Эффективность оценивания в школе

Обновлено: 04.07.2024

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.

Сейчас становится актуальным формирующее оценивание. Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т. е. умение оценить себя.

Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка направлена на стремление ученика улучшить свою отметку, планировать корректировку обучения и улучшать её. Но для начала необходимо заинтересовать ребёнка, вовлечь его в процесс оценивания.

Вместе с формирующим оцениванием появились формы и методы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.

Формы и методы оценивания обучающихся :

1. Безотметочное оценивание

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Как правило, такое обучение осуществляется в 1 классе, но сейчас оно внедряется во 2-4 классы, а также в основную школу (5-11 классы).

В 1 классе не допускается любая знаковая символика, заменяющая цифровую отметку. Допускается только словесная форма оценки, которая может использоваться во всех классах. Словесная оценка должна быть содержательной, чёткой, с полным анализом, присутствовать в течение всего урока и иметь только положительную характеристику.

Одним из видов словесной оценки является поощрение. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе.

При безотметочном обучении в последующих классах могут быть использованы условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц. Например:

Безотметочное оценивание даёт возможность учащимся быть самостоятельными и ответственными, а также следить за своими успехами и недочётами.

2. Самооценивание

Самооценка – это внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности. Умение оценивать свою деятельность имеет важное значение в формировании таких качеств ребёнка как ответственность, самостоятельность и активность. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от сформированности у них самооценки. Поэтому важно формировать навыки самооценивания начиная с 1 класса. Самооценка может как мотивировать, так и подавлять учебную активность.

Чтобы ребёнок научился адекватно оценивать себя и свои работы, необходимо вводить критерии, по которым ученики будут оценивать свою деятельность.

Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.

Конечно, чтобы самооценивание помогало детям развиваться, его нужно проводить регулярно. Учителю необходимо планировать на него время и каждый раз напоминать детям о целях и критериях оценки работ.

3. Взаимооценивание

Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.

Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.

Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:

1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе

3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.

Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.

4. Портфель учебных достижений

Важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является портфель достижений - портфолио.

Портфолио - это сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов.

Портфолио через систему взаимосвязанных работ позволяет достаточно хорошо продемонстрировать прогресс в развитии навыков и умений работать на результат и сами результаты такой деятельности. Основным преимуществом портфолио является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

5. Рейтинго-накопительная система (РНС)

Достоинство: тесты легко и быстро можно проверить

Достоинство: не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах.

Недостаток: не даёт полной картины подготовки обучающихся.

8. Расширенный опрос

Учитель предлагает обучающемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе учитель может задавать дополнительные вопросы.

Достоинство: даёт более полную картину уровня подготовки обучающегося; может включать в себя также оценивание некоторых умений : публично выступать, занимать свою позицию и аргументировать её, отвечать на поставленные вопросы.

Недостаток: требует значительного времени как для обучающихся, так и для учителя, не может быть применён для оценивания большинства умений и навыков, часто не позволяет охватить сразу много обучающихся.

9. Игровые методы оценивания

Оценивание часто можно превратить в игру. Учитель устанавливает определённую шкалу. Например, правильный ответ на вопрос кроссворда – 1 балл, ответ на дополнительный вопрос - 2 балла, дополнение – 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка. Этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает обучающихся.

10. Контрольное упражнение

Контрольным может быть объявлено любое упражнение: выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание доклада, эссе-сочинения, реферата, составление портфолио и т. д.

Достоинства: задействует все уровни учебных целей; проверяет не только знания, но и умения, навыки и ценности; как правило, не отталкивает обучающихся, поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения матемиала обучающимися.

Недостатки: требует много времени для подготовки, проведения и обработки результатов, часто требует от учителя отработки специальных навыков по оцениванию и применению новых форм для оценивания.

Педагог выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение урока, а также обучающихся, которых нужно оценить. Особую роль при использовании этого метода играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении обучающимися Контрольного упражнения или творческого задания учитель должен также применять наблюдение, чтобы оценить их работу

Достоинство: не требует дополнительного времени на уроке

Недостаток: требует значительной концентрации о учителя, который проводит наблюдение за обучающимися и одновременно следит за ходом урока.

12. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, рефлексия, подведение итогов)

Форма беседы позволяет непринуждённо оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность урока и не предполагает выставление оценок.

Безусловно, приведённые формы и методы должны быть использованы учителями лишь как примеры для разработки своих форм и критериев оценивания, которые, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться.

( Подготовили: руководитель МО учителей среднего звена Казакова Ю. Н., руководитель МО учителей начального звена Павлова Ю. В.)


Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.

‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.

По словамТ.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания:

‒ в центре оценивания — ученик;

‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.

Методы иприемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.

  1. Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок.
  2. Учимся сравнивать результат с целью.
  3. Учимся находить и признавать ошибки.
  4. Учимся оценивать сам процесс.

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда


Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке

Оценка урока

Я на уроке

Моё отношение кгерою:

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики ирусского языка идругих на начальных этапах

На уроке я работал

Своей работой на уроке

я доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Материал на уроке для меня

понятен/ не понятен

Домашнее задание мне кажется


Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Мои чувства:

Моё отношение кгерою:

У Д И В Л Е Н И Е

О Г О Р Ч Е Н И Е

Оценка урока

Я на уроке

Итог урока

1. Понял материал

2. Узнал больше о …..

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.

Я часто использую на уроках чтения карточкуТ.А.Тишиной:

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ…

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность ученику правильно, логично построить свою работу, работать на свой результат. В любой момент ученик может улучшить достижения.

Зная критерии оценивания, дети уже осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей, и я слежу за тем, чтобы оценка была адекватной.

В конце урока обучающиеся проводят самооценку своей деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел кконцу, и я хочу сказать.

‒ Мне больше всего удалось.

‒ Что я получил от этого урока, мероприятия?

‒ За что ты можешь себя похвалить?

‒ За что ты можешь похвалить одноклассников?

‒ За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке.

Сегодня на уроке я (мне):

3. Урокпривлекменятем.

‒ навел меня на размышления.

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

‒ они мне нравятся больше остальных;

‒ я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими заданиями;

‒ они легче (труднее) остальных заданий.

Лучшим учителем, как известно, является свой собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.

Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником.

Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки — значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было показать и научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и, конечно же, пути их исправления.

Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, ребенок, ученик, начальная школа, оценивание, задание, оценка, процесс оценивания, учитель, мое отношение.

Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA . Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки. Действительно, опыт оценивания знаний учащихся в разных странах (где компетентностный подход - основа обучения!) отличается от нашего метода оценивания. Например, в Англии и Польше принята 6-балльная, Франции - 20-балльная, Молдове и Украине - 12-балльная, Белоруссии и Латвии - 10-балльная, США - 100-балльная система оценивания.

Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Пятый приоритет - интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

«Назовем несколько способов оценивания:

Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.

Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).

Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).

Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями;

быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;

способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.

Применять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.

Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Виды оценивания на уроке (Развитие критического мышления):

Оценивание результатов собственной учебной деятельности на каждом этапе урока позволит ученикам самостоятельно планировать работу по устранению ошибок. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ВОУД, ЕНТ), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. У каждого результата есть свои критерии оценки деятельности (критерий деятельности). КД предназначены для того, чтобы сказать о качестве и стандар­тах достижения, которые должны быть продемонстрированы учащимися для достижения результата. В каждом крите­рии оценки деятельности должно быть ясно указано, что должен де­лать ученик и на каком уровне.

Примерные критерии оценивания:

1. Насколько выполнено домашнее задание;

2. Активность работы на уроке;

3. Как понял тему урока;

4. Как отвечал на вопросы учителя;

5. Дисциплина на уроке;

6. Работа в группе (сотрудничество);

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Проект – относится к современным методам оценивания. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Преимущества метода проектов - он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

ВложениеРазмер
sistema_otsenivaniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx 38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания в условиях реализации ФГОС

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.

Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи теля и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объёме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности предполагает:

1. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

2. использование критериальной системы оценивания;

3. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

- интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

- самоанализ и самооценку обучающихся;

- оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Система оценивания строится на следующих принципах:

Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

Соответственно, и оценивание происходит в соответствии с результатами образования.

Оценка личностных результатов.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

1. самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

3. морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Другим методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, литературе, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии (письменные работы по предметам, фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества, читательские дневники, дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии, выборка работ по проведённым мини-исследованиям и проектам)

2. Систематизированные материалы наблюдений (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики и результаты тематического и итогового тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся)

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

Совокупность этих материалов даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

ОПИСАНИЕ системы оценки результатов ФГОС

  1. Оцениваются результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Оценка − это словесная характеристика результатов действий

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. Оцениваться может всё отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

  1. Оценку и отметку определяют учитель и ученик вместе.

1 класс: (опорные вопросы) 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Со 2 класса: 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Если в 1-м классе ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, то:

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат. Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

4-й шаг Учимся признавать свои ошибки. Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.

5-й шаг Учимся признавать свою неудачу. Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.

  1. Количество оценок выставляется по числу решённых задач (единая оценка выводится по среднему арифметическому)

Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. можно использовать следующие таблицы образовательных результатов: Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов

Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Таблицы результатов могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

5. Критерии оценивания - по признакам трёх уровней успешности.

ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед. В основу оценивания заложены шесть правил, с опорой на которые реализуются все элементы и прочие правила системы оценки.

  1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила:

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те правила оценивания и их части, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3) Одна задача – одна оценка - используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

5) Уровни успешности - используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

  1. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4) Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

5)Итоговые оценки - используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

Таким образом, новая система оценивания позволяет выявить уровень сформированности универсальных учебных действий, предметные, метапредметные и личностные результаты.

Читайте также: