Условные обозначения для обозначения погоды в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.

В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.

Календарь погоды в младшей группе детского сада

Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.

условные знаки погоды

Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.

Ольга Водолеева

Описание: Пособие размещено на двери при входе в логопедический кабинет. Оно представляет собой фетровое панно на жесткой основе – домики. На крыше высокого домика, с помощью прищепок крепятся символы погодных явлений – солнце, облака со снегом, с каплями, с молнией. С левой стороны дома есть термометр с подвижной бусинкой. На ставнях окон символы и названия времен года. Внутри окон, с помощью магнитов, крепятся названия месяцев. На двери и крыше входа в дом, есть место для символов, которые предлагается выбрать детям. На прищепку крепится знак погоды, магнитами присоединяются название месяца, контурное изображение детей, одетых в соответствии с различными временами года и цифры текущего года.

Цель: — Формировать у детей представления о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, явлениях погоды.

Задачи:

— Автоматизировать полученные звукопроизносительные навыки в словах и фразовой речи;

— Вырабатывать навык слогового чтения;

— Учить согласованию числительных с существительными.

— Формировать элементарные математические представления – порядковый счет.

— Развивать внимание, память, мелкую моторику.

— Воспитывать терпение и уважение к ближнему, взаимопомощь, стремление к узнаванию нового – любознательность.

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста. Индивидуальная или подгрупповая работа.

Так как солнышко расположено высоко, крепится оно с помощью прищепки к двери. Сняв его с двери логопед показывает детям солнышко с картинками и предлагает по порядку назвать все времена суток. Затем дети называют то время, которое идет в настоящее время. Первый назвавший, с помощью прищепки-стрелочки, указывает на нужную картинку. На лучиках солнца прикреплены символы-подсказки. Утро – зеркальце, день – карандашик, вечер – книга, ночь – звездочка.

Затем на термометре дети устанавливают бусинку в нужный промежуток – жарко, тепло, прохладно ил холодно.

А когда дети правильно выполнят все зания, домик загорается сказочными огоньками!

Определение погоды в средней группе

На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.

условные знаки погоды окружающий мир

Также есть еще один из новых условных знаков погоды — это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет — остаются неподвижными.

Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников

По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.

обозначение погоды условными знаками

Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная — жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек — оранжевый, тепло — желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду — голубой, в морозные дни — синий.

Уроки окружающего мира

Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.

условные знаки явлений погоды

Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.

Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед — это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.

Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль — просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.

При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.

Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды

Юля Ляшенко

Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды

Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к ней,

любознательность. Я знаю, во всех детских садах есть уголки природы, где ребята могут ухаживать за растениями, ухаживать и наблюдать за

животными, которые в них живут. Ведь во время ухода за всеми обитателями живого уголка у детей формируется такое ценное качество, как трудолюбие, бережное отношение ко всему живому, ответственность за

порученное дело. И еще хочется отметить, что для уголка природы необходимо учитывать требования программы, возрастные особенности детей, конкретные возможности их размещения.

В подготовительной группе продолжаю знакомить с животными уголка природы и воспитываю бережное, заботливое отношение к ним.

Например, при наблюдении за рыбками, спрашиваю, в каком слое воды

аквариума эти рыбы чаще всего находятся,как они держатся-стайкой или

поодиночке, уживаются с другими рыбками или дерутся. Подвожу детей к пониманию того, что для животных надо создавать условия, близкие к природным: в аквариуме должны быть растения, на дне-песок, мелкие ка-мушки. Кормить животных надо тем, что они едят в природе.

В начале первого наблюдения — даю детям элементарные представления о животном, его внешнем виде и основных повадках, планирую несколько занятий по наблюдению за одним животным и сравнению с другим.

При ознакомлению с новыми животными- даю более сложное содержание

например, рассказываю о жизни животного в природе, о пользе его для человека. Обучая сравнительному анализу при ознакомлении с животными, подвожу детей к выводам и умозаключениям.

Например, одно их животных, хорошо знакомое дети могут сравнить по памяти с другим, относящимся к данному классу.

Провожу обобщающую беседу. Например, беседа о зимующих птицах, в которой формирую понятие об этой группе птиц и наблюдения за какой то одной из них.

Также провожу итоговые наблюдения — цель которых закрепить знания о животных. Например, наблюдение за птицами. По определенному плану,

ребята рассматривают и описывают птиц, сидящих в клетке,а также тех,

которых они видели на участке во время экскурсии с родителями в лес.

Отмечают во время экскурсии признаки и различия и сходства между ними, а затем выделяют признаки, характерные для птиц. Отмечаем красоту многих птиц, рассказываю о приносимой ими пользе в природе, о необходимости охраны птиц в природе.

Кроме наблюдений в группе — советую родителям, чтобы сходили в парк, лес — понаблюдали за животными в естественных для них обстановке (где можно увидеть белок, птиц — покормить их и понаблюдать за ними.

В итоговом наблюдении за рыбками,прошу сравнить рыбок между собой:

сначала рассмотреть и рассказать о внешнем виде, размере, форме

тела, окраске чешуи, размере и форме плавников рыбок, затем о том,

как они ведут себя в аквариуме.

Также наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы.

Напоминаю,что уход за растениями должен быть неодинаков: одни

цветы нуждаются о обильной поливке, другие надо поливать реже и

понемногу, одни любят свет, другие лучше растут в затемненном месте.

Учу детей очищать от пыли ворсистые листья растений мягкой

кисточкой, показываю, как это делается, объясняю почему (от капель

воды на листьях остаются бурые пятна). Сообщаю, что некоторые

растения нуждаются во влажном воздухе, поэтому их следует

опрыскивать несколько раз в день. Ежедневно дежурные по уголку природы осматривали растения, обращали внимания на то, что некоторые

разрослись, у них много листьев, корни выходят сверху из земли,

объясняла: этим растениям мал горшок с землёй, предлагала его

пересадить. Проводили коллективный труд по пересадке растений,

черенкование растений, наблюдение за цветением комнатных растений.

это наш любимый уголок природы


ежедневно ухаживаем за растениями: поливаем,протираем, и не забываем покормить рыбок.

В уголке природы в подготовительной группе календарь природы должен быть более сложным. В нашей группе был настенный общий календарь природы (где стрелкой можно было отметить то или иное время года,

температуру воздуха, часть суток, год, число) .

Чтобы разнообразить наблюдения и заинтересовать дежурных по

уголку природы, я придумала ведение календаря погоды:


Каждый день дежурные по уголку природы-отмечали погоду в течение

всего дня, и записывали в тетрадь свои наблюдения.


В начале тетради

были нарисованы условные обозначения, дети уже могли самостоятельно

записывать т. е. рисовать в клеточках, что наблюдали в течении всего

дня (дождь, снег, ветер, солнце)


также выставляли иллюстрации


(рисунки, например, вчера в пятницу, было тепло, дети видели

бабочек на участке:ребята поместили рисунки с изображением

бабочек; сегодня холодно, бабочки спрятались, их изображения

-убирали. Рисунки выбирали самые интересные по содержанию.

Календарь вели по месяцам: в тетради каждый день клеточка заполнялась условными знаками, обозначающими погоду данного дня. В

конце месяца подводился итог:(сколько было дней солнечных, сколько

пасмурных, дождливых, ветреных, снежных, когда первый раз выпал снег, сравнивали, каких дней было больше. Так дети наглядно

Наш календарь погоды — часто использовала как наглядный материал на

занятиях, при проведении итоговых бесед о временах года.

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Разработала систему экологического воспитания дошкольников.
Автор многих методических изданий по экологии для педагогов.

Большое внимание уделяла работе
с календарём природы.
Предлагала варианты календарей,
правила действия с ними,
правила заполнения их в разных возрастных группах детского сада.

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря
по Николаевой С.Н.

Планшет или плакат на каждое время года

Ширма на каждое время года

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей:
1) Время (дни недели);
2) неживая природа (погода);
3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей).

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря
им станет понятно, что:
сезон состоит из трёх месяцев,
месяц из четырёх недель,
неделя состоит из семи дней

В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.

В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя
(клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).

Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.

Время
обозначается в календаре
названием 12 месяцев, составляющих круглый год

и названием дней недель

Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня
и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода
обозначается в календаре с помощью условных обозначений.

С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.

Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.
(из интернета)

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения
по Николаевой С.Н.

Обозначение погоды в календаре.

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого,
в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.

Дошкольникам такие значки понятны,
так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки.

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений.

Условные обозначения природных явлений.

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа
Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.

В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.

В конце недели (в четверг или пятницу,
понаблюдав за растительностью и животным миром,
дошкольники рисуют картину живой природы.

Животный мир
обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки,
изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.

Рисование по трафареткам
интересно дошкольникам и помогает им изобразить
живые объекты.

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

В дополнение к календарю вводится отдельный лист наблюдения за птицами у кормушки

В старшей группе

В подготовительной группе

Кормушка с прорезями

Птицы на фланелеграфе

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей:
Эти картинки вносятся дополнительно
к календарю.

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы,
обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

Лето. Признаки лета.

Календарь -
это предмет логично построенного обсуждения,
который способствует развитию умений рассуждать,
анализировать, сопоставлять события,
а затем отражает их в речи.

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года.

В календаре природы должна быть кукла, одетая по сезону или изображение человечков в сезонной одежде.

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Виды календарей для старших дошкольников

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты,
для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером.

Календарь природы. Дошкольник

Речевые кубики. Времена года.
Взрослый склеивает кубик. Задача ребенка - подбросить кубик и дать развернутый ответ на вопрос, который выпал.

Будем благодарны за репост!

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Познавайка. Развивающие игры для малышей.

Игра "Что за окном?"

Задача ребенка - используя карточки описать погоду и природные явления, которые мы наблюдаем за окном.

Будем благодарны за репост!

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Познавайка. Развивающие игры для малышей.

Книжки-гармошки "Времена года"

Будем благодарны за репост!

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Я - воспитатель

Изучаем дни недели.

😉

Вам в помощь наш цветик - семицветик

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Игры на липучках. Всё для детей!

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

⏰

"Часы. Время"
для детей дошкольного возраста

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Время Детей

❄

Условные обозначения "Погода" для уголка природы

Расти умным!

Привет! Вы посетили необычный блог, над которым работает целая семья: папа Костя, мама Саша, дочки - погодки Ксюша и Сима. Прочитать больше о нас Вы можете здесь.

Карточки для детей “Погода”

Погода за окном меняется с невероятной скоростью. Сегодня утром в Киеве шел снег. Потом он растаял и светило солнце, а вечером поднялся сильный ветер. Вот вам и прекрасный повод учить с малышами погоду. А в помощь вам я подготовила карточки с различными погодными явлениями, точнее с названиями погоды, как её называют синоптики: ясно, облачно, переменная облачность, ветер, радуга, снег, гроза, молния, дождь, ураган, дождь со снегом, град.

Карточки подойдут как для изучения погоды в качестве наглядного пособия, так и для оформления календаря погоды дома или в садике. В наборе 12 карточек.



Если вам понравились карточки “Погода для детей”, поделитесь ими с друзьями в социальных сетях. Возможно, они тоже хотят рассказать своим малышам, какая бывает погода, и чем отличается молния от урагана ;)

Читайте также: