Дидактическая игра русская изба для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Бовкун Наталья Николаевна

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Актуальность:

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Это возможно через обращение к традициям русской народной культуры.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребенку - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается мужской работой.

В результате анкетирования родителей, бесед с детьми, установлено, что не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа.

Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Дидактическое пособие - игра дает возможность решить задачи социально - коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Дети с интересом, увлеченно играют.

Данное пособие является интерактивным, которое можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
  • Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Обогащать словарь детей.
  • Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.

2. Развивающие:

  • Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций.
  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Обогащать игровой опыт.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
  • Приобщать к устному народному творчеству.

Направления работы с пособием:

Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.

Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.

Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.

Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.

Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.

Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.

Пословицы: У ребѐнка заболит пальчик, а у матери – сердце.

Не нужен и клад, когда в семье лад.

Всякой матери своѐ дитя мило.

Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.

Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?

- Кто рядом с дедушкой?

-Кто около сестры? И т. д.

Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)

Песню тихо я пою.

Спят все звери на земле:

Кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке.

А бычку приснились рожки.

Не снимает петушок

На ночь красный гребешок.

Песню тихо я пою.

Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.

Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.

В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.

В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

ВложениеРазмер
pravila_igry.doc 377 КБ
illyustrativnyy_material.doc 371 КБ
material_dlya_vzroslyh.doc 186.5 КБ
zagadki_zadaniya.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

Цель: ознакомление детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта.

Ход игры: принимают участие 1 или 2 человека. На столе выкладываются карточки с изображением русской избы и современного дома, а также картинки с изображением предметов быта вперемешку. Надо правильно разложить карточки к соответствующей картинке.

Цель: закрепление знаний детей старинных предметов быта и их современных аналогов.

Ход игры: перед началом игры в избе заменяется картинка с изображением старинного предмета на современный предмет. Например, лапти на туфли. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать его современный аналог.


Цель: упражнение детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках.



Цель: развивитие умений правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта.

Ход игры: на столе выкладываются картинки с изображением старого и современного быта вперемешку. Дети должны найти пару предметов одного предназначения из старинного и современного быта (лапти – туфли, старинная лампа – люстра, самовар - чайник и т. д.)



Цель:
Обобщение и систематизирование знаний детей о мире предметов быта прошлого и настоящего.
Задачи:
- Знакомить детей с бытом и традициями русского народа, обращая внимание на различия между предметами современного дома и предметами старинной избы;
- создавать эмоциональное настроение в процессе игровых действий;
- способствовать расширению и активизации словаря.
- Развивать воображение, мышление, формировать у детей интерес к предметам крестьянского быта;
- учить детей узнавать и называть предметы быта и посуду.
- Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта;
- воспитывать дружеские отношения в игре, умение доводить начатую игру до конца.
Игровые атрибуты
Карточки с посудой и утварью крестьян, предметы современного быта, картинки с изображением русской избы



Количество игроков – игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

Правила игры
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Затем так же о современном доме. Задача детей расставить предметы интерьера.

Выиграет тот кто правильно расставишь все предметы и назовёшь их.

Читайте также: