Обрыв гончаров краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Райский приезжает в свое имение к бабушке. Он знакомится с сестрами. Одна из них, Вера влюбляется в бунтаря Марка. Не устояв перед страстью, девушка стыдится своего позора. Ее утешает бабушка.

Главный герой Борис Павлович Райский живет в Петербурге и ведет праздную жизнь обеспеченного молодого человека. Он владеет небольшим имением – Малиновкой, которым управляет его бабушка. На ее попечении находятся троюродные сестры Бориса – Марфенька и Вера.

Райский приезжает в имение, чтобы отдохнуть и обрести покой. Здесь Борис навещает старого университетского приятеля, общается с доброй и неискушенной Марфенькой, знакомится с Марком Волоховым – бунтарем и вольнодумцем.

Произведение, написанное Гончаровым во второй половине 19 века, получило неоднозначную оценку. Критики посчитали его слишком затянутым и несвоевременным. Для современного читателя оно представляет значительный интерес, так как реалистично воспроизводит образ жизни и мировоззрение дворян. Книги Обрыв краткое содержание передает особенности сюжета, знакомит с действующими лицами.

Персонажи романа

Райский – представитель известного в Петербурге дворянского рода. Борис Павлович рано лишился родителей, воспитывался опекунами. Мужчина считает, что его предназначение – жить по велению страстей. К своим 35 годам он ничего не достиг, так как пробовал свои силы в разных творческих профессиях, но не доводил работу до конца. Он быстро загорается идеей, но так же быстро остывает.

Татьяна Марковна – дальняя родственница Бориса, занимающаяся его делами. Так как Райский не испытывает никакого интереса к собственному имению, пожилой женщине приходится решать все возникающие вопросы. Она требовательна к окружающим, но при этом любит юных родственниц, о которых заботится.

Вера – воспитанница Татьяны Марковны. Девушку отличает ясный ум, наличие собственных взглядов на устройство мира. Она не является сторонницей патриархальных устоев, интересуется современной литературой.

Марфа – сестра Веры, является ее антиподом. Она послушна, всегда весела, увлечена решением бытовых вопросов.

Нигилист Волохов отрицает ценности прошлого, считает себя просвещенным. Марк проповедует революционные взгляды.

Софья – молодая вдова, представительница известного рода Пахотиных. Главный герой пытается разбудить в женщине огонь страстей, но ему не удается осуществить задуманное.

Часть 1 – Знакомство с Райским

Вместе с другом Иваном Ивановичем Борис посещает дом Пахотиных. Глава знатного рода любит устраивать карточные вечера. Однако Райского привлекает не игра. Он увлечен идеей пробудить в дочери хозяина Софье бурю страстей. Девушка, недавно ставшая вдовой, не отвечает взаимностью.

В столицу Борис приехал из своего родового имения. С юных лет герой увлекался искусством. У него были наклонности художника, писателя, музыканта, но при этом из-за собственной лени Райский не достиг выдающихся успехов ни в одной области.

После того, как родители Бориса умерли, его делами заправляет двоюродная бабушка. В молодости женщина мечтала выйти за Тита Ватулина, однако родители выступили против. С тех пор Татьяна Марковна одинока, а бывший возлюбленный часто ее навещает.

Часть 2 – Имение Райского. Жуткая легенда об обрыве в конце сада

По просьбе бабушки Борис покидает Петербург и прибывает в Малиновку. Имение описывается как идеальное место, где царит гармония и спокойствие. Главному герою здесь не нравится. Он не интересуется ведением хозяйства, выражает желание подарить имущество родственницам Вере и Марфе. Татьяне Марковне это не по душе.

обрыв гончаров краткое содержание

Идиллическую картину портит история об обрыве, который расположен в конце сада. Когда-то здесь было совершено убийство из ревности. По преданию, преступник был зарыт на дне пропасти. Райского привлекает это место своей поэтичностью.

Борис возвращается в столицу, где близко сходится с Леонтием Козловым. Между приятелями мало общего, но, несмотря на это, они много времени проводят вместе. После окончания учебы друг покидает город, и Райский остается один.

Не сумев завоевать симпатии Софьи, Борис возвращается в родовое имение. С радостью он узнает, что Козлов живет неподалеку.

Часть 3 – Райская жизнь в Малиновке

Борис встречает юную родственницу Марфу, которая стала прелестной девушкой. Герой приходит к пониманию, что здесь он сможет найти вдохновение. Веры нет, она гостит у приятельницы. Райский пытается пробудить в Марфе чувства. Девушка не понимает его намеков.

Козлов привез молодую жену. Она нравилась многим, но вышла за Леонтия. В их доме Борис знакомится с Волоховым, который кажется ему интересным. Он читает сомнительные книги, считает, что не нужно уважать других. Несмотря на то, что бабушка не желает видеть Марка из-за его плохой репутации, Райский приводит его в дом.

Часть 4 – Возвращение Веры

В Малиновку приезжает кузина Бориса. Мужчину поражает ее таинственность. Вскоре он настолько влюбляется, что начинает следить за Верой. Девушку это раздражает. Набравшись смелости, она сообщает Райскому о том, что у него нет шансов на ответные чувства.

обрыв краткое содержание романа

У Марфы завязываются отношения с Викентьевым.

Часть 5 – Званый обед

Татьяна Марковна уговаривает Бориса организовать в его честь встречу. Когда съезжаются представители местной аристократии, между Райским и Ватулиным происходит громкая ссора. Вера в восхищении целует главного героя, после чего покидает имение. Бабушка рассказывает Борису, что к его возлюбленной сватается Тушин.

Татьяна Марковна читает поучительную книгу. В ней говорится о девушке, которая из-за запретной любви попала в монастырь. После этого Марфа и Викентьев решают жениться.

Часть 6 – Выбор Веры

Борис узнает о том, что Вера влюблена в Волохова, несмотря на то, что у них разные взгляды на будущее. Молодые люди встречаются у обрыва. Узнав, что Райский осведомлен о запретных чувствах, девушка заболевает.

Марфа выходит замуж. Борис рассказывает бабушке о том, что Вера встречалась с Марком. Женщина расстраивается, но затем приходит в себя и ухаживает за большой воспитанницей. Татьяна Марковна рассказывает о том, что в молодости совершила похожую ошибку, после чего поклялась никогда не выходить замуж. Она считает, что Вера должна повторить ее судьбу.

Основная мысль произведения

Центральным образом произведения становится обрыв. Он выполняет символическую роль. Душевные метания героев приводят их к своеобразному падению. Райский, неоднократно увлекаясь, каждый раз теряет интерес к происходящему. Он не может найти свое место в жизни, определиться с родом занятий. События меняют его внутренний мир, но открытый финал не говорит о том, что ждет героя в дальнейшем.

Жизнь Веры из-за грехопадения также круто меняется. Девушка разочаровывается в возлюбленном, приходит к пониманию того, что все ее чувства были ошибочными. История бабушки также печальна – влюбившись в молодости, она выбрала одиночество.

Главным конфликтом становится столкновение старого и нового. Устои заставляют героев поступать не так, как велит сердце. Это становится для них трагедией. Финал произведения не дает ответа на многие вопросы. Неясно, как сложится судьба героев в дальнейшем.

гончаров обрыв

Замысел

Роман Гончарова "Обрыв" создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. "Обрыв" Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник - натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.

Публикации

гончаров обрыв краткое содержание

Образ Райского

Софья Беловодова

роман гончарова обрыв

Провинциальная Русь

Жизнь и любовь

обрыв гончарова анализ

Марфенька

иван гончаров обрыв

Бабушка и Россия

история создания обрыв гончарова

Поклонники Веры

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры – независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

гончаров иван александрович обрыв

Падение Веры

Просветление героев

Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе "Обрыв" Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!

Автор пересказа: Н. Д. Старосельская Жанры: Классическая проза , Литература 19 века , Русская классика Год: 1869 Время чтения: 15 минут Оригинал книги: Обрыв Автор оригинала: Иван Гончаров Время чтения оригинала: 24 часа

Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в соответствующий вид. Собираются и два приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — вновь провести этот вечер в доме Пахотиных, где обитают сам хозяин, Николай Васильевич, две его сестры, старые девы Анна Васильевна и Надежда Васильевна, а также молодая вдова, дочь Пахотина, красавица Софья Беловодова, составляющая главный интерес в этом доме для Бориса Павловича.

Иван Иванович — человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того, чтобы перекинуться в карты с заядлыми игроками, старыми девами. Другое дело — Райский; ему необходимо расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.

Приехав некогда в Петербург из родового имения, Райский, поучившись понемногу всему, ни в чем не отыскал своего призвания.

Он понял лишь одно: главное для него — искусства; то, что особенно сильно задевает душу, заставляя её пламенеть страстным огнем. В таком настроении Борис Павлович отправляется на каникулы в имение, которым после смерти его родителей управляет двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в незапамятные времена родители не позволили выйти замуж за избранника, Тита Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне Марковне, никогда не забывая подарков для нее и двух девочек-родственниц, которых она воспитывает, — сирот Верочки и Марфеньки.

Радостно встретила Татьяна Марковна приехавшего на каникулы внука — попыталась было ввести его в курс дела, показать хозяйство, пристрастить к нему, но Борис Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела представить его бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным семейством старичков Молочковых, словно Филемон и Бавкида проживших свой век неразлучно.

Первое же лицо, которое Райский встречает в усадьбе, — юная очаровательная девушка, не замечающая его, занятая кормлением домашней птицы. Весь облик её дышит такой свежестью, чистотой, грацией, что Райский понимает — здесь, в Малиновке, суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге.

Радостно встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой девушкой), прислуга. Только кузина Вера гостит за Волгой у своей подруги-попадьи. И вновь бабушка старается увлечь Райского хозяйственными хлопотами, которые по-прежнему ничуть не интересуют Бориса Павловича — он готов подарить имение Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны.

В Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приездом Райского, идет обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчет приехавшему помещику, Леонтий Козлов учит детей.

Вернувшись домой, Райский находит полную усадьбу гостей — Тит Никонович, Полина Карповна, все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина усадьбы, бабушкину гордость. А многие прислали поздравление с приездом. И покатилась по наезженной колее обычная деревенская жизнь со всеми своими прелестями и радостями. Райский знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые выясняют свои отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия к неверной жене Марине, доверенной прислуги Веры. Вот где кипят истинные страсти.

А Полина Карповна Крицкая? Вот уж кто охотно поддался бы проповедям Райского, приди ему в голову увлечь эту стареющую кокетку! Она буквально из кожи лезет вон, чтобы привлечь его внимание, а потом понести по всему городку весть о том, что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от помешавшейся на любви барыни.

Марк кажется Райскому человеком забавным — он уже успел услышать о нем много ужасов от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их импровизированный ужин с непременной жженкой в комнате Бориса Павловича будит страшащуюся пожаров Татьяну Марковну, и она приходит в ужас от присутствия в доме этого человека, уснувшего, как собачонка, — без подушки, свернувшись калачиком.

Марк Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей — только, в отличие от Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей — к тревогам, опасностям, чтению запрещенных книг. Он не думает скрывать своей простой и циничной философии, которая почти вся сводится к его личной пользе, и даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости. И Райский увлекается Марком — его туманностью, его загадкой, но именно в этот момент возвращается из-за Волги долгожданная Вера.

Она оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть её Борис Павлович, — замкнутая, не идущая на откровенные признания и разговоры, со своими маленькими и большими тайнами, загадками. Райский понимает, насколько необходимо ему разгадать свою кузину, познать её потаенную жизнь, в существовании которой он не сомневается ни на миг.

А тем временем бабушка Татьяна Марковна мечтает женить Бориса Павловича на дочери откупщика, чтобы он навсегда уже осел в родных краях. Райский от такой чести отказывается — столько вокруг загадочного, того, что необходимо разгадать, а он вдруг ударится по бабушкиной воле в такую прозу. Тем более, что событий вокруг Бориса Павловича, действительно, разворачивается немало. Появляется молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с Марфенькой, их взаимное влечение. Вера по-прежнему убивает Райского своим равнодушием, куда-то исчез Марк Волохов, и Борис Павлович отправляется его разыскивать. Однако на этот раз и Марк не в состоянии развлечь Бориса Павловича — он все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о её равнодушии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в провинциалке живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского не шпионить за ней повсюду, оставить её в покое. Разговор заканчивается как будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьезно разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому этого мало.

Правда, в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не может уехать, ощущая вокруг движение жизни, недоступной ему. Тем более, что Вера вновь уезжает за Волгу к подруге.

Не зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Павлович дает Крицкой увезти себя к ней в дом, оттуда он отправляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед её чарами.

В грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин — наконец-то у Райского появляется возможность увидеть человека, о котором рассказывала ему Татьяна Марковна. И вновь он одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь остается, не в состоянии уехать, не разгадав тайну Веры.

Райскому удается даже Татьяну Марковну встревожить постоянными мыслями и рассуждениями о том, что Вера влюблена, и бабушка задумывает эксперимент: семейное чтение назидательной книги о Кунигунде, влюбленной против воли родителей и закончившей свои дни в монастыре. Эффект оказывается совершенно неожиданным: Вера остается равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев, благодаря назидательному роману, объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день в Малиновку приезжает мать Викентьева, Марья Егоровна, — происходит официальное сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.

Райский все еще не ведает о том, кто избран его кузиной. Он по-прежнему погружен в загадку, по-прежнему мрачно смотрит на окружающее. А покой городка тем временем потрясен бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия безгранично, Райский вместе с Марком пытаются привести Козлова в чувство.

Письмо, которое могло бы совсем еще недавно задеть Райского, особенно сильного впечатления на него не производит: все мысли, все чувства Бориса Павловича безраздельно заняты Верой. Незаметно наступает вечер накануне помолвки Марфеньки. Вера вновь отправляется в обрыв, а Райский ждет её на самом краю, понимая — зачем, куда и к кому отправилась его несчастная, одержимая любовью кузина. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к её торжеству, совпавшему с днем рождения, Райский жестоко бросает в окно Вере, падающей без чувств при виде этого подарка.

На следующий день Вера заболевает — ужас её заключается в том, что необходимо поведать бабушке о своем падении, но сделать это она не в силах, тем более что дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается — Борис Павлович рассказывает по просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.

Выходив Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и тогда Вера слышит страшное признание бабушки о своем давнем грехе. Некогда в юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее с Титом Никоновичем и взял с нее клятву никогда не выходить замуж.

Книга Обрыв в кратком содержании доступна в 17 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, TCR, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

Читайте также: