под влиянием возбуждения. Кроме того, он предлагает идеи, как улучшить нашу способность принимать решения в других вызывающих эмоции ситуациях, например: безопасный секс, безопасное вождениеи принятие других жизненных решений. Например, Ариэли предлагает OnStar система, которая потенциально может снизить количество аварии у подростков, выполняя такие задачи, как изменение температуры в машине или дозвон матери подростка, когда машина превышает установленную скорость.
Проблема прокрастинации и самоконтроля
В главе 7 показано, что за последнее десятилетие американцы проявили на удивление мало самоконтроля. Ариэли винит в этом отсутствии самоконтроля два состояния людей, в которых они выносят свои суждения, - холодное состояние и горячее состояние. В нашем холодном состоянии мы принимаем рациональные долгосрочные решения, тогда как в нашем горячем состоянии мы поддаемся немедленному удовлетворению и откладываем решения, принятые в холодном состоянии.
Ариэли описывает откладывание этих целей ради немедленного удовлетворения как прокрастинацию. [7] При наличии надлежащих мотиваторов, таких как сроки и штрафы, люди с большей готовностью соблюдают сроки или долгосрочные цели. Автор заявляет, что, основываясь на своем опыте работы со своими учениками, сроки, установленные авторитетными лицами, такими как учителя и руководители, заставляют нас начать работу над конкретной задачей раньше. Если мы сами установим сроки, мы можем не работать хорошо. Более того, мы не начнем продвигаться к выполнению задачи до тех пор, пока не приблизятся сроки.
Ариэли также применяет свои теории к другим аспектам жизни, таким как здравоохранение и сбережения. Необходимость внести залог в кабинете врача повысит вероятность того, что люди не откладывают дела на потом и не будут приходить на прием. Далее он говорит, что если бы было реализовано больше последствий, люди с большей вероятностью достигли бы своих целей, встреч, сроков и т. Д., Сделанных в спокойном состоянии. Ариэли также развивает свою идею кредитных карт с самоконтролем. При подаче заявки на получение такой карты пользователи могут решить, сколько они могут потратить в каждой категории и что произойдет, когда они превысят свой лимит.
Высокая цена владения
В главе 8 Ариэли обсуждает, как мы переоцениваем то, что имеем, и почему принимаем иррациональные решения относительно собственности. Идея собственности заставляет нас воспринимать ценность объекта намного выше, если объект принадлежит нам. Это иллюстрирует феномен эффект вклада- присвоение более высокой стоимости собственности после передачи права владения. Автор начинает главу с примера того, как лотерея для очень популярных Университет Дьюка Билеты на баскетбол раздувают у студентов чувство ценности билетов. Студенты, которые фактически получили билеты, оценили их в десять раз больше, чем студенты, которые их не получили.
Ариэли приводит три причины, по которым мы не всегда мыслим рационально, когда дело касается нашего имущества:
- Собственность - это настолько большая часть нашего общества, что мы склонны сосредотачиваться на том, что мы можем потерять, а не на том, что мы можем получить.
- Связь, которую мы чувствуем с вещами, которыми мы владеем, мешает нам избавиться от них.
- Мы предполагаем, что люди увидят сделку нашими глазами.
Эффект ожиданий
В главе 9 Ариели и другие коллеги провели серию экспериментов, чтобы определить, могут ли предыдущие знания изменить реальный сенсорный опыт. Один из экспериментов проводился в Muddy Charles, одном из пабов Массачусетского технологического института. Студенты, посещавшие паб, попробовали два сорта пива:Budweiser и Массачусетский технологический институт Brew (который содержит бальзамический уксус).
В "слепой тест«большинство предпочитали модифицированный напиток, но когда им заранее сказали, что он с добавлением уксуса, они выбрали оригинальный Budweiser. Другая группа студентов узнала о содержании уксуса сразу после того, как попробовала оба вида напитков. Однако они Тем не менее, они сообщили, что предпочитают это, доказывая, что знание после опыта не влияет на наше сенсорное восприятие.
Ариэли также утверждает, что ожидания формируют стереотипы. Стереотипы дают нам знания до реального опыта и, таким образом, влияют на наше восприятие. Автор описывает эксперимент, в котором объективный экзамен по математике сдавался двум группам американок азиатского происхождения. Перед прохождением теста женщинам из первой группы задавали вопросы по гендерным вопросам, тогда как второй группе нужно было ответить на вопросы по вопросам, связанным с расой. Вторая группа справилась лучше, чем первая, и оправдала ожидания азиатов по математике.
Сила цены
В главе 10 Ариели начал с медицинской процедуры, называемой перевязкой внутренней артерии молочной железы при боли в груди. Интересный поворот произошел, когда кардиолог решил проверить эффективность этой процедуры, выполнив процедуру плацебо. Результат показал, что плацебо столь же эффективно, что поставило под сомнение эффективность первоначальной операции. Этот пример - один из многих, которые иллюстрируют силу плацебо в медицинской науке.
Хотя эффект плацебо сознательно и неосознанно практиковался на протяжении тысячелетий, интересное наблюдение, сделанное Ариэли и его сотрудниками, заключалось в том, что цены на прописанные лекарства также можно использовать в качестве плацебо. В конце этой главы был задан сложный моральный вопрос о том, следует ли более внимательно изучать эффект плацебо в медицине или даже устранять его систематически.
Прием
В Нью-Йорк Таймс рассмотрение, Дэвид Берреби сказал "Предсказуемо иррационально это гораздо более революционная книга, чем позволяет ее безобидный манер. Это краткое изложение того, почему современные социальные науки все чаще рассматривают модель, которая лучше всего знает рынок, как сказку ". [8]
Читайте также: