Досуговое чтение или домашнее чтение в доу

Обновлено: 04.07.2024

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Максимова Любовь Николаевна, воспитатель СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, в своей статье расскажет о домашнем чтении с детьми. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Николаевны:

Полезного чтения…

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды. Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимость и родительскую любовь к себе. Вечернее чтение – это возрождение и укрепление семейных традиций и ритуалов, позволяющих детям успокоиться и расслабиться после шумных игр и сложных занятий, эмоционально подготовиться ко сну и снять напряжение. Совместное чтение с детьми укрепляет внутрисемейные отношения и налаживает контакт между ребенком и родителями.

Чтение вслух вместе с детьми - лучшего ничего и не придумаешь. Тепло и уютно в доме, когда вся семья мысленно уносится куда-нибудь в тридевятое сказочное царство или вместе с главным героем совершает подвиги во имя победы Добра над Злом.

Советы родителям по организации домашнего чтения.

Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше. Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней. Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать. Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой .Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении; Сочетайте слушание с другими видами деятельности : звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий. После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам. Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше — запишитесь в библиотеку всей семьей.

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли — внукам.

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно — у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Воспитанник детского сада в рамках образовательной программы знакомится с произведениями художественной литературы, но помимо детского сада, его личное отношение к книге, как к источнику знания, как к феномену культуры, формируется и в его семье. Организация взаимодействия педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам домашнего чтения, согласованный подход к репертуару произведений для чтения в семье, методов обсуждения прочитанного способствует формированию у ребенка дошкольника собственной позиции читателя, формирует у него вкус к литературе.

1. Семейное чтение - социально-культурный феномен

Семейное чтение было русской культурной традицией ХIХ века, потерянной в ХХ и возрождаемой в ХХI.

Семейное чтение как аспект культурного воспитания являлось объектом исследовательской и практической работы библиотек. Библиотекари собирали детей в кружок и вместо мамы или бабушки читали детям книги, иногда привлекая энтузиастов - мам или бабушек.

Программы приобщения детей к чтению разнообразны и создаются в зависимости от страны, культурного опыта, типа школы, возраста детей и т. д.

Программа может быть общей и селективной, долгосрочной и краткосрочной. Местом встреч родителей и педагогов могут быть не только детские сады, школы, но и библиотеки, а руководителями программ - библиотекари, в том числе и школьные, так как они занимаются приобщением детей и взрослых к чтению. В арсенал их методик входят чтение по ролям, подбор интересных книг и фактов из них, конкурсы и викторины, кроссворды и постановки и мн. другое. Одной из форм могут быть листовки и брошюры для родителей.

Важным уроком последних лет можно считать осознание того, что родители не могут стоять в стороне от учения детей в целом и их приобщения к грамотности, в частности.

Формы совместной работы педагогов и родителей могут меняться, суть остается той же: родители и педагоги ответственны за формирование и развитие грамотного ребёнка – будущего читателя.

2. Место и значение домашнего чтения в развитии и воспитании личности ребенка

В наиболее общем виде формула семейного чтения, в контексте представлений исследованных семей, выглядит так: семейное чтение, существующее с древних времен, является эффективным способом социализации подрастающего поколения, а потому проверенным способом образования и воспитания ребенка в процессе совместного чтения и обсуждения членами семьи литературы, соответствующей возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка, что способствует сохранению традиции семейного чтения в последующих поколениях.

Между тем, выведенная формула семейного чтения не в полной мере отражает то многообразие реальных практик семейного чтения, которые сложились в семьях.

В реальной жизни под семейным чтением родители понимают различного рода культурно-коммуникативные практики, что позволило смоделировать четыре идеалтипических сценария: материнское чтение, домашнее чтение, досуговое чтение, семейное чтение.

В каждом из обозначенных идеалтипических сценариев присутствует своя социокультурная доминанта, а это значит преобладающая система ценностей.

Практика материнского чтения : доминанта – место и роль матери в жизни ребенка.

Практика домашнего чтения : доминанта – место и роль отчего дома в жизни членов семьи.

Практика досугового чтения : доминанта – содержание совместного досуга членов семьи, ориентированного на совместное содержательное времяпровождение членами семьи времени свободного от работы и учебы

Собственно практика семейного чтения : доминанта – совместное приобщение всеми членами семьи к читательской культуре.

Более того, совместное чтение во всех четырех сценариях обретает значимость, лишь находясь рядоположенно в системе других базовых ценностей, определяющих социокультурное пространство существования семьи : для одних семей – это материнство, для других – отчий дом; совместный досуг; диалоговая среда, приобщающая и детей, и взрослых к ценностям культуры посредством чтения.

Совпадают сценарии и по стратегической направленности: в каждой из моделей – это совместное (в той или иной форме) овладение читательской культурой. Различия регистрируются в тактике, т. е. в способах овладения читательской культурой: для практики материнского чтения – это абсолютизация роли матери в приобщении ребенка к читательской культуре; для практики домашнего чтения – это абсолютизация роли отчего дома, в стенах которого протекает во всем своем многообразии (включая и овладение читательской культурой) совместная жизнь членов семьи; для практики досугового чтения – это стремление быть вместе во внерабочее и внеучебное время, решая все текущие задачи, включая овладение читательской культурой; для практики семейного чтения – это коллективный труд всех членов семьи на пути овладения читательской культурой, порождающий коллективную ответственность, менее выраженную в других моделях, т. е. максимально выраженная коллективная ответственность каждого из членов семьи за результат (формирование нового культурного пространства – диалоговой среды стараниями детей и взрослых в процессе совместного приобщения к ценностям культуры) является основным маркером, отличающим семейное чтение от материнского, домашнего и досугового чтения.

Вероятно, именно в этом и заключена истинная формула семейного чтения : вхождение в диалог культур, свобода от любой формы догматизма, толерантность, формирование критического сознания как старшего, так и последующих поколений.

Понятно, что такого рода схематизация носит условный характер, так как родители, вне всяких сомнений, на ранних этапах развития ребенка, обладают большим запасом знаний, но относится к ребенку и к его читательским интересам они могут изначально по-разному: принимая, не принимая, игнорируя, запрещая, а это значит то, что именно родители способны сформировать ту среду, в которой будет или прогрессировать, или регрессировать их ребенок, опускаясь до уровня удовлетворения витальных потребностей.

Значение чтения художественной литературы для ребенка

• Хорошо развитая речь ребенка – это:

• один из показателей регулярного чтения;

• Большой словарный запас;

• Умение грамотно строить предложения;

• От чтения зависит выразительность, красота речи. Ребенок эту выразительность перенимает от героя произведения; художественный текст так действует на ребенка, что это происходит совершенно незаметно. Чтение и грамотность языка общества очень тесно связаны.

• Чтение развивает интеллект ребенка, дает знания, у ребенка вырабатывается привычка к познанию, он начинает сопереживать героям.

• Чтение играет очень важную роль в психофизиологическом развитии ребенка: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Почему чтение влияет на воображение? У каждого читающего создается свой портрет героя. Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово! Читающий ребенок – это ребенок, стоящий на пути творческого развития!

• Влияние чтения на нравственный уровень развития личности. Чем больше говорить ребенку, чтобы он, например, помогал старшим, тем больше возникает сомнений, будет ли он действительно помогать. В художественном произведении нравственная идея редко подчеркивается. Надо очень хорошо подумать, проанализировать произведение, чтобы обнаружить нравственный аспект.

3. Формы взаимодействия с семьей по вопросам домашнего чтения.

Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры.

В настоящее время меняются подходы к работе с семьей, которые заключаются в поиске качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи, повышении квалификации специалистов, в методическом обеспечении родительского образования в области ознакомления дошкольников с художественной литературой, приобщению их к чтению.

Организация диагностической работы по изучению традиций семейного чтения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам организации домашнего чтения, подбора репертуара для чтения детям в семье.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников (литературные праздники, совместная с родителями подготовка к ним, театрализованные постановки по мотивам литературных произведений, совместные творческие проекты, конкурсы и т. д.).

Выявление и использование в практической деятельности по-зитивного опыта семейного воспитания в аспекте организации домашнего чтения.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Индивидуальные консультации и семинары-практикумы для родителей по данной тематике

Домашняя библиотека является существенным фактором, способствующим развитию семейного чтения. Собирается она, как правило, не одним поколением. Однако не во всех домашних библиотеках, как показали результаты исследования, присутствует детская литература, что придает особую значимость роли библиотек не только в поддержке семейного, но и детского чтения. Помощь в подборе интересных и полезных для ребенка книг, рекомендации по организации домашнего чтения и обсуждения прочитанного – задача педагогов.

В нашем дошкольном учреждении для родителей разработаны следующие рекомендации по организации домашнего чтения.

Да и Нет для родителей

• Читайте своим детям как можно чаще (на ночь сказку или рассказ каждый вечер).

• Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут в день.

• Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

• Разрешайте ребёнку выбирать самому книги для чтения.

• Поощряйте ребёнка в его желании подержать, полистать, поиграть с книгой.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

• Посещайте регулярно с ребёнком библиотеку и книжный магазин.

• Дарите ребёнку книги.

• Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым (когда научиться читать по слогам).

• Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

• Всегда хвалите и поощряйте ребёнка, если он/она читает.

• Не выбирайте книги для, ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

• Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

• Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Улучшение наступает быстрее, если вы будете его поощрять и поддерживать.

• Не прекращайте читать ребёнку вслух, как только он научился медленно читать сам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

• Найдите спокойное место, где вас не будут прерывать.

• Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок сидел правильно и видел книгу.

• Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним.

• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как

Ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как заинтересованного читателя. Это требует внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить родителей в пользе чтения детям, помочь научиться разбираться в огромном книжном рынке для детей.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

1. Голубева Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учеб. -метод. пособие / Н. Л. Голубева. - М. : Либерия-информ, 2006.- 88с. - (Б-рь и время. XXI век. Вып. 32)

2. Пичугина Т. А. Семейное чтение : опыт социологического исследования. Удмуртский государственный университет, 2009

3. Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т. Д. Жукова. - М. : Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 288с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

4. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н. Н. Сметанникова. - М. : Шк. б-ка, 2005.- 512с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

5. Сокольская Л. В. Материнское чтение : науч. -практ. пособие / Л. В. Сокольская. - М. : Либерия-Бибинформ, 2007.- 80с. - (Б-рь и время. XXI век. Вып. 54)

6. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2000.- 512с.

7. Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я : методич. словарь - справочник для библиотекарей / И. И. Тихомирова. - М. : Шк. б-ка, 2004.- 248с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

8. Человек читающий: сб. статей / ред. Б. В. Бирюков. - М. : Рус. шк. библ. ассоциация, 2006.- 320с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

9. Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. статей Муждунар. науч. -практ. семинара / сост. Г. В. Варганова. - М. : Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 256с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

10. Чтение как увлечение : сб. статей / сост. О. Л. Кабачек. - М. : Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 176с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

11. Школа чтения : опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И. И. Тихомирова. - М. : Шк. б-ка, 2006.- 304с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

12. Школьному библиотекарю о семейном чтении. - М. : Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 176с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для родителей

Воспитатель группы №6

Голышева Елена Владимировна

В дошкольном возрасте благополучно воспитание осознанного чтения художественной литературы. Запомните главное - первые навыки культуры обращения с книгой закладывается в семье. В наше время есть читающие семьи, где проблемы, как привить интерес к чтению не существует. Хорошей традицией в этих семьях стало домашнее чтение, когда читают книгу вслух, интересную для всей семьи. Подрастающий ребенок постепенно подключается к этому процессу. Ребенок практически с самого рождения видит, как уважают книгу, чувствует интерес всех членов семьи к чтению. И любовь к чтению у него является неотъемлемой частью и необходимостью, как потребность в еде и отдыхе. Но есть множество семей, в которых семейного чтения не существует. Начать работу в этом направлении никогда не поздно. Я предлагаю вам несколько полезных и проверенных советов.

Как организовать домашнее чтение?

Родители должны знать - чтение художественной литературы нужно проводить в домашней обстановке, чтоб ребёнок не отвлекался. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Лучше всего например читать сказки, когда за окном темно и полумрак. Это настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтение должно занимать не более 15-20 минут детского времени, чтоб не переутомлять ребёнка.

Очень увлекает детей повторное чтение знакомых произведений. Такое чтение развивает речь и тренирует память малыша. Если читать книгу несколько раз, то ребёнок её запомнит и захочет проявить самостоятельность: выучит наизусть стихи, захочет пересказать рассказы и сказки, нарисовать рисунки после чтения книги. И, конечно же, родители

– самые первые слушатели и активные собеседники своих малышей.

которые делают чтение вслух увлекательным занятием:

1. Своим чтением докажите ребёнку - чтение вслух доставляет вам удовольствие. Читайте четко, с наслаждением, с желанием донести до ребёнка главную суть книги. Ребёнок это почувствует и появится интерес к чтению.

Постоянно показывайте ребенку уважительное отношение е к книге. Ребѐнок должен знать, что книга - не игрушка, которую используют в игре. Покажите пример и приучайте детей к аккуратному и бережному обращению с книгой. Объясните правила: рассматривать книгу на столе, только чистыми руками, бережно переворачивая страницы. После чтения попросите малыша убрать книгу на место.

Читая книгу ребёнку, зрительно общайтесь с ним. Взрослый должен сидеть перед малышом, показывая мимикой, выражением глаз, жестами свои эмоции при чтении книги. Это дополняет и усиливает впечатления от чтения. Ребенок, слушая взрослого, видит и чувствует, что читают именно ему и для него. Взрослый, в свою очередь видит, как реагирует малыш и что чувствует. Замено, что в чтении больше всего волнует ребенка.

4.Читайте детям спокойно, эмоционально, передавая ритмичность речи. Это очень важно при восприятии текста ребёнком, Важно показать всю красоту русского художественного слова. В этом роль чтеца в домашнем чтении неоценима. В совокупности это создаёт настроение ребёнка, эмоции и впечатления от чтения произведения.

5 . Передавайте голосом характеры персонажей. Читая малышу литературное произведение, передавайте эмоциональную сторону, а также описывайте поступки и ситуации героев.

При необходимости можно сократить литературный текст, сохраняя смысловую завершённость. Это необходимо. если ребёнок перестаёт воспринимать читаемое. Своими словами расскажите окончание. Но при этом важно передать сюжет, мысль, сохраняя стиль произведения. При чтении невозможны паузы. Поэтому чтецу важно заранее ознакомиться рассказом. Книга, прочитанная на ночь, должна быть добрая и со счастливым концом.

Никогда не отказывайте ребёнку в просьбе почитать книгу. Это удивительная возможность общения взрослого и малыша посредством чтения. Книга сближает вас с ребёнком.

Правило каждого дня - читайте малышу вслух. Даже если ребёнок научится читать, продолжайте совместное чтение. Хорошей книга должна найти должное место в вашей семейной библиотеке и быть постоянным другом для малыша.

Не принуждайте ребенка слушать книгу. Очень важна самостоятельность малыша в выборе книги для чтения. Роль взрослого – посоветовать ребёнку интересующую его литературу.

Познакомьте и прочитайте ребёнку любимые книги из вашего детства. Книга должна быть вам хорошо знакома и прочитана несколько раз, чтоб при возможности передать её содержание пересказом.

Как развить у ребёнка интерес к чтению книги:

Интерес к чтению книги нужно прививать детям с раннего детства.

Создавая домашнюю детскую библиотеку, покупайте книги с яркими иллюстрациями и интересным содержанием. Покупайте книги любимых авторов малыша.

Чаще читайте сами, чтоб ребенок видел в доме книгу всегда.

Прочитанную книгу обсуждайте всей семьёй, тем самым развивая речь вашего ребенка и общение поколений.

Расскажите свои впечатления от чтения любимой книги в детстве, Прочитайте эту книгу вместе с малышом и обсудите её.

Проводите семейные чтения вслух, что очень расширяет словарный запас детей, формирует умение слушать, сосредотачивает внимание. Семейные чтения вслух - один из активных методов сближения родителей с детьми.

Формируйте у ребёнка на личном опыте навыки бережного и культурного обращения с книгой.

Домашнее чтение способствует развитию навыков чтения у детей. Чтение книг с рассматриванием иллюстраций и обсуждением являются главными методами, прививающими малышам интерес к книге и чтению.

После чтения важно для ребенка выражение своих впечатлений от прочитанной книги. В этом помогает эффективный метод - рисунки по мотивам любимых произведений.

Возможно, после чтения вместе с ребенком сочинить собственный финал произведения. Это является доказательством осмысления прочитанной книги.

Лучший подарок ребёнку - хорошая книга. Она будет передаваться по наследству как ценность, самое дорогое и важное.

Заканчивая, хочу подытожить - семейные чтения с рассматриванием иллюстраций заставляет ребёнка переживать за героев, оценивать их поступки, стать участниками событий. Такое чтение сближает взрослых членов семьи с малышами, пополняет редкие минуты духовного общения, формирует в ребёнке лучшие человеческие качества.

От 2 до 3 лет

Русский фольклор

Фольклор народов мир

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

От 3 до 4 лет

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

От 4 до 5 лет

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

молд. В. Берестова.

От 5 до 6 лет

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

От 6 до 7 лет

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

Читайте также: