Экология школьная энциклопедия русич

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги .

Эту загадку отгадать не трудно … Конечно это – болото.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами! Болота пугали своей тишиной и неподвижностью.

Автор проекта- Чичерина Марина, обучающаяся 4 класса

ГБОУ АО АСШИ № 2

Руководитель – Никулина Надежда Васильевна, воспитатель.

Время реализации проекта: Май, сентябрь, октябрь 2017г.

Вид проекта: исследовательский, коллективный, творческий,

Объект исследования: водно-болотные угодья АО.

Актуальность темы:

1.Обоснование актуальности проекта:

В огромном мире у каждого из нас есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу и ответственность за ее охрану. Это то место, где мы родились, где жили наши предки и будут жить наши дети.

Ведь, самые яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с природой, которая радовала его взгляд. Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего, а можно задуматься обо всём, что видишь. Не нужно ехать за сотни километров, надо только внимательно посмотреть вокруг, возможно тогда ты заметишь красоту родных мест и полюбишь их и сделаешь что- либо для их сохранения.

Незнание природы, истории и достопримечательностей родного края привело к тому, что у большинства людей нет стремления к сохранению природы в целом.

3. Основополагающий вопрос .

Что может быть на болоте интересного и удивительного?

Проблемный вопрос: 1. Что такое болото? Какие бывают болота?

Проблемный вопрос 2: Есть ли жизнь на болоте? Какие растения произрастают на болоте? Какие животные встречаются на болоте?

Проблемный вопрос 3: Для чего Земле нужны болота? Откуда начинается река? " Какая вода хранится в болоте: соленая или пресная?

Проблемный вопрос 4: Человек болоту - друг? Какова роль болота в жизни человека? Греет ли нас болото? Нужно ли болота охранять? Воспевается ли болото в произведениях искусства.

Цель проекта:

Задачи проекта:

1.-изучить природу родного края (водно-болотные угодья АО)

2.- развитие умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

3.- найти ответы на основные вопросы проекта,

5.- научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями

Гипотеза проекта:

Предположим, что на болоте не может быть ничего интересного и удивительного?

Практическая значимость проекта:

Знакомство с особенностями природы родного края пробуждает интерес детей к изучению природных сообществ и формирует необходимость сохранять природу своего края.

Нужно хорошо знать родную землю, искренне любить и оберегать её - вот задача каждого из нас. Тогда откроются человеку все тайны природы, она поможет, предупредит об опасности .

Этапы проекта:

I этап – Подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

1.Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

2.Постановка цели и задач.

3.Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.

4.Разработка плана мероприятий основного этапа

5. Систематизация материала по данному вопросу.

6. Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

II этап - Основной

Цель: провести мероприятия проекта по сбору и систематизации информации о природном сообществе- болоте, о мерах сохранения его богатств.

1.Работа в библиотеке с научной литературой (помощь и консультирование библиотекаря).

2.Сотрудничество со взрослыми- поиск информации в интернете

(с родителями и педагогами)

3.Сбор и систематизация найденных материалов.

4. Знакомство с произведениями художественного и устного искусства, где отображены болота.

6. Экскурсия на ближайшее болото (сбор растений, наблюдение).

7. Просмотр презентаций и учебных видеофильмов про болота.

III этап - Заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

2. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений

Предполагаемый результат:

- В своей проектной работе постараемся отразить самые яркие и интересные факты из жизни болот,

- Приобретение навыков социального общения с взрослыми при сборе информации,

- Узнаем много нового и интересного о наших болотах, их обитателях, пользе…

- Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, речи.

Продукт проектной деятельности :

Краткое описание выполнения проекта.

Я побывала в деревне ПОЗДЫШЕВСКАЯ.

Болота опасны для человека. И поэтому я отправилась на болото со взрослыми.

Находясь на болоте, мы как будто попадаем на другую планету, где есть лёгкое ощущение какой-то необъяснимой пустоты, а пружинящий мох под ногами создаёт чувство неуверенности и невесомости.

Мы долго бродили по болоту, и увидели там столько интересного. Чем глубже мы познаём болото, тем понятнее и ближе они становятся нам. Там растет великое множество растений. Оказывается – на болоте может быть очень интересно. А после я нарисовала каргопольские болота и самую симпатичную траву- ПУШИЦУ, которая является кормом для оленей и лосей.

hello_html_m587f2dc3.jpg

Травка Севера – пушица

побелеет, распушится,

подставляя по утрам,

белый волос всем ветрам,

чтобы ветер, взяв расчёску,

сделал модную причёску.

На болоте я насобирала много растений

и сделала ГЕРБАРИЙ.

Мне очень понравилось бродить по болоту.

А осенью к моему исследованию проявили интерес все дети нашего класса. Они предположили, что на болоте не может быть ничего интересного и удивительного? Это стало нашей гипотезой.

С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами.

Мы тоже решили это проверить. И вот мы отправились на экскурсию –

НА БОЛОТО. Он – мох, строитель чудотворный,

Создавший царство из воды.

В нем много света и просторно,

А когда мы сходили по экологической тропе на болото, то увидели много интересного. Оказывается, здесь встречается много разнообразных растений и не только рогоз, багульник, осока, как мы думали, а растут клюква, голубика, и попадаются кустики брусники и черники. Обитает много насекомых и животных.

1 . Изучая различную научную литературу и общаясь со взрослыми, мы выяснили ЧТО же такое болото?

Болото – это очень увлажненные участки земли с высокой кислотностью и низкой плодородностью почвы, заросшие влаголюбивыми растениями, на которых находится источник проточной или застойной воды.

Нас долго мучал вопрос: Откуда же берутся БОЛОТА?

И на него мы тоже нашли ответ. Оказывается:

- Когда-то на этом месте было небольшое озерцо или лесная речушка. Берега густо поросли камышом, травой и цветами…

Все растения переплелись стебельками закрывая воду. На стебельках поселились МХИ. Они впитывали воду, и она застаивалась.

- Прошло несколько десятков лет и из стеблей, листьев и корней растений образовался толстый слой, почти до самого дна. Так появились БОЛОТА!

Теперь мы знаем, ЧТО:

Болота возникают двумя основными путями:

-из-за чрезмерного увлажнения почвы;

-из-за зарастания водоёмов растениями.

Также мы выяснили ЧТО:

Архангельская область – край – обладатель мощных и чудных по красоте водно-болотных угодий, которые составляют 14 % от ее территории,

уступая лишь лесам. Известно, что площадь болот Архангельской области составляет около 82 тыс. км2. Больше всего болот находится в Плесецком районе.

Мы нашли интересные факты:

- Оказывается, что самое большое болото в мире находится на территории России – это Большое Васюганское болото, располагается на Западно-Сибирской равнине, в Томской области.

- На территории России сосредоточено три четверти всех болот, на сегодняшний день существует 35 болот — их суммарная площадь составляет 10,7 млн. га.

2. Обитатели болот:

Во время экскурсии на болоте мы встретили много насекомых:

Здесь обитают= комары, стрекозы, жуки-плавуны, водомерки, пауки и многие другие. Оказывается, Болото –это рай для насекомых. А раз так- значит здесь можно увидеть-лягушек, жаб, тритонов и различных змей….

Болото-это прекрасное место для птиц, где для них много корма.

На болотах обитают: утки-различных видов, куропатки, журавли, аисты, кулики, бекасы, выпь……Многие из них занесены в Красную книгу АО.

В ходе изучения различной литературы и просмотра презентаций мы выяснили, что касается животных, обитающих на болотах, то здесь живут те, которые чувствуют себя уютно среди кочек, болотной травы, трясины, множества воды. Болото для них и надежное укрытие, и, место, где можно кормится и выводить потомство. Это- Выдра, Бобры и Ондатры. Они занесены в Красную книгу АО. И нуждаются в нашей защите.

А есть еще Животные- гости болот.

Крупным животным на болоте трудно жить, поэтому они заходят сюда только в поисках пищи… Это –кабан, лось, олень и медведи.

Растения болот:

Мы увидели, что деревья на болоте чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги. Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надежную опору они не могут. На болоте мы встретили: ольху, березку и сосны. Ну конечно же на болоте великое множество различных видов растений. Там растут: Аир-болотный, череда. Багульник, рогоз, Трава-пушица, калужница. И самое хищное растение- росянка. Многие из них тоже занесены в Красную книгу АО.

С детства мы знаем, что на болоте растет много ягод. Мы с родителями ходим их собирать. Это= клюква, морошка, брусника, черника и голубика, вороника. Эти ягоды и некоторые растения, такие, как вахта и багульник= являются лечебными. Мы часто прибегаем к их помощи во время болезни.

Его величество сфагнум!

Кто был на болоте, тот знает, что вся поверхность болот покрыта мхами. Самый распространенный среди мхов –сфагновый. У этих растений нет корней, Воду и питательные вещества они впитывают с помощью стеблей и листьев. Мох состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков.

Сфагновый мох обладает:

- свойством поглощать и удерживает в себе очень много воды.

-Лечебным свойством- это противомикробное средство.

-Образует полезное ископаемое- ТОРФ.

3. Приносят ли пользу болота?

Да, и немалую. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух.

А какие замечательные реки вытекает из болот!

Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озёра. Осушенное болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинаются засухи.

Болота предотвращают паводки. Болота поддерживают водный баланс. Накапливая воду, они предотвращают паводки и позволяют экономить средства на возведении дорогостоящих дамб и водохранилищ. В отличие от минеральных почв, торфяные отложения обладают большей влагоёмкостью и водоудерживающей способностью.

Кроме того, болота – прекрасные природные фильтры . Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. А ещё потрясает воображение работа болот по воспроизводству чистой воды. Да-да, болотная вода считается самой чистой, причём обновляется каждую пятилетку, тогда как в озёрах – лишь каждые 17 лет

Болота – это самостоятельная экосистема со специфической средой обитания многих редких растений и животных. Птицы не только кормятся на болоте, но и устраивают там гнёзда, выводят своё потомство.

Заболоченные места снижают парниковый эффект . Болота смягчают климат на нашей планете. Болота являются одними из главных регуляторов углекислого газа. Благодаря неполному разложению органики, что ведет к незамкнутому круговороту веществ, они помогают бороться с парниковым эффектом планеты.

Болота содержат метан. На поверхности болота постоянно появляются небольшие пузырьки. Это выходит болотный газ, который скапливается под илом. Образуется он в результате гниения растений, которые на дне болота не имеют доступа к кислороду. В состав болотного газа в основном входит метан. Образование метана идет непрерывно и присутствие его можно доказать, если тронуть болотный ил палкой — тотчас же на поверхность воды всплывают пузырьки газа.

Большинство наших северных рек берут свое начало из верховых болот . При прохождении через торф дождевая вода обогащается органикой и становится кислой. Именно поэтому вода в реках Архангельской области имеет коричневый оттенок.

4. Роль болот в жизни человека:

- Кладовая витаминов. На болотах растут ценные ягодные растения клюква, морошка, голубика.

- Это источник лечебных грязей для человека;

-Лечебные свойства мха-сфагнума. Болотный мох (сфагнум) - отличный антисептик, он не дает развиваться даже тем бактериям, которые могут существовать без кислорода. Сфагновый мох в медицине использовался как заменитель ваты и для быстрого заживления ран.

- Болота сохранили растение Ледникового периода

Благодаря болотам на земле до сих пор сохранился единственный реликт Ледниковой эпохи — растение жирянка (Pinguicula vulgaris). Растёт она в Северном полушарии в тундровой и лесной зонах на влажных каменистых склонах, болотах. Листья жирянки предотвращают гниение, поэтому растения широко применяются для изготовления бактерицидных средств, останавливающие рост вредной микрофлоры. Пастухи издавна прикладывали растение к ранам крупного рогатого скота, чтобы предотвратить развитие инфекций.

Надо ли охранять болота?

Люди не любят болот. Но значит ли это, что их не надо охранять? Нет, не значит. Болота обязательно нужно охранять.

Болота - это летопись природы. То, что сохраняется в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. Если бы на Земле не было бы болот, вряд ли бы мы узнали, какие диковинные животные и причудливые виды растений обитали раньше на разных материках.

Что произойдёт - если осушить все болота на планете :

• Появятся зыбучие пески;

• Исчезнуть многие виды редких животных;

• Исчезнуть редкие растения, в том числе лекарственные;

• Климат станет суше;

• Меньше будет пресной воды на Земле;

• Быстро будет загрязняться воздух;

Уникальные болотные комплексы, сложившиеся на территории Архангельской области, требуют охраны и рационального использования его богатств. У нас охраняются 661 болото, что составляет 800 тыс. га.

Итоги проекта.

Результат проекта положителен. Наш проект создавался два месяца.

В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили.

Совместно мы нашли ответы на все поставленные нами вопросы.

Работая над проектом, мы глубоко познакомились и выяснили особенности природного сообщества-болота.

Мы научилась сотрудничать с родителями, педагогами, совместно посещали библиотеку, искали нужный материал в интернете. Оценили роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Мы будем использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, и дальше искать дополнительную информацию о природе родного края, стране.

Перелистывая страницы книг о растительности и обитателях болот, и делая опыты, поняли, что наша гипотеза не подтвердилась.

Мы узнали столько интересного и полезного о наших болотах!

Болота не похожи на другие экосистемы. Болота имеют свой цвет, свой запах и свое звучание. Здесь тоже живут растения и животные – это неотъемлемая и необходимая часть природы мира.

И мы их даже полюбили!

И я призываю всех северян любить, беречь и гордиться своим Поморьем.

Список используемой литературы:

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

001

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Друзья!

Задумывались ли Вы над тем, что все, что нас окружает – чистый воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые – может вдруг исчезнуть? И всему виной мы, люди, и наше небрежное отношение к природе. Об экологии и экологических проблемах, а также, о том, что может и должен сделать каждый из Вас, чтобы сохранить нашу прекрасную Землю, читайте в этих книгах!

Экология. - Смоленск: Русич, 2003. - 128 с.: ил. (Школьная энциклопедия)

Книга увлекательно рассказывает об экологии как науке, уникальных видах растений и животных, о проблемах охраны природы и способах рационального природопользования.

Экология //Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология /Гл. ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2004. –448 с.: ил.

Эта книга посвящена одной теме: как законы экологии работают внутри живой природы и во взаимоотношениях человека с природой. Что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем большом доме под названием Земля.

Фарб, П. Популярная экология / П.Фарб. - М.: Мир, 1971. - 192 с.: ил.

Где, как и почему живут те или иные животные и растения, каковы взаимоотношения между особями, популяциями и видами и, наконец, между живой природой и человеком? Этим и многим другим вопросам посвящена книга известного популяризатора науки. Все, кто любит природу, с большим удовольствием и пользой для себя прочтут эту интересную, превосходно оформленную книгу.

Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования. Учебник/ М.В.Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с.: ил.

Учебник содержит базовые сведения по экологии и рациональному использованию природных ресурсов. Рассмотрены основные законы экологии и типы экологических систем, история образования современной биосферы, энергетические, материальные и информационные потоки в биосфере. Приведены подробные сведения о загрязнении окружающей природной среды, механизмах распространения и воздействии загрязняющих веществ на живые организмы и климат.

Для студентов средних специальных учебных заведений, вузов, учащихся общеобразовательных школ и колледжей с углубленным изучением биологии и экономики, а также широкого круга читателей.

Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие / Т.Ф.Гурова. - М.: Оникс, 2005. - 224 с.: ил.

Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по экологии и рассчитано на базовый курс. Содержит сведения о важнейших понятиях экологии: о среде обитания и факторах среды, о способности организмов приспосабливаться к той или иной среде обитания; об экосистемах и взаимодействии организмов в составе экосистем; о глобальных экологических проблемах биосферы; о принципах рационального природопользования и ресурсах планеты.

Дом по имени Земля. - Л.: Дет. лит., 1987. - 175 с.: ил.

Сборник стихов и рассказов писателей городов-побратимов Ленинграда и Дрездена.

100 чудес природы. - М.: ЗАО БММ, 2009. - 224 с.: ил.

Эта книга позволяет окунуться в первозданную красоту нашей планеты. Красочным иллюстрациям сопутствуют краткие описания. Вся наша Земля, ее моря и океаны, пустыни и джунгли, озера и водопады — вся пестрая природная мозаика достойна именоваться одним огромным Чудом Природы! И сто самых живописных или поражающих своей необычностью природных объектов, описанных в этой книге, — просто сотня ярких штрихов, так или иначе выделяющихся на созданной за миллионы лет гениальной природой картине, которую мы привычно обозначаем простым названием Земля.

Дорофеев, А.М. Они не должны исчезнуть / А.М.Дорофеев, С.Ф.Сюборова. - Минск: Народная асвета, 1987. - 200 с.: ил.

Книга знакомит читателя с животными и растениями, занесенными в Красную книгу и обитающими на территории России и Белоруссии. Адресуется учащимся среднего и старшего школьного возраста.

Старикович, С.Ф. Они живут не только в заповеднике /С.Ф. Старикович. - М.: Дет. лит., 1988. -192 с.: ил.

Знаете ли вы, почему глохнет глухарь? Известно ли вам, что он летает на пределе своих возможностей? Задумывались ли вы, откуда вообще произошло глухариное племя? Известны ли вам биоэнергетические тайны поистине бездомного "домашнего" животного - северного оленя? Знаете ли вы о белоснежном журавле - стерхе? Чем славился в старину и чем ныне знаменит обладатель роскошного меха и уникального чешуйчатого хвоста - бобр? Как трудны самые первые дни жизни крошечных мальков драгоценной севрюги? Во что цивилизации обходится неуемный аппетит термитов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной книге.

Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР /И.П. Сосновский. - М.: Лесная промышленность, 1987. -367 с.: ил.

Редкие и исчезающие животные — такова фабула книги. Но кто они, эти редкие и исчезающие животные, много ли их, мало, стоит ли о них вести речь? Ответы вы найдете в этой книге.

Автор в строго научном стиле описывает все редкие виды наземных позвоночных животных Ростовской области (млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий) и параллельно в популярной форме излагает основные проблемы изучения и охраны этих животных. Читатель узнает также много нового о работе зоологов, о любопытных встречах с редкими животными, об их интересных повадках, о происхождении их названий. Автор вспоминает легенды, связанные с животными, рассказывает о различных, скрытых от постороннего взгляда экологических связях в сложных природных системах — биогеоценозах.

Красная книга РСФСР . Животные. - М.: Россельхозиздат, 1983. -454 с.: ил.

Красная книга РСФСР — официальный справочник о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой фауны РСФСР. В ней приведены данные о состоянии ареала, численности, биологии, а также о принятых и необходимых мерах охраны по 65 видам и подвидам млекопитающих, 108 видам и подвидам птиц, 11 видам рептилий, 4 видам амфибий, 9 видам рыб, 15 видам моллюсков и 34 видам насекомых. Книга хорошо иллюстрирована цветными рисунками и слайдами, с картами ареалов и библиографией.

Скалдина, О.В. Красная книга. Птицы России / О.В. Скалдина. - М.: Эксмо, 2013. - 240 с.: ил. (Красная книга)

В Красную книгу России занесено 123 вида птиц, а это значит, что под угрозой находится каждый шестой вид птиц России. Количество видов птиц, занесенных в различные Красные книги и списки, постоянно растет. К полному исчезновению вида может привести множество факторов: генетический, когда нарушается чистота породы, биологический – в лице хищников или болезней… Книга будет полезна и интересна детям среднего и старшего школьного возраста, студентам биологических специальностей, учителям и преподавателям, путешественникам и всем, кто просто любит птиц.

Скалдина, О.В. Красная книга. Растения России / О.В. Скалдина. - М.: Эксмо, 2013. - 240 с.: ил. (Красная книга)

Скребицкий, Г.А. Наши заповедники / Г.А.Скребицкий. - М.: Детгиз, 1957. - 272 с.: ил.

В книге "Наши заповедники" Георгий Алексеевич Скребицкий (1903–1964), известный писатель-натуралист, знакомит читателя с заповедниками страны, с работой учёных по выведению ценных пород зверя и птицы, с животным и растительным миром в заповедниках.

Бабенко, В.Г. Редкие птицы России. По страницам Красной книги / В.Г. Бабенко. - М.: Мир энциклопедий Аванта +: АСТ, 2013. - 96 с.: ил.

Птицам России, которым грозит исчезновение, посвящена эта книга. Многие из них очень редко встречаются в природе, а некоторых можно увидеть только в национальных парках и зоопарках. Об особенностях биологии пернатых, их характерных внешних признаках и причинах вымирания вы узнаете на страницах книги.

Насекомые России. Жуки, бабочки и другие/ В.В.Горбатовский. - М.: АСТ, 2014. - 96 с.: ил. (Библиотечка натуралиста)

Бабенко, В.Г. Птицы дач и садовых участков / В.Г. Бабенко. - М.: Мир энциклопедий Аванта +:Астрель, 2012. - 96 с.: ил.

Жители моря. - М.: Аванта +: АСТ, 2002. - 184 с.: ил. (Самые красивые и знаменитые)

В книге говорится об обитателях морей и океанов - о микроскопических существах, копошащихся между песчинками, и о самых огромных жителях планеры - китах и гигантских водорослях; о тех, кто всего раз в жизни выходит в море, и о тех, кто никогда не поднимается из черной бездны. Ведущие ученые-биологи рассказали много интересного о повадках и особенностях организмов, которых можно встретить во время подводных погружений, а профессиональные ныряльщики проиллюстрировали их рассказы. Возможно, кто-то захочет узнать, как завести обитателей моря у себя дома либо сохранить на память их опустевшие "домики" - раковины или где можно увидеть самых красивых жителей моря и другие удивительные сокровища царства Нептуна.

Парки. Сады. - М.: Аванта +: АСТ, 2005. - 184 с.: ил. (Самые красивые и знаменитые)

Книга посвящена самым красивым и знаменитым садам и паркам мира. Как явление культуры, сад в каждой эпохе и цивилизации отражает представления о совершенстве, гармонии и мироустройстве, ибо любой земной сад есть осознанное либо неосознанное воспоминание о Рае. Сад - единственное место на земле, где властвуют красота и покой, где искусственное и естественное, природное и человеческое существуют как некая целостность, давая отдохновение духу, наслаждение чувствам. Листая страницы книги, читатель отправится в захватывающее путешествие по самым легендарным, величественным и таинственным садам всех эпох. Книга написана известными искусствоведами, историками и этнографами и будет интересна самому широкому кругу читателей.

ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ — научно-популярный детский и юношеский журнал о природе, природоведении, биологии и экологии. Издаётся с июля 1928 года.

GEOЛЁНОК — это российский познавательно-развлекательный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с апреля 2003 года.

Это младший брат знаменитого журнала GEO. Отличное издание - в помощь учебникам географии. Но только читать журнал, в отличие от учебника, очень интересно! Интересное содержание, о разных странах и континентах - путешествуем по всему миру.

Если хочешь сделать мир чище, то начни с себя!

Условия современного стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека быть самостоятельным, уметь решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, уметь ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом:

• Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.

• Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. — 105 с.

ВложениеРазмер
vneurochka_5_kl_2013.doc 170 КБ

Предварительный просмотр:

Программа рассчитана на учащихся 5 класса

Срок реализации: 1.09.2013 – 31.05.2014

Срок реализации – 1 год

Составитель: Золотавина Елена Аркадьевна,

учитель высшей квалификационной категории,

стаж педагогической работы 19 лет

Условия современного стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека быть самостоятельным, уметь решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, уметь ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом:

• Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.

• Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. — 105 с.

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.
  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов школьников с природой.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.

Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года обучения (1 час в неделю) – 34 часа.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности : беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

• посредством Интернет технологий;

• посредством индивидуального обучения.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение. Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;
  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
  • Участие в конкурсах исследовательских работ;
  • Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.

Введение - 9 часов

Методы исследования: измерение, наблюдение, эксперимент, социологический опрос.

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием. Посуда, её виды и назначение.

Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Источники информации. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с различными источниками информации. Правила оформления библиографического материала. Интернет.

Лабораторная работа 1. Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Лабораторная работа 2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Лабораторная работа 3. Простейшие химические опыты.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.). Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Методы отбора проб воды. Правила отбора проб воды.

Определение органолептических свойств воды: запах, цвет, мутность. Кислотность и щелочность. Индикаторы. Определение кислотности воды с помощью индикаторов. Минеральный состав воды.

Жесткость воды постоянная и временная. Способы устранения жесткости воды.

Атмосферные осадки. Определение кислотности, органолептических свойств осадков.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Очистка воды от СМС.

Понятие о качестве питьевой воды.

Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Лабораторная работа 4 . Определение органолептических свойств воды

Лабораторная работа 5 . Определение кислотности воды с помощью индикаторов.

Лабораторная работа 6 . Определение в воде хлорид-, сульфат-ионов, ионов меди, железа, аммония.

Лабораторная работа 7 . Сравнение моющих свойств мыла и СМС в жесткой и мягкой воде.

Лабораторная работа 8 . Анализ снега.

Лабораторная работа 9 . Влияние синтетических моющих средств (СМС) на растения.

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Свойства углекислого газа. Его значение для живых организмов.

Свойства аммиака, сернистого газа, сероводорода, влияние газов на живые организмы.

Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Лабораторная работа 10 . Свойства углекислого газа.

Лабораторная работа 12 . Действие кислотного загрязнения, аммиака воздуха на растения

Лабораторная работа 13 . Определение запыленности воздуха в помещении

Лабораторная работа 14 . Изучение запыленности пришкольной территории

Почва и ее экологическое значение. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.

Отбор проб почвы. Определение кислотности и минерального состава.

Причины засоленности почвы, их последствия.

Лабораторная работа 15. Определение кислотности почвы с помощью индикаторов. Определение в почве тяжелых металлов.

Лабораторная работа 16. Влияние засоленности почвы на живые организмы

Исследуем - 8 часов

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Обработка информации. Оформление информации.

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление. Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Читайте также: