Сложно ходить в школу

Обновлено: 06.07.2024

Каникулы скоро закончатся, а ребенок, кажется, совсем не соскучился по школе. Куда пропал энтузиазм и как вернуть его в учебный ритм? Вместе с клиническим психологом, специалистом по детско-родительским отношениям Еленой Драгойлович, разбираем семь основных проблем, из-за которых ребенок может не любить учебу. И предлагаем способы их решения.

1. Перфекционизм или отсутствие цели

Когда у ребенка (или у родителей) высокая планка, он ожидает от себя идеальных результатов, берется за решение сложных задач, которые пока ему недоступны, отчего раз за разом испытывает разочарование в себе и собственных силах.

Если же ребенок, напротив, не ставит новые цели, избегает соревнований и заранее готов к поражению, интерес к учебе и школе в целом пропадает, ведь школа начинает ассоциироваться с проигрышем.

Что делать. Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку научиться уважать свой труд и адекватно оценивать свои силы. В одном случае нужно объяснить, что нельзя обесценивать свой труд, даже если решить сложную задачу не получилось. Важно хвалить ребенка за это, подчеркивать, какой он молодец. В другом случае, напротив, нужно вместе пробовать поднимать уровень сложности и браться за более тяжелые задачи — для начала помогая ребенку.

2. Социальные конфликты


Не исключено, что нелюбовь к школе непосредственно к учебе отношения не имеет. У ребенка могут быть конфликты с одноклассниками или учителем. В таком случае ему может быть сложно сосредоточиться, ведь приходится тратить много сил на самозащиту.

Что делать. Родителю необходимо быть чутким к тому, что ребенок рассказывает об отношениях с учителем и одноклассниками, не обесценивать его слова, отнестись к ним серьезно и при необходимости помочь решить конфликты.

Чаще спрашивайте ребенка, что было хорошего в школе и каких событий там он ждет с нетерпением. Так формируется фокус на позитивных событиях.

3. Отсутствие мотивации или ее упадок

Что делать. Для начала нужно разобраться в том, что же такое мотивация и связана ли она с любовью к школе.

Мотивация — это процессы, направленные на удовлетворение потребностей человека. Цель должна быть ясной и видимой, чтобы не захотелось бросить ее на полпути, ведь промежуточные действия могут быть неинтересными, сложными и скучными. Скажем, ученик младших классов может быть не восторге от процесса обучения письму, но если в голове сохраняется цель, например, получить высокую оценку учителя, он будет стараться. Хотя далеко не каждый будет испытывать любовь к такому труду.

Любовь — это чувства, переживания и эмоции. У любви, как известно, нет цели, это не процесс, ее невозможно вызвать, ее можно только проживать.

То есть мотивация не равняется любви к учебе. Но по мере взросления ребенка (ближе к четвертому классу) и при наличии у него познавательной мотивации (толкающей ребенка к исследованию мира) происходит интересная вещь: то, что изначально было обязательным, может стать интересным, вызывать приятные переживания, и вот тогда можно говорить о рождении любви к учебе как к процессу приобретения, овладения знаниями в целом или к какому-то предмету в частности.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему самостоятельно определить цель любой своей деятельности, а тем более такой неочевидной как учеба. В большинстве случаев ребенку нужна помощь в том, чтобы найти смысл в том, зачем он должен каждый день ходить в школу. Поэтому важно, чтобы родитель спокойно объяснял ребенку образовательные мотивы и перспективы.

4. На место интересных книг на ночь пришли скучные учебники


Художественная литература отличается от специализированной и учебной: лексикой, объемом, эмоциональной составляющей. Чтение параграфов требует от ребенка сосредоточенности, внимания, волевых ресурсов — то есть это энергозатратный процесс, в отличие от расслабляющего чтения в удовольствие.

Что делать. Учебник, в отличие от неинтересной книги, нельзя просто закрыть и забыть. Поэтому важно, во-первых, аргументировать, зачем ребенку тратить на это чтение свое время, а во-вторых, поддержать и попытаться заинтересовать его содержанием. Например, если ребенку нравятся вулканы или динозавры, предложите изучить соответствующую главу в учебнике по географии или окружающему миру. Объясните, что все взаимосвязано, и без одного не существовало бы другого. Или, если ребенку нравится готовить, предложите провести химические опыты и прочесть в учебнике, как одно вещество взаимодействует с другим. Это поможет ему иначе взглянуть на скучные предложения, деятельность станет осмысленной и приобретет ценность, а там вдруг и любовь возникнет.

5. Усталость

Насыщенность школьной жизни может истощать школьника.

Что делать. В этом случае важно организовать адекватный режим труда и отдыха, который будет опираться на объективные возможности ребенка, а не на представления родителей о них. И да, за каникулы ребенок, возможно, еще так и не отдохнул, особенно если вы много ходили в гости, посещали новогодние представления, выбирались на катки и так далее. Дайте ему пару дней на то, чтобы просто побыть с собой, побалдеть, попрокрастинировать. И детям, и взрослым это тоже нужно.

6. Внутренние переживания

Лень и скука, которые демонстрирует ребенок, могут быть фасадом, за которым прячутся сильные, но пока не осознанные чувства. Часто это страх ошибиться или быть наказанным за низкую оценку или плохо выполненную работу.

7. Рутина и монотонность


Что делать. Смотрите вместе с ребенком фильмы про школу, отмечайте, что его интересует в школе и как герой справляется с трудностями. Если ваш ребенок еще играет в игрушки, проигрывайте с ним школьные ситуации. Так вы вместе сможете обратить внимание на то, что на самом деле привлекает ребенка в школе, разобраться в том, есть ли у него трудности, и проговорить, как их лучше разрешать.

Если мы вспомним свои школьные годы, то наверняка убедимся в том, что нравилось нам далеко не все. Поделитесь своими эмоциями и позвольте ребенку сформулировать собственные цели, ради которых ему захочется вставать по утрам и посещать занятия.

Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу

У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.



АНАСТАСИЯ МИТРОФАНОВА,

Детский каприз или серьёзная проблема?

Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.

Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.

Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.

Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.

Почему первоклассник не хочет ходить в школу

В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.

Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Развитие мотивации к учёбе у детей

Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.

В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.

Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

children-403582_640

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации?

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив
  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.

home-office-569153_640

  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки
  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

feet-932346_640

Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия


Содержание:

ребенок не хочет идти в школу

С нежеланием идти в школу рано или поздно сталкивается каждый ребёнок. И это нормально. Все люди переживают стресс, усталость, необходимость общаться с неприятными людьми. Однако то, что мы испытываем утром, когда выходим из дома, уже через час может измениться в позитивную сторону. Ведь наши негативные ожидания от дня не оправдались.

Почему дети не хотят идти в школу?

У ребёнка плохие отношения с учителем

не хочу идти в школу

Конфликт ученика с учителем может быть как реальным, так и надуманным со стороны ребёнка. Слишком строгий или темпераментный учитель может вызывать у школьника чувство тревоги, ощущение, что его притесняют, хотя взрослый просто в экспрессивной форме высказывает своё мнение, и ни в коем случае не хочет обидеть ребёнка.

С другой стороны, у учителей действительно бывают любимчики и ученики, которые их раздражают. Для человека это нормально, но профессиональные учителя должны работать над собой и, ни смотря ни на какие свои эмоции, уважительно относиться к каждому ребёнку. Бывают случаи, когда дети сами создают конфликтные ситуации, устраивая травлю учителю.

Читайте также: