Дорога жизни читать краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

Произведение основано на разговоре автора с мальчиком Ваней. Это произведение о жизни простого народа. Автор рассказывает мальчику Ване все сложности и трудности жизни обычных крестьян. Также в этом произведении рассказывается о том, кто на самом деле построил железную дорогу, и как в последствии всё переврали. Обычные мужики вносят в развитие страны намного больше труда, чем все вышестоящие люди. Именно это и рассказано в поэме.

Это произведение учит читателя почитать труд простых людей. Автор хочет чтобы люди помнили то, как мы все получаем обычные блага для нашей жизни. Сколько труда и усилий в это вкладывают обычные люди. Также автор призывает нас не оставаться равнодушными к тому, как графы эксплуатируют труд обычных людей. И что каждый из нас может приложить усилия к усовершенствованию жизни в нашей стране.

О произведении

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место сюжета

Действия данного произведения проходят в России в 1864 году. Россию как раз коснулась реформа об отмене крепостного права, и после её принятия прошло всего лишь три года. Но это мало отразилось на материальном положении крестьян, которым так же тяжело было содержать семью. Многие рискнули переехать в город, надеясь на улучшение ситуации, но это привело лишь к тому, что рабочая сила обесценилась. На примере работников железной дороги, автор показывает истинное положение вещей в стране.

Другие персонажи

  • Генерал — отец Вани, высокомерный мужчина средних лет, презирающий простой народ.
  • Строители железной дороги — простые мужики, необразованные, доверчивые, но при этом честные, выносливые и очень трудолюбивые.

А ещё у нас есть:

для самых занятых —

для самых крутых —

Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился, и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.

Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжелых работах, жили в убогих землянках.

Автор успокоил Ваню, и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжелым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.

Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем, и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка, и показать ему светлую сторону жизни.

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Кроме того, простые рабочие терпели жестокое обращение начальства, откровенный грабёж при оплате труда, но они стойко сносили все трудности. Теперь же их волновал один вопрос: не забыли ли люди о них, об их трудовом подвиге, вспоминают ли добрым словом?

Глава 3

Глава 4

Глава 1

Действие начинается с того, что Ваня и его отец едут в поезде. Мимо них проносятся красивые российские пейзажи, на улице уже ночь. Ваня спрашивает у генерала (автор намеренно делает акцент на то, что мужчина носит пальто на красной подкладке – эта одежда соответствует высокому офицерскому чину) о том, откуда взялась железная дорога. Тот, недолго думая, называет имя европейского графа. Однако попутчик, который едет вместе с Ваней и генералом, говорит, что все было совсем не так.

Глава 2

Рассказчик настолько живо описал призраков несчастных рабочих, что Ваня испугался. Ему начало казаться, что изможденные фигуры подбираются к поезду и спрашивают, помнят ли о них и о их труде. Рассказчик постарался успокоить мальчика.

Глава 3

Глава 4

Рассказчик согласился выполнить просьбу генерала. Он говорит о том, что по окончанию работы получилась отличная дорога, мертвых похоронили, а остальные работники стали ждать оплаты у конторы. Однако оказалось, что они успели еще и задолжать. Но щедрое руководство прощает долг мужиков и предлагает им бочку вина для того. Те, счастливые, соглашаются.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Популярные сегодня пересказы

История создания поэмы

История написания

Замечание 1
В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.

Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.

По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дом у дороги краткое содержание

Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал рус­ский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Насто­ящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой. Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лей… Ребенок, рожденный жен­щиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицет­ворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродо­ванной, но не уничтоженной войной.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Я жил, я был – за все на свете

Я отвечаю головой.

Здесь искали:

  • дом у дороги краткое содержание
  • твардовский дом у дороги краткое содержание
  • дом у дороги твардовский краткое содержание

Шестая-девятая главы поэмы

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка – сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.

Анализ произведения

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку – сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома – восстанавливаться, разбитые семьи – воссоединяться.

Каждый должен вернуться в свой дом у дороги – так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.

Поединок жизни и смерти является ведущим событием и лейтмотивом творчества Твардовского, что вполне объяснимо историческими событиями, в условиях которых поэт создавал свои произведения.

История написания

В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.

Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.

По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Символизм произведения

В произведении Твардовского эти символы переосмысляются, утрачивают собственную абстрактность, становятся чем-то конкретным, земным, становятся символами жизни:

  • дом становится основой бытия, без которой представляется невозможной сама жизнь;
  • дорога превращается в символ движения, а, соответственно, также символизирует жизнь.

В годы войны, годы тяжелых потрясений оба эти символа приобретают новые смысловые оттенки. Война с ее жестокостью обрушивается на дом каждого, приводит к его разрушению, символизируя разрушение привычного уклада жизни.

Потеряв дом, человек остается на дороге, дом и дорога сливаются. Дорога становится чем-то враждебным, тем, что уводит от дома.

Отдельные исследователи видят в символизме дома истоки лиризма Твардовского, эпического характера произведений.

Город-фронт жил и боролся. Но продуктов в городе оставалось всё меньше и меньше. Положение создалось тяжёлое.

И тогда было решено проложить дорогу по льду через Ладожское озеро, сразу как только замёрзнет на озере вода.

И 17 ноября рано утром из рыбачьего посёлка на западном берегу озера вышла группа разведчиков. Тридцать бойцов. Вёл группу воентехник 2-го ранга Василий Соколов. Группе было дано задание разведать и проложить ледовую трассу…

На лёгких санях смельчаки везли пешни, вешки и инструменты…

Пешнями пробивали ямки на льду и ставили вешки, которые обозначали направление будущей дороги. По ней должны пойти машины с продуктами — помощь голодающему Ленинграду.

Налетал сильный ветер, валил вешки. Разведчики не раз возвращались и снова ставили их, укрепляли.

Леденящий ветер пробирался под полушубки. Валенки уже не грели ноги. Меховые рукавицы не спасали от мороза… Но разведчики продолжали двигаться по хрупкому льду озера. Они исследовали участок за участком будущей дороги, замеряли глубину озера, толщину льда… Результаты разведки доложили Военному Совету фронта.

017.jpg

19 ноября по льду был пущен пробный рейс — конные обозы. Лёд был ещё слабый, и машины с грузом пустить не решились. Лошадей запрягли в сани. На каждую подводу уложили четыре-пять мешков муки. Лёд выдержал этот груз.

Машины одна за другой, соблюдая интервалы, двигались по следу санного обоза. Двигались с потушенными фарами, в сплошной темноте. Только изредка вздрагивали фонарики сигнальщиков, стоящих на трассе и указывающих путь. Дверцы кабин машин были открыты.

Лёд хрупал под колёсами. Из-подо льда выбрызгивалась вода. Вдруг под одной из машин лёд затрещал. Машина завалилась назад. Продавив под собой лёд, она погружалась в воду… Шофёр выскочил из кабины… Машина затонула. Остальные машины колонны, изменив направление, взяв чуть в сторону, обходя полынью, продолжали двигаться вперёд, к городу…

018.jpg

019.jpg

Рано утром 25 декабря, на сто девятый день с начала блокады, ленинградцы услышали по радио о прибавлении нормы выдачи хлеба. Рабочие стали получать 350 граммов, все остальные по 200 граммов. Это был праздник — первое прибавление хлеба.

…Фашистское командование узнало о ледовой трассе. Дорогу стали систематически обстреливать из орудий, вражеские бомбардировщики и истребители охотились за шедшими по дороге машинами, обстреливали их. Налёты авиации, обстрелы артиллерии выводили трассу из строя… Но бойцы ремонтных батальонов под леденящим ветром, в пургу, в лютые морозы расчищали путь, с риском для жизни перебрасывали деревянные мостки через трещины, прокладывали новый путь… А шофёры мужественно вели машины с продовольствием ленинградцам.

900 дней продолжалась осада города Ленина немецко-фашистскими войсками. Почти два с половиной года терзали фашисты город-герой, его жителей, но так и не смог враг сломить волю защитников Ленинграда, их мужество и стойкость.

И наступили дни, когда советские войска совершили прорыв блокады под Ленинградом, а затем полностью отбросили врага от стен города…

В эти годы на других участках советско-германского фронта Советская Армия вела решающие сражения.

Гитлеровские войска были разбиты под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге… Эти победы изменили ход войны — началось освобождение нашей Родины от фашистских оккупантов, а затем и освобождение от гитлеровских поработителей народов стран Европы: Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии…

Герои поэмы

Центральным персонажем поэмы является маленький мальчик Ваня, который вместе со своим отцом-генералом едет в поезде. Другим главным героем является рассказчик, который беседует со своими попутчиками (Ваней и его папой) о том, кто на самом деле работал над строительством железной дороги.

Второстепенным героем поэмы можно считать собирательный образ простого русского народа. Это мужики, которые имеют низкий социальный статус, поэтому вынуждены браться за самую тяжелую, но важную для всех окружающих работу.

Глава 1

Действие начинается с того, что Ваня и его отец едут в поезде. Мимо них проносятся красивые российские пейзажи, на улице уже ночь. Ваня спрашивает у генерала (автор намеренно делает акцент на то, что мужчина носит пальто на красной подкладке – эта одежда соответствует высокому офицерскому чину) о том, откуда взялась железная дорога. Тот, недолго думая, называет имя европейского графа. Однако попутчик, который едет вместе с Ваней и генералом, говорит, что все было совсем не так.

Глава 2

Некрасов Железная дорога краткое содержание

Рассказчик настолько живо описал призраков несчастных рабочих, что Ваня испугался. Ему начало казаться, что изможденные фигуры подбираются к поезду и спрашивают, помнят ли о них и о их труде. Рассказчик постарался успокоить мальчика.

Глава 3

Глава 4

Рассказчик согласился выполнить просьбу генерала. Он говорит о том, что по окончанию работы получилась отличная дорога, мертвых похоронили, а остальные работники стали ждать оплаты у конторы. Однако оказалось, что они успели еще и задолжать. Но щедрое руководство прощает долг мужиков и предлагает им бочку вина для того. Те, счастливые, соглашаются.

Что хотел сказать автор?

Ладога кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Ладога (2013): смотреть онлайн
Ладога (2013): смотреть онлайн

содержание серий

1-я серия
Холодная зима 1941-го года. Блокадный Ленинград. Ольга пытается прокормить своего больного сына. Единственная возможность выжить - эвакуация по "Дороге жизни". Машина, в которой едет сын Ольги, уходит под лед. Молодая женщина остается на перевалочном пункте, с которого доставляют продукты в блокадный Ленинград. Там она знакомиться с водителем Максимом Кирсановым. Между тем, немцы готовят диверсию, осуществить которую должен один из водителей колонны.

2-я серия
В лагерь приезжает капитан Сергиенко. Он должен вычислить диверсанта. Под подозрением все. Чтобы остаться в лагере, Ольга осваивает вождение. В одну из поездок в блокадный Ленинград, Максима узнает случайная прохожая. Он ведет себя странно. В тайнике на озере, Сергиенко находит немецкую шифровку. В засаде остается майор Кольцов.

3-я серия
Выясняется, Максим уехал в Ленинград, хотя это было категорически запрещено. Ольга признается капитану Сергиенко, что видела, как Кирсанов сам нанес себе травму, чтобы не выходить в рейс. Сергиенко отдает приказ об его аресте. Ольге поручают перевезти из блокадного города детей. Машина попадает в полынью и начинает тонуть. Ольга, несмотря на инструкцию, бросается в ледяную воду вытаскивать детей. Ночью, в лагере, взрывают цистерны с топливом. Кирсанов рассказывает Сергиенко о своем прошлом

Читайте также: