Дидактическая игра русская изба для детского сада
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Бовкун Наталья Николаевна
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Актуальность:
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Это возможно через обращение к традициям русской народной культуры.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребенку - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается мужской работой.
В результате анкетирования родителей, бесед с детьми, установлено, что не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа.
Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Дидактическое пособие - игра дает возможность решить задачи социально - коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Дети с интересом, увлеченно играют.
Данное пособие является интерактивным, которое можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
- Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Обогащать словарь детей.
- Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
2. Развивающие:
- Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Обогащать игровой опыт.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Приобщать к устному народному творчеству.
Направления работы с пособием:
Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.
Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.
Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.
Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.
Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.
Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.
Пословицы: У ребѐнка заболит пальчик, а у матери – сердце.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Всякой матери своѐ дитя мило.
Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.
Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?
- Кто рядом с дедушкой?
-Кто около сестры? И т. д.
Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)
Песню тихо я пою.
Спят все звери на земле:
Кто в берлоге, кто в дупле.
А цыплята спят в лукошке.
А бычку приснились рожки.
Не снимает петушок
На ночь красный гребешок.
Песню тихо я пою.
Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.
Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.
В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.
Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.
Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.
В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.
Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_igry.doc | 377 КБ |
illyustrativnyy_material.doc | 371 КБ |
material_dlya_vzroslyh.doc | 186.5 КБ |
zagadki_zadaniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!
Цель: ознакомление детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта.
Ход игры: принимают участие 1 или 2 человека. На столе выкладываются карточки с изображением русской избы и современного дома, а также картинки с изображением предметов быта вперемешку. Надо правильно разложить карточки к соответствующей картинке.
Цель: закрепление знаний детей старинных предметов быта и их современных аналогов.
Ход игры: перед началом игры в избе заменяется картинка с изображением старинного предмета на современный предмет. Например, лапти на туфли. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать его современный аналог.
Цель: упражнение детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках.
Цель: развивитие умений правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта.
Ход игры: на столе выкладываются картинки с изображением старого и современного быта вперемешку. Дети должны найти пару предметов одного предназначения из старинного и современного быта (лапти – туфли, старинная лампа – люстра, самовар - чайник и т. д.)
Цель:
Обобщение и систематизирование знаний детей о мире предметов быта прошлого и настоящего.
Задачи:
- Знакомить детей с бытом и традициями русского народа, обращая внимание на различия между предметами современного дома и предметами старинной избы;
- создавать эмоциональное настроение в процессе игровых действий;
- способствовать расширению и активизации словаря.
- Развивать воображение, мышление, формировать у детей интерес к предметам крестьянского быта;
- учить детей узнавать и называть предметы быта и посуду.
- Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта;
- воспитывать дружеские отношения в игре, умение доводить начатую игру до конца.
Игровые атрибуты
Карточки с посудой и утварью крестьян, предметы современного быта, картинки с изображением русской избы
Количество игроков – игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
Правила игры
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Затем так же о современном доме. Задача детей расставить предметы интерьера.
Выиграет тот кто правильно расставишь все предметы и назовёшь их.
Читайте также: