Аттестация по экологии в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Прохновская Анна Ивановна

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений.

Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

Проектно - исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

  • о профессиях,
  • социальных группах связанных с экологией;
  • о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.

16. СОРСИ

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии, я нашла решение - использование современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Заключение

В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.

Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нижегородский институт развития образования кафедра дошкольного образования.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нижегородский институт развития образования кафедра дошкольного образования.

Актуальность Экология – наука молодая и бурно развивающаяся. При этом окружаю.

Теоретический аспект: Психолого-педагогические исследования педагогов И.А.Ха.

Этапы работы ЦЕЛЬ: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях.

Этапы работы ЦЕЛЬ: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов живой и неживой природы родного края, их структуре, связях и отношениях между ними. ЗАДАЧИ: Воспитывать заботливое, бережное отношение к объектам природы, желание общаться с ней. Развивать познавательный интерес ко всему живому. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости. Способствовать умственному развитию детей. Раскрытие и развитие творческого и духовно – нравственного потенциала каждого ребенка в процессе общения с природой родного края.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ЗАДАЧИ: 1.Выявить способность к восприятию объектов при.

Данные диагностики ПРОАНАЛИЗИПОВАВ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЫ ПРИШЛИ ВЫВОДУ.

Данные диагностики ПРОАНАЛИЗИПОВАВ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЫ ПРИШЛИ ВЫВОДУ, ЧТО ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СООТВЕТСТВУЮТ: У 20% детей ( 4 человека) – высокому уровню У 45 % детей ( 9 человек) с среднему уровню, У 30 % детей (6 человек) – ниже среднего ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ мы провели анкетирование, индивидуальные беседы с родителями (приложение 3)

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЗАДАЧИ: 1. Спланировать свою работу с детьми, с учетом резу.

2. Краткая характеристика жанра работы

Последовательное, комплексное, формирование у детей
старшего дошкольного возраста экологической культуры,
грамотности, пробуждение в них интереса, любви к
природе через введение в занятия различных форм
исследовательской и проектной деятельности.
3

Задача 1. Формирование системных экологических понятий и
представлений о природе и мире как среде
жизнедеятельности человека
Задача 2. Воспитание экологической культуры и
нравственности как основы взаимоотношений человека и
природы
Задача 3. Развитие навыка наблюдений в природе и
способности анализировать их
Задача 4. Развитие умения воспринимать мир во всем его
многообразии посредством органов чувств
Задача 5. Пробуждение, формирование и стимулирование
собственной познавательной активности детей
Задача 6. Развитие навыков общения, ведения диалога,
способности формулировать свое мнение
Таким образом, программа базируется на принципе
4
единства интеллектуального познания, эмоционального
переживания и практического действия.

5. Оператор программы

6. Структура программы


Пояснительная записка
Основные понятия
Цели и задачи
Содержание экологического воспитания старших дошкольников
Особенности экологического воспитания старших дошкольников
Основные направления экологического воспитания старших
дошкольников
Планируемые результаты
Условия, обеспечивающие развитие системы организационнометодического и ресурсного обеспечения экологического воспитания
старших дошкольников
Формы организации занятий по экологическому воспитанию
Методика и инструментарий оценки успешности экологического
воспитания старших дошкольников
Мероприятия, направленные на достижение поставленных задач
6

8. Содержание учебной деятельности

• Основной формой обучения являются групповые занятия
продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка
составляет 1 час в неделю ( 35 часов в год).
• Содержание программы построено с учетом принципов:
научности, доступности, гуманистичности,
прогностичности, деятельности, целостности и
регионализма. Таким образом данная программа
ориентирована на знакомство детей с базовыми
понятиями окружающего мира, с многообразием живой и
неживой природы, основами поведения человека в
природе и обществе.
8

9. Формы организации занятий

• Выбор объекта ( экскурсия в природу)
• Наблюдения за сезонными изменениями дерева (экскурсия
в природу)
• Изучение частей дерева ( листья, ветки, ствол, кора, крона
и т.д.)
• Сбор материала и оформление индивидуального альбома
• Посадка дерева на пришкольном участке
Время реализации проекта сентябрь- май.
Проект индивидуальный.
10

11. Реализация программы позволит:

Ознакомление детей с растениями живого уголка. Формирование представлений о картине мира. Проведение цикла наблюдений. Диагностика условий жизни растения, способы ухода и посадки. Воспитательное значение природы в эстетическом развитии дошкольников.

Подобные документы

Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой. Требования к отбору обитателей уголка природы. Особенности оформления уголка природы в группах детского сада. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка.

реферат, добавлен 24.08.2012

Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Уголок природы в старшей, средней и в младших группах в саду. Животные и растения как постоянные обитатели уголка природы. Требования к отбору обитателей уголка природы.

реферат, добавлен 25.02.2010

Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников. Особенности отношения к природе в дошкольном возрасте. Ознакомление детей с жизнью животных в природных условиях. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы.

курсовая работа, добавлен 23.11.2017

Цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностноориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Требования к созданию уголка природы в дошкольном образовательном учреждении.

контрольная работа, добавлен 20.02.2018

Выявление особенностей ознакомления дошкольников с растениями уголка природы. Рассмотрение возможности использования дидактических игр для этих целей. Описание видов комнатных растений. Изучение методов и приемов ознакомления дошкольников с растениями.

курсовая работа, добавлен 22.08.2017

Анализ значения уголка природы в воспитании дошкольников и формирование у детей трудовых навыков. Организация наблюдения в уголке природы в младшей, средней, старшей и подготовительной группах с учетом уровня знаний и умений, природного окружения.

реферат, добавлен 25.12.2010

Сущность и задачи развития экологической культуры дошкольников. Педагогические и гигиенические требования к организации уголка природы: размещение объектов и эстетика оформления. Наглядные и практические методы педагогического процесса в детском саду.

курсовая работа, добавлен 28.06.2012

Психолого-педагогические аспекты экологического образования дошкольников в современном ДОУ. Способы и принципы формирования экологической культуры у детей. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы на экскурсиях и в помещении.

курсовая работа, добавлен 04.08.2010

Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка в детском дошкольном учреждении (ДОУ). Организация наблюдения и труда по уходу за обитателями уголка природы. Требования к озеленению ДОУ. Наблюдение за объектом экологической тропы.

контрольная работа, добавлен 03.04.2013

Анализ формирования навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы. Проведение исследования воспитательного значения природной среды. Особенность воспитания у детей любви к зверям, ответственности за них и бережного отношения к ним.

Читайте также: