Диагностика учебной успешности в начальной школе под ред п г нежнова

Обновлено: 28.06.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Оглавление

Tест грамотности чтения художественных текстов

Tест грамотности чтения информационных текстов ………..

6 Сбор дополнительных данных (сопроводительное анкетирование)

От авторов


Книга представляет результаты многоступенчатого проекта по созданию тестового инструмента для диагностики учебной успешности в начальной школе. Изложены основания подхода, даны краткие описания разработанных тестовых материалов, приведены результаты их апробации.

Данная публикация подводит итоги третьего этапа разработок, осуществленного в рамках Федеральной целевой программы развития образования 2006-2010 при поддержке Академии народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ), Центра международного сотрудничества по развитию образования АНХ. В рамках данного этапа были внесены уточнения в теоретическое обоснование теста, скорректирован его формат, проведена конкретизация уровневых критериев, расширены массивы тестовых заданий.

Наряду с разработкой тестового инструмента развиваемый подход был параллельно реализован в проекте по созданию макета Федерального государственного стандарта общего образования, где были определены требования к содержанию образования, к контрольно-измерительным материалам, а также к способам оценивания образовательной практики.

Надеемся, что книга заинтересует учителей, завучей и директоров школ, а также психологов и работников органов управления образованием.

Авторы выражают благодарность

Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Центру международного сотрудничества по развитию образования АНХ – за участие в постановке задач представленного в данной книге исследования, за организационное и экспертное сопровождение проекта.

Мы особенно признательны за полезные обсуждения В.А. Болотову, И.А. Вальдману, Г.С.Ковалевой, С.С. Борисову. Выражаем также глубокую признательность А.А. Селянину – министру образования республики Карелия, предоставившему авторскому коллективу все условия для пилотной апробации первых тестовых материалов на вверенной ему территории.

Мы также высоко ценим творческий вклад в наш продукт А.Л.Венгера, принявшего непосредственное участие в реализации предыдущего этапа проекта и оказавшего нам дружескую консультативную помощь в настоящей работе.

Что касается содержания проблемы, то оно напрямую вытекает из тех перемен, которые на наших глазах происходят в жизни мирового сообщества:


  • Глобализация – обостряет вопросы культурной децентрации

  • Развитие гражданского общества – предъявляет растущие ожидания к индивидам как субъектам общественных отношений (ответственность, критичность, автономность)

  • Усложнение характера общественного производства – влечет за собой ужесточение требований к индивидуальному действию, его гибкости, технической и информационной оснащенности, культурной оформленности, коммуникативной составляющей, и т.д.

Таким образом, в образовании наметился вынужденный сдвиг целевой ориентации от учебных знаний, умений и прочих предпосылок становления в будущем результативного действия – к компетенции как некоторой актуальной способности эффективно действовать в разнообразных социально-практических контекстах и ситуациях. Причем этот сдвиг затронул не только ВУЗы и выпускные классы школ, а пронизал сверху вниз всю систему, включая дошкольные звенья (Холстед, Орджи, 2001).

Пересмотр целей образования и разработка соответствующих диагностических инструментов велись одновременно во многих странах: Австралии, Великобритании, Голландии, США, Швейцарии и др. С определенного момента эти усилия были введены в рамки международного сотрудничества, что увеличило их эффективность и резко повысило статус. Однако подлинный взрыв всеобщего интереса к проблеме диагностики и формирования компетенций вызвала международная программа мониторинга школьных достижений PISA (Programme for International Student Assessment). Шок, который испытала общественность ряда развитых стран, ознакомившись с результатами мониторинга, оказался идеальным стимулятором начала преобразований в этой области. В числе таких стран оказалась и Россия.

Данный проект – очередная попытка продвинуться в направлении к этой цели.

2. Ключевые компетенции и практика их мониторинга

На сегодняшний день существует несколько вариантов решения этого вопроса, которые достаточно близки по содержанию, хотя и отличаются в плане обоснования.


  1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов

  2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные со способностью препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, климата нетерпимости, умением жить с людьми других культур, языков и религий

  3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, включая общение на иностранных языках

  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации, предполагающие владение новыми технологиями, понимание возможностей и границ их применения, способность критического отношения к циркулирующей информации

  5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь

Очевидно, что приведенные пять позиций по сути фиксируют контуры того разрыва, который сегодня имеет место между образованием и общественной практикой. Таким образом, основная функция этого меморандума – политический вызов образовательному сообществу, ориентирующий на пересмотр системы образовательных целей.


  1. Коммуникация

  2. Операции с числами

  3. Информационные технологии

  4. Работа с людьми

  5. Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности

  6. Разрешение проблем

Эти ключевые компетенции рассматриваются как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. Три основные компетенции (1-3) оцениваются в основном с помощью тестов. Три более широкие (4-6) – оцениваются экспертными методами.

Обращение к содержанию первых трех компетенций показывает, что их совокупность в пределе очерчивает не что иное, как отнесенность языковых, математических и информационных знаний-умений-навыков к наиболее важным (распространенным) ситуациям их применения:


  • устной и письменной коммуникации с анализом текстов, обменом информацией, дискуссиями и презентациями собственных данных и выводов

  • осуществления сложного (коллективного или автономного) действия (решения проблемы или задачи), предполагающего использование языковых и математических умений, равно как и умения работать с информацией

Оксфордская система целевых ориентиров носит весьма разработанный характер, однако в силу эмпиричности своего построения не гарантирует полноты решения проблемы. В этом плане более перспективным представляется выделение ключевых компетенций на основе полагания предельной (системной) картины процесса и результата образования.

Некоторые попытки такого рода имели место в отечественной педагогике.


  • потребности современного общества (с его тенденциями к демократизации и техническому прогрессу)

  • типологии деятельностей и сфер общественной жизни

  • структуру деятельности, в которой различены четыре компонента

  • культуру в виде набора блоков

  • потребности личности

  • средства реализации содержания образования (учебные предметы, оргформы …)

  • исследователя

  • участника и организатора коммуникации

  • организатора индивидуальных и коллективных действий

  • субъекта принятия решений

  • учащегося

На наш взгляд, И.Д.Фрумину и В.В.Башеву удалось задать весьма связную картину образовательных целей, которая при соответствующих уточнениях и конкретизации могла бы послужить основанием педагогического проектирования целостного образовательного процесса.

Цель проекта DeSeCo состояла в том, чтобы определить ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни и хорошо функционирующего общества. Основанием отбора компетенций послужили, с одной стороны, представление о базовых европейских ценностях (таких как демократия, согласованность личных и общественных целей, устойчивое развитие), а с другой стороны - констатация важнейших социально-культурных тенденций, в контексте которых действует и развивается современный общественный индивид. В результате была предложена структура из трех категорий, задающих нормативное пространство целей для всех образовательных ступеней.

Нежнов П.Г., Фрумин И.Д. и др. Диагностика учебной успешности в начальной школе

Книга представляет результаты многоступенчатого проекта по созданию тестового инструмента для диагностики учебной успешности в начальной школе. Рассмотрены проблемы оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода. Определены ключевые компетенции, проанализирована практика их мониторинга. Описаны принципы разработки предметных тестов для начальной школы, даны образцы и краткие характеристики разработанных тестовых материалов, приведены результаты их апробации.

Содержание книги:.
От авторов.
Проблема оценки образовательных результатов начальной школы с позиции компетентностного подхода.
Ключевые компетенции и их мониторинг.
Определение ключевых компетенций.
Практика мониторинга ключевых компетенций.
Оценка качества ключевых компетенций.
Проблема оснований оценки образовательных результатов.
Образовательные модели и таксономии педагогических целей.
Уровни качества компетенций в международных мониторинговых исследованиях.
Образовательные результаты в модели культурного развития.
Тест ключевых компетенций для начальной школы.
Критериальная модель оценки качества компетенций.
Общая характеристика тестового комплекта.
Содержание и организация тестов:.
Тест математической грамотности.
Тест естественнонаучной грамотности.
Тест грамотности чтения (информационные тексты).
Тест грамотности чтения (художественные тексты).
Тест языковой грамотности.
Результаты пилотного исследования.
Заключение.
Приложение..


Ребёнок учится мыслить, оценивать мир вокруг, адекватно воспринимать собственные действия, общаться с другими детьми и многому другому. Чем старше становится индивид, тем больше возможностей для обучения перед ним открываются. Достигнув определённого возраста, ребёнок идет в школу. Учебная деятельность сопровождает ребенка, начиная с детского сада и заканчивая обучением в высших учебных заведениях.

Характерной чертой младшего школьного возраста является первичное вхождение ребёнка в учебную деятельность и овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребёнку в готовой форме, её ещё предстоит сформировать. Разумеется, индивид по-прежнему стремиться к освоению мира и получению новых знаний и умений, но если те навыки, что он получал в начале своего жизненного пути проверяются на практике постоянно, то за успешным усвоением приобретаемых знаний в школе необходим контроль. От того, насколько хорошо ребёнок справляется с обучением на ранних стадиях, зависят его дальнейшие успехи, а значит и всестороннее развитие навыков. Следовательно, процесс обучения нуждается в постоянном контроле.

Актуальность данной работы состоит в постоянном развитии и преобразовании учебной деятельности. На данный момент система образования в России находится на этапе переосмысления и преобразования: вводятся новые методы тестирования знаний учащихся, от младших до старших классов образовательных учреждений, новые критерии оценки усвоенных знаний.

Вопросы учебной деятельности младшего школьника представлены в работах В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, А. К. Маркова, Н.В. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Н.А Курдюковой, Г.С. Абрамовой, А. Д. Дмитриева, и других.

В данной работе мы также затронем учебную деятельность младших школьников, однако основной целью станет изучение и диагностика учебной успешности.

Таким образом, цель исследования: диагностика учебной успешности в начальной школе, выявление особенностей учебной успешности младших школьников, составление рекомендации учителю по формированию успешности младших школьников в процессе учебной деятельности.

В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты:

Большая часть детей справилась с заданием, их рисунки соответствовали заданной теме (8 из 12);

У нескольких учеников на рисунках преобладали несоответствующие теме элементы (3 из 12);

Один из учеников не справился с заданием (1 из 12).

В основном, по полученным данным можно говорить об отсутствии серьёзных проблем и преобладании хорошей мотивации. Стоит, однако, отметить, что на рисунках с преобладающими школьными элементами присутствовали признаки, указывающие на игровые и социальные мотивы, из чего можно сделать вывод, что даже при наличии позитивного отношения к школе, обучение выводится на вторую ступень.

Проведение данной методики выявило следующие результаты:

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан.

Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан

Ур. Притязаний (баллы)

Ур. Самооценки (баллы)

На основе полученных результатов мною были сделаны следующие выводы:

По норме реалистического уровня притязаний характеризуется результат от 60 до 89 баллов, и как мы видим по результатам исследования (таблица №3), основная и большая часть класса находится в диапазоне этой нормы.

Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Такой результат получился у 4 человек из класса. Даже из обычных наблюдений за классом было видно, что эти дети более активные, уверенные и достаточно четко видят перед собой поставленную задачу. Все они упорно учатся и двое из них постоянно просят дополнительные домашние задания.

Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Такого ни у кого не выявлено.

По таблице мы снова можем наблюдать то, что практически все дети имеют среднюю и высокую самооценку, что нормально и даже хорошо для их возраста. Уровень самооценки сильно влияет и на уровень притязаний детей. С завышенной самооценкой есть только один ребенок, ранее с выявленными проблемами по контактам с другими детьми.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Модификация А.Д. Андреева

Результат проведения методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению по модификации А. Д. Андреева

На основании результатов, проведенной методики можно сделать вывод, что в группе исследуемых в основном преобладает средний уровень, направленный на позитивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учебе. Но и присутствуют дети с признаками повышенной эмоциональности на уроке и школьной тревожностью.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Проведение анкетирование среди группы учащихся показало следующие результаты:

Результат анкетирования по методике Н. Лускановой

В группе преобладает средний показатель (5 человек из 12 испытуемых);

Высокий уровень имеет низкий показатель (2 из 12);

Хороший уровень имеет средний показатель (4 из 12);

Низкий уровень имеет самый слабый результат (1 из 12);

Результата с негативным отношение и дезаптацией не выявлен (0 из 12).

Следовательно, на основе полученных данных мы можем сделать следующие выводы:

Среди школьников выбранной нами группы преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью, нежели непосредственно обучением. Проблем с дезаптацией и отрицательным отношением к школе не выявлено. В целом, рекомендуется включать в программу урока больше занимательного и игрового материала.

Исходя из результатов - практически все дети справились с заданием, имея лишь легкие отклонения от заданной темы. На диаграмме так же видно, что лишь один ученик явно отстает по теме. С ним проводится индивидуальная беседа. Педагог изначально предупреждал, что у ученика есть небольшие проблемы с контактами и самоценностью. Беседа проводится и с родителями мальчика.

На основе результатов исследования составлены рекомендации по работе с детьми в данной группе.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Рекомендации направленные на упрочнение и развитие учебной успешности включают в себя следующие виды воздействий:

актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

создание условий для появления новых мотивов, целей и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

коррекция дефектных мотивационных установок;

изменение внутреннего отношения ребёнка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствуют упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

В связи с тем, что успешность обучения фундаментально основывается на правильно сформированной мотивации, следует обратить особое внимание на ее развитие.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, рекомендуется учителю планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.

Читайте также: