Эдвард саид культура и империализм краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В последние десятилетия наметилась тенденция переосмысления основ науки о Востоке. Востоковедение (ориенталистика) – некогда уважаемая и уважающая себя наука, гордившаяся тем, что бескорыстно трудится в трудных условиях, изучая неевропейский мир с тем, чтобы открыть культуру и историю этих народов опять же всему миру, – вдруг была обвинена в том, что она – наука колониальная, обслуживающая интересы западных колонизаторов, работающая вовсе не для изучаемых народов, а для европейцев, пронизанная европоцентризмом и презрительным отношением к туземцам, т. е. и не наука вообще.

В нашей стране книга Саида не произвела серьезного впечатления, что само по себе симптоматично. Но, чтобы понять причины этого явления, нужно прежде познакомиться со взглядами самого Эдварда Саида. Он называет ориентализмом (англ, из нем. Orientalism) три различных явления, хотя и утверждает, что они тесно связаны друг с другом:

В книге анализируются только британская и французская литература о Востоке, затем также американская. В основном Саид иллюстрирует свои тезисы примерами исследований, посвященных Ближнему Востоку и, отчасти, Индии. Но его выводы имеют гораздо более широкое значение: относятся и к другим национальным школам востоковедения, и к другим регионам Востока.

Саид с горечью отмечает: в арабском мире не было ни одного крупного журнала по арабистике. Не было ни одного университета, сравнимого с Гарвардом, Оксфордом, Калифорнийским университетом. Нет на Востоке и профессиональных организаций, занимающихся, к примеру, изучением Соединенных Штатов как культуры. Спрашивается, кого за это можно винить? Я не проверял этих данных Саида, и дело не в том, точны ли они. В данном случае важно именно его мнение, его признание, что диспаритет знаний о Востоке на Западе и знаний о Западе на Востоке в значительной степени является следствием пассивности восточной научной мысли.

1) политики используют данные, добытые научным путем;

Но все это не обязательно плохо, потому что в идеале для использования востоковедения в политике факты, добытые учеными, должны быть надежными, т. е. объективными, отражающими действительность, т. е., в конечном счете, увеличивающими знания.

Реакция западной общественности на книгу Э. Саида показала, что в обществе преобладают наивные люди, с детской доверчивостью верящие в свою объективность и свободу от стереотипов, бытующих в обществе.

Так что ажиотаж вокруг книги Саида был по крайней мере излишен. Но его выводы следует учитывать всем востоковедам и постоянно следить за собой, стараясь подходить к предмету своего изучения беспристрастно и не зашоренно догматами и стереотипами.


Дебаты 25.03.2013 // 3 908


© The Harvard Book Review / Mariam C. Said

Вид на башню

Тем не менее, это не значит, что другие культуры принципиально непознаваемы. Однако тут следует подчеркнуть, пожалуй, самый продуктивный тезис Эдварда Саида: аутентичное изображение культур колонизируемых стран стало возможным только после полномасштабных национально-освободительных восстаний. Обобщая Саида, можно сказать, что культура, как и познание в целом, не является независимой: она следует за опытом, а направление познания и опыта определяется в сфере политического действия. Первым всегда идет восстание, и только затем признание и познание Другого.

Две башни

Тем не менее, Эдвард Саид предпочитает манифесты Фанона, с его призывом к освобождению всех угнетенных неясными методами, теориям Фуко, с его исследованиями микрофизики власти. Саид предпочитает Фанона несмотря на то, что через исследования в рамках теории Фуко можно было бы выяснить причины провала великих надежд на процветание освобожденных от империализма стран. Но Саид не интересуется политической практикой, он исследует литературные тексты. Как литературный текст Фанон выигрывает у Фуко, но как объяснительная модель работает крайне плохо.

Также в числе продуктов империализма Саид походя называет теорию восточного способа производства. Однако, не разбирая подробно эту теорию, Саид так и не отвечает на вопрос о том, почему производительные силы стран Востока качественно отличаются от западных. Точно так же, отзываясь о публицистике, поставляющей искаженные образы Востока западному читателю, Саид пишет:

Очевидно, что такие упрощения в отношении незападных людей недопустимы. Однако даже повсеместное введение политически корректной лексики в отношении не-Запада не объяснит того, почему все же незападные страны оказались в положении эпигонов научно-технического прогресса. Объяснение этого факта только империалистической эксплуатацией не выдерживает критики уже потому, что существовал не эксплуатируемый мировыми империалистами Советский Союз, который также не добился значительного социального и научно-технического прогресса.

Теория Эдварда Саида одновременно и плодотворна, и неприменима для российского поля. С одной стороны, даже если остановиться на исследовании культуры через призму теории Саида, в российских культурных текстах найдутся и тексты империи, и тексты угнетенных, а угнетатели и угнетенные не будут разделены расой, национальностью и цветом кожи. И снова встанет вопрос о том, как из такой перспективы понимать тексты классиков литературы Советского Союза. С другой стороны, во многом именно литературоцентричность Саида ограничивает потенциал его теории. И, возможно, ее преодоление через, например, сочетание исследований текстов и микрофизики власти поможет найти не просто политкорректные языковые формулы, но открыть новые формы освободительного политического действия.

Культура и империализм, Э. В. Саид - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

  • Culture and Imperialism Название в оригинале
  • 2012 Год первого издания книги

Краткое содержание

Эдвард Вади Сайд, американец палестинского происхождения, христианин-протестант и профессор Колумбийского университета уже знаком отечественному читателю по недавно изданной главной своей книге, носящей название "Ориентализм". Понятие и понимание "Востока", конструирование его образа в западной культуре, европоцентристский стиль доминирования над всем остальным миром и неизбежно связанные с ним политические и идеологические проблемы, военные конфликты, культурные коллизии - вот что в совокупности составляло тему, заявленную и с привлекшим всеобщее внимание размахом развернутую Саидом в его первой книге. Другое его сочинение, ныне также предлагаемое отечественному читателю, книга "Культура и империализм", представляет собой продолжение и развитие той же темы, являющейся, по убеждению автора, фундаментальной и конституирующей, прежде всего именно для самого западного сознания. Теперь социальное исследование Сайда принимает вид текстологического литературоведческого анализа.

Другие научные книги


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. 2 класс. Методическое пособие

Исследования политических процессов на Востоке

Исследования политических процессов на Востоке

Исследования политических процессов на Востоке запись закреплена

Саид Э.В. Культура и империализм / Пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб.: Владимиръ Даль, 2012. - 736 с.

Эдвард Вади Сайд, американец палестинского происхождения, христианин-протестант и профессор Колумбийского университета уже знаком отечественному читателю по недавно изданной главной своей книге, носящей название "Ориентализм". Понятие и понимание "Востока", конструирование его образа в западной культуре, европоцентристский стиль доминирования над всем остальным миром и неизбежно связанные с ним политические и идеологические проблемы, военные конфликты, культурные коллизии - вот что в совокупности составляло тему, заявленную и с привлекшим всеобщее внимание размахом развернутую Саидом в его первой книге.

Другое его сочинение, ныне также предлагаемое отечественному читателю, книга "Культура и империализм", представляет собой продолжение и развитие той же темы, являющейся, по убеждению автора, фундаментальной и конституирующей, прежде всего именно для самого западного сознания. Теперь социальное исследование Сайда принимает вид текстологического литературоведческого анализа, объектом которого становится "имперская" европейская проза, поэзия и оперное искусство. Идея и практика империи, взаимоотношение метрополии и колонии. Запада и Востока, Я и Другого рассматриваются здесь в самом широком культурном смысле.

Лис Политолог

Эдвард Вади Саид, американец палестинского происхождения, христианин-протестант и профессор Колумбийского университета уже знаком отечественному читателю по недавно изданной главной своей книге, носящей название "Ориентализм". Понятие и понимание "Востока", конструирование его образа в западной культуре, европоцентристский стиль доминирования над всем остальным миром и неизбежно связанные с ним политические и идеологические проблемы, военные конфликты, культурные коллизии - вот что в совокупности составляло тему, заявленную и с привлекшим всеобщее внимание размахом развернутую Саидом в его первой книге.
Другое его сочинение, ныне также предлагаемое отечественному читателю, книга "Культура и империализм", представляет собой продолжение и развитие той же темы, являющейся, по убеждению автора, фундаментальной и конституирующей, прежде всего именно для самого западного сознания. Теперь социальное исследование Сайда принимает вид текстологического литературоведческого анализа, объектом которого становится "имперская" европейская проза, поэзия и оперное искусство. Идея и практика империи, взаимоотношение метрополии и колонии. Запада и Востока, Я и Другого рассматриваются здесь в самом широком культурном смысле.

Год: 2012
Издательство: "Владимир Даль"
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста

Читайте также: