Дионис и пенфей краткое содержание мифа

Обновлено: 05.07.2024

В греческой мифологии Дионис — олимпийский Бог плодородия, вина, виноделия, безумия и веселья. Он — Бог виноградарства и виноделия, связанный с ростом и сбором плодов. Поскольку вино было неотъемлемой частью древнегреческой культуры и праздников, Дионис был одним из наиболее популярных божеств и, возведенный в культ, являлся главным религиозным центром во время производства и потребления вина.

Согласно распространенной традиции, Дионис — сын Зевса (царя олимпийских богов) и смертной Семелы, дочери героя-фонетика Кадма из Фив. Орфические легенды (основанные на рассказах Орфея), однако утверждают, что он сын Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира).

Известный среди римлян как Вакх или Либер (свободный), Дионис также позже был связан с видами искусства и считался покровителем художников. Его фестиваль, проводившийся весной, фактически стал первоначальной движущей силой развития греческого и римского театра.

Атрибуты Диониса включали тирсос (посох с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его часто изображали с бычьими рогами и верхом на пантере. В мифах Диониса часто изображают женоподобным длинноволосым юношей. Говорят, что он странствовал по миру, распространяя свой культ, и обычно его сопровождал отряд сатиров (получеловеческих, полукозлиных существ) и менад, диких женщин-приверженцев, залитых вином и одетых в оленью шкуру.

Древнегреческие мифы о Дионисе

Дважды рожденный

Семела была принцессой Фив, дочерью героя-фонетика Кадма и богини Гармонии. Однажды, во время жертвоприношения быка на алтаре Зевса, Семела приглянулась царю Олимпийских богов. Зевс преследовал Семелу и вскоре был вовлечен в роман с принцессой.

Со временем Семела забеременела ребенком Зевса Дионисом, и Гера (жена Зевса) узнала о романе своего мужа. Ревнивая и разъяренная Гера спланировала свою месть. Зная, что ни один смертный не может видеть его в его истинном облике, Зевс посещал Семелу в человеческом облике.

Гера переоделась и подружилась с Семелой, и когда принцесса рассказала ей о своем романе с Зевсом, Гера усомнилась в этом утверждении. Затем Богиня убедила Семелу стать свидетельницей божественной формы Зевса. С подозрением и любопытством Семела решила попросить Зевса загадать желание, заставив его поклясться на реке Стикс, что он исполнит все что угодно.

Наконец, когда Зевс согласился, Семела пожелала увидеть его во всей красе. У удрученного Зевса не было другого выбора, кроме как подчиниться. Смертная Семела в результате была поглощена пламенем и превратилась в пепел. Однако Зевсу удалось спасти нерожденного Диониса от огня и зашить ребенка внутри своего бедра, где он вынашивался до тех пор, пока не пришло время для рождения. Таким образом, Дионис родился дважды и обрел бессмертие, родившись из бедра Зевса. В некоторых мифах Семела позже была спасена своим сыном Дионисом из подземного мира и поднялась на Олимп, чтобы жить со своим сыном.

Легенда о Зевсе и Персефоне

Согласно орфическим легендам (основанным на рассказах Орфея), Дионис был ребенком Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира и дочери Зевса и Деметры). Что не было редкостью среди греческих богов, Персефона была одновременно дочерью, племянницей и невесткой Зевса.

Согласно мифу, Зевс соблазнил Персефону в пещере в виде змеи, и этот союз привел к рождению Диониса. Ребенок был любимцем своего отца, который, несмотря на свое младенчество, смог взобраться на трон Зевса и размахивать его молниями, что во многом сделало его преемником Зевса.

Это было неприемлемо для Геры, которая подстрекала титанов убить ребенка. С ее помощью Титанам наконец удалось выполнить задачу, и младенец Дионис был разорван на части и съеден. Однако Афина (богиня мудрости и войны) сумела спасти сердце ребенка и отдала его Зевсу. Разъяренный Зевс поразил титанов молнией, и они были поглощены огнем. Затем он поместил уцелевшее сердце в зелье и отдал его одной из своих смертных любовниц, Семеле. Наконец, Дионис родился от Семелы как реинкарнация сына, которого родила Персефона.

Молодой бог Дионис приезжает на свою родину в Фивы, чтобы установить свой культ, но встречает противоборство со стороны царя Пенфея. В начавшейся борьбе Пенфей погибает.

За минуту

Трагедия посвящена молодому богу виноделия Дионису. В прологе описывается происхождение и рождение Диониса, его странствия по разным странам, где с радостью принимали культ молодого бога. Дионис возвращается в Фивы, где он был рожден.

Но тут против бога восстает царь Панфей, который считает культ недостойным почитания, а самого Диониса чародеем и обманщиком. Кадм, отец жены Панфея, пытается образумить царя, но тот приказывает схватить Диониса. Слуги приводят бога к Пенфею и тот сажает юношу в темницу.

Дионис наводит на вакханок чары — кажется, что вместо царя к ним приближается лев. И вакханки во главе с матерью Пенфея Агавой набрасываются и разрывают царя на куски. Очнувшись от чар, Агава понимает, что убила сына.

212 1


Дионис - бог вина и виноделия повсюду появлялся в компании веселых менад (женщин, везде ходивших за ним и радостно его почитавших). Он требовал, чтобы его почитали все. Но Пенфей, правитель Фив, не пожелал его признавать и не пустил в свой город. Менады сумели очаровать и увести с собой его мать Агаву. Пенфей узнал об этом от Диониса, принявшего облик пастуха, и по его же совету пришел на гору и стал наблюдать за плясками женщин. Но Дионис указал на него, менады бросились на Пенфея и растерзали его.

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.


Жизнеописание Еврипида

Еврипид голова

Драматург родился в 480 году до нашей эры на острове Саламин. Его рождение совпало со знаменательной победой греков в морском сражении против персидского царя Ксеркса, которое произошло 23 сентября. Однако многие историки считают, что дата рождения Еврипида была привязана к победе над персами для красоты, что часто делали античные авторы при жизнеописании великих людей.

Будущий драматург жил в богатой семье, занимался спортом и рисованием, но не смог попасть на Олимпийские игры, так как не подошел по возрасту. Занятия рисованием также не принесли ему особого успеха. Молодой человек получил хорошее образование. Его учителями были Сократ, Анаксагор, Продик и Протагор.

Кто такие вакханки

Менада с тирсом

Греческий город Фивы

Древнегреческий город

Действие трагедии Еврипида происходит в Фивах. Это был главный город в центральной части Греции. Он был обнесен стеной с семью воротами. Основателем Фив считается мифологический царь Кадм, который приходился внуком богу Посейдону (по отцу). Женой Кадма стала Гармония. Это дочь Ареса и богини любви Афродиты. Их свадьба была великолепна. На ней присутствовали все Олимпийские боги. Одной из дочерей Кадма и Гармонии была Семела, которая стала матерью бога Диониса. Однако некоторые его таковым не считали. Рассмотрим, каким был этот бог.

Происхождение Диониса

Дионис бог виноделия

Дионис был сыном Зевса и Семелы. Зевс полюбил юную дочь Кадма и пообещал, поклявшись водами Стикса, что выполнит любое ее желание. Жена Зевса Гера возненавидела возлюбленную мужа и решила избавиться от нее. Она посоветовала Семеле испытать любовь Зевса и попросить его предстать перед ней во всем великолепии бога-ромовержца. Повязанный клятвой, Зевс обязан был исполнить это желание Семелы. Несчастная женщина не смогла вынести божественного огня и погибла в нем, но умирая, она успела родить сына.

Маленький Дионис едва не погиб в огне, как и его мать, но Зевс успел защитить своего сына от пламени, окутав мальчика зеленым плющом. Ребенок был очень слабый. Чтобы сохранить его жизнь, Зевс зашил сына в свое бедро. Когда мальчик окреп, он родился второй раз из бедра отца.

Воспитание юного бога

Гермес и Дионис

Праздники Диониса

Повзрослевший бог Дионис стал настоящим красавцем. Он любил гулять в окружении своей свиты по всему миру. О нем известно такое повествование: Дионис возглавляет праздничное шествие, на голове у него венок из виноградной лозы, а в руке тирс (деревянный жезл), украшенный плющом. Его сопровождают менады и сатиры, поющие песни и кружащиеся в хороводах. Позади всех на осле везут учителя Диониса, старого Силена. Он охмелел настолько, что вот-вот упадет с осла. Под музыку флейт и тимпанов идет шумная толпа по горам и полям, подчиняя своей власти всех, кого встретят на пути.

вакханалии Диониса

Но не все так просто попадают под власть бога виноделия. Многие пытаются сопротивляться. Однажды на пир Диониса напал царь Ликург, за что поплатился зрением. Так наказал его Зевс, отомстив за сына. В другой раз в городе Орхомене жрец бога виноделия созывал всех девушек на праздник, посвященный Дионису. Дочери царя Миния не признавали Диониса богом и отказались принимать участие в гуляньях. Они в своем доме и занимались рукоделием. После заката солнца во дворце Миния разлились по залам звуки флейт и свирелей. Пряжа, из которой девушки ткали, превратилась в виноградную лозу, а ткацкие станки проросли зеленым плющом. Залы наполнился дикими животными. Царевны были превращены в летучих мышей, которые в страхе вылетели из дворца.

Царь Мидас и Дионис

Однажды во время очередных гуляний по лесам старик Силен отстал от шумной свиты Диониса и заблудился. Его нашли местные жители и отвели к царю Мидасу. Тот сразу узнал в старике учителя бога виноделия. Царь оставил его в своем дворце и девять дней развлекал богатыми пирами. Затем Мидас сам отвел старика к Дионису. За почести, оказанные учителю, молодой бог пообещал любую награду, которую захочет получить Мидас. Царь попросил одарить его способностью превращать в золото любой предмет, которого он коснется. Дионис выполнил свое обещание.

Царь Мидас

Довольный Мидас вернулся во дворец. Сначала он радовался полученному дару и превращал в золото все, что видел. Утомившись и проголодавшись, Мидас решил выпить вина и поесть фруктов. Но вино и плоды превращались в золото у него во рту. Понял тогда царь, какой страшный дар он получил от Диониса. В ужасе он стал молить бога забрать свой подарок. Дионис сжалился над неразумным царем и велел искупаться в водах Пактола, чтобы смыть свой дар, а также омыть все, что Мидас по неосторожности превратил в золото. С тех пор Пактол стал приносить золотой песок.

  • Кадм – основатель города Фивы, бывший фиванский царь.
  • Пенфей – молодой фиванский царь, внук Кадма.
  • Агава – мать Пенфея, дочь Кадма.
  • Дионис – бог виноделия.
  • Тиресий – прорицатель.
  • Слуга Пенфея.
  • Пастух.
  • Слуга – вестник.
  • Хор лидийских вакханок.

Молодой Дионис возвращается после странствий в родной город Фивы. Он желает установить здесь свой культ. Царь Пенфей считает новый культ безнравственным и не хочет признавать Диониса богом. Результатом этой борьбы становится гибель Пенфея.

Менада или вакханка

В прологе произведения описывается происхождение и рождение Диониса. Его возвращение в Фивы и воспоминания молодого бога о том, как несправедливо богиня Гера обошлась с его матерью, заставив Зевса предстать перед ней богом-громовержцем. Дионис видит могилу матери, которая все еще дымится от небесного огня, и благодарит Кадма, что сохранил святилище Семелы. Он опутывает могилу виноградом.

Действие первое

На сцене появляется слепой прорицатель Тиресий, затем выходит престарелый Кадм. На обоих старцах надета вакхическая одежда и украшения из зеленого плюща. Они обсуждают праздники Диониса. Кадм признает молодого бога своим внуком и собирается возвеличить его пляской в вакхическом хороводе. Тиресий поддерживает Кадма. Они оба приходят к выводу, что веселье их омолодило, придало свежих сил.

вакханка с бокалом вина

Пока Кадм и Тиресий решают, как им быстрее попасть на Киферон, на сцену выходит Пенфей, но не замечает стариков. Он озабочен поведением фиванок, которые оставили дома детей и отправились гулять, находясь в вакхическом безумии. Часть сбежавших женщин Пенфей успел поймать и заточить в тюрьму. За остальными он собирается на Киферон, чтобы поймать их и заковать в железо. Диониса молодой царь считает чародеем и обманщиком.

Увидев Кадма и Тиресия в вакхическом одеянии, Пенфей сначала насмехается над ними, а затем угрожает Тиресию. Он говорит, что от тюрьмы за участие в оргиях его спасла только старость. Прорицатель считает, что царю не хватает ума, коль он не хочет чтить нового бога. Он уверен, что Дионис дал простым людям средство от всех скорбей – напиток из плодов винограда. Он советует Пенфею смириться, признать бога и присоединиться к пляске. Кадм поддерживает слова Тиресия и тоже уговаривает Пенфея. Он напоминает ему, что спорить с богами опасно. Но царь не соглашается со стариками и гонит их от себя прочь. Он приказывает слугам поймать Диониса и привести к нему. Хор вакханок предвещает злой конец глупцам.

Действие второе

Слуги приводят к Пенфею Диониса. Они утверждают, что юноша не сопротивлялся и дал себя связать, но пойманные вакханки чудесным образом освободились из темницы и сбежали. Пенфей устраивает юноше допрос, пытаясь выяснить, кто он такой, откуда явился в Фивы. Дионис рассказывает свою историю и описывает царю, как проходят его оргии. При этом он выдает себя за служителя культа бога виноделия, а не представляется самим богом. Пенфей приказывает слугам бросить дерзкого юношу в темницу. Хор вакханок прославляет Диониса и проклинает Пенфея.

Дионис Вакх

Действие третье

На сцене никого нет. Слышны подземные удары. На могиле Семелы загорается огонь. Затем из дворца выходит Дионис. Он объясняет хору вакханок, что посмеялся над Пенфеем, так как царские слуги связали быка, а не его. Пенфей растерян, но пытается снова поймать Диониса. В это время с Киферона приходит пастух. Он рассказывает Пенфею о плясках вакханок на горе. Также он упоминает о том, как пастухи попытались поймать их, но вакханки бросились на пастухов, а когда те спаслись бегством, женщины разорвали стадо на куски голыми руками. Пастух видит в этом божественную помощь и просит царя признать нового бога.

Пенфей выгоняет вестника, а Дионис предлагает царю самому посмотреть на вакханок. Он уговаривает его надеть женскую одежду и идти на Киферон. Когда царь соглашается, Дионис радуется. Он представляет, какая кара настигнет Пенфея у вакханок.

Действия четвертое и пятое

Дионис ведет царя в женском одеянии на Киферон через Фивы. Он предвкушает расправу над Пенфеем. Среди вакханок присутствует мать царя - дочь Кадма Агава. Хор поет о том, что именно она первая заметит Пенфея и примет его за сына львицы. Так все и случилось.

С Киферона приходит вестник и сообщает о том, какой страшной смертью погиб Пенфей. Его мать, рассудок которой помутнен Дионисом, принимает сына за льва и вместе с подругами разрывает его на части. Агава насаживает голову несчастного на тирс, находясь в полной уверенности, что это голова льва. Со своей добычей она направляется во дворец Пенфея.

Менада с головой на тирсе

На сцене появляется Агава со своим трофеем, чуть позже на сцену выходит Кадм, который принес во дворец останки Пенфея. Агава демонстрирует отцу свою добычу, от которой Кадм приходит в ужас. Он объясняет дочери, кто это на самом деле. С Агавы спадает пелена безумия, она ничего не помнит. Понимая, что убила сына, она рыдает и пытается обнять останки.

Кадм сокрушается о беде, постигшей его семью из-за нежелания Пенфея признать Диониса богом. Агава просит бога сжалиться над ними, но уже поздно сокрушаться. Кадм и Агава уходят в изгнание.

Мнения читателей

Читайте также: