Модель и структура оусу в школе

Обновлено: 04.07.2024

Общая схема органов ученического самоуправления и их взаимосвязей.

Концептуальные основы модели ученического самоуправления.

Ученическое самоуправления (УС) – это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся..

Цель ученического самоуправления: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе – формирование у обучающихся готовности к участию в управлении обществом.

Ученическое самоуправление даёт возможность ученику:

- приобрести опыт управленческой деятельности;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности обучающихся;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;

- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает всё большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.


  1. Гуманистический, личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Условиями гуманистического подхода к развитию ученического самоуправления являются:

- добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность;

- возможность выбора средств, для достижения поставленной цели каждым учащимся;

- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- готовность учащихся к самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

- опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

- доминирование уважительного отношения в общении с учащимися;

- педагог должен не только призывать учащихся к добру, но и сам быть добрым;

- педагог должен защищать интересы учащихся и помогать в решении их актуальных проблем;

- защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

- педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.


  1. Деятельный подход к организации и развитию ученического самоуправления.

Учащиеся не готовятся в школе к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

По мнению Л.С.Выготского наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности является формирование и развитие у них таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. При этом важным остается условие свободного выбора деятельности.

Задача педагогов, родителей – проявлять внимание ко всем видам творчества детей, оберегать их от насилия: духовного, душевного, телесного. Защищать учащихся – значит создать условия для их творческого самовыражения, развития их духовных и творческих сил.


  1. Свобода педагога +свобода учащегося.

  1. Самоуправление в школе – это переход к открытым, доверительным,

  1. Ученическое самоуправление фактор социализации личности.

Условием личностного роста ребенка является личностная зрелость взрослого. Ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте взрослого. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект, предмет деятельности, договаривающихся о средствах и способах реализации. В процессе их совместной деятельности возникают отношения сотрудничества, совместного бытия, в пространстве деятельности и общения.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. При организации работы по развитию ученического самоуправления необходимо выделить функции, которые оно будет выполнять.

1. САМОАКТИВИЗАЦИЯ – предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного развития организаторских задач.

3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ – постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

4. ЗАЩИТА И АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ – обеспечение личности гармонией взаимоотношений в коллективе.

Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов самоуправления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации.

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления в школе является класс – центр воспитания. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.

Организация деятельности, формирование правильных отношений, создание условий для гуманистического общения строятся на основе следующих принципов работы органов самоуправления:

Читайте также: