Дидро д отец семейства краткое содержание

Обновлено: 07.05.2024

Детство и юность

Дени Дидро появился на свет 5 октября 1713 года во французском городе Лангр в семье ножовщика. Мальчик с ранних лет был очень смышленым, и родители решили, что сын станет священником. Так Дени поступил в иезуитский колледж, в котором изучал взаимосвязь вселенной и человека. После окончания колледжа в 1732 году Дидро получил степень магистра философии.

Во время обучения Дени Дидро был глубоко религиозным человеком: постоянно соблюдал пост, много молился и даже носил власяницу. Но в 1735 году отношение к религии у Дидро изменилось: отказавшись от идеи войти в духовенство, он поступил на юридический факультет Парижского университета.

Литературный труд

Желание связать свою жизнь с юриспруденцией оказалось скоротечным. В 1740-х годах неожиданно для всех Дидро решил стать писателем и переводчиком. Отец не смог вынести этого удара и отрекся от беспутного сына. Последующие 10 лет Дидро стал вести богемный образ жизни. Он окончательно отрекся от религии в 1749 году, когда узнал о трагической смерти любимой сестры: будучи монахиней, она умерла от переутомления во время несения церковной службы.

При изучении краткой биографии Дени Дидро стоит упомянуть встречу с императрицей Екатериной II Великой, пригласившей известного философа в Россию. Дидро предложил императрице проект системы народного образования, который базировался на принципах бессословности и бесплатном начальном обучении.

Философские воззрения

Во всем творчестве Дидро четко прослеживались его философские взгляды. К основным идеям французского писателя и философа следует отнести отрицание дуалистического учения, основанного на разделении духовного и материального начала. Он полагал, что в мире существует лишь одна материя, а все сложные и разнообразные явления в жизни являются результатом движения ее частиц.

Дени Дидро не сомневался, что священная история и все теологические системы являются фальсификацией. Он считал ложным представление о божественном происхождении власти и рьяно выступал за конституционную монархию, во главе которой стоит просвещенный государь. Отстаивая идеи атеизма, Дидро призывал короля упразднить церковь, которая, по его мнению, пагубно влияет на государство.

В области физиологии и биологии Дидро высказал предположение о том, что все живые существа на земле, в том числе и человек, на пути своего развития проходят различные стадии. Таким образом, философ стоял у истоков развития теории эволюции.

Скончался Дени Дидро 31 июля 1784 года на 71 году жизни. Причиной смерти стала эмфизема легких.

Символы

  • Месье д'Орбессон , отец семейства
  • Monsieur le Commandeur d'Auvillé , зять отца семейства
  • Сесиль , дочь отца
  • Сен-Альбин , сын отца
  • Софи , молодой незнакомец
  • Жермей , сын покойного месье де ***, друга отца семейства
  • Месье Ле Бон , домработница
  • Мадемуазель Клэре , горничная Сесиль
  • Ла Бри и Филипп , слуги отца семейства
  • Дешам , слуга Гермейля
  • Домработницы
  • Мадам Эбер , хозяйка Софи
  • Мадам Папийон , торговка у туалета
  • Один из работников мадам Папийон
  • Мистер *** , бедный постыдный
  • Крестьянин
  • Освобожденный

Аргумент

Святой Альбин влюблен в Софи, скромную работницу неизвестного происхождения, и хочет на ней жениться. Его проектам мешают его отец и его зять, старый командующий Овилле, бывший солдат, очень консервативный, который пытается запереть Софи в монастыре. В то же время Сесиль, молодая девушка из дома, завела интригу с Жермейлем, сыном друга ее отца, который просит его спрятать Софи в их доме. Когда д'Овилле находится в присутствии молодой женщины, он понимает, что она его племянница. Вопрос о родстве решен, Сен-Альбин теперь волен жениться на Софи. Что касается Сесиль, она может выйти замуж за Жермейля.

Прием

Спектакль тоже пародировали, что свидетельствовало о его известности.

  • Жан Нугаре , Семья в беспорядке , написанный между 1758 и 1763 годами.
  • Пуанне де Сиври , отец Кассандр , 1761 год. Спектакль в Комической опере 10 марта 1761 г. .

Когда пьеса стала известна за рубежом, немцы высоко оценили ее естественность, и критики, такие как Лессинг, использовали ее для развития своих теорий в пользу национальной литературы. Котто-Анри де Гемминген написал немецкую имитацию пьесы под тем же названием.

Рассуждение о драматической поэзии

Драматическое искусство было одной из тем, над которыми Дидро, считая себя призванным возродить театр своего времени, больше всего любил развиваться. Отец семьи является частью, с природным Сыне , из пьес , написанных Дидро в поддержку теории он разработал из буржуазной драмы . Когда эта пьеса была опубликована, он предшествовал его с дарственным посланием к принцессе Нассау-Saarbruck и затем трактат О драматической поэзии .

Повесть написана в форме записок героини, обращённых к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестёр красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней. Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остаётся, кроме как принять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передаёт для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздаётся стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Весёлым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за неё молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своём отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит своё положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живёт в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаётся поступить в услужение к прачке. Работа тяжёлая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живёт в постоянной тревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Автор краткого содержания: А. А. Фридрих. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Портрет Дени Дидро


Портрет Дени Дидро

В детстве будущий писатель зарекомендовал себя как блестящего ученика. Родители решили, что мальчик будет прислуживать церкви. В 1726 году Дени поступил в католический лицей Луи Великого, где воспитывались священники, затем – в Jansenist Collège d’Harcourt. Изучая вселенную и место человека в ней, в 1732 году Дидро окончил колледж и получил степень магистра философии.

Идеи современной ему эпохи, взгляды на историю государственности и права побудили Дидро оставить профессию священника и поступить на юридический факультет Парижского университета. Позже, в 1749 году, француз окончательно разочаровался в религии: горячо любимая сестра Анжелика, будучи монахиней, умерла от переутомления во время несения церковной службы.

LiveInternetLiveInternet

Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.

Дидро и энциклопедия

Portrait de Denis Diderot, Louis Michel Van Loo, Paris, vers 1770.

Бургундия, Нормандия,Прованс или Эльзас -поместится вся Франция на Liberta у нас!

Дени Дидрои Жан-Жак Руссо

Дидро — литератор и художественный критик


Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.


(Inventaire du fonds Vandeul et inédits de Diderot, hg. von Herbert Dieckmann, Genf 1951)

Дидро подводит итоги пребывания в России у императрицы Екатерины II


Гага, 9 апреля 1774 года.

,,Дорогой друг, я прибыл в Гагу 5 апреля, проехав семьсот лье в течение двадцати двух дней. Князь и княгиня ждали меня с нетерпением и приняли с выражениями самой искренней и трогательной дружбы. Пожелай я только решительно, я могу быть возле тебя через четыре дня; но ея императорское величество поручила мне издать здеcь уставы разных заведений, основанных eю на благо своих подданных, и я должен это выполнить. Если голландский книгопродавец не арап, каким он имеет обыкновение быть, то я вскоре уеду в Париж. Если же я прийду к какому нибудь разумному соглашению с ним, то останусь здесь. Не знаю еще на чей счет падут расходы моей обратной поездки. Чтобы выяснить это, подожду моего провожатаго до тех пор, пока он не возвратится из своей поездки по Голландии).

Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости

Терракотовый бюст французского философа, исполненный в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме. Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени. Его слава была такова, что американцы заказали ему статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния

Просвещение – вот основа человека

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Книги и театр

Писатель Дени Дидро

Книги Дени Дидро


Книги Дени Дидро

Дени Дидро на обеде философов


Дени Дидро на обеде философов

Екатерина II


Екатерина II

Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях талантливого французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет службы вперед.

В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно. Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал ее по ногам.

Дени Дидро и Екатерина II


Дени Дидро и Екатерина II

В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются черные синяки.

Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.





Краткая биография

Писатель Дени Дидро

Личная жизнь

Портрет Дени Дидро


Портрет Дени Дидро

Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.

Документальный фильм о Дени Дидро

Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:

Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.

Дени Дидро (Diderot) – глава французских энциклопедистов, один из влиятельнейших писателей эпохи просвещения XVIII века. Он родился 5 октября 1713 в Лангре и был сыном ножовщика; умер в 1784. В Париже он изучал философию, математику, физику, искусство, и сошелся с выдающимися представителями современных движений. За отказ изучать какую-нибудь специальность (сначала Дидро был теологом, затем юристом), он лишился поддержки со стороны отца и сделался писателем. Из национальных литераторов наибольшее влияние оказал на него скептик Бейль. Сродные элементы Дидро нашёл в сочинениях английских сенсуалистов и свободомыслящих.


Портрет Дени Дидро. Художник Л. М. ван Лоо, 1767

Дени Дидро. Видеофильм

Смерть

На 71-м году жизни, пережив Софи Волан на 5 месяцев, Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года от эмфиземы легких.

Памятник Дени Дидро в Париже


Памятник Дени Дидро в Париже

Тело захоронили в церкви Святого Роха, но в период Французской революции 1789 года все могилы в храме были разорены. Сейчас точное местонахождение останков философа неизвестно.

Цитаты

Дать обет бедности — значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания — значит отречься от неотъемлемого права человека — от свободы. Если человек соблюдает свой обет — он преступник, если он нарушает его — он клятвопреступник. Жизнь в монастыре — это жизнь фанатика или лицемера.

Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Читайте также: