Диктант для промежуточной аттестации по русскому языку 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Аттестационный материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе составлен на основе УМК "Школа России".
Данный материал содержит характеристику и структуру экзаменационной работы, условия проведения промежуточной аттестации, систему оценивания работы, аттестационный материал.

Оценить 966 0

на заседании ШМО учителей

Рук. ШМО Заместитель директора по УВР

для проведения промежуточной аттестации

по русскому языку

(2017-2018 учебный год)

Пояснительная записка

Цель: проверка уровня знаний, умений и навыков по русскому языку обучающихся 4 класса.

Вид контроля: итоговый

Форма контроля: диктант с грамматическим заданием.

1)Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М., ВАКО, 2017.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 2-х частей.

Часть 1 - диктант. Часть 2- грамматическое задание.

Проверяемые знания, умения и навыки обучающихся 4 класса:

Часть 1. Практическая грамотность. Знание орфограмм и пунктограмм, изученных в курсе русского языка начальной школы, умение применять их на практике.

Часть 2. 1)Владение приёмами разбора предложения по членам, умения определять части речи; умение вычленять словосочетание из предложения. 2) Умение обучающихся выполнять морфологический разбор части речи. 3)Различие гласных и согласных звуков, различие звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков.

Условия проведения промежуточной аттестации.

Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Выполняется в тетради для контрольных работ.

Система оценивания контрольной работы.

За работу выставляются две оценки: за диктант и за грамматические задания.

Диктант оценивается в соответствии со следующими критериями:

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом.

За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

Аттестационный материал

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание

1.В последнем предложении текста выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2.Разобрать слова как часть речи : укрыли, молочным, (за) ночь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка.

Назначение итоговой работы

Цель: оценка способности выпускника начальной школы применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста; оценка уровня присвоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку на момент окончания начальной школы

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

слово, словосочетание и предложение;

начальную форму глагола;

глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

определять спряжение глагола;

устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

разбирать по членам простое двусоставное предложение;

использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

определять вид глагола;

находить наречие и имя применять правило правописания суффиксов глаголовчислительное в тексте; –ива/-ыва, -ова/-ева;

применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

применять правило постановки запятой между частями сложного предложения

письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Проверяемые планируемые результаты :

писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; применять правила правописания;

находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу слова;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные члены предложения;

выделять предложения с однородными членами, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Общая характеристика итогового диктанта

Диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту обучающихся. Лексическое наполнение текста не превышает уровень актуального словарного запаса выпускника начальной школы. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте, определяются программой по русскому языку в начальной школе.

В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в начальной школе, эти орфограммы выделены в тексте диктанта подчеркиванием. Слова с этими орфограммами будут записаны на доске (ландыши, красиво )

Уровень сложности диктанта средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.

Учащийся 4-б класса, Чикишев Роман, обучающийся по _______программе с диагнозом ЗПР выполняет только письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания.

На выполнение диктанта отводится 1 урок (40 минут).

Информационная характеристика диктанта

1. Сочетания жи-ши,

ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн

чудесный, бежишь, рощу

2. Прописная буква в

начале каждого предложения

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова

стоит, хорошо, весеннюю, своим (свои), теплом, дождя, появилась, зелёная (зелени), головки, цветы (цветов), травы, белеют, запах, вечера, голос, соловья, поёт(поют), ветерок, играет, листве, деревьев, певец, удивительный, пóдняли

4. Проверяемые парные звонкие и глухие

согласные в корне слова

травка, головки, легко

солнце, позднего, радостная

гласные и согласные

в корне слова на ограниченном перечне слов

хорошо, соловья, ветерок

7. Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

8. Разделительные ъ и ь

соловья, деревьев, льётся

9. Мягкий знак после

шипящих на конце

имён существительных в именительном падеже

10. Безударные падежные окончания имен

утром, головки, (в)зелени, деревьев, (в) мире

11. Безударные окончания имен прилагательных

ранним, тёплого, зелёная, синие, красные, тонкий, позднего, лёгкий, нежных, самый, удивительный

Не с глаголами

13. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме

2-го лица единственного числа

бежишь, вдыхаешь, узнаешь

14. Написание в глаголах сочетаний -ться. - тся

15. Безударные личные окончания глаголов

греет, вдыхаешь, узнаешь, не смолкнет, играет

16. Раздельное написание предлогов с другими словами

в зелени, в листве, с утра, в мире

17. Перенос слов

индивидуально в соответствии с записью текста

18. Знаки препинания

в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

19. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

синие, жёлтые, красные

цветы подняли головки

После диктанта учащиеся выполняют грамматические задания, которые представлены в двух вариантах.

За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении грамматического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.

Оценивание диктанта:

Ошибкой считается:

1)нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2)неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;

3)отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.

Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки

Оценивание грамматического задания:

Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра д о вечера снуют птицы меж стволов деревьев , кустов, веток. Поймают жучков,

гусениц – н есу т сво им птенчикам. Не сидят без дела работящие му равьи. Они по едаю т

вредителей леса. О храняют лес от болезней хищники – лесн ые санитары.

Леса наши – это кладезь богатст в. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте

птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будь те природе др узь ями и

1. Выписать три словосочетан ия с именами существительными. Опр еделить падеж и

2. Запиши имена с уществительные в форме множественного числа в именительном

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце

светит и греет. Через стекло чувству ешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает.

На крыше вис ит длинная сосул ька. С её конца пад ают капельки. В оробьи чирикают и

выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытяги вает шею и

хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки

головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку о всянки.

Её песенка позва нивает, как малень кий колокольчик.

1. Обозначь окончан ия и падеж имё н прилагательны х в единственном ч исле.

2. Подбери и з апиши антонимы к сл овам широкий, ясный, гр омкий.

3. Подбери и з апиши синонимы к словам известный. Застенчи вый, красный.

Ранним мартовским утром проснулось сол нце. Отдёрну ло оно лёгкую кисе ю

облаков и взгл януло на землю. А там за ночь зима д а мороз свои порядк и навели.

Около берёзки свежий снежок бросили, холм ы молочным ту маном укрыли. А в

лесочке ледян ые сосульки на сосна х развесили. Радостн о бегу т ребятишки по

Поглядело светило на эти пр оказы и стало землю п ригревать. Лёд и снег сразу

потускнели. По лесной ложб инке побежал весёлый говорливы й ручеёк. Он бежал и

1. В последнем предложени и выдели о снову, вып иши словосочетания, над каждым

2. Разбери по сост аву слова природа, п ришкольный, приветл ивый.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчерк нуть глаголы с

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы в идим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй.

Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяетс я (с)землёй, и

ничего у нас (н е)получалось. Мы и дём (к)этой полоске, но она (у)даляется ( от)нас.

А по чему о на (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит

нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она

движется (за)нам и. Можно и дти всю жизнь –и никогда ( не)придёшь .

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её

поздно осенью. Самая сладкая клюква б ывает весной, когда пролежит всю зиму в

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом

она превратилась в узкую тро пку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго

ходить по болоту и н е понять, что под н огами клюква. Ягоды прячутся в болотных

кочках и не видн ы. Наклонился взять о дну ягодку, а вытянул длинную зелёную

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согла сным,

безударным гласным, непроизн осимым согласным. Подобрать проверочные слова,

2. Обозначь граммат ическую основу в третьем пре дложении.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру н е принимали. Валя

Вдруг реб ята услышали крики. Пёс Лох мач сорвался с цепи. Дети бросились

Валя кинулась к бр ату. Огро мный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила

Андрюшу , бросила в собаку игрушку и громко з акрич ала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схват ил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ . Андрюша уже улыбался, а Валя плакала

1. Выписать из текста предложение с однородным и членами. Подчеркните основу

2. Выписать слож ное предложение. П одчеркну ть основу предложения.

Контрольный д иктант по теме «Прав описание безударн ых падежных

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и

мешал проезду на лошади. Призв али инженеров и попросили п омощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил

оплату в восемь т ысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести

большой като к и свалить его на пу стоши. По стоимости э то будет шесть т ысяч ру блей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать п одле

Мужик так и сделал. Ем у дали сто рублей за работу и сто рублей за умную

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3 - го

Контроль знаний - сборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 4 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Объём диктантов для 4 классов:
1 и 2 четверть – 58 - 77 слов.
3 и 4 четверть – 76 - 93 слова.

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. 69 слов / с грамматическим заданием

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму. За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути! 49 слов / с грамматическим заданием

Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. 82 слова / с грамматическим заданием

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. 86 слов

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. 75 слов / с грамматическим заданием

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин. Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова! Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? 96 слов / с грамматическим заданием

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. 77 слов / с грамматическим заданием

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… 76 слов / с грамматическим заданием

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге. Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок. 75 слов / с грамматическим заданием

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. 72 слова / с грамматическим заданием

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. 57 слов / с грамматическим заданием

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов. Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста. В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. 61 слово / с грамматическим заданием

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. 53 слова / с грамматическим заданием

Читайте также: