Дима зицер не зачем не идти в школу озон

Обновлено: 04.07.2024

Нет-нет, если вы думаете, что речь идет о психотерапии, можете немедленно успокоиться. Никакого отношения к психотерапии это не имеет. Ведь, по сути, мы будем говорить о почти бытовых вопросах, о взаимодействии между людьми, о том, что происходит с нашими самыми близкими. О том, чего мы хотим и во что это превращается на деле. О том, как устроены наши предпочтения. О том, к чему мы хотим приучить наших детей и чему они учатся в результате нашей деятельности. В общем, обо всем, о чем мы так любим поболтать в социальных сетях.

Зачем сегодня нужна школа? Зачем она нужна нам? А нашим детям? А учителям? Как, с одной стороны, сделать так, чтобы наш ребенок был счастливым, сильным, уверенным в себе человеком, а с другой – чтобы и мы выполнили те самые родительские функции, о которых нам твердят отовсюду. Как пережить момент перелома, перехода, переступания из так называемых дошкольников в так называемые школьники? Как со всем этим разобраться, наконец?!

Для меня таким человеком стала Надежда Белохвостик. Мама, которая очень старается понять детей и по возможности облегчить им жизнь. Журналист, неплохо разбирающийся в образовании и живо им интересующийся. А я старался искренне и честно отвечать на все ее вопросы. Поэтому эта книга будет скорее похожа на разговор двух приятелей или родителей, а возможно, ребенка и родителя, а иногда, пожалуй, на разговор учителя и родителя. Параллельно нашим беседам вы и сами сможете формулировать вопросы и искать собственные ответы. Думаю, многое может вызвать удивление, возможно, неприятие и даже раздражение, во всяком случае поначалу. Это ничего, будем спорить. И очень надеюсь, в этой книге будет много такого, с чем вы сразу не согласитесь. Ведь именно когда мы не соглашаемся, и начинается настоящий поиск.

Так что счастливого нам пути!

О любви и честности

Искренне завидую читателям этой книги и жалею, что моя встреча с Димой Зицером (и многочасовые разговоры, которые вылились в эту книгу) не состоялась 10 лет назад. Нет, лучше 15, а еще лучше 20 лет назад, когда мой сын был совсем крохой. Скольких ошибок мне удалось бы избежать, сколько сомнений даже не родилось бы, сколько конфликтов с собственным ребенком не случилось бы. И главное, мы, уверена, были бы счастливее.


Прочтите эту книгу. В ней много о честности. Честности по отношению к детям. Честности по отношению к себе. Дима говорит о естественных вещах. О том, что, если мы любим, значит, принимаем, оберегаем, уважаем близкого без всяких условий и требований. Но именно эта естественность оказывается такой труднодостижимой. Ведь, чтобы она пришла, нам, взрослым, нужно признаться в первую очередь самим себе в том, что дети нам ничего не должны (даже отличных отметок), что они вправе выбирать собственный путь и не прислушиваться к нашим советам. Честность – она такая. Открытая. Прямая. Порой бескомпромиссная. Но если выбрать этот путь осознанно, идти будет легче и быстрее.

Глава 1. Детство – успеть до 7 лет


Ребенок должен пойти в школу? – Кому должен?

Большинство пап и мам так ответственно относятся к этому шагу, что задумываются о нем чуть ли не в роддоме. Случается, даже квартиры выбирают в зависимости от того, есть ли рядом гимназия или хорошая школа.

И вот ребенку 7 лет, он должен пойти в школу. А что с ним должно произойти до этого, чтобы он был готов к новой для себя жизни?

– Сама постановка вопроса дикая, даже если его слышишь от самых прекрасных людей. Смотри, за пару минут ты успела сказать две вещи.

Первая – что же должно произойти с человеком, чтобы он потом пошел в школу? В этот момент у нас возникает представление, очень распространенное в мире, что школа – это вершина детской карьеры. В общем, нет никакого детства, а если и есть, то только ради того, чтобы в один прекрасный миг оказаться в школе. Если добавить немного философии, мне кажется, что мы довольно быстро придем к тому, что нам в принципе предлагают подготовку к жизни вместо самой жизни.

Третий ответ: ребенок должен государству. Это самый удивительный вариант. Еще круче – обществу. Потому что это история такого структурированного и запрограммированного подавления большинством меньшинства, что волосы встают дыбом. Речь ведь идет не о том, что общество или государство когда-то село и сформулировало этот самый принцип.

Хочу напомнить читателям, что государство – это не отдельная машина, хотя мы часто его так воспринимаем, что странно. Государство – это инструмент нашего управления миром, действительностью, а не наоборот. Возможно, заставляя нас думать иначе, государство получает именно тот тип граждан, в котором оно заинтересовано. Это естественно для любого государства, у которого есть собственные интересы, часто не зависящие от наших.

Может ли ему в школе оказаться хорошо? Да, здесь нет противоречия. Может ли ребенок понимать, что впереди маячит интересное место, в котором он сможет сделать следующий шаг, дотянуться до чего-то, до чего он не мог дотянуться до сих пор? Да. Поэтому и школу нужно выбирать, об этом мы будем говорить в следующей главе.

Вопрос – чего мы хотим. И тут мне придется разделить очень жесткой границей две возможности. Первая – мы хотим, чтобы ребенок был достойным членом общества при всей проблемности этого термина. То есть чтобы он был удобным: где поставили, там стоит, что спросили, то и ответил. Если мы хотим такого, тогда – это не ко мне. Я, конечно, знаю, как этого достичь, но учить этому не собираюсь. Если же мы хотим, чтобы человек сохранил любопытство, умел выбирать, взаимодействовал с действительностью в разных формах, приобретал различные навыки и шел вперед, то должны заложить эту модель с рождения.

Мы все рождаемся и технарями, и гуманитариями

– В человеческой природе заложен целый ряд качеств и способностей, одна из которых в том, что мы непрерывно учимся и не останавливаемся ни на мгновение. Что-то относится к области инстинктов, как, например, первый вдох. В нашей природе заложено, к примеру, копирование как основа учения, во всяком случае на первом этапе. Мы смотрим, как ведут себя мама с папой, и довольно быстро начинаем социализироваться. Обычно этот научный термин употребляют, когда подразумевают, что ребенок должен вариться в котле из 40 детей и в это время учиться ругаться матом, кидаться какашками и так далее. Это неверная постановка вопроса.

Социализация, то есть приучение к обществу, начинается с первой секунды нашей жизни. И сразу происходят довольно простые вещи. Если мама на меня кричит, я, безусловно, приобрету невроз и в какой-то момент начну сам кричать в ответ. Если у нас дома принято носить штаны, я начинаю одеваться. Я в какой-то момент сажусь со всеми за стол, потому что в моей семье так принято. Я начинаю читать книжки, потому что у нас в семье все читают книжки. Я исследую мир, трогаю его руками, дотрагиваюсь до стены, до собственного носа, уха, до еды, пытаюсь смешать все со всем, выглянуть в окно, лизнуть горку зимой, схватить за хвост корову, посмотреть на солнце и так далее. Потому что я изучаю и исследую мир в рамках той культуры, которая есть в семье, а культурные коды в каждой семье свои. Пользуясь собственным опытом и опытом близких людей, окружающих меня, я учусь все время. И в этом смысле выделять период с 7 до 17 лет как какой-то особый, очень важный, мне кажется типичной манипуляцией.

– И еще неизвестно, когда он больше всему научился – до школы или в школе?

– Если сравнить по объему, сколько всего человек выучивает в первые 7 лет жизни и в следующие 10, мы ахнем. Потому что до 7 лет он научился практически всему, чем будет заниматься в жизни: одеваться, социально соответствовать, выглядеть определенным образом, носить одежду, петь, рисовать, наблюдать, слушать… Он уже довольно хорошо понимает, что можно и чего нельзя, знает, с кем, о чем и как разговаривать. Он чаще всего уже умеет читать-считать.

– Да он язык выучил с нуля! А потом 10 лет английский никак не освоит!

Я уже не говорю о простых вещах. Ребенок научился есть ложкой, понимать, что вкусно, а что нет, определять, когда жарко, а когда холодно. Он научился очень важной вещи, которая к 7 годам уже может начать разрушаться, – понимать, что ему интересно. А потом и выбирать. Возможно, при помощи старших любящих людей, которые помогают нащупать, чем он хочет заниматься, какая помощь ему поможет это воплотить.

Словом, к 7 годам мы выучиваем все!

– А предназначение наше уже заложено природой и его важно только найти?


– И нам все дано природой?

(НЕ) Зачем идти в школу? Дети, родители, учителя и нерешенные школьные вопросы

Нет-нет, если вы думаете, что речь идет о психотерапии, можете немедленно успокоиться. Никакого отношения к психотерапии это не имеет. Ведь, по сути, мы будем говорить о почти бытовых вопросах, о взаимодействии между людьми, о том, что происходит с нашими самыми близкими. О том, чего мы хотим и во что это превращается на деле. О том, как устроены наши предпочтения. О том, к чему мы хотим приучить наших детей и чему они учатся в результате нашей деятельности. В общем, обо всем, о чем мы так любим поболтать в социальных сетях.

Зачем сегодня нужна школа? Зачем она нужна нам? А нашим детям? А учителям? Как, с одной стороны, сделать так, чтобы наш ребенок был счастливым, сильным, уверенным в себе человеком, а с другой — чтобы и мы выполнили те самые родительские функции, о которых нам твердят отовсюду. Как пережить момент перелома, перехода, переступания из так называемых дошкольников в так называемые школьники? Как со всем этим разобраться, наконец?!

Для меня таким человеком стала Надежда Белохвостик. Мама, которая очень старается понять детей и по возможности облегчить им жизнь. Журналист, неплохо разбирающийся в образовании и живо им интересующийся. А я старался искренне и честно отвечать на все ее вопросы. Поэтому эта книга будет скорее похожа на разговор двух приятелей или родителей, а возможно, ребенка и родителя, а иногда, пожалуй, на разговор учителя и родителя. Параллельно нашим беседам вы и сами сможете формулировать вопросы и искать собственные ответы. Думаю, многое может вызвать удивление, возможно, неприятие и даже раздражение, во всяком случае поначалу. Это ничего, будем спорить. И очень надеюсь, в этой книге будет много такого, с чем вы сразу не согласитесь. Ведь именно когда мы не соглашаемся, и начинается настоящий поиск.

Так что счастливого нам пути!

О любви и честности

Искренне завидую читателям этой книги и жалею, что моя встреча с Димой Зицером (и многочасовые разговоры, которые вылились в эту книгу) не состоялась 10 лет назад. Нет, лучше 15, а еще лучше 20 лет назад, когда мой сын был совсем крохой. Скольких ошибок мне удалось бы избежать, сколько сомнений даже не родилось бы, сколько конфликтов с собственным ребенком не случилось бы. И главное, мы, уверена, были бы счастливее.


Прочтите эту книгу. В ней много о честности. Честности по отношению к детям. Честности по отношению к себе. Дима говорит о естественных вещах. О том, что, если мы любим, значит, принимаем, оберегаем, уважаем близкого без всяких условий и требований. Но именно эта естественность оказывается такой труднодостижимой. Ведь, чтобы она пришла, нам, взрослым, нужно признаться в первую очередь самим себе в том, что дети нам ничего не должны (даже отличных отметок), что они вправе выбирать собственный путь и не прислушиваться к нашим советам. Честность — она такая. Открытая. Прямая. Порой бескомпромиссная. Но если выбрать этот путь осознанно, идти будет легче и быстрее.


Любить нельзя воспитывать. СДВГ, техника чтения и 1 сентября. У автора на все свой взгляд на воспитание

Любовь и воспитание, наверное это две самые спорные вещи во всем мире. Каждый понимает их по своему и по своему транслирует своим любимым, детям и окружению.

Я еще больше запуталась в этих понятиях, когда стала мамой своей неповторимой дочки.

Люблю ее очень сильно, стараюсь понять и помочь стать счастливой.

И вот на этом пути прочитано мной не мало книг и не побоюсь этого слова. тренингов. На тренингах. конечно, кроме прослушивания были еще и практические занятия и выход из зоны комфорта из себя в целом.

Ну и пройти мимо книги с таким названием я не смогла, почти сразу как увидела заказала.

Полное наименование Любить нельзя воспитывать. Зицер Дима

Цена 490 рублей. Со скидкой я купила за 243 рубля.

Место покупки ИМ

Внешний вид

Книга внешне достаточно простая, на ней нет изображения детей или чего -либо связанного с любовью и привязанностью.


А изображен планшет и курсор, ну в целом это и отражает если не основную мысль автора, но наиболее его беспокоившую.

На обороте автор кратко пишет об идеи воспитания и своем мнении отпустить процесс и посмотреть. что реально нужно детям.


Ну и объясняет формат книги, которая построена в виде коротких текстов в соц сетях и внизу даже идут графические изображения лайк, дизлайк, поделиться.

Очень удобная обложка, плотная в меру и удлиненная с загибом. Ее можно использовать в качестве закладки.


Предисловие

С трудом автор начинает наш диалог. Именно диалог, при прочтении создается впечатление, что вы беседуете с другом. Нет научных определений. статистики и ссылок внизу страницы.

Автор начинает с того, что многие известные люди, отставали в школе и были изгоями. Но это не помешали стать им известными.

По мнению автора со средними детьми проще, но не надо всех измерять одним аршином.

Содержание

При том, что объем книги 253 страницы, автор вложил в них около 50 глав. Т.е. 2-2,5 страницы на главу. Коротко по делу, без воды и исторических занудных справок.


Главы захватывают и вызывают интерес. Тизеры у автора вышли отличные.


Отдельными последними главами идут вредные советы, они даны в шутливой форме от противного. Лично я прочитала мужу главу, на тему как научить ребенка ненавидеть чтение. Реакция была бурная. Мы беседовали минут сорок в активном диалоге. Муж был в возмущении и такой формат ему совсем не понравился. Особенно его почему то задело предложение, что негативно может сказаться список родительских предпочтений( Барто, Бианки, все наши любимые книги детства). По мнению автора надо отпустить желания ребенка и пусть он читает то, что считает нужным.



А глядя в современные книги волосы встают порой дыбом и я сперва сама перечитывала сказки и лишь потом читала детям, ведь современная интерпритация совсем без цензуры, авторы пишут любой полет мыслей для детей.

Любить нельзя воспитывать

Книга меня конечно зацепила. На предложение мужа о чем книга в двух словах, ответить было сложно. Ведь хотелось открыть и читать подряд все.

Особенно про школу. На момент покупки мы собирались идти в школу. Споры про то, какую школу выбрать и в этом году идти или в следующем были острыми и спорными. мы доходили с мужем до конфликтов и до непонимания.

В начале книги автор, как раз уделяет внимание вопросу школы. Считает, что это такой огромный стресс для ребенка, когда его пытаются сравнить с другими детьми. Приводить примеры многих известных личностей, которые были изгоями в школе, отставали и даже были признанными не подлежащими обучению.


Очень конечно меня поразило, что линейка и первое сентября у автора напоминают почти похороны, с речами директоров, которые не интересны детям. По мнению автора многие дети даже могут описаться 1 сентября от шока.

Вспоминаю я свое 1 сентября и не помню никакого стресса, был праздник и торт дома и гладиолусы невероятные розовые в моей руке, колючая форма раздражала, но мне казалось, что это новый этап в моей жизни и теперь, наконец-то не надо будет спать в обед( это был мой кошмар, за который в саду я получала по попе).

Автор считает, что многое в школе ненужное и постепенно потеряет свою актуальность. Также техника чтения на скорость спорный вопрос. По мнению автора именно техника чтения убивает интерес к чтению и создает ощущение, что надо это делать потому, что надо, а не для удовольствия.

Не надо насиловать детей школьной программой, надо смотреть что надо твоему ребенку.

Вот эта глава для меня самая спорная. Я не хотела отдавать ребенка в школу до 7 лет,мне казалось, что читаем мы еще с трудом, усидчивости мало, а много зато заявок к маме. Муж не хотел, но сама дочь со слезами просила отдать ее в школу.

И вот первый класс, вторая неделя и. техника чтения. Моя дочь не была к этому готова. Заранее не сказали, что уже сразу будут проверять и я не смогла ожидать, что надо к этому готовить ребенка.

Вот тут и получается главное недопонимания меня и автора. Не подгонять ребенка к учебе, не ставить в сроки. а как быть, если ребенок приходит после школы и в слезах сам говорит " Я признаю, как не очень подготовилась, оказывается другие лучше читают и я хочу также, мама что ты меня слушала?"

Тут мне больше показалось, простите меня мужчины, если вдруг вы это прочитаете, такое мужское мировоззрение, я расскажу вам как не надо, укажу на недостатки и ошибки родителей, а как правильно выйти из ситуации?

Я помню, как меня учили чтению 30 лет назад. Бабушка моя пришла из магазина и сказала" О, Боже, я встретила Зину и ее внучка читает газеты в 4 года, а тебе 4,5 и ты не читаешь, позор!" .

Вечером подружка, которая, якобы, читала газеты( а это оказалось потом не правдой и в школу она пошла не читая)пришла за мной гулять с другой подружкой, мама взяла азбуку и стала учить и сказала, что пока я не прочту две страницы никто гулять не идет. Подружки сидели на коврике у двери, я старалась, мама нервничала, но понимала, что надо. Что я чувствовала?

Я хотела гулять очень, но на столько любила свою маму и безоговорочно ей верила, что раз мама говорит надо, значит мне это необходимо. Возненавидела ли я потом чтение? нет, училась читать не особо быстро, но потом читала очень много, почти каждый день я бегала в библиотеку и проглатывала новую книгу, новые чувства, сюжеты, новый мир.

Ну, конечно, автор не мой пройти мимо популярного сейчас синдрома СДВГ. Очень часто ставят этот диагноз сейчас.


Тяжело этим детям?А их родителям с таким диагнозом. Конечно легко все успевать, когда твой ребенок спит по часам, убирает игрушки и выходить из комнаты по разрешению.

А ребенку с СДВГ шило в попе не дает покоя, он везде и все надо. Сложно делать что-то монотонно и еще одно действие.

Но по мнению автора. за этими детками будущее. Они и дальше смогут выполнять миллион задач, пока сверстники будут методично выполнять одно задание. Вариант многозадачности для них привычен.


Заговор взрослого мира против детей.

Очень много в книге строиться по принципу заговор взрослого мира против детей. Я все ждала, когда про любовь то будет. Но больше нашла про то, что мы мешаем детям, контролируем, не даем свободы, воспитываем.

И уже почти поддавшись внушению автора, что надо взять и отпустить их в свободное плавание, только не понятно с какого возраста, я вдруг встретилась со своими друзьями. Им за 30. Мы весело вспоминали детство и на удивление, все встали вспоминать, как выведи маму накурившись в первый раз и приняв алкоголь и как им казалось, что теперь они взрослые и важные, но увидевшая мама, так отлупила их и сказала еще раз и тебе хана.И сейчас они вспоминают это с огромной благодарностью, ведь другим мамам было все равно и сейчас эти друзья детства скатились совсем низко.

Так о каком заговоре идет речь. На мой взгляд сейчас у детей столько свободы, сколько не было у нас. И мне порой даже страшно, что дальше. Сейчас мальчик 9 лет, так орал на мою подругу с горки, что она стоит и мешает ему бегать, что та в шоке не знала, что ответить.

На столько сейчас огромный разрыв в представлениях о воспитании, что кто-то учит давать сдачи с 2 лет, а кто-то избегать конфликтов.

Согласна, что порой мы хотим детей подогнать в развитии, чтобы им было легче. Не считаю, что это плохо, если все в меру и без насилия морального.

Меня воспитывала мама. она любила и любит меня безгранично любую нерешительную, рефлексирующую, занудную. Она никогда меня не гнала вперед, никогда не требовала то, чего я боялась или сомневалась. А когда я пришла на работу, я увидела рвачку за премию, подсиживание очень жесткое и игру на выбывание. Сложно мне было среди тех, кого родители учили биться за место под солнцем любой ценой? очень..

Мое впечатление от книги Любить нельзя воспитывать. Зицер Дима

Книга о том, что надо слышать детей и чувствовать, не гнаться за стереотипами и рамками. Жизнь не ограничивается школой. А чтение это не смысл жизни. Вы знаете человека, который после школы так и не научился читать? Живите с детьми в гармонии и наслаждайтесь каждым моментом..

Подготовка к жизни, вместо самой жизни

А также есть много интересного про переходный возраст в этой книге. Почитайте, короткие тексты и возможно вы сами найдете именно ваше решение.

Книгу рекомендую тем, кто готов к диалогу, а не ждет готовых решений на блюдечке.

Зицер, Д. (не) Зачем (не) идти в школу? : Откровенные разговоры о детях, родителях и о том, кто, у кого и чему может учиться / Дима Зицер ; подгот. Надежда Белохвостик ; ил. Евгении Двоскиной; – Минск : Дискурс, 2018. – 192 с.

Издание из дополнительного тиража 4000 экз. Каким тиражом вышло издание, которое допечатали – неизвестно.

Целевое назначение: научно-популярное издание.

Читательский адрес: популярное издание (издание, предназначенное для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей в одной или нескольких специальных областях знания).

Характер информации: сборник.

Автор – Дима Зицер.

Родился в 1966 году в Ленинграде.

Закончил Педагогический университет (филология) и Санкт-Петербургскую академию Театрального искусства (режиссура). Докторская степень по педагогике.

С точки зрения структуры это издание – сборник интервью.

Аппарат издания таков: выходные сведения даны, есть предисловие от автора, оглавление, аннотация, послесловие.

Издание не иллюстрировано.

Язык и стиль своеобразные. Поскольку это обработанные интервью, разговорные интонации кое-где сохраняются отчётливо.

Полиграфическое исполнение: формат 84х108/32, печать офсетная, бумага офсетная, количество условных печатных листов 7,09. Доп. тираж 4000 экземпляров. Тип переплёта – 7Б (плотный картон).

4. План продвижения

Цель: повысить продажи, привлечь интерес к книге на первом этапе продаж.

Суть идеи: устроить образцово-показательный скандал между критиками. Такой, чтобы полыхнуло на всё педагогическое сообщество. Это план-максимум. План-минимум – общественная дискуссия, на первых порах срежиссированная.

Как это работает: спорные социальные проблемы, особенно связанные с государством и обществом, часто порождают информационные конфликты. А конфликты эти разрастаются, вовлекая в себя всё больше людей. Если спланировать такой конфликт, можно продать в несколько раз больше книг, не потерпев репутационного риска (из-за вообще не ведущей роли издательства в этой истории, оно как бы на втором плане). При этом – ни одной заказной статьи. В идеале знать о плане должен только придумавший это редактор (но поскольку мы все уже знаем… прощай, план).

Многие издательства практикуют такой подход: присылают блогерам определённого профиля книгу для честного отзыва: то есть, если не понравилась, то не понравилась. Понравилась – значит понравилась. Если взял книгу на рецензию, рецензию придётся написать.

Затраты: на экземпляры. 5 штук. Что-то около 1000 рублей. Время – 5-6 часов на написание писем.


Родителям нужно готовиться к давлению

– Детей начинают готовить к школе за несколько лет до первого класса. Нужно ли готовиться самим родителям?

– Если кому-то и нужно готовиться, то, пожалуй, родителям. Детям незачем и не к чему готовиться. В этот момент и начинается главный обман в жизни ребенка: что жизни не будет, будет только подготовка – к детскому саду, школе, работе. Фантазия про то, что ребенок, приходя в школу, должен уметь считать, читать или писать – а анекдоты он должен уметь рассказывать? Чувство юмора ведь прекрасное качество. А на лыжах должен уметь кататься?

Ведь почему я начинаю готовить ребенка к школе? Потому что вокруг все говорят, что надо подготовить, что он недостаточно развит, недостаточно самостоятелен, недостаточно взрослый, недостаточно такой, недостаточно сякой. Одни говорят, что он должен быть тише, другие – что должен лучше рисовать. Количество этих векторов бесконечно.

Как готовиться? В первую очередь, напоминать себе, что речь идет о моем любимом человеке и есть много разных людей, которые по самым разным причинам хотят на него повлиять. Но это не может и не должно повлиять на наши отношения, и я – единственная защита, которая у него есть. Надо заниматься собой очень активно.

– Не впадать в панику?

– В первую очередь, понимать, что вас хотят ввести в панику. Оставим сейчас спекуляции на тему, умышленно или нет. Это происходит с экранов телевизоров, через журналы и газеты, через знакомых, через вашу бабушку и бабушку ваших детей. Сколько людей, столько и мнений.

Фото: trud.ru

Первые недели

– Что самое важное для ребенка в первые недели и месяцы учебы?

– Душевный покой. Я имею в виду не пассивную ситуацию, когда он может лежать, ничего не делать и плевать в потолок. У него начинается новое и, надеюсь, интересное время. У него сейчас шок перехода: как бы я ни ждал школу, что бы мне ни рассказывали братья и сестры, я оказался в неизвестной для меня ситуации. И задача взрослых напрашивается сама собой: смягчить этот переход, сделать его максимально комфортным, человеческим.

Дополнительная задача – любой ценой сохранить в человеке любопытство, с которым он приходит в школу. У кого-то его больше, у кого-то меньше, над кем-то поработали еще в детском саду, говоря, что быть любопытным нехорошо. Но, так или иначе, в семь лет нам всё еще любопытно, мир всё еще не познан. И, мне кажется, очень важная задача – развивать это любопытство, даже провоцировать его, предоставлять поводы для его проявления. Это очень важная история, потому что первые несколько недель – это задел на будущее. Я слишком много раз наблюдал, как в эти недели либо всё ломается, либо строится.

Важно, чтобы там он познакомился с новыми инструментами, чтобы идти вперед, исследовать, создавать. Как это сделать, это длинный разговор. Но понятно, что нужно действовать в спайке с семьей.

Будьте рядом

– Чего не стоит делать родителям школьников? Например, не проверять домашнее задание, не ходить на родительские собрания, не выяснять, с кем ребенок дружит, а с кем нет.

Фото:

– За что в учебном процессе несет ответственность родитель школьника? За что – педагог?

– Оба несут ответственность за то, чтобы центром этого процесса был ребенок. За то, чтобы не разрушить этот процесс, а построить. За то, чтобы ребенку было зачем ходить в школу.

Что касается родителя, во-первых, если этого не происходит, он должен защищать ребенка. Школа – это не заведение, в которое бросил ребенка и забыл про это. Школой надо заниматься.

А во-вторых, делать всё, чтобы школа ребенку была в кайф: ходить туда в кайф, делать уроки в кайф, общаться с одноклассниками в кайф. Я сейчас не про сплошные удовольствия говорю, а про то, что я живу со вкусом, мне важно и интересно делать то, что я делаю. И родитель за это несет ответственность наравне с учителем, если не больше.

Родительские собрания неэтичны

– А про родительские собрания что ты хотел сказать?

– У меня довольно жесткая точка зрения, непростая для родителей. Но я на ней настаиваю. Я считаю, что неэтично обсуждать человека в его отсутствие. Родительские собрания, на которых присутствует 30 родителей, и учитель рассказывает про детей и без детей, – это не этично, это невозможная структура. Я знаю, что в большинстве случаев родительские собрания приняты именно такие. Но при этом я знаю, что родители являются заказчиком этих собраний, и если они захотят, форма изменится.

Я считаю, что родительское собрание должно выглядеть, как встреча между учителем, учеником и родителем. Всегда. Не втридцатером, а втроем или вчетвером. Это должен быть обмен мнениями на тему процесса.

Родительское собрание должно быть устроено так, чтобы ребенок мог рассказать, что он чувствует, что он думает, как себя ощущает. Чтобы он в этот момент не чувствовал угрозы со стороны взрослых и укоризненного взгляда учителя или родителя. Чтобы он мог поделиться тем, что для него важно.

– Мне кажется, что давать оценки учителям, детям, родителям – бесперспективное занятие, потому что это ни к чему не ведет и ничему не помогает. Если человек 7, 9, 15 лет не усвоил материал, это задача всех. Может, ему рано просто. Одноклассникам не рано, а ему рано. Или он в этот момент занимался чем-то другим, рисовал, например, самозабвенно.

Всегда есть возможность чуть-чуть подвинуть, чуть-чуть подождать. А может быть, действительно учитель, зарапортовавшись, закрутившись, не подумал, что с этим ребенком нужно говорить как-то иначе, на другом языке. Мы же понимаем, что одни люди лучше воспринимают слова, другие аудио или видеоряд, третьи – придумывают на ходу. Это вопрос подхода.

Почему еще я категорически против оценивания учителей: педагог – по определению творческая профессия. Он должен искать. Не все роли артисту одинаково удаются, не все картины у художника одинаково прекрасны, не все уроки у учителя однозначно успешны. Спокойно, потихонечку.

Это длинная, длинная история. И задача директора – создавать образовательную среду, в которой учителям интересно и важно то, что они делают, когда они понимают, как им развиваться, где взять новые инструменты, как построить рефлексию, как разговаривать с коллегами. И ученикам то же самое: важно и интересно приходить в школу. Он понимает, что если недопонял чего-то, на него не обрушатся тут же с критикой, а помогут. Потому что вообще-то это базисное право ученика – не понять. Иначе зачем же ему в школу ходить?

Педагогу должно быть интересно жить

– Обязательно ли хороший педагог – хороший детский и подростковый психолог?

– Какие параметры определяют школу, предлагающую действительно хорошее образование?

– Критерий очень понятный: мы идем в школу, чтобы познавать мир и себя. Точка. Всё остальное – инструменты этого познания. Физика – инструмент познания, математика, чтение, русский язык, всё остальное. Если школа обеспечивает это познание, это видно очень хорошо.

Если ребенок на пятый день говорит, что не хочет идти в школу, этому есть только две причины. Первая: мне там скучно и нечего делать, я не понимаю, зачем я туда хожу. Вторая: мне там просто плохо и страшно, меня там обижают, унижают и так далее. Это не просто красная лампочка, это огромная лампа, которая в этот момент светится.

В школе он должен познавать мир и себя. Следите за этим, смотрите, как это происходит с ним. Наблюдайте за учителями. Я не говорю – контролируйте их. Помогайте им, у них непростая работа. Я повторюсь, вы доверяете им самое дорогое. И если это так, то очень странно доверить другим людям самое дорогое и просто убежать.

С учителями можно и нужно разговаривать. И, поверьте мне, большинство учителей работает в школе, потому что для них это самореализация, воплощение идей. Может быть, они про это подзабыли в силу самых разных обстоятельств и находятся в жесткой рутине. Но они будут счастливы об этом вспомнить.

Читайте также: