Должностные обязанности логопеда дефектолога в школе

Обновлено: 30.06.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция дефектолога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Должностная инструкция дефектолога

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Должностная инструкция дефектолога

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкций Должностная инструкция учителя-логопеда/дефектолога >>>

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) В структуре локальных актов организации при наличии указанных выше специальных должностей (соцпедагог, психолог, логопед, дефектолог, медработник) должны присутствовать должностные инструкции таких работников, в которых детально определены их права и обязанности. Также в этом случае среди локальных актов должны быть положения об оказании данных видов помощи. При достаточном количестве обучающихся, нуждающихся в адаптивных и коррекционных мерах, создаются специализированные классы коррекции.

Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции логопеда

1. Общий раздел

2. Функции

Логопед отвечает за следующий круг задач:

  1. Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
  2. Заполнение необходимой профильной документации.
  3. Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
  4. Получение и обработка информации по пациентам.
  5. Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
  6. Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
  7. Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
  8. Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
  9. Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
  10. Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
  11. Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.

3. Ответственность

Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
  2. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
  3. За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.

4. Права

Логопед наделен следующим комплексом прав:

  1. Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
  2. Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
  3. Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
  5. Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.

5. Условия работы

Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:

  1. Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
  2. Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
  3. Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
  4. На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
  5. Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
  6. Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.

Основные моменты составления инструкции

В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.

Обязательные части стандартной инструкции:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные возможности.

Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Правила оценки результативности (KPI).
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Порядок преобразования инструкции.

Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.

Основные положения

Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.

Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.

Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.

Функции

В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:

  • Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
  • Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
  • Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.

Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.

Условия работы

Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.

До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:

  • Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
  • Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
  • Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
  • На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.

Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Подчиняется руководителю учреждения.
  2. Назначается и увольняется с должности руководителем учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:

2.1 Просвещение родителей и педагогов по проблемам речевого развития детей.

2.2. Диагностика речевых и неречевых компонентов развития ребенка.

2.3. Логопедическая коррекция.

2.4.Консультативная помощь родителям.

3. Должностные обязанности:

3.1 Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

3.2 Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

3.3 Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

3.4 Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.5 Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

3.6 Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.7 Ведет необходимую документацию.

3.9 Реализует образовательные программы.

3.10 Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

3.11 Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

3.12 Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

3.13 Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.

3.14 Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

3.15 Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.16 Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

- Принимает участие в научно-практических конференциях по профилю своей работы.

- Ходатайствует перед администрацией учреждения о приобретении новых методических пособий, оборудования.

- Ходатайствует перед администрацией учреждения о подготовке документов на присвоение квалификационной категории.

- Учитель-логопед несет административную и юридическую ответственность за последствия своих заключений, действий и нарушений педагогической этики в отношении пациентов, за несоблюдение требований должностной инструкции.

- Оценка работы учителя- логопеда проводится администрацией образовательного учреждения. При необходимости привлекаются специалисты высших учреждений.

6. Связи по должности.

6.1 работает по графику, составленному исходя из 20 часовой рабочей недели и утвержденному директором;

6.2 представляет администрации Центра письменный отчет о своей деятельности в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти,;

6.3 получает от директора Центра и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.4 информирует администрацию Центра о возникших трудностях на пути осуществления профессиональной деятельности;

6.5 передает администрации Центра информацию, полученную на совещаниях и6.6 работает в тесном контакте с учителями, родителями /лицами, их заменяющими/, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками Центра;

6.7 работает в тесном контакте с образовательными учреждениями, ГИМЦ, ВИПКРО, с отделом опеки и попечительства, СМИ.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность учителя-логопеда.

1.2. Учитель-логопед назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3. Учитель-логопед относится к категории специалистов.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

- Высшее образование - специалитет или магистратура в области дефектологии

- Высшее образование - специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии

1.5. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Учитель-логопед должен знать:

Учитель-логопед вправе:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения касающимися его деятельности.

4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

4.5. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.6.Требовать от воспитателей соблюдения графиков проведения занятий.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Учитель-логопед несет ответственность за:

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей; за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.7. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.8. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.9. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.10. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.11. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также: