Педсовет по этикету в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Собственно, что же такое культура поведения? В литературе ее определяют так: это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения имеет немаловажное значение для гармоничного развития личности, т. к. способствует общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребёнок усваивает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребёнок приобщается к окружающей жизни и у него сформировываются нравственные основы общения. Отсюда и значимость работы педагога по формированию культуры поведения у детей.

Цель работы: создать условия для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.

1. Проанализировать особенности формирования культуры поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Провести педагогический эксперимент по формированию культуры поведения детей в условиях ДОУ.

3. Выявить эффективные педагогические методы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

4. Разработать программу и методические рекомендации для воспитателей и родителей по формированию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

Культура поведения объединяет в себе следующие компоненты:

культура деятельности: проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, играет, занимается, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам;

2. культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения;

3. культурно-гигиенические навыки – проявляется в представлениях детей о необходимости быть опрятным, содержать в чистоте лицо, руки, тело, одежду, обувь и т. д.

Необходимо понимать, что формирование культуры поведения – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе, к вещам.

Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, воспитанию организованного поведения. В младшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается. От достигнутого уровня воспитанности зависит и процесс обучения в школе. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.

В младшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.

Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения.

В формировании культуры поведения воспитатель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания. Поэтому в ДОУ ведётся методическая работа – творческий и комплексный процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми по формированию культуры поведения.

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема сформированности культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные педагогические научные исследования и практический опыт вопросы формирования нравственности и культуры поведения детей остаются актуальными. Причинами сохранения актуальности являются социально-экономические и культурно-образовательные преобразования, научно-технический прогресс и урбанизация, связанные в связи с этим изменения в психологии и морально-этических установках людей.

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в общении, в различных видах деятельности.

Важное значение социально-коммуникативного развития подрастающего поколения и формирования культуры поведения обозначено во многих нормативно-правовых актах и методико-инструктирующих документах государственного и регионального уровней. В дошкольном возрасте происходит социальное становление личности ребёнка, формирование эмоционально-нравственного отношения к окружающим людям; закладываются основы осознанного поведения и совершения поступков; возникает стремление воздействовать на окружающий мир.

Теоретический аспект изучения проблемы формирования культуры поведения дошкольников позволил выявить ряд моментов, которые требуют подтверждения опытно-экспериментальным путём: естественное стремление детей подражать взрослым, влияние мотивации на привитие навыков культурного поведения, эффективность использования игровых, занимательных приёмов, персонажей художественной литературы и массовой культуры, демонстрации положительных и отрицательных примеров поведения, участия родителей в процессе воспитания культуры поведения.

Для проверки выдвинутых гипотез: воспитание культуры поведения предполагает формирование мотивации и выбор этически ценных образцов поведения, было предпринято экспериментальное исследование.

На первом этапе – констатирующем, изучена деятельность дошкольного образовательного учреждения – базы исследования, на предмет создания педагогических условий и организации воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование культуры поведения, а также проведена психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности культуры поведения в контрольной и экспериментальных группах. Были определены критерии для трёх уровней степени сформированности культуры поведения: высокий, средний и низкий. По результатам было выявлено, что преобладающим уровнем культуры поведения в обеих группах является средний уровень.

На основании полученных сведений в экспериментальной группе была разработана и реализована целевая система педагогических мер, направленных на формирование культуры поведения: групповые и индивидуальные мероприятия, непосредственная образовательная деятельность, игры; в педагогический процесс были вовлечены и родители испытуемых детей – формирующий этап экспериментальной работы.

На контрольном этапе в контрольной и экспериментальной группах вновь была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая позволила определить динамику и эффективность проведённой работы. Результаты показали, что преобладающий уровень культуры поведения в группах остался на прежнем уровне – среднем. Однако выявлена динамика относительно уровней культуры поведения в экспериментальной группе испытуемых. Это доказывает результативность проведённой работы. Гипотеза оказалась достоверной: мотивация влияет на освоение правил культуры поведения, наблюдая противоположные образцы поведения, ребёнок делает осознанный выбор этически ценного примера для подражания. Подтвердилось и предположение о значительной роли родителей в формировании культурного поведения своих детей.

Экспериментальное исследование подвело также к выводу о том, что исследования и эксперименты в области социально-коммуникативного развития дошкольников и формирования культуры поведения необходимо продолжать, равно, как и искать эффективные педагогические методики, расширять педагогические условия, направленные на формирование культуры поведения детей.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Заучивали с детьми пословицы, поговорки, стихи о добре и вежливости.

Для оценки поведения детей оформила в приёмной на цветах кармашки с фотографиями детей, в которые вкладывала разные символы поведения (например, сделал доброе дело-сердечко, цветок, хорошо занимался-книжка, всё съел-ложка, если плохо себя вёл-тучка). И дети и родители могли видеть оценку поведения и обсудить.

Для всех видов деятельности для мотивации использовала игровые персонажи: Незнайка, кукла фея Вежливости, Бурчилла.

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса так же использовала технические средства обучения (магнитофон, телевизор, информационно-коммуникационные (компьютер, принтер, интернет, фотоаппарат)

Цель заключительного этапа-использование детьми полученных знаний на практике.

У детей повысилась способность оказывать помощь другим людям, друг другу. В обращении стали чаще использоваться вежливые слова. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.


Педсовет

Разминка.

Актуальность — низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

  • Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.
  • Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.
  • Слушать и слышать других.
  • Владеть силой голоса и различать интонации.
  • Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л.С., Усова В.Т., Виноградова В.В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю. Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Этикет — (в переводе с фр. — ярлык, этикетка). Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

  • Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
  • Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

Формула речевого этикета:

  • кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.

Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Задание для педагогов.

Раздаются листы бумаги, фломастеры. Задание – нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?

Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.

  • С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
  • Как часто в течение дня вы улыбаетесь?
  • Для чего человеку нужна улыбка?

Практическая часть.

— Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.

  • Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
  • Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
  • Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

— Путешествие продолжается, звучит музыка.

— Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.

Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?

— Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.

— Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.

— Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

  • Для чего человеку нужны руки?
  • Можно с их помощью общаться?

Работа в парах.

— Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)

— Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.

Выставка: литература по теме, картотека игр по речевому этикету.

Литература

  • Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М.: Мозайка – Синтез, 2003.
  • Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М.: Мозайка, 2004.
  • Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  • Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009.
  • Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Издательство Дом, 2006.


Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?





Заседание педагогического совета

19.12.2013

Цель: проведение анализа организации питания детей в условиях детского сада

Задачи:

- проанализировать качество питания детей в детском саду;

- систематизировать знания педагогов по данной проблеме, включая формирование у детей навыков культуры еды;

- объединить усилия всего коллектива дошкольного учреждения на совершенствование уровня образовательного процесса.

Предварительная работа:

- организация вставки методической литературы и пособий по данной теме

Присутствуют: педагогический коллектив детского сада

Всем нам хочется хотя бы одним глазком заглянуть в будущее. Чтобы себя в нём увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня. Каким будет их будущее, зависит от нас взрослых. Поэтому очень важно, чтобы педагоги помогали своим воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

Сегодня, нас педагогов , конечно же больше всего интересует вопрос: как помочь детям усвоить эти правила поведения , и при этом, почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Цель нашей встречи:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия – Педагог.

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;

защищающие их человеческую ценность и достоинство;

поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

Личность педагога

Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Авторитет, честь, репутация

Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.

Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.

При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.

Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Памятка для педагогов ДОУ

Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

Учись у своих коллег, родителей, детей.

Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

Живи интересами детей и их надеждами.

Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.-No11

Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс,2004

Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.

Читайте также: